Автор: Власенко Валерия Леонидовна
Должность: к.п.н.,преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ДМШ им. С.М. Старикова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Милан Дворжак. 24 элегантных этюда. Методические рекомендации по исполнению фортепианных джазовых этюдов М. Дворжака"
Раздел: дополнительное образование
Милан Дворжак. 24 элегантных этюда.
Методические
рекомендации
по
исполнению
фортепианных джазовых этюдов М. Дворжака.
В последнее время педагогический репертуар для ДМШ стал гораздо
обширнее, разнообразнее, и педагоги
все чаще используют в работе
произведения, написанные в джазовом стиле.
Джаз - музыкальный жанр, появившийся на рубеже 19 и 20 веков в США
(Новый Орлеан). Он родился в результате объединения сельского и городского
афроамериканского фольклора с европейской музыкальной традицией и
представляет собой сочетание народной, художественной и развлекательной
музыки.
Джаз характеризуется синкопированным ритмом, также с большой свободой
интерпретации и аранжировки и склонностью к импровизации. Начальная
стадия развития джаза связана с Новым Орлеаном, откуда приехал один из
самых узнаваемых музыкантов этого жанра, который популяризировал джаз во
всем мире: вокалист и трубач Луи Армстронг. Джазовая музыка из штата
Миссисипи также важна для развития джаза.
В принципе можно выделить несколько основных стилистических периодов в
истории джаза, в том числе: Чикагский джаз, диксиленд, свинг, крутой джаз и
свободный джаз.
Джаз - это идеальная музыка для людей, которые чувствуют себя настоящими
артистами и любят свободно интерпретировать многие песниНа протяжении
всей истории джаза фортепиано играло существенную роль в эволюции
направлений, а пианисты становились инициаторами обновления стилей,
открывателями новых путей. Сегодня они ищут новые повороты развития, не
отрицая векторов, заданных музыкантами в XX в. . Самые распространенные
фортепианные стили конца ХIХ – начала ХХ вв.: страйд-пиано, рэгтайм,
фортепианный стиль трубы, стиль «связанных рук», Гарлем-пиано стиль,
стомп-пиано, блюз-пиано, баррел-хауз-пиано и хонки-тонки-пиано, а так же
буги-вуги. Общая черта пианистов того времени – соблюдение жанрово-
стилистических законов, которое было важнее проявления индивидуальности
пианистов, кто исполнял буги-вуги, страйд или рэгтайм и т.д. практически без
индивидуальных отличий. Признавая эти фортепианные стили истоками джаза
в целом, многие исследователи считают, что джазовый пианизм того периода
находится на грани популярного искусства.
Практически каждый педагог практик, сталкивался в своей работе с
произведениями чешского композитора Милана Дворжака. Композитор,
пианист, педагог, Милан Дворжак родился в декабре 1934 года в городе
Простеёв, на востоке Чехии. С 1944 по 1952 год посещал местную
музыкальную школу имени Леоша Яначека, где обучался игре на фортепиано, и
показывал блестящий результат. Но, несмотря на это, по окончании школы, он
поступил на электротехнический факультет Чешского Гос. Университета,
который закончил в 1958году. Однако, после окончания университета он
предпочел устраиваться пианистом в различные музыкальные коллективы,
например, такие, как Пражский театральный оркестр, потом присоединился к
популярному оркестру "Семафор", впоследствии став его руководителем.
Работал Дворжак и на Чешском телевидении и радио, где был музыкальным
редактором. А с 1993 года он работал в Пражской консерватории им. Ярослава
Ежека преподавателем по классу композиции. Дворжак написал музыку к
десяткам кинофильмам, театральным постановкам, является автором мюзиклов,
а также, его перу принадлежат несколько педагогических трудов, среди
которых 2х томник фортепианных этюдов. Джазовые этюды - жанр
популярный и настолько же необходимый для обучения основам джаза,
насколько без инструктивных этюдов невозможно представить обучение
инструменталиста в области классической музыки. Вот одно примерное
определение этюда. Этюд - это часто инструментальная пьеса, как правило
небольшого объема, основанная на частом применении какого-либо трудного
приема исполнения, и предназначенная для усовершенствования техники
исполнителя. Именно поэтому этюд часто не несет в себе особо глубокую
художественную мысль.
Образно выражаясь, одной из целей этюда является стать неким
тренажером для исполнителя.
Далее будут даны практические рекомендации
по исполнению некоторых этюдов, наиболее популярных, и часто включаемых в
репертуар учащихся.
Говоря о Милане Дворжаке, нельзя не сказать о его фортепианном
творчестве,
в
частности
об
этюдах,
которые
пользуются
неизменной
популярностью у пианистов. Несмотря на то, что в России сборники никогда не
издавались, первое издание этюдов было в Чехословакии, затем тем в 80х годах
они были выпущены издательством "Музычна Украина" в Киеве, так вот,
несмотря
на
малое
количество
изданий,
они
очень
востребованны
в
фортепианной музыкальной педагогике.
Педагог и прекрасный композитор
сочетает легкость ритмики и темпа с характерной энергичностью исполнения в
джазовой манере. Элегантность и практичность пьес Дворжака составляют
основу для начинающих в джазовой грамоте. Многозвучная гармоничность
джазовых этюдов навевает на мысль, что великий пианист специально
постарался создать «лестницу учения» композиций для юных учеников мира
музыки.
Фортепианные
этюды
-
прекрасный
сборник
для
пополнения
музыкальной шкатулки пианиста.
Многолетняя педагогическая практика показывает, что проблема
дефицит учебных пособий и нотной литературы остается актуальной и сегодня.
За те двадцать лет, что прошли с момента открытия в нашей стране эстрадно-
джазовых отделений - сначала в училищах, а затем и в институтах и
музыкальных школах - положение несколько изменилось к лучшему - стали
издаваться пособия, книги, ноты, появились пластинки, кассеты, компакт-диски
джазовой музыки. Но проблема осталась. Это особенно заметно в области
джазовой музыкальной литературы для различных инструментов, в том числе и
для фортепиано. Если в классической музыке существует огромное количество
этюдов различных авторов, то джаз может похвастаться лишь этюдами Н.
Капустина (высшей трудности), Шмитца и сборником О. Питерсона и Д.
Крамера.
Предлагаемые этюды М. Дворжака постепенно вводят юных пианистов в
мир джазовой ритмики, мелодики и гармонии. Более сорока этюдов (2 части)
представляют из себя произведения в рамках стилей "свинг", "би-боп" и "соул".
Остальные этюды большей частью написаны в форме блюза, регтайма. В
каждом этюде преследуются определенные цели, которые изложены в двух
словах перед этюдом. В некоторых этюдах присутствуют элементарные
полифонические приемы, например: неточная имитация, более развитая партия
левой руки. В этюдах представлены различные виды ритмики: свинговая
триольность, ритм "четверть с точкой". 8/8, различные виды синкоп, несложные
полиритмические
сочетания.
Кроме чисто технических задач, присутствующих в каждом из этюдов,
они могут послужить и в качестве материала для гармоническою анализа.
Этюды адресованы учащимся детских музыкальных школ (эстрадно-джазовые
отделения).
Джазовые этюды написаны Дворжаком по простой и понятной
традиционной причине - сам автор был преподаватель, и эти этюды требовались
его ученикам. На этих несложных, но дающих начинающему исполнителю
основы джазовой гармонии и ритмики этюдах учились и учатся многие
будущие джазмены, импровизаторы и просто любители джазовой музыки.
Сборники состоят из элегантных (это определение им дал сам автор) этюдов в
джазовом стиле, и предназначены для учащихся средних и старших классов
музыкальной школы, и для учащихся музыкальных училищ. Но прежде
необходимо пояснить значение некоторых специфических понятий, присущих
джазовой музыке, и которые будут встречаться далее, в рекомендациях. Таких,
как – синкопа и свинг.
Синкопа – это смещение акцента с сильной доли на слабую. Свинг
(англ. swing — покачивание) — джазовый ритмический рисунок, при котором
первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается.
Так же, необходимо отметить, что итальянские обозначения, принятые
в классической музыке, в джазе встречаются крайне редко, также как и
метрономические указания.
Вместо них введены английские: fast — быстро, medium — умеренно,
slow — медленно, double time— в два раза быстрее, half time —в два раза
медленнее. Все этюды, находящиеся в двух тетрадях, можно поделить по
принадлежности к основным стилям джаза.
Необходимо отметить некоторые особенности автора применительно к этим
этюдам. Во - первых, Дворжак указывает достаточно спокойные темпы,
доступные для исполнения этюдов учащимися разного уровня подготовки. Во -
вторых, он не дает точное определение джазовых стилей для свох композиций,
и все этюды написаны лишь с некоторыми элементами, характерными для
определенных джазовых стилей.
В стиле «Буги вуги» написано большее количество этюдов, такие, как
№1,2,8,11,12,21 из первой тетради. И этюды 2,4,7,11,15 из второй тетради.
Надо
сказать, что буги-вуги – фортепианный стиль, отличительной особенностью
которой являются характерные покачивания в левой руке на басах главных
трезвучий, чередуя то квинту, то сексту, чередуя тонику и доминанту,
доминанту и субдоминанту
.
Классический блюз. Период расцвета относиться к
1925 — 1935 годам. К этому времени окончательно определились важнейшие
характерные особенности блюза как самостоятельного художественного
явления: классическая 12-тактовая блюзовая форма, самобытный тип мелодики,
система жанровых разновидностей (вокальный, вокально-инструментальный и
инструментальный блюз; лирический и драматический, хот и свинг-блюз).
Большое влияние классический блюз оказал на формирование ведущих стилей
и направлений традиционного джаза, например таких, как новоорлеанский
стиль, баррел-хаус, буги-вуги и другие.
Всем этюдам, написанным в стиле «Буги вуги» характерен подвижный
темп,
остинатное
звучание
аккомпанемента.
К
особенностям
этюдов,
написанных в данном стиле, можно отнести обилие синкоп, пунктирного ритма,
акцентов на слабую долю. Эти этюды не стоит играть примитивно, простым
текстом, здесь можно позволить с большей свободой обыграть все неровности.
И мелодия, и аккомпанемент предполагают хорошую артикуляцию, чуткое
ощущение клавиатуры.
В Блюзовом стиле написаны следующие этюды: №№ 19,22,23
(первая тетрадь) и №1, 3,9 из второй. Они написаны в спокойных темпах (slow),
но в данном случае, играть их слишком медленно, было бы ошибкой. Здесь
необходимо придать исполнению движение, при этом с оттяжкой каждой доли.
Манера
исполнения
данной
джазовой
композиции
должна
отличаться
легкостью и изяществом. В гармоническом плане эти этюды отличают
blue
notes, т.е. наложение пониженных ступеней, на мажорную гармонию.
В стиле Регтайм (рваный ритм) написаны этюды №№4,6,7,9, (первая
тетрадь) и этюды 12 и 14 из второй. Регтайм как музыкальное направление
сложился окончательно в начале XX века. Данный стиль популярен был совсем
недолгое время – немногим более двадцати лет (в период с 1900 по 1918 год),
но стал основой для музыкальных направлений, которые существуют и по
сегодняшний день в джазовой музыке. Именно от регтайма импровизации
позаимствовали разнородный ритм, некую «разорванность», «обрывочность»
мелодий. Его играют исключительно на фортепиано, но ранее не исключены
были и оркестровые трактовки. Из всего разнообразия музыкальных
инструментов именно пианино стало источником этого музыкального
направления. Однако эта игра была далека от традиционных романтических
мелодий, она была построена на иных принципах. Регтайм – это жесткое
фортепианное звучание. Он отличается особыми ритмическими акцентами,
быстрым темпом. В аккомпанементе этюдов выражен бас, но при этом можно
услышать характерную гармонию. Эти композиции обычно играются в
быстром темпе и аккорды в них меняются каждые пол такта. Именно это
обычно и представляет определенную трудность в обыгрывании. Поэтому
полезно послушать все эти линии в медленном темпе, так как можно отчётливо
услышать переходы от одного аккорда к другому, от одного оборота к
следующему.
Можно долго спорить, являются ли фортепианные этюды Дворжака
элементом познания начинающих или же они будут полезны и настоящим
виртуозам, но мы придерживаемся того факта, что пьесы развивают как и
технику исполнителя, так и являются интересными для совершенствования
техники профессионалов, причем, в особенности это касается расширения
ценного репертуара музыканта.
Джазовые этюды всегда вдохновляют как
начинающих джазистов, так и мастеров этого ремесла на создание шедевров
мирового уровня.
Список использованной литературы:
1.
Коллиер Дж. Становление джаза. -М.:Радуга, 1984г.
2.
Конен В. Рождение джаза. М.: Советский композитор, 1984г.