Напоминание

Урок – путешествие по земле русской, богатырской


Автор: Татьяна Владимировна Харлова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: муниципального казенного общеобразовательного учреждения города Искитима Новосибирской области
Населённый пункт: Новосибирская область, город Искитим
Наименование материала: Разработка урока чтения
Тема: Урок – путешествие по земле русской, богатырской
Раздел: среднее образование





Назад




Класс: 6

Тема. Урок – путешествие по земле русской, богатырской

Цель: расширить и закрепить знания детей о былинах; способствовать развитию

интереса к литературному чтению.

Задачи:

учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять,

отстаивать свою точку зрения;

средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах,

уважение и любовь к устному народному творчеству;

развивать внимание и наблюдательность, умение ориентироваться в

прочитанном.

Подготовка к уроку: ученики читают книги «Русские былины и сказки. Добрыня

Никитич и Алёша Попович», «Богатырские сказки».

Оборудование: оборудование для просмотра мультимедийной презентации,

иллюстрации, книги.

Ход урока.

I.

Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня наш урок посвящён былинам. (Слайд

№ 1.)

II.

Введение в урок.

1.

Чтение определений слова «былины» из разных источников. (Слайд № 2.)

Учитель. В народе былины называли «старинами», «старинушками», «старинками».

Былины – это народная летопись важнейших событий эпохи (IX – XIV вв.) и истории

государства. Вымысел в былинах родственен мифам и сказочным событиям. (Слайд № 3.)

(Учитель показывает слайды № 4, 5, 6, 7 и рассказывает о том, что былины делятся

на два основных цикла: Киевские и Новгородские.)

Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие в далёкое прошлое, когда на своём

пути можно было встретить богатырей на конях.

Только не испугаетесь ли вы побывать в том времени, ведь, путешествуя, можно было

и в плен к чужеземцам попасть, и с колдовской нечистью встретиться…

Ну что ж, если вы такие смелые, то… в путь!

2.

Встреча с богатырями. Их рождение и детство.

Учитель. Посмотрите, ребята, нас встречают три знаменитых богатыря. (Слайд № 8.)

А кто из вас их может назвать?

(В центре – Илья Муромец, слева от Ильи княжеский дружинник Добрыня Никитич,

справа – Алёша Попович.)

Учитель.

Конечно, богатырей на Руси было много, но эти трое – основные.

Вспомните прочитанные произведения и расскажите о рождении каждого из них. Итак,

первый богатырь – Илья Муромец. (Слайд № 9.)

(Ответы детей по прочитанным книгам.)

Учитель. Ребята, мы с вами находимся в Рязани. Посмотрите, девяностолетний старик

перед вами. (Показ иллюстрации из книги.) Догадались, кто это? Да это же боярин Никита

Романович. Чувствует он близкую смерть, вот и отправился к светлому князю Владимиру. О

чём он ему поведал?

Ученики. Он сообщил князю о скорой своей смерти. А вместо себя на защиту Руси, на

службу князю Владимиру оставляет своего сына Добрыню Никитича. А было ему тогда 3

года.

(Дети рассказывают о детстве Добрыни.) (Слайд № 10.)

Учитель. Алёша Попович, самый молодой из всех, хочет послушать о себе, о своём

детстве. (Слайд № 11.)

(Рассказ учеников.)

III.

Подвиги богатырей наших.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую.

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

Учитель. Вспомните о боях богатырей русских. Расскажите о них. (Повторный показ

слайдов № 5, 6, 7. )

(Дети рассказывают о подвигах богатырей, которые им особенно запомнились.)

IV.

Богатыри – побратимы.

Учитель. Вспомним, как же встретились наши богатыри. Ведь было время, не знали

они друг друга.

Ученики. Сначала встретились Илья Муромец и Добрыня Никитич. Дело было так.

Однажды дошла молва о непобедимом богатыре до города Мурома, до села Карачарова.

Только недобрый язык донёс ту молву до старого казака Ильи Муромца. Наслушался

богатырь речей недостойных и засобирался в дорогу. Встретился он сначала с матерью

Добрыни Амельфой Тимофеевной. Встретила она богатыря ласково. И напомнила Илье, что

когда училась она у его родной матушки, а он ходить не мог, целыми днями на печке

кирпичной сидел и в окно глядел. Они тогда часто разговаривали. Просила мать не обидеть

Добрыню. Долго бились Илья Муромец и Добрыня Никитич. Но в конце концов бой

прервали и побратались.

Учитель. Как же происходило в Древней Руси братание богатырей?

Ученики. Встал Илья на ноги и Добрыне помог подняться. Тут же поменялись они

своими золотыми крестами, обнялись, поцеловались. Затем Добрыня Никитич сказал клятву:

«Ты будешь мне старший брат, я буду тебе младший брат!» И старый казак сказал клятву:

«Будем мы ездить по чистому полю, друг за друга вступаться, как за брата крестового».

Учитель. Как же повстречались они с Алёшей Поповичем?

Ученики.

Бился Алёша Попович с Бутеяновой ордой. В бою добыл он себе

снаряжение. Всё войско Бутеяново Алёша положил. И поехал по следам вражеским. По пути

освободил всех пленников. А в это время Илья Муромец и верный побратим его Добрыня

Никитич, посланные князем Владимиром на борьбу с врагом, ехали полем. НО тихо было

вокруг. Навстречу им – Алёша Попович…

(Ребята рассказывают об этой встрече.)

Учитель. Ребята, а кого из богатырей, кроме тех, о которых мы говорили, вы можете

ещё назвать?

Ученики. Вольга, Микула Селянинович, Святогор, Садко и др. (Слайды № 12, 13, 14.)

Учитель. Помните, в начале нашего путешествия, я предупреждала вас о нечисти, о

колдуньях. Вспомните былину «Добрыня и Маринка». О чём в ней говорится, и кто такая

Маринка?

Ученики. Маринка – потравница девятерых добрых молодцев отравила. Заколдовала

их и превратила в быков-туров. Также справилась и с Добрыней. Но он разгадал её тайну.

(Ребята рассказывают истории о колдунье, которые им запомнились.)

V.

Сказочная остановка.

Учитель. Перед тем как отправиться домой, посидим, отдохнём. Вспомните, как

богатыри отдыхали. (Слайд № 15.)

Ученики. Они рассказывали друг другу сказки.

Учитель. Какие из них вам особенно запомнились?

(Дети рассказывают сказки, которые им больше всего понравились.)

Учитель. А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд. (Приложение.)

VI.

Подведение итогов путешествия.

Учитель.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Какие чувства вы испытали, слушая это стихотворение?

Ученики. Чувство гордости за свою Родину.

Учитель. Вы убедились сегодня, что во все времена люди русские любили свою Русь-

матушку, свою Родину.

Какими чертами характера, какими качествами обладали русские богатыри? (Ответы

ребят.)

А какие сейчас, наши современные защитники Отечества? (Высказывания детей.)

В скором будущем и вам, возможно, придётся защищать наш народ, нашу землю. Её

надо просто любить, быть полезным людям.

Спасибо всем за прекрасное путешествие в прошлое.

Приложение.

Кроссворд «Богатыри».

Б

4.

О

5.

Г

6.

А

Т

1.

2.

Ы

7. Р

3.

8.

И

По вертикали.

1.

Богатыря прозвали так, потому что он родом из этого города. Что это за город?

2.

Князь, которому служили наши богатыри.

3.

Художник, который написал картины о богатырях.

По горизонтали.

4.

Из-за сопок и полей

Покатился некий зверь.

В ноздри он дышал огнём,

Ночью стало, словно днём.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. Кто это?

5.

Он ввалился на княжеский пир без приглашения. С ним бился Алёша Попович.

6.

Эта ведьма-потравница извела десять богатырей, отправила их в свой сад, превратив в

диких быков.

7.

Город, в котором родился Алёша Попович.

8.

А Добрыня Никитич родился в городе …



В раздел образования