Напоминание

"Милан Дворжак. 24 элегантных этюда. Методические рекомендации по исполнению фортепианных джазовых этюдов М. Дворжака"


Автор: Власенко Валерия Леонидовна
Должность: к.п.н.,преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ДМШ им. С.М. Старикова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Милан Дворжак. 24 элегантных этюда. Методические рекомендации по исполнению фортепианных джазовых этюдов М. Дворжака"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Милан Дворжак. 24 элегантных этюда.

Методические

рекомендации

по

исполнению

фортепианных джазовых этюдов М. Дворжака.

В последнее время педагогический репертуар для ДМШ стал гораздо

обширнее, разнообразнее, и педагоги

все чаще используют в работе

произведения, написанные в джазовом стиле.

Джаз - музыкальный жанр, появившийся на рубеже 19 и 20 веков в США

(Новый Орлеан). Он родился в результате объединения сельского и городского

афроамериканского фольклора с европейской музыкальной традицией и

представляет собой сочетание народной, художественной и развлекательной

музыки.

Джаз характеризуется синкопированным ритмом, также с большой свободой

интерпретации и аранжировки и склонностью к импровизации. Начальная

стадия развития джаза связана с Новым Орлеаном, откуда приехал один из

самых узнаваемых музыкантов этого жанра, который популяризировал джаз во

всем мире: вокалист и трубач Луи Армстронг. Джазовая музыка из штата

Миссисипи также важна для развития джаза.

В принципе можно выделить несколько основных стилистических периодов в

истории джаза, в том числе: Чикагский джаз, диксиленд, свинг, крутой джаз и

свободный джаз.

Джаз - это идеальная музыка для людей, которые чувствуют себя настоящими

артистами и любят свободно интерпретировать многие песниНа протяжении

всей истории джаза фортепиано играло существенную роль в эволюции

направлений, а пианисты становились инициаторами обновления стилей,

открывателями новых путей. Сегодня они ищут новые повороты развития, не

отрицая векторов, заданных музыкантами в XX в. . Самые распространенные

фортепианные стили конца ХIХ – начала ХХ вв.: страйд-пиано, рэгтайм,

фортепианный стиль трубы, стиль «связанных рук», Гарлем-пиано стиль,

стомп-пиано, блюз-пиано, баррел-хауз-пиано и хонки-тонки-пиано, а так же

буги-вуги. Общая черта пианистов того времени – соблюдение жанрово-

стилистических законов, которое было важнее проявления индивидуальности

пианистов, кто исполнял буги-вуги, страйд или рэгтайм и т.д. практически без

индивидуальных отличий. Признавая эти фортепианные стили истоками джаза

в целом, многие исследователи считают, что джазовый пианизм того периода

находится на грани популярного искусства.

Практически каждый педагог практик, сталкивался в своей работе с

произведениями чешского композитора Милана Дворжака. Композитор,

пианист, педагог, Милан Дворжак родился в декабре 1934 года в городе

Простеёв, на востоке Чехии. С 1944 по 1952 год посещал местную

музыкальную школу имени Леоша Яначека, где обучался игре на фортепиано, и

показывал блестящий результат. Но, несмотря на это, по окончании школы, он

поступил на электротехнический факультет Чешского Гос. Университета,

который закончил в 1958году. Однако, после окончания университета он

предпочел устраиваться пианистом в различные музыкальные коллективы,

например, такие, как Пражский театральный оркестр, потом присоединился к

популярному оркестру "Семафор", впоследствии став его руководителем.

Работал Дворжак и на Чешском телевидении и радио, где был музыкальным

редактором. А с 1993 года он работал в Пражской консерватории им. Ярослава

Ежека преподавателем по классу композиции. Дворжак написал музыку к

десяткам кинофильмам, театральным постановкам, является автором мюзиклов,

а также, его перу принадлежат несколько педагогических трудов, среди

которых 2х томник фортепианных этюдов. Джазовые этюды - жанр

популярный и настолько же необходимый для обучения основам джаза,

насколько без инструктивных этюдов невозможно представить обучение

инструменталиста в области классической музыки. Вот одно примерное

определение этюда. Этюд - это часто инструментальная пьеса, как правило

небольшого объема, основанная на частом применении какого-либо трудного

приема исполнения, и предназначенная для усовершенствования техники

исполнителя. Именно поэтому этюд часто не несет в себе особо глубокую

художественную мысль.

Образно выражаясь, одной из целей этюда является стать неким

тренажером для исполнителя.

Далее будут даны практические рекомендации

по исполнению некоторых этюдов, наиболее популярных, и часто включаемых в

репертуар учащихся.

Говоря о Милане Дворжаке, нельзя не сказать о его фортепианном

творчестве,

в

частности

об

этюдах,

которые

пользуются

неизменной

популярностью у пианистов. Несмотря на то, что в России сборники никогда не

издавались, первое издание этюдов было в Чехословакии, затем тем в 80х годах

они были выпущены издательством "Музычна Украина" в Киеве, так вот,

несмотря

на

малое

количество

изданий,

они

очень

востребованны

в

фортепианной музыкальной педагогике.

Педагог и прекрасный композитор

сочетает легкость ритмики и темпа с характерной энергичностью исполнения в

джазовой манере. Элегантность и практичность пьес Дворжака составляют

основу для начинающих в джазовой грамоте. Многозвучная гармоничность

джазовых этюдов навевает на мысль, что великий пианист специально

постарался создать «лестницу учения» композиций для юных учеников мира

музыки.

Фортепианные

этюды

-

прекрасный

сборник

для

пополнения

музыкальной шкатулки пианиста.

Многолетняя педагогическая практика показывает, что проблема

дефицит учебных пособий и нотной литературы остается актуальной и сегодня.

За те двадцать лет, что прошли с момента открытия в нашей стране эстрадно-

джазовых отделений - сначала в училищах, а затем и в институтах и

музыкальных школах - положение несколько изменилось к лучшему - стали

издаваться пособия, книги, ноты, появились пластинки, кассеты, компакт-диски

джазовой музыки. Но проблема осталась. Это особенно заметно в области

джазовой музыкальной литературы для различных инструментов, в том числе и

для фортепиано. Если в классической музыке существует огромное количество

этюдов различных авторов, то джаз может похвастаться лишь этюдами Н.

Капустина (высшей трудности), Шмитца и сборником О. Питерсона и Д.

Крамера.

Предлагаемые этюды М. Дворжака постепенно вводят юных пианистов в

мир джазовой ритмики, мелодики и гармонии. Более сорока этюдов (2 части)

представляют из себя произведения в рамках стилей "свинг", "би-боп" и "соул".

Остальные этюды большей частью написаны в форме блюза, регтайма. В

каждом этюде преследуются определенные цели, которые изложены в двух

словах перед этюдом. В некоторых этюдах присутствуют элементарные

полифонические приемы, например: неточная имитация, более развитая партия

левой руки. В этюдах представлены различные виды ритмики: свинговая

триольность, ритм "четверть с точкой". 8/8, различные виды синкоп, несложные

полиритмические

сочетания.

Кроме чисто технических задач, присутствующих в каждом из этюдов,

они могут послужить и в качестве материала для гармоническою анализа.

Этюды адресованы учащимся детских музыкальных школ (эстрадно-джазовые

отделения).

Джазовые этюды написаны Дворжаком по простой и понятной

традиционной причине - сам автор был преподаватель, и эти этюды требовались

его ученикам. На этих несложных, но дающих начинающему исполнителю

основы джазовой гармонии и ритмики этюдах учились и учатся многие

будущие джазмены, импровизаторы и просто любители джазовой музыки.

Сборники состоят из элегантных (это определение им дал сам автор) этюдов в

джазовом стиле, и предназначены для учащихся средних и старших классов

музыкальной школы, и для учащихся музыкальных училищ. Но прежде

необходимо пояснить значение некоторых специфических понятий, присущих

джазовой музыке, и которые будут встречаться далее, в рекомендациях. Таких,

как – синкопа и свинг.

Синкопа – это смещение акцента с сильной доли на слабую. Свинг

(англ. swing — покачивание) — джазовый ритмический рисунок, при котором

первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается.

Так же, необходимо отметить, что итальянские обозначения, принятые

в классической музыке, в джазе встречаются крайне редко, также как и

метрономические указания.

Вместо них введены английские: fast — быстро, medium — умеренно,

slow — медленно, double time— в два раза быстрее, half time —в два раза

медленнее. Все этюды, находящиеся в двух тетрадях, можно поделить по

принадлежности к основным стилям джаза.

Необходимо отметить некоторые особенности автора применительно к этим

этюдам. Во - первых, Дворжак указывает достаточно спокойные темпы,

доступные для исполнения этюдов учащимися разного уровня подготовки. Во -

вторых, он не дает точное определение джазовых стилей для свох композиций,

и все этюды написаны лишь с некоторыми элементами, характерными для

определенных джазовых стилей.

В стиле «Буги вуги» написано большее количество этюдов, такие, как

№1,2,8,11,12,21 из первой тетради. И этюды 2,4,7,11,15 из второй тетради.

Надо

сказать, что буги-вуги – фортепианный стиль, отличительной особенностью

которой являются характерные покачивания в левой руке на басах главных

трезвучий, чередуя то квинту, то сексту, чередуя тонику и доминанту,

доминанту и субдоминанту

.

Классический блюз. Период расцвета относиться к

1925 — 1935 годам. К этому времени окончательно определились важнейшие

характерные особенности блюза как самостоятельного художественного

явления: классическая 12-тактовая блюзовая форма, самобытный тип мелодики,

система жанровых разновидностей (вокальный, вокально-инструментальный и

инструментальный блюз; лирический и драматический, хот и свинг-блюз).

Большое влияние классический блюз оказал на формирование ведущих стилей

и направлений традиционного джаза, например таких, как новоорлеанский

стиль, баррел-хаус, буги-вуги и другие.

Всем этюдам, написанным в стиле «Буги вуги» характерен подвижный

темп,

остинатное

звучание

аккомпанемента.

К

особенностям

этюдов,

написанных в данном стиле, можно отнести обилие синкоп, пунктирного ритма,

акцентов на слабую долю. Эти этюды не стоит играть примитивно, простым

текстом, здесь можно позволить с большей свободой обыграть все неровности.

И мелодия, и аккомпанемент предполагают хорошую артикуляцию, чуткое

ощущение клавиатуры.

В Блюзовом стиле написаны следующие этюды: №№ 19,22,23

(первая тетрадь) и №1, 3,9 из второй. Они написаны в спокойных темпах (slow),

но в данном случае, играть их слишком медленно, было бы ошибкой. Здесь

необходимо придать исполнению движение, при этом с оттяжкой каждой доли.

Манера

исполнения

данной

джазовой

композиции

должна

отличаться

легкостью и изяществом. В гармоническом плане эти этюды отличают

blue

notes, т.е. наложение пониженных ступеней, на мажорную гармонию.

В стиле Регтайм (рваный ритм) написаны этюды №№4,6,7,9, (первая

тетрадь) и этюды 12 и 14 из второй. Регтайм как музыкальное направление

сложился окончательно в начале XX века. Данный стиль популярен был совсем

недолгое время – немногим более двадцати лет (в период с 1900 по 1918 год),

но стал основой для музыкальных направлений, которые существуют и по

сегодняшний день в джазовой музыке. Именно от регтайма импровизации

позаимствовали разнородный ритм, некую «разорванность», «обрывочность»

мелодий. Его играют исключительно на фортепиано, но ранее не исключены

были и оркестровые трактовки. Из всего разнообразия музыкальных

инструментов именно пианино стало источником этого музыкального

направления. Однако эта игра была далека от традиционных романтических

мелодий, она была построена на иных принципах. Регтайм – это жесткое

фортепианное звучание. Он отличается особыми ритмическими акцентами,

быстрым темпом. В аккомпанементе этюдов выражен бас, но при этом можно

услышать характерную гармонию. Эти композиции обычно играются в

быстром темпе и аккорды в них меняются каждые пол такта. Именно это

обычно и представляет определенную трудность в обыгрывании. Поэтому

полезно послушать все эти линии в медленном темпе, так как можно отчётливо

услышать переходы от одного аккорда к другому, от одного оборота к

следующему.

Можно долго спорить, являются ли фортепианные этюды Дворжака

элементом познания начинающих или же они будут полезны и настоящим

виртуозам, но мы придерживаемся того факта, что пьесы развивают как и

технику исполнителя, так и являются интересными для совершенствования

техники профессионалов, причем, в особенности это касается расширения

ценного репертуара музыканта.

Джазовые этюды всегда вдохновляют как

начинающих джазистов, так и мастеров этого ремесла на создание шедевров

мирового уровня.

Список использованной литературы:

1.

Коллиер Дж. Становление джаза. -М.:Радуга, 1984г.

2.

Конен В. Рождение джаза. М.: Советский композитор, 1984г.



В раздел образования