Автор: Гимадиева Наталья Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОРВ "Рябинушка"
Населённый пункт: с.Зелёное
Наименование материала: МЕтодическая разработка
Тема: Авторский проект: "Моя Хакасия"
Раздел: дошкольное образование
Проект для старшей группы на тему:
"Моя Хакасия"
Разработала: Гимадиева Н. И
Проект « Моя Хакасия»
Тип проекта: долгосрочный, групповой, творчески – поисковый
Актуальность: Мы живем в богатейшей и прекраснейшей Республике
Хакасия. И должны помочь детям узнать, чем красива и богата наша Земля.
Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с
обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями,
дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности
встать на защиту Отечества.
Цель проекта: создание социальной ситуации развития в процессе
формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников в
процессе изучения и систематизации представлений о Республике Хакассия,
её истории, национально-культурных традициях, о городах и их символах.
Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный
характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться
в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с
окружающим. Наличие единого образовательного пространства, на наш
взгляд, является непременным условием полноценного патриотического
воспитания, осуществляемого в системе. Только совместное воздействие
таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад,
объединённых в одну образовательную систему, позволит воспитать у
ребёнка чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к
другим нациям и народам. В противном случае, знания детей останутся
путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине -
слаборазвитым. В ходе реализации проекта дети получат знания о
прекрасных местах, известных всему миру.
Задачи проекта:
1. Создать условия для расширения представлений у детей о
Республике, в которой они живут; познакомить с символами: гербом и
флагом.
2. Создать условия для: развития интереса к традициям
национальной культуры коренных народов Хакасии; для формирования
толерантности, чувства уважения к другим народам.
3. Создать условия для развития интереса к родной природе и
бережное отношение к ней.
4. Создать условия для воспитания уважения к труду людей,
чувству гордости за трудовые достижения земляков.
5. Создать условия для воспитания чувства гордости за малую
Родину – Хакасию, поддержки интереса к её прошлому.
6. Создать условия для знакомства с творчеством Хакасских поэтов,
художников.
7. Создать условия для закрепления умения выражать в
продуктивной деятельности свои знания
и впечатления.
8. Создать условия для: обогащения словарного запаса у детей,
развития памяти, логического мышления, мелкой моторики, развития
эстетического вкуса.
Дети должны знать и называть
:
1. Столицу и геральдику Республики Хакасия.
2. Знать народные игры и народные традиции хакасов.
3. Место проживания: город, область; предприятия родного города и
их значимость; символику города, достопримечательности,
климатические условия; флору и фауну города и области; находить на
карте крупные города области, знать природоохранительные
мероприятия.
4. Свою нацию, культуру, язык, традиции, должны гордиться своим
народом, его достижениями.
5. Называть представителей других национальностей, живущих в
нашей республике. Уважать их культуру и традиции.
6. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к
ней.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, узкие специалисты
детского сада (музыкальный руководитель, физ.инструктор).
Основные направления проекта:
1. Проведение занятий по темам
2. Работа с родителями
3. Организация творческой деятельности воспитателей, детей
и родителей:
4. Оснащение предметно-развивающей среды
5. Социальное развитие
6. Акции ДОУ
Презентация проекта: «Заседание клуба знатоков»
Мероприятия по реализации основных направлений проекта
Основные направления реализации проекта
I. Организованная
деятельность детей
Дидактические игры: «Найди отличия»,
«Птицы нашего города», «Интервью», «Я –
фотограф», «Кто, где живёт», «Составь
картину», «Составь узор»
1. Игровая
деятельность
2. Познавательная
деятельность
Экскурсии: по территории детского сада, в
парк, к памятникам города (совместно с
родителями).
Занятия: «Путешествие по Хакасии», «Сказ о
чатхане», «В гости к Тарине», «Природный
мир вокруг нас»
3. Изодеятельность
Рисование: «Удивительные узоры»,
раскрашивание флагов России, Республики
Хакасия, рассматривание альбома «Хакасские
украшения»
Аппликация: «Украсим кукле платье»
Лепка: «Животные моей родины», «Птичка»
4. Конструирование,
ручной труд.
Изготовление поделок из природного и
бросового материала
5. Развитие речи
Составление творческих рассказов по
сюжетным картинкам, рассказы из личного
опыта.
Рассматривание альбомов «Наш город»,
«Хакасия», «Люди труда нашего города»
6. Художественная
литература
Чтение хакасских сказок, легенд.
Заучивание стихов о Хакасии, природе,
считалки, пословицы, поговорки.
7. Театрализованная
деятельность
Кукольный театр «Происшествие в Хакасской
степи», инсценировка сказки «Лягушки и
журавль»
8. Музыка
Прослушивание музыкальных произведений в
исполнении хак. ансамбля «Айланыс»
Исполнение этюда «Поклонение духам»
9. Физическое
п/и «Ах токпес»(догонялки), «Мечеекей»
развитие
(собачка), «Уголки», «Мелей тастазах»,
«Перескочки», «Холл тартызах»
(перетягивание рук), «Городки», «Чуурана»
(прятки), «Хайыс тартызах»
10. Трудовая
деятельность
Изготовление стаканчиков для сбора семян,
посадка семян на рассаду, уход за растениями
II. Работа с родителями
Знакомить детей с семейными реликвиями.
Осуществить совместный проект детей -
родителей - педагогов "С чего начинается
Родина?".
Посильная помощь в организации экскурсий,
встреч, походов в музеи.
Помощь в снятии видеофильмов.
«Трудовой десант» родители с детьми
(посадка деревьев, подрезание, уборка мусора
на участках, детский сад осенью, зимой).
Посещение вместе с детьми краеведческого
музея г Саяногорска, Абакана.
Чаепитие «Волшебная пиала»
III.Организация творческой
деятельности воспитателей,
детей и родителей
1. Проведение праздников в детском саду:
«День защитников отечества»;
«Мамин день»;
«9 мая - день Победы»;
«Чыл пазы» (новый год),
фольклорный праздник «Весёлая юрта»
Праздник народной игры вместе с
родителями «Турнир богатырей»
2. Выставки детского и народного творчества
сотворчество детей и родителей:
Оформление альбомов « Герои труда нашего
города»
«Славься Край Сибирский!",
Выставка рисунков « Город Саяногорск
глазами детей".
фотовыставка «Удивительные уголки
Хакасии».
IV.Оснащение развивающей
среды
Создание альбомов: «Люди труда нашего
города», «Прошлое и настоящее нашего
города», «Моя Хакасия», «Хакасские
орнаменты».
2. Изготовлению мультимедийных игр:
«Загадки о городе», «Найди отличия».
3. Видеофильм о Хакасии.
5. Создание коллажа «Мир животных и
птиц нашей республики».
V.Социальное развитие
Взаимодействие с детской библиотекой по
патриотическому воспитанию
Встречи с почетными людьми города;
экскурсии.
VI.Акции в ДОУ
«Покормите птиц зимой».
«Зелёный патруль».
Экскурсия к памятнику воинам - защитникам
«Озеленение территории детского сада».
Список литературы:
1. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной
действительностью. М.: Академия, 1998 .
2. Маханёва М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2005.
3. Асочакова Л.В., Климова В.Д. и др. Программа Хакасия – земля родная.
4.Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов
Хакасии.
5. Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии.
6. Кириченко И.И., Боргоякова Т.А. Приобщение детей к культуре хакасского
народа.
7. Золотая чаша - хакасские народные сказки и предания
8. Трояков П.А. Мифы и легенды хакасов.
9. Пер. Козловского Я. Мудрое слово/ хакасские пословицы, поговорки,
загадки
10. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов.
11. Дошкольное воспитание. №2,5 - 2006 г.
12. Обруч. №6 - 2003 г, №5 – 2004 г.
13. Ребёнок в детском саду. №3, 6 – 2004 г., №5 – 2005 г., №2, 3 – 2006 г.
14. Управление образования в ДОУ. №4 – 2004 г.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Конспект занятия «Заседание клуба знатоков»
Программное содержание:
1.Формировать у детей осознанные представления топонимического, этнографического
своеобразия Хакасии; способствовать формированию исторической памяти.
2.Формировтаь у дошкольников эмоционально-мотивационные установки к своей
малой Родине; расширять и уточнять знания детей о республике, символике, о
памятных местах; упражнять в употреблении простых и сложных словосочетаний;
развивать связную речь.
3. Воспитывать чувство гордости за свою республику, город, свой народ. Воспитывать
гражданина Хакасии; развивать патриотические чувства.
Ход занятия:
Вед.: Добрый день дорогие друзья. Сегодня в клубе знатоков вас приветствуют дети
логопедической подготовительной группы.
1.Организационный момент (пальчиковая гимнастика)
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй маленький дубок
Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую!
2.Разгадывание кроссворда.
Вед.: Чтобы определить тему заседания нашего клуба я предлагаю разгадать
кроссворд.
- Хакасский музыкальный инструмент. (чатхан)
- Молочный напиток хакасов. (айран)
- Блюдо хакасской кухни из жареного молотого зерна. (талкан)
- Гора с заснеженной вершиной. (тасхыл)
- Хакасская деревня. (улус)
- Элемент хакасского узора. (трилистник)
- Папа, мама, я – дружная семья.
Итак сегодня мы говорим о Хакасии. (дети проходят за столы)
Вед.: Представьтесь пожалуйста. (дети называют свою фамилию и имя).
Вед.: Уважаемые знатоки, я предлагаю вам рассказать то, что вы знаете о республике
Хакасии.
3.Чтение стихов.
Хакасия – край мой,
Родные просторы!
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы,
Навеки в душе сохраняться моей!
Примерные рассказы детей о Хакасии.
1 реб. – Мы живём в республики Хакасия. Столица Хакасии – город Абакан. Со всех
сторон Хакасия окружена горами. В Хакасии много степей, лесов и лугов.
Вед.: Как по хакаски называют горы? (тасхылы)
- А какие животные живут в лесах Хакасии?
2 реб. – В Хакасии протекает много рек. Самые большие главные реки – это Енисей и
Абакан. В реках водится рыба – окунь, лещь, сорога, щука. Ещё есть в Хакасии озёра:
Шира, Белё, Чёрное, Итколь. В Хакасии 5 городов: Абакан, Черногорск, Сорск, Абаза,
Саяногорск. Много сёл, деревень.
Вед.: А чем славиться озеро Шира? (ответы детей)
3 реб.- В Хакасии проживают люди разных национальностей. Это и украинцы, и
русские, и немцы. А коренными жителями являются хакасы. Все народы между собой
живут дружно. Они вместе работают, проводят праздники, помогают друг другу.
4 реб. – Наша республика имеет свой герб и флаг. На гербе изображён солярный знак,
снежный барс, берёзовые ветви.
Д/и «Выбери правильно»
Вед.: Уважаемые знатоки, выберите среди флангов – флаг Хакасии (ребёнок
объясняет свой выбор) и герб Хакасии.
4. Рассказ ребёнка о гербе. – На гербе Хакасии изображён солярный знак, который
символизирует дань уважения к поколениям людей, живущих на земле Хакасии.
Снежный барс символизирует вечность жизни на земле, а ветви берёзы – общую
историческую судьбу всех народов России.
5. Музыкальная пауза. Хоровод «Пеелбек» (исполняют дети старшей и
подготовительной группы).
Вед.: (обращается к детям за другим столом)
- А теперь представьтесь вы. (дети называют фамилию и имя)
- А вы расскажите о нашем городе.
6. Примерные рассказы детей о г. Саяногорске.
Вед.: А как называют жителей нашего города? (ответы детей)
- Уважаемый знаток, с какими словами вы обратились бы к саяногорцам, чтобы наш
город стал ещё лучше и краше. (ответ ребёнка)
7. Сюрпризный момент.
(вбегает Буратино с волшебным сундучком)
Буратино: Что за шутки?
Я иду вторые сутки
Помогите мне друзья
Объясните, где же я?
Дети: В детском саду «Лукоморье»
Вед.: На заседании клуба знатоков.
Буратино: Всё-то вы знаете. А вот как мне быть. Чтобы узнать, что в этом сундучке
мне надо отгадать загадку. А я не могу её отгадать. А страсть как хочется узнать, что
же там лежит? (дети высказывают свои предложения)
8. Загадка Буратино
Чёрный камень под землёй
Это фонд наш золотой
Он снабжает край родной
Летом, осенью, зимой.
(дети отгадывают загадку. Буратино достаёт из сундучка отгадку – уголь)
Буратино: А где добывают уголь? (ответы детей)
- А для чего он нужен? (ответы детей)
- Кто добывает уголь?
9. Д/и «Хорошо – плохо»
Вед.: Как вы думаете, что хорошего в профессии шахтёра? (высказывания детей). А что
плохого? (высказывания детей)
Вед.: Профессия шахтёра опасна, сложная, но необходима для людей.
10. Физминутка.(логоритмическое упражнение «Каждый где нибудь живёт)
11. Белый конверт.
Буратино: У меня для вас ещё задание (достаёт белый конверт) Нужно расшифровать
слово.
Вед.: Уважаемые знатоки, я даю вам ровно одну минуту, чтобы вы разобрались с
заданием. (дети раскладывают карточки и самостоятельно определяют, как
расшифровать слова, при затруднении, ведущий даёт указание, разложить карточки
синего цвета в порядке возрастания букв, а зелёного цвета в порядке убывания букв:
юрта, пого, марал, жарок)
Вед.: Мы думали и веселились, и даже спорили порой, но очень подружились за
нашею игрой.
Буратино: Игра игрой сменяется, кончается игра, но дружба не кончается. Ура! Ура!
Ура!
Вед.: Хакасия, Хакасия, сибирский горный край
Любимая Хакасия, под солнцем расцветай!
Дети выходят и исполняют песню «Хакасия – цветущий край».
Конспект занятия «Здравствуй юрта»
Программное содержание:
1. Уточнить и дополнить представления детей о родном крае: его
коренных жителях – хакасах, их национальных устоях и традициях.
2. Закрепить знания детей о внутреннем убранстве юрты.
3. Познакомить с культом богини огня.
4. Формировать у детей интерес и уважение к хакасской культуре, через
национальные пословицы и игры.
5. Воспитывать любовь к родному краю.
Материал к занятию:
Кукла в хакасской национальной одежде, юрта, иллюстрации с изображением
предметов быта, строительный материал,
Предварительная работа:
Создание уголка «Хакасия – наш край»; разучивание хакасских игр, пословиц;
чтение сказок, мифов, легенд; рассматривание альбомов с хакасскими орнаментами;
знакомство с внутренним убранством юрты.
Ход занятия:
1. Эмоциональный настрой.
Чтение стихотворения Б.Поволоцкого «Любимая Хакасия»
Хакасия – край старины,
Жемчужина большой страны,
Где благодатная природа
Всё подарила для народа –
Леса, озёра, реки, горы,
Степей бескрайние просторы,
Тайгу с целебными ключами
И царственными кедрачами.
При разноцветье ярких трав
С обилием лесных дубрав,
Где много ягод и грибов
Для обитателей лесов.
Прекрасна древняя земля,
Её угодья и поля,
Источники здоровья, силы
И потому они нам милы.
Здесь весь народ трудолюбивый
Степенный, мирный, терпеливый.
2. Беседа по стихотворению.
-В какой республике мы живём? (В Хакасии)
- Чем богата Хакасия? (Лесами, степями, реками, горами, озёрами, животными….)
- Какой народ проживает в нашей республике? (Русские, хакасы, украинцы…)
3. Закрепление пройденного материала и знакомство с новым.
- Красива наша Хакасия – широкие ковыльные степи, высокие горы. Ребята. А вы
знаете какой город является столицей нашей Хакасии? (Город Абакан)
- А вы любите свою Родину? (ответы детей) Чтобы ещё сильнее любить нашу Родину,
нужно обязательно знать, какой же была жизнь нашего края в давние времена.
- А кто считается коренными жителями Хакасии? (Хакасы)
- Чем по вашему мнению отличаются хакасы от русских? (Одеждой, внешним видом,
обычаями…)
- А как называется жилище у хакасов? (Юрта)
- Почему им удобно было жить в юртах? (Они переезжали с места на место)
- А почему они переезжали с места на место? (Потому что они были кочевым народом)
- Правильно, хакасы в начале были кочевым народом, переезжали с места на место.
Поставят юрту и начинают расставлять в ней предметы быта. Скажите мне. А на какие
две половины была разделена юрта? (На женскую и мужскую)
Д/и «Разложи правильно»
Детям предлагаются иллюстрации предметов обихода. Необходимо разложить
женскую утварь от мужской, то есть что принадлежало женщинам положить на
один конец стола, а что находилось на мужской половине юрты – на другой край
стола.
- А что располагалось в середине юрты? (Очаг)
- Правильно. Огонь в очаге хакасы считали священным. Никогда хакасская семья, не
начинала есть, пока первый самый лакомый кусочек, не будет брошен в огонь. Если не
кормить огонь, то хозяйка очага может обидеться и в семью придёт несчастье.
Ещё хакасы считали, что по тому как горит огонь, можно было узнать, что ожидает
сегодня: будут ли новости или гости и т. д. Если огонь начинал трещать, то это
означало, что хозяйка огня сердиться и её нужно покормить. Золу из дома не выносили,
её закапывали в юрте, в том месте , где никто не ходил. По поверью хакасов, если её
вынести, то уйдёт счастье.
- Ребята, вы уже знаете, что у хакасов существовало 2 вида костров. Какие это костры?
(Чистый и погребальный)
- Что делали на чистом костре? (Готовили пищу)
- А на погребальном ? (Сжигали умершего)
Игра «Сложи костёр»
Детям предлагается разделиться на две команды. Первая команда должна сложить
«чистый» костёр, а другая – «погребальный».
- В хакасской юрте обязательно у самого входа стоял веник. Его делали из веток
колючего кустарника. В юрте всегда должна быть чистота, не допускалось, чтобы под
веником оставался мусор. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Особенно тщательно хакасы наводили порядок перед празднованием Нового года –
«Чыл пазы». А кто из вас знает, когда хакасы праздновали Новый год? (Весной)
- Правильно, весной, 22 марта, в день весеннего равноденствия. Рано утром люди
выходили на ближайшую возвышенность и глядя на берёзу читали молитву: они
просили, чтобы продолжалась смена времени года, продолжалась жизнь на земле.
Люди загадывали желания и завязывали ленточки на берёзе.
- Может кто нибудь помнит, как эти ленточки называются ? (Чалома)
- А как вы думаете, почему выбрали именно берёзу? (Это священное дерево у хакасов)
- С самого раннего возраста у детей хакасы воспитывали почтительное отношение ко
взрослым. Даже поговорка была у них: «Слово взрослого поставь рядом, а слово
старика положи в мешок». Поэтому к пословицам, народной мудрости, хакасы
относились с особым почтением. Некоторые пословицы и поговорки вы уже знаете,
давайте вспомним их:
- Тех, кто работает до пота, накормит досыта работа.
- Лучше просить, чем воровать. Лучше спросить, нежели врать.
- Если вдвоём поднимешь бревно, легче станет вдвойне оно.
- Друга в чёрный день оставить – навсегда себя ославить.
- А ещё хакасы стремились, чтобы их дети были сильными, ловкими и выносливыми.
Для этого они придумывали различные игры. И в заключении нашего с вами занятия я
предлагаю поиграть в игру, которая называется «Косой дождь».
4. Подведение итога занятия.
Предварительный просмотр:
Проект « Моя Хакасия»
Тип проекта: долгосрочный, групповой, творчески – поисковый
Актуальность: Мы живем в богатейшей и прекраснейшей Республике
Хакасия. И должны помочь детям узнать, чем красива и богата наша Земля.
Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с
обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями,
дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности
встать на защиту Отечества.
Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств
дошкольников в процессе изучения и систематизации представлений о
Республике Хакассия, её истории, национально-культурных традициях, о
городах и их символах.
Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный
характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться
в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с
окружающим. Наличие единого образовательного пространства, на наш
взгляд, является непременным условием полноценного патриотического
воспитания, осуществляемого в системе. Только совместное воздействие
таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад,
объединённых в одну образовательную систему, позволит воспитать у
ребёнка чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к
другим нациям и народам. В противном случае, знания детей останутся
путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине -
слаборазвитым. В ходе реализации проекта дети получат знания о
прекрасных местах, известных всему миру.
Задачи проекта:
•
Создать условия для расширения представлений у детей о Республике,
в которой они живут; познакомить с символами: гербом и флагом.
•
Создать условия для: развития интереса к традициям национальной
культуры коренных народов Хакасии; формирования толерантности,
чувства уважения к другим народам.
•
Создать условия для развития интереса к родной природе и бережное
отношение к ней.
•
Создать условия для воспитания уважения к труду людей, чувству
гордости за трудовые достижения земляков.
•
Создать условия для: воспитания чувства гордости за малую Родину –
Хакасию, поддержки интереса к её прошлому.
•
Создать условия для знакомства с творчеством Хакасских поэтов,
художников.
•
Создать условия для закрепления умения выражать в продуктивной
деятельности свои знания
и впечатления.
•
Создать условия для: обогащения словарного запаса детей, развития
памяти, логического мышления, мелкой моторики, развития
эстетического вкуса.
Дети должны знать и называть:
•
Столицу и геральдику республики Хакасия.
•
Знать народные игры и народные традиции хакасов.
•
Место проживания: город, область; предприятия родного города и их
значимость; символику города, достопримечательности, климатические
условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные
города области, знать природоохранительные мероприятия.
•
Свою нацию, культуру, язык, традиции, должны гордиться своим
народом, его достижениями.
•
Называть представителей других национальностей, живущих в нашей
республике. Уважать их культуру и традиции.
•
Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, узкие специалисты
детского сада (музыкальный руководитель, физ.инструктор)
Основные направления проекта:
•
Проведение занятий по темам
•
Работа с родителями
•
Организация творческой деятельности воспитателей, детей и
родителей:
•
Оснащение предметно-развивающей среды
•
Социальное развитие
•
Акции ДОУ
Презентация проекта: «Заседание клуба знатоков»
Мероприятия по реализации основных направлений проекта
Основные направления реализации проекта
•
Организованная
деятельность детей
Дидактические игры: «Найди отличия»,
«Птицы нашего города», «Интервью», «Я –
фотограф», «Кто, где живёт», «Составь
картину», «Составь узор»
•
Игровая деятельность
•
Познавательная
деятельность
Экскурсии: по территории детского сада, в
парк, к памятникам города (совместно с
родителями).
Занятия: «Путешествие по Хакасии», «Сказ о
чатхане», «В гости к Тарине», «Природный
мир вокруг нас»
•
Изодеятельность
Рисование: «Удивительные узоры»,
раскрашивание флагов России, Республики
Хакасия, рассматривание альбома
«Хакасские украшения»
Аппликация: «Украсим кукле платье»
Лепка: «Животные моей родины», «Птичка»
•
Конструирование, ручной
труд.
Изготовление поделок из природного и
бросового материала
•
Развитие речи
Составление творческих рассказов по
сюжетным картинкам, рассказы из личного
опыта.
Рассматривание альбомов «Наш город»,
«Хакасия», «Люди труда нашего города»
•
Художественная
литература
Чтение хакасских сказок, легенд.
Заучивание стихов о Хакасии, природе,
считалки, пословицы, поговорки.
•
Театрализованная
деятельность
Кукольный театр «Происшествие в
Хакасской степи», инсценировка сказки
«Лягушки и журавль»
•
Музыка
Прослушивание музыкальных произведений
в исполнении хак. ансамбля «Айланыс»
Исполнение этюда «Поклонение духам»
•
Физическое развитие
п/и «Ах токпес»(догонялки), «Мечеекей»
(собачка), «Уголки», «Мелей тастазах»,
«Перескочки», «Холл тартызах»
(перетягивание рук), «Городки», «Чуурана»
(прятки), «Хайыс тартызах»
•
Трудовая деятельность
Изготовление стаканчиков для сбора семян,
посадка семян на рассаду, уход за
растениями
•
Работа с родителями
Знакомить детей с семейными реликвиями.
Осуществить совместный проект детей -
родителей - педагогов "С чего
начинается Родина?".
Посильная помощь в организации экскурсий,
встреч, походов в музеи.
Помощь в снятии видеофильмов.
«Трудовой десант» родители с детьми
(посадка деревьев, подрезание,
уборка мусора на участках, детский сад
осенью, зимой).
Посещение вместе с детьми краеведческого
музея г Саяногорска, Абакана.
Чаепитие «Волшебная пиала»
III.Организация творческой
деятельности воспитателей,
детей и родителей
1. Проведение праздников в детском саду:
«День защитников отечества»;
«Мамин день»;
«9 мая - день Победы»;
«Чыл пазы» (новый год),
фольклорный праздник «Весёлая юрта»
Праздник народной игры вместе с
родителями «Турнир богатырей»
2. Выставки детского и народного творчества
сотворчество детей и родителей:
Оформление альбомов « Герои труда нашего
города»
«Славься Край Сибирский!",
Выставка рисунков « Город Саяногорск
глазами детей".
фотовыставка «Удивительные уголки
Хакасии».
IV.Оснащение развивающей
среды
Создание альбомов: «Люди труда нашего
города», «Прошлое и настоящее нашего
города», «Моя Хакасия», «Хакасские
орнаменты».
2. Изготовлению мультимедийных игр:
«Загадки о городе», «Найди отличия».
3. Видеофильм о Хакасии.
5. Создание коллажа «Мир животных и
птиц нашей республики».
V.Социальное развитие
Взаимодействие с детской библиотекой по
патриотическому воспитанию
Встречи с почетными людьми города;
экскурсии.
VI.Акции в ДОУ
«Покормите птиц зимой».
«Зелёный патруль».
Экскурсия к памятнику воинам - защитникам
«Озеленение территории детского сада».
Список литературы:
1. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной
действительностью. М.: Академия, 1998.
2. Маханёва М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2005.
3. Асочакова Л.В., Климова В.Д. и др. Программа Хакасия – земля родная.
4.Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов
Хакасии.
5. Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии.
6. Кириченко И.И., Боргоякова Т.А. Приобщение детей к культуре хакасского
народа.
7. Золотая чаша - хакасские народные сказки и предания
8. Трояков П.А. Мифы и легенды хакасов.
9. Пер. Козловского Я. Мудрое слово/ хакасские пословицы, поговорки,
загадки
10. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов.
11. Дошкольное воспитание. №2,5 - 2006 г.
12. Обруч. №6 - 2003 г, №5 – 2004 г.
13. Ребёнок в детском саду. №3, 6 – 2004 г., №5 – 2005 г., №2, 3 – 2006 г.
14. Управление образования в ДОУ. №4 – 2004 г.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Конспект занятия «Заседание клуба знатоков»
Программное содержание:
1.Формировать у детей осознанные представления топонимического,
этнографического своеобразия Хакасии; способствовать формированию
исторической памяти.
2.Формировтаь у дошкольников эмоционально-мотивационные установки к
своей малой Родине; расширять и уточнять знания детей о республике,
символике, о памятных местах; упражнять в употреблении простых и
сложных словосочетаний; развивать связную речь.
3. Воспитывать чувство гордости за свою республику, город, свой народ.
Воспитывать гражданина Хакасии; развивать патриотические чувства.
Ход занятия:
Вед.: Добрый день дорогие друзья. Сегодня в клубе знатоков вас
приветствуют дети логопедической подготовительной группы.
1.Организационный момент (пальчиковая гимнастика)
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй маленький дубок
Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую!
2.Разгадывание кроссворда.
Вед.: Чтобы определить тему заседания нашего клуба я предлагаю разгадать
кроссворд.
- Хакасский музыкальный инструмент. (чатхан)
- Молочный напиток хакасов. (айран)
- Блюдо хакасской кухни из жареного молотого зерна. (талкан)
- Гора с заснеженной вершиной. (тасхыл)
- Хакасская деревня. (улус)
- Элемент хакасского узора. (трилистник)
- Папа, мама, я – дружная семья.
Итак сегодня мы говорим о Хакасии. (дети проходят за столы)
Вед.: Представьтесь пожалуйста. (дети называют свою фамилию и имя).
Вед.: Уважаемые знатоки, я предлагаю вам рассказать то, что вы знаете о
республике Хакасии.
3.Чтение стихов.
Хакасия – край мой,
Родные просторы!
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы,
Навеки в душе сохраняться моей!
Примерные рассказы детей о Хакасии.
1 реб. – Мы живём в республики Хакасия. Столица Хакасии – город Абакан.
Со всех сторон Хакасия окружена горами. В Хакасии много степей, лесов и
лугов.
Вед.: Как по хакаски называют горы? (тасхылы)
- А какие животные живут в лесах Хакасии?
2 реб. – В Хакасии протекает много рек. Самые большие главные реки – это
Енисей и Абакан. В реках водится рыба – окунь, лещь, сорога, щука. Ещё
есть в Хакасии озёра: Шира, Белё, Чёрное, Итколь. В Хакасии 5 городов:
Абакан, Черногорск, Сорск, Абаза, Саяногорск. Много сёл, деревень.
Вед.: А чем славиться озеро Шира? (ответы детей)
3 реб.- В Хакасии проживают люди разных национальностей. Это и
украинцы, и русские, и немцы. А коренными жителями являются хакасы. Все
народы между собой живут дружно. Они вместе работают, проводят
праздники, помогают друг другу.
4 реб. – Наша республика имеет свой герб и флаг. На гербе изображён
солярный знак, снежный барс, берёзовые ветви.
Д/и «Выбери правильно»
Вед.: Уважаемые знатоки, выберите среди флангов – флаг Хакасии (ребёнок
объясняет свой выбор) и герб Хакасии.
4. Рассказ ребёнка о гербе. – На гербе Хакасии изображён солярный знак,
который символизирует дань уважения к поколениям людей, живущих на
земле Хакасии. Снежный барс символизирует вечность жизни на земле, а
ветви берёзы – общую историческую судьбу всех народов России.
5. Музыкальная пауза. Хоровод «Пеелбек» (исполняют дети старшей и
подготовительной группы).
Вед.: (обращается к детям за другим столом)
- А теперь представьтесь вы. (дети называют фамилию и имя)
- А вы расскажите о нашем городе.
6. Примерные рассказы детей о г. Саяногорске.
Вед.: А как называют жителей нашего города? (ответы детей)
- Уважаемый знаток, с какими словами вы обратились бы к саяногорцам,
чтобы наш город стал ещё лучше и краше. (ответ ребёнка)
7. Сюрпризный момент.
(вбегает Буратино с волшебным сундучком)
Буратино: Что за шутки?
Я иду вторые сутки
Помогите мне друзья
Объясните, где же я?
Дети: В детском саду «Лукоморье»
Вед.: На заседании клуба знатоков.
Буратино: Всё-то вы знаете. А вот как мне быть. Чтобы узнать, что в этом
сундучке мне надо отгадать загадку. А я не могу её отгадать. А страсть как
хочется узнать, что же там лежит? (дети высказывают свои предложения)
8. Загадка Буратино
Чёрный камень под землёй
Это фонд наш золотой
Он снабжает край родной
Летом, осенью, зимой.
(дети отгадывают загадку. Буратино достаёт из сундучка отгадку – уголь)
Буратино: А где добывают уголь? (ответы детей)
- А для чего он нужен? (ответы детей)
- Кто добывает уголь?
9. Д/и «Хорошо – плохо»
Вед.: Как вы думаете, что хорошего в профессии шахтёра? (высказывания
детей). А что плохого? (высказывания детей)
Вед.: Профессия шахтёра опасна, сложная, но необходима для людей.
10. Физминутка.(логоритмическое упражнение «Каждый где нибудь живёт)
11. Белый конверт.
Буратино: У меня для вас ещё задание (достаёт белый конверт) Нужно
расшифровать слово.
Вед.: Уважаемые знатоки, я даю вам ровно одну минуту, чтобы вы
разобрались с заданием. (дети раскладывают карточки и самостоятельно
определяют, как расшифровать слова, при затруднении, ведущий даёт
указание, разложить карточки синего цвета в порядке возрастания букв, а
зелёного цвета в порядке убывания букв: юрта, пого, марал, жарок)
Вед.: Мы думали и веселились, и даже спорили порой, но очень подружились
за нашею игрой.
Буратино: Игра игрой сменяется, кончается игра, но дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!
Вед.: Хакасия, Хакасия, сибирский горный край
Любимая Хакасия, под солнцем расцветай!
Дети выходят и исполняют песню «Хакасия – цветущий край».
Конспект занятия «Здравствуй юрта»
Программное содержание:
1. Уточнить и дополнить представления детей о родном крае: его
коренных жителях – хакасах, их национальных устоях и традициях.
2. Закрепить знания детей о внутреннем убранстве юрты.
3. Познакомить с культом богини огня.
4. Формировать у детей интерес и уважение к хакасской культуре, через
национальные пословицы и игры.
5. Воспитывать любовь к родному краю.
Материал к занятию:
Кукла в хакасской национальной одежде, юрта, иллюстрации с
изображением предметов быта, строительный материал,
Предварительная работа:
Создание уголка «Хакасия – наш край»; разучивание хакасских игр,
пословиц; чтение сказок, мифов, легенд; рассматривание альбомов с
хакасскими орнаментами; знакомство с внутренним убранством юрты.
Ход занятия:
1. Эмоциональный настрой.
Чтение стихотворения Б.Поволоцкого «Любимая Хакасия»
Хакасия – край старины,
Жемчужина большой страны,
Где благодатная природа
Всё подарила для народа –
Леса, озёра, реки, горы,
Степей бескрайние просторы,
Тайгу с целебными ключами
И царственными кедрачами.
При разноцветье ярких трав
С обилием лесных дубрав,
Где много ягод и грибов
Для обитателей лесов.
Прекрасна древняя земля,
Её угодья и поля,
Источники здоровья, силы
И потому они нам милы.
Здесь весь народ трудолюбивый
Степенный, мирный, терпеливый.
2. Беседа по стихотворению.
-В какой республике мы живём? (В Хакасии)
- Чем богата Хакасия? (Лесами, степями, реками, горами, озёрами,
животными….)
- Какой народ проживает в нашей республике? (Русские, хакасы, украинцы…)
3. Закрепление пройденного материала и знакомство с новым.
- Красива наша Хакасия – широкие ковыльные степи, высокие горы. Ребята.
А вы знаете какой город является столицей нашей Хакасии? (Город Абакан)
- А вы любите свою Родину? (ответы детей) Чтобы ещё сильнее любить нашу
Родину, нужно обязательно знать, какой же была жизнь нашего края в давние
времена.
- А кто считается коренными жителями Хакасии? (Хакасы)
- Чем по вашему мнению отличаются хакасы от русских? (Одеждой, внешним
видом, обычаями…)
- А как называется жилище у хакасов? (Юрта)
- Почему им удобно было жить в юртах? (Они переезжали с места на место)
- А почему они переезжали с места на место? (Потому что они были кочевым
народом)
- Правильно, хакасы в начале были кочевым народом, переезжали с места на
место. Поставят юрту и начинают расставлять в ней предметы быта. Скажите
мне. А на какие две половины была разделена юрта? (На женскую и
мужскую)
Д/и «Разложи правильно»
Детям предлагаются иллюстрации предметов обихода. Необходимо
разложить женскую утварь от мужской, то есть что принадлежало женщинам
положить на один конец стола, а что находилось на мужской половине юрты –
на другой край стола.
- А что располагалось в середине юрты? (Очаг)
- Правильно. Огонь в очаге хакасы считали священным. Никогда хакасская
семья, не начинала есть, пока первый самый лакомый кусочек, не будет
брошен в огонь. Если не кормить огонь, то хозяйка очага может обидеться и в
семью придёт несчастье.
Ещё хакасы считали, что по тому как горит огонь, можно было узнать, что
ожидает сегодня: будут ли новости или гости и т. д. Если огонь начинал
трещать, то это означало, что хозяйка огня сердиться и её нужно покормить.
Золу из дома не выносили, её закапывали в юрте, в том месте , где никто не
ходил. По поверью хакасов, если её вынести, то уйдёт счастье.
- Ребята, вы уже знаете, что у хакасов существовало 2 вида костров. Какие это
костры? (Чистый и погребальный)
- Что делали на чистом костре? (Готовили пищу)
- А на погребальном ? (Сжигали умершего)
Игра «Сложи костёр»
Детям предлагается разделиться на две команды. Первая команда должна
сложить «чистый» костёр, а другая – «погребальный».
- В хакасской юрте обязательно у самого входа стоял веник. Его делали из
веток колючего кустарника. В юрте всегда должна быть чистота, не
допускалось, чтобы под веником оставался мусор. Как вы думаете, почему?
(ответы детей)
- Особенно тщательно хакасы наводили порядок перед празднованием Нового
года – «Чыл пазы». А кто из вас знает, когда хакасы праздновали Новый год?
(Весной)
- Правильно, весной, 22 марта, в день весеннего равноденствия. Рано утром
люди выходили на ближайшую возвышенность и глядя на берёзу читали
молитву: они просили, чтобы продолжалась смена времени года,
продолжалась жизнь на земле. Люди загадывали желания и завязывали
ленточки на берёзе.
- Может кто нибудь помнит, как эти ленточки называются ? (Чалома)
- А как вы думаете, почему выбрали именно берёзу? (Это священное дерево у
хакасов)
- С самого раннего возраста у детей хакасы воспитывали почтительное
отношение ко взрослым. Даже поговорка была у них: «Слово взрослого
поставь рядом, а слово старика положи в мешок». Поэтому к пословицам,
народной мудрости, хакасы относились с особым почтением. Некоторые
пословицы и поговорки вы уже знаете, давайте вспомним их:
- Тех, кто работает до пота, накормит досыта работа.
- Лучше просить, чем воровать. Лучше спросить, нежели врать.
- Если вдвоём поднимешь бревно, легче станет вдвойне оно.
- Друга в чёрный день оставить – навсегда себя ославить.
- А ещё хакасы стремились, чтобы их дети были сильными, ловкими и
выносливыми. Для этого они придумывали различные игры. И в заключении
нашего с вами занятия я предлагаю поиграть в игру, которая называется
«Косой дождь».
4. Подведение итога занятия.