Напоминание

"Процесс личностного развития студентов"


Автор: Абдрахманова Гульнар Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БУ "Белоярский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Белоярский ХМАО-Югры
Наименование материала: Статья
Тема: "Процесс личностного развития студентов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Процесс личностного развития студентов

Абдрахманова Гульнар Александровна,

преподаватель БУ «Белоярский

политехнический колледж»

В

свете

современных

реформ

в

стране

главной

целью

образования

является

целенаправленное воспитание личности каждого обучающегося. Обучение знаниям, умениям и

навыкам должно стать составной, органической частью воспитания. При этом воспитание

должно быть направлено на

формирование таких качеств как высокая нравственность

поведения, общая культура, творческая инициатива и предприимчивость, социальная зрелость. А

так как личность каждого учащегося неповторима и индивидуальна в своих особенностях, то

необходимо создать все условия для развития способностей каждого до максимально

возможного для него уровня, для полного удовлетворения его интересов и склонностей.

Для того чтобы все это осуществить, преподаватель должен хорошо знать индивидуальные

особенности каждого студента, его задатки и способности, его интересы и склонности. Только

тогда он получит возможность направлять процесс внутреннего духовного развития, эффективно

помогать ему в преодолении трудностей развития, в его личностном совершенствовании.

Поэтому любое образовательное учреждение и преподаватели должны планомерно изучать

процесс личностного развития обучающегося, пристально следить за ходом его духовного роста,

за развитием его способностей, интересов и склонностей.

Как показывает мировой опыт школ, для всего этого совершенно недостаточно одних

наблюдений преподавателя в процессе его взаимодействия со студентами. Повседневное

кратковременное общение в процессе занятий зачастую создает у него лишь иллюзию знания и

понимания личностных особенностей отдельных студентов, что чревато многими ошибками, а в

конечном итоге и большими потерями в воспитательном процессе. В силу того, что общение это

ограничено главным образом рамками уроков, у преподавателя невольно складывается

одностороннее и в то же время устойчивое мнение о студентах и соответствующее к ним

отношение. Причем общеизвестно, что в ряде случаев мнение это ошибочно, а поэтому воспита-

тельные воздействия преподавателя оказываются неэффективными, а иногда и вредными.

Следовательно, необходимо дополнять повседневные наблюдения преподавателя за учебной

деятельностью студентов объективными методами изучения процесса их развития – фи-

зического, нравственного, культурного, психического и социального становления.

1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса личностного

развития каждого обучающегося на протяжении всех лет пребывания в колледже.

В старшем подростковом возрасте в личности, психике и поведении детей происходит очень

много различных изменений.

2.

Изучение процесса личностного развития учащихся должно быть планомерным и

систематическим.

3. В изучении процесса личностного развития студентов должны принимать участие все

преподаватели, работающие в этой группе, под руководством классного руководителя.

4. На каждого студента заводится психолого-педагогическая карта процесса личностного

развития, которая заполняется после каждого диагностического среза куратором. Эти карты

хранятся в колледже как секретные (от учащихся и родителей) документы.

5. Психолого-педагогическое изучение процесса личностного развития учащихся должно

быть всесторонним, комплексным, охватывать все основные сферы развития ученика:

физическую, нравственную, умственную, эстетическую, эмоциональную, общекультурную,

социальную.

6.

Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться

систематически путем проведения диагностических срезов по каждому из параметров лич-

ностного развития. В случае невозможности проведения такого среза в отношении какого-либо

студента в установленное время (ввиду болезни или по другим причинам), этот срез должен быть

проведен в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущен.

7. Исследование личностного развития обучающихся должно проводиться в естественных

условиях учебно-воспитательного процесса. При этом должны учитываться возрастные

особенности обучающихся: экспериментальные задания должны предъявляться в доступной для

учащихся форме. Желательно, чтобы эти задания носили учебный характер и воспринимались

учащимися как обычные задания. Лишь в некоторых случаях можно использовать лабораторные

методы диагностики. Как отметил С.Л. Рубинштейн: «Изучать детей, воспитывая и обучая их,

чтобы воспитывать и обучать, изучая их – таков путь единственно полноценной педагогической

работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей».

8. Диагностика должна выявлять не только наличный, актуальный уровень развития той или

иной индивидуальной особенности учащегося, но и устанавливать «зону ближайшего развития»

(Л.С. Выготский), т.е. перспективу развития учащегося, которую он может достичь при сотруд-

ничестве с преподавателями и другими взрослыми.

9. Методы в методике диагностики отдельных качеств личности, включенных в психолого-

педагогическую карту учащегося, приводятся после схемы карты. Там же даны указания, как и в

какой форме должны фиксироваться результаты диагностики в соответствующих местах карты.

Там, где целесообразно, можно применять компьютерную технику, с тем, чтобы, во-первых,

облегчить работу преподавателей по проведению диагностики, а во-вторых, чтобы в большей

степени

объективировать

результаты

диагностики.

Ибо,

как

известно,

личность

экспериментатора (в данном случае –

преподавателя или психолога) оказывает влияние на

результаты диагностики, которые невозможно заранее учесть, так как они могут быть самыми

различными. Конечно, в этом случае преподаватель должен предварительно убедиться, что они

смогут самостоятельно провести диагностику на компьютере.

10.

Оценка результатов диагностики личностного развития того или иного студента

производится не только путем сравнения этих результатов с какими-то нормами или средними

величинами, а, главным образом, путем сопоставления их с результатами предыдущих

диагностических срезов того же студента с целью выявления характера и величины его

продвижения в развитии,

то есть динамики развития. Важно оценить усилия самого

обучающегося в учебной деятельности и самовоспитании.

11.

После получения диагностического среза его результаты обсуждаются на совете

преподавателей, работающих в данной группе, под руководством классного руководителя.

Результаты диагностики сопоставляются с результатами наблюдений преподавателей, со

сложившимися у них мнениями об отдельных учащихся. На этой основе разрабатываются меры

и план проведения коррекционной работы с отдельными студентами или со всей группой,

устанавливается, что необходимо изменить в деятельности преподавателей.

Здесь же решается вопрос, какие результаты диагностики и в какой форме следует сообщить

родителям, с тем, чтобы совместно с ними организовать помощь студенту в более интенсивном

развитии отдельных отстающих качеств его личности.

Решается также вопрос, что следует сообщить учащимся. Надо учитывать, что некоторых

результатов диагностики от обучающихся вообще не скроешь, да этого и не нужно. Например,

диагностика познавательных навыков производится, как правило, так, что обучающиеся хорошо

понимают – идет проверка их способностей. В этом случае учащимся надо обязательно сообщить

результаты. Речь может идти только о форме такого сообщения, о том, какие задания следует

дать учащимся для развития отдельных своих качеств. Кроме того, если правильно донести до

сознания учащихся результаты диагностики, то тем самым можно создать могучий стимул к

самосовершенствованию, что очень важно.

Далее обсуждается ход проведения коррекционной работы, ее результаты.

12.

При оценке результатов диагностики и разработке плана коррекционной работы с

учащимися важно соблюдать принцип педагогического оптимизма. Суть его очень точно

сформулировал С.Л. Рубинштейн: «Добиться успехов в борьбе с дурными и слабыми сторонами

человека можно верней всего, нащупав его сильные стороны, – те силы в нем, которые при

надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель. За озорными выходками

нередко стоят избыточные силы, которым не сумели вовремя дать надлежащее применение. На

знании одних недостатков и слабостей ничего не построить. Поэтому воспитание, которое видит

только их одних, их лишь подчеркивает,

бесперспективное дело. Кто хочет исправить

недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его,

которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем

сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека, надо искать себе союзников в нем

самом». Надо верить в силы и возможности учащихся.

Особо следует сказать об одаренных детях. Если в результате наблюдений и диагностики

будут выявлены обучающиеся, которые резко опережают в своем развитии сверстников,

обнаруживают высокий уровень развития общих способностей, особенно мышления и

воображения,

или

каких-то

специфических

способностей,

например,

музыкальных,

математических, технических и т.д., то следует обсудить на педагогическом совете, а затем и с

родителями, чем можно помочь этим детям, с тем, чтобы не задержать их развитие, а создать все

условия для их дальнейшего роста.

Если студент обнаружил опережающий уровень развития общих способностей, если ему уже

скучно учиться по тому или иному предмету, то предметнику целесообразно составить для него

индивидуальный план занятий по своей дисциплине.

Если же студент обнаруживает высокий уровень развития каких-то специфических

способностей и у него возник стойкий интерес к какой-то определенной области занятий,

склонность к какой-то деятельности, то необходимо создать нужные условия для удовлетворения

этого интереса или склонности. При этом ничего страшного, если этот студент по другим

предметам будет заниматься на уровне учебного минимума.

Работая с диагностическими методиками, необходимо придерживаться следующих правил:

содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат;

диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле

исследовательской деятельности;

результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными

людьми;

любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во

благо;

по результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая

коррекционная работа;

необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их

родителям.



В раздел образования