Автор: Турышева Тамара Владимировна
Должность: учитель русского языка, литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №26"
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: урок
Тема: Разряды имён прилагательных
Раздел: среднее образование
К УРОКУ ГОТОВЫ?
Тогда за
работу
…
Тогда за
работу
…
Давайте восстановим пропущенные в тексте
имена прилагательные:
С самого (…) детства я больше всего на свете
любил море. Я завидовал каждому матросу,
отправляющемуся в (…) плавание. По (…) часам
я простаивал на (…) берегу и не отрывая глаз
рассматривал корабли, проходившие мимо.
Моим родителям это очень не нравилось. Отец,
(…), (…) человек, хотел, чтобы я сделался (…)
чиновником, служил в (…) суде и получал (…)
жалованье. Но я мечтал о (…) путешествиях. Мне
казалось (…) счастьем скитаться по морям и
океанам.
Слова для справок: королевском, важным, морских, долгим,
старый, огромным, раннего, большое, морском, дальнее, больной
Проверим?
С самого
раннего
детства я больше всего на свете
любил море. Я завидовал каждому матросу,
отправляющемуся в
дальнее
плавание. По
долгим
часам я простаивал на
морском
берегу и, не отрывая
глаз,
рассматривал корабли, проходившие мимо. Моим
родителям это очень не нравилось. Отец,
старый
,
больной
человек, хотел, чтобы я сделался
важным
чиновником, служил в
королевском
суде и получал
большое
жалованье. Но я мечтал о
морских
путешествиях. Мне казалось
огромным
счастьем
скитаться по морям и океанам.
Что мы будем сегодня
изучать?
зелёный
лесной
мамин
огромный
зимний
олений
вежливый
ледяной
отцов
Тема урока
РАЗРЯДЫ ИМЁН
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Выполняем задание по
группам
Русский лес
Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес! В тихий зимний
день выйдешь, бывало, из охотничьего домика в лес на лыжах –
дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями
сугробы. Над лесными тропинками белыми арками согнулись под
тяжестью инея тонкие стволы молодых берёз.
Тихо в лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые
звуки. Где-то застучал старательный дятел, белка теребит у вершины ели
спелую шишку. Лесную тишину нарушают вдруг весёлые громкие
птичьи голоса. Это стайка красногрудых клестов пронеслась над
головой. Удивительно красивы эти птицы, которые оживляют тишину
зимнего леса.
Сверимся?
Русский лес
Зимой и летом, осенью и весной
хорош русский
лес! В
тихий
зимний
день выйдешь, бывало, из
охотничьего
домика в лес на лыжах –
дышишь и не надышишься.
Глубокие
,
чистые
лежат под деревьями
сугробы. Над
лесными
тропинками
белыми
арками согнулись под
тяжестью инея
тонкие
стволы
молодых
берёз.
Тихо в лесу, но
чуткое
ухо
внимательного
человека улавливает
живые
звуки. Где-то застучал
старательный
дятел, белка теребит у
вершины ели
спелую
шишку.
Лесную
тишину нарушают вдруг
весёлые
громкие
птичьи
голоса. Это стайка красногрудых клестов пронеслась
над головой. Удивительно
красивы
эти птицы, которые оживляют
тишину зимнего леса.
Качественные прилагательные
Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество)
предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей
степени, например: красивый-красивее.
Качественные
прилагательные
образуют
степени
сравнения:
более
красивый,
самый
красивый;
и
краткую
форму:
красив.
Качественные
прилагательные
могут
сочетаться
с
наречиями
очень,
чрезвычайно,
слишком, например: очень красивый.
От качественных прилагательных образуются сложные прилагательные
путём их повтора: красивый-красивый, прилагательные с приставкой не:
некрасивый.
Не все перечисленные признаки встречаются у одного качественного
прилагательного.
Относительные прилагательные
Относительные
прилагательные
обозначают
такой
признак
предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.
Относительные
прилагательные
обозначают
материал,
из
которого
предмет сделан или состоит, например: деревянный; пространственные,
временные (ударение на ы) признаки: городской, зимний.
Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, краткой
формы и не сочетаются с наречием очень.
Притяжательные прилагательные
Притяжательные прилагательные
обозначают принадлежность
чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы
чей, чья, чьё,
чьи
.
Притяжательные прилагательные имеют суффиксы
-ов (-ев), -ин
(-ын), -ий
, например: отцов, сестрин, лисий.
Притяжательные прилагательные мужского рода в именительном и
винительном падежах в единственном числе имеют нулевое окончание:
лисий
Межи деревянные,
А поля стеклянные
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу
У стены-большой и важный-
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже!
Чёрные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает
Две сестрёнки, две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять-так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять
Найди прилагательное и определи
разряд
Найди ошибку
«Мои папа и мама!
Я
живу
хорошо.
Просто
замечательно.
У
меня
есть
свой
дом.
Он
холодный.
А
е щ е
у
н а с
п е ч к а
е с т ь
ч и с т а я .
Я
т а к
л ю б л ю
н а
н е й
о т д ы х а т ь !
Здоровье-то
у
меня
не
очень:
то
лапы
ломит,
то
хвост
отвал ивается .
Потому
что,
дорогие
мои
папа
и
мама,
жизнь
у
меня
была
тёплая,
полная
л и ш е н и й
и
в ы г о н я н и й .
Н о
с е й ч а с
и
к о л б а с а
у
м е н я
е с т ь ,
и
м о л о к о
д о р о г о е
с т о и т
в
м и с о ч к е
н а
п о л у .
П е й
-
н е
х о ч у .
А
на
днях
я
линять
начал.
Новая
шерсть
с
меня
сыплется
-
хоть
в
дом
не
заходи.
Зато
старая
растет
-
здоровая,
парная!
Просто
каракуль.
Тёплые
папа
и
мама,
вы
меня
теперь
просто
не
узнаете.
Хвост
у
меня
крючком, уши торчком, нос шелковистый, и лохматость повысилась. Я такой сложный
стал, прямо - ух! До свиданья. Ваш сын - дядя Шарик!»
Слова для справок: дорогие, тёплый, холодный, тёплая, сложная, дорогие, здоровый,
шелковистая, парное, старая, чистая, новая
Всё ли верно?
«Мои папа и мама!
Я
живу
хорошо.
Просто
замечательно.
У
меня
есть
свой
дом.
Он
тёплый
.
А
е щ е
у
н а с
п е ч к а
е с т ь
тёплая
.
Я
т а к
л ю б л ю
н а
н е й
о т д ы х а т ь !
Здоровье-то
у
меня
не
очень:
то
лапы
ломит,
то
хвост
о т в а л и в а е т с я .
Потому
что,
дорогие
мои
папа
и
мама,
жизнь
у
меня
была
сложная
,
полная
л и ш е н и й
и
в ы г о н я н и й .
Н о
с е й ч а с
и
к о л б а с а
у
м е н я
е с т ь ,
и
молоко
парное
с т о и т
в
м и с о ч к е
н а
п о л у .
П е й
-
н е
х о ч у .
А
на
днях
я
линять
начал.
Старая
шерсть
с
меня
сыплется
-
хоть
в
дом
не
заходи.
Зато
новая
растет
-
чистая
,
шелковистая
!
Просто
каракуль.
Дорогие
папа
и
мама,
вы
меня
теперь
просто
не
узнаете.
Хвост
у
меня
крючком, уши торчком, нос
холодный
, и лохматость повысилась. Я такой
здоровый
стал, прямо - ух! До свиданья. Ваш сын - дядя Шарик!»
Самостоятельная работа
Наступила весенняя оттепель. Вокруг хвойных деревьев зачернели лужи. Вот
тебе на! А это чей же след? Круглые глубокие ямки резко обозначились на
снегу. Наверное, только в глухих лесных местах встречаются такие большие
следы
–
медвежьи,
рысьи.
Но
откуда
звериным
следам
появиться
в
маленьком саду в середине города?
Я даже растерялся. Может быть, убежав из городского зверинца, через сад
пробирался настоящий живой медведь? Сам на себя сержусь – нашёл что
придумать: медведь убежал! И вот взбредёт же такое в голову.
(По М. Усову)
Выпишите прилагательные
вместе с существительными, к которым они
относятся
и
распределите
на
три
группы:
1)
качественное
прилагательные
+
существительное;
2)
относительное
прилагательные
+
существительное;
3)
притяжательное прилагательные + существительное
Проверь себя
Качественные
прилагательные +
существительные:
круглые глубокие ямки
в глухих местах
большие следы
в маленьком саду
настоящий живой медведь
Относительные
прилагательные +
существительные
весенняя оттепель
хвойных деревьев
в лесных местах
из городского зверинца
Притяжательные
прилагательные +
существительные
следы медвежьи, рысьи
звериным следам
Определение синквейна
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово
(обычно существительное или местоимение), которое
обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или
причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в
синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или
деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное
отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета
или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно
использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова.
Возможны варианты использования и других частей речи. Например
прилагательное или существительное.
Спасибо за урок