Автор: Федорцева Тамара Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№37
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий,Кемеровская обл.
Наименование материала: Методическая разработка.Мастер-класс с родителями.
Тема: "Порисуем вместе с мамой"
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс: «Порисуем вместе с мамой»
Тема: «Порисуем вместе с мамой»
Форма проведения: мастер – класс.
Аудитория: родители воспитанников средней группы , воспитатель.
Количество участников: 8 человек.
Задачи:
Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности малышей в
домашних условиях.
Помощь в организации благоприятных условий, для мотивации ребенка к процессу рисования.
Познакомить с приемами рисования пальчиками и ладошкой.
Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.
Вызвать интерес к интегрированию художественно – эстетических видов деятельности в разных
вариантах и сочетаниях между собой.
Ожидаемые результаты:
1
. Познакомились с различными видами техник нетрадиционного рисования.
2.Научились применять знания и умения в работе с детьми
в домашних условиях.
Информационно - техническое обеспечение:
1.Магнитофон;
2.Музыка;
3.Магнитные доски.
Материалы и оборудование:
1.Гуашь синяя, красная, зеленая, желтая.
2.Салфетка.
3.Ватные палочки.
4.Бумага.
5.Свеча.
6.Акварельные краски.
7.Кисточка.
8. « Для «набрызка» - « зубные щетки».
9.Баночка для воды.
Логика проведения:
« Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я благодарю вас, что в круговороте дел, работы,
занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Тема нашей встречи « Порисуем вместе с мамой.»
неслучайна.
Воспитатель:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на
современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное
творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика
показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения
дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского
изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития
ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что –
то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально,
определяет свое отношение к жизни, и свое место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт
взаимодействий, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя,
ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки:
координация глаза и руки, владение кистью руки. Из опыта работы, для себя сделала выводы; что для
начала детей нужно правильно и уверенно научить пользоваться краской и другими изобразительными
материалами и инструментами, завлечь ребенка в процесс рисования при помощи игровых ситуаций и
мотиваций. Предлагаю Вам несколько вариантов рисования сюжетов, в которых используется
нетрадиционные изображения.
Все сюжетные композиции мы будем изображать вместе.
Предлагаю вам пройти к столам, где разложены материалы для работы.
Воспитатель: Предлагаю Вам несколько вариантов рисования сюжетов, в которых используется
нетрадиционные изображения.
Все сюжетные композиции мы будем изображать вместе.
1.
«Аленький цветочек» и «веселые бабочки».
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
( Бабочка).
Чтобы получились отпечатки для крыльев, нужно сложить ручки вот так. ( Показ воспитателя), а
чтобы нарисовать цветок и полоски на крыльях бабочек, задействуй пальчики.
Чтобы нарисовать цветок, нужно медленно прокручивать прижатые к бумаге ладошки с густо
нанесенной на них краской то влево, то вправо.
Очень часто использую в работе с ребенком тонированный лист бумаги, что способствует развитию у него
чувства цвета.
2 сюжет: « Осенние листочки».
На голубом фоне листа при помощи кисти с краской желтого, оранжевого цвета наносятся мазки – «осенние
листья» разлетелись по ветру. Вместо кисти можно использовать собственные пальчики: окуная пальчик в
краску желтого цвета наносим пятна по всему листу, следующий пальчик – в красную, ритмично располагая
пятна между желтыми листочками.
3 сюжет: « Снег, снежок». Очень ярко и выразительно «кружится снежок» на темно – синем фоне,
контрастно сверкают снежинки выполненные кистью, набрызгом.
4 сюжет: «Ломтик арбуза» для медвежонка будет выглядеть как настоящий, если на мякоти нарисовать
пальчиком семечки, при этом не забудьте создать игровую мотивацию: медвежонок очень грустный потому,
что он голодный, давайте предложим ему арбуз.
5 сюжет: «Жучки в траве», весенняя лужайка будет выглядеть веселее, если жучкам на спинке нарисовать
точки, а по бокам – лапки.
Усложняем задачу. Используем в работе две краски, одновременно или поочередно рисуем пальчиками.
6 сюжет: «Роза» для мамы, в этой работе понадобятся красная и белая краски. Окуная пальчик в краску
красного цвета, круговыми движениями по спирали рисуем бутон, оставшуюся на пальце краску обтираем о
салфетку, окунаем палец в белую, выполняя аналогичные движения по красной спирали. Дорисовываем
веточку и листья, получилась розовая роза. Роза может быть желто – оранжевой, красно – желтой
(пофантазируйте с ребенком)
Когда ребенок будет уже с увлечением рисовать пальчиками, можно подвести к тому, что интересные
изображения получаются отпечатком ладошки. Если, изображая пальчиком, необходима была баночка с
краской и лист тонированной бумаги, то для рисования ладошкой нам понадобится достаточно глубокая и
широкая емкость.
7 сюжет: «Колючий ежик», перед занятием покажите ежа, заранее приготовьте краску серого цвета.
Возьмите лист тонированной бумаги, расположите горизонтально. Сначала ладошкой без краски
сориентируйте руку ребенка в центре листа, раздвинув пальчики в верху, большой палец, отведя в сторону,
затем, осторожно окунув ладошку ребенка в краску серого цвета, сделайте отпечаток на листе, держа руку
ребенка в своей, методично оставляя силуэты на листе. Более темной краской нарисуем нос, глаз, белой
краской – белок глаза, а черной краской сделать точку — зрачок.
8 сюжет: «Рыбки в аквариуме», вначале обследуйте вместе с ребенком игрушку рыбки, уточните ее
строение. Расположите лист тонированной бумаги перед ребенком, помогите ему определиться с цветом
рыбки, опустите ладошку ребенка в данную краску и нанесите отпечаток так, ладошка – туловище рыбки,
большой палец – плавник, остальные четыре пальца – хвост. Промойте ладошку теплой водой и на
высохший отпечаток поставьте сначала белую точку – глаз, затем черную – зрачок. Ватными палочками и
разноцветной краской можно изобразить цветные камушки на дне и зеленые водоросли.
9 сюжет: «Солнышко лучистое». Подготовьте 1\2 листа ватмана, тонированный в голубой цвет и ярко
оранжевую краску, прочтите стихотворение:
«Солнышко – колоколнышко»
Ты пораньше взойди
Нас пораньше разбуди!
Нам на поле бежать,
Нам весну встречать!
В середине листа взрослый рисует круг оранжевого цвета, а вот лучики – ладошки, предложить выполнить
вместе с ребенком. Аккуратно опустив в краску свою ладонь, взрослый ставит отпечаток на краю
оранжевого круга, затем предложить ребенку, и так чередуя отпечатки ладошек, изобразить лучики вокруг
солнышка.
Чтобы заинтересовать ребенка в выполнении им монотонной работы, например, закрасить фон, предложите
ему нарисовать волшебный рисунок.
10 сюжет: «Волшебный рисунок». На чистом листе бумаги взрослый рисует свечой любое изображение,
например: цветок, машина, рыбка, елочка и т. д., ребенок рисунка не видит, взрослый акварельной краской
закрашивает поверхность листа – изображение проявилось.
Малыш радуется, и изъявляет желание выполнить волшебный рисунок самостоятельно. Первое
«волшебное» рисование проводите совместно, а второе и последующие предложите нарисовать
самостоятельно, предварительно разведите акварель в баночке.
Ребенок пока не может правильно пользоваться кисточкой, то она становится лохматой, то сильно мокрой и
грязной, объясните ребенку, что с кисточкой так поступать нельзя. А еще можно показать кисточку
«шалунью» или «звезду», такая кисть умеет рисовать пушистых котят, колючих ежей, взъерошенных птиц.
11 сюжет: «Пушистый котенок». Приготовим тонированный лист бумаги, круглые щетинные кисти, краску
нужного цвета. Взрослый на листе карандашом или фломастером рисует силуэт кота, узнает у ребенка,
какого цвета будет кот. Затем щетинную кисть опускаем в краску, ставим кисточку вертикально и
«прыгающими» движениями заполняем силуэт, сначала по контуру, затем в середине, можно использовать
краску нескольких цветов, тогда котик получится пестрым. Пальчиком с белой краской рисуем глаза, ватной
палочкой с черной краской изображаем зрачок, усики по бокам, в середине мордочки — розовый нос.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости,
содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально – благоприятное отношение
к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим,
работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к
новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует
всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой
личности.
Я, предлагаю вам провести с ребенком некоторые игры – упражнения, которые можно использовать дома во
время приготовления пищи: насыпьте в миску любую крупу и предложите малышу переложить ее в другую,
при этом, обращая внимание на то, чтобы ребенок брал крупу щепоткой. Чтобы заинтересовать ребенка в
выполнении этого движения поставьте рядом с миской игрушку уточки, петушка, рыбки, предложите
покормить их.
«Горячая линия» - обмен мнениями, обсуждение, планы.
Воспитатель: Мы благодарим вас за активное участие в нашем мастер – классе. Мы будем очень рады, что
вы примите наши советы и будете использовать их в работе с детьми в домашних условиях. Пожалуйста,
оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.