Автор: Юдина Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Гарашкинская СОШ ГО Богданович Свердловской области
Населённый пункт: село Гарашкинское Богдановичского района Свердловской области
Наименование материала: Интегрированный урок
Тема: "Прикоснись сердцем к подвигу"
Раздел: полное образование
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
МАОУ Гарашкинская СОШ
Прикоснись сердцем
к подвигу
Интегрированный урок
,
Юдина Елена Николаевна
учитель литературы МАОУ
,
Гарашкинская СОШ
Юдина
Светлана
,
Николаевна библиотекарь
МАОУ Гарашкинская СОШ
Рекомендуется использовать на библиотечных уроках, уроках литературы и истории,
для учащихся 5,6,7 классов. Можно проводить для учащихся старших классов, изменив
произведения для знакомства.
Цель и задачи мероприятия: воспитание патриотизма, нравственности, доброго
отношения к людям, формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности
за свои поступки и за будущее России через память о погибших, через художественные
произведения.
Место проведения – оформленный кабинет литературы, кабинет истории или актовый
зал, в зависимости от количества учащихся.
Продолжительность мероприятия 2 академических часа с перерывом на перемену.
Оформление кабинета:
1. На верхней части доски прикреплено крупно написанное название мероприятия:
«Прикоснись сердцем к подвигу».
2. Пониже, с правой стороны доски, эпиграф:
«Священная годов минувших память
Да будет в новом подвиге жива».
3. Слева, от доски, плакат со словами маршала К.К.Рокоссовского:
«Нельзя научиться любить живых,
если не умеешь хранить память о мертвых».
4. Картины о Великой Отечественной войне: Н.Я.Бут «Сережка с Малой Бронной и
Витька
с
Моховой»,
О.Г.Верейский
«Василий
Теркин»,
А.А.Дейнека
«Оборона
Севастополя», А.И.Лактионов «Письмо с фронта», Ю.М.Непринцев «Отдых после боя»,
иллюстрации
В.В.Щеглова, О.Г.Верейской, И.И Пчелко к произведению А.А.Фадеева
«Молодая гвардия».
5. Книжная выставка «У войны не детское лицо».
. Из оборудования потребовались: музыкальный центр и СD- диски с песнями о войне;
проигрыватель, можно использовать пластинки с документами и воспоминаниями о Великой
Отечественной войне.
Перед мероприятием проведена подготовительная работа:
1.
Посещение памятников и монументов, мемориальных досок, краеведческого
музея в городе Богдановиче.
2.
Работа в музее МАОУ Гарашкинская СОШ с материалами об участниках
Великой Отечественной войны села Гарашкинского.
3.
Чтение рекомендуемой литературы о ВОВ.
4.
Заучивание стихотворений о Героях Отечественной войны.
На урок приглашены: директор школы,
глава администрации сельской территории,
труженики тыла,
родители.
Ход мероприятия:
Слово для приветствия предоставляется главе администрации Гарашкинской сельской
территории.
Более 70 лет прошло с тех пор, как прогремели залпы Победы. Но в памяти народной всегда
будут жить великие ратные дела и трудовые подвиги нашего народа, его доблестных сынов и
дочерей, вставших на защиту и отстоявших свободу и независимость своей Родины и спасших
народы мира от фашистского ига.
Разрешите всех присутствующих здесь поздравить с наступающим Днем Победы, а ребят еще с
этим уроком, который поможет вам больше узнать о Героях Советского Союза Отечественной войны,
кому-то стать сильней и уверенней в себе.
Звучит первый куплет и припев песни А.В. Александрова на слова В.И.Лебедева – Кумача
«Вставай, страна огромная».
Вступительное слово учителя истории.
22 июня 1941 года в 4 часа гитлеровская Германия, вероломно нарушив договор о
ненападении, внезапно, без объявления войны, напала на Советский Союз. К этому времени ею была
захвачена почти вся Европа. Основные группировки врага были нацелены на захват важнейших
стратегических и экономических центров страны. На битву с врагом поднялась вся страна.
Кровопролитные бои с превосходящими силами гитлеровских полчищ, которые вела наша армия,
были проникнуты величайшим, беспримерным героизмом.
Золотыми буквами вписаны в летопись истории Великой Отечественной войны имена городов:
Москва, Ленинград, Волгоград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула,
Смоленск, Мурманск, Брестская крепость. За массовый героизм и мужество эти города удостоены
почетного звания «Города – герои», 30 городам присвоено звание «Воинской Славы», введенное в
2006 г.
В сражениях за эти города ярко проявилась боевая доблесть войск, мужество населения. Воины
и труженики тыла, взрослые и дети, не жалея сил, ковали победу. Ни разрывы бомб и снарядов, ни
яростные атаки врага не сломили боевой дух народа. Плечом к плечу с нашими воинами сражались
ополченцы, мужественные партизаны и бесстрашные подпольщики. Шла борьба за каждую пядь
земли.
Библиотекарь:
Никто не забыт и ничто не забыто. Как сказал К.К.Рокоссовский: «Нельзя научиться любить
живых, если не умеешь хранить память о мертвых». Российские люди помнят и высоко чтят дела и
подвиги героев. На их примере они учатся жить, бороться и побеждать, и эту героическую связь
времен
и
поколений
передают
своим
потомкам.
В жизни всегда есть место подвигу. Ведь и в мирное время нередко возникают ситуации, когда надо
принимать молниеносные решения и в полной мере проявлять бесстрашие, высокое сознание
общественного долга. Именно таких качеств от наших людей потребовала авария на Чернобыльской
АЭС. А сколько наших воинов достойно выполняли интернациональный долг на землях
Афганистана, а наши парни, служившие в Чеченской народной республике, служащие МЧС России –
многие награждены самыми высокими наградами Родины. Самый молодой герой г. Екатеринбурга -
Сергей Мыльников. Звание Героя России получил за мужество и героизм в 22 года. Проходил
срочную службу в рядах Вооруженных сил РФ командиром танка отдельного танкового батальона.
Участвовал в Осетинско-Грузинском конфликте 2008 года. Службу начинал в Елани. Сейчас живет в
г. Екатеринбурга.
В жизни всегда есть место подвигу. И в настоящее время ваши ровесники совершают
героические поступки. Оля Козлова, 13 лет, из города Петровска награждена медалью «За отвагу на
пожаре». Спасла мальчика и девочку из горящего дома. Получила статуэтку «Золотые руки» и
автомашину «Рено». 9–классница из Хабаровска Виктория Партола в апреле 2010 года смогла спасти
из горящего дома троих маленьких детей. Получила медаль «За доблесть и отвагу на пожаре».
Медалью «За спасение погибавших» награжден Сережа Карпенко, семиклассник
из Твери,
вытащивший из полыньи утопающую девочку. В пенсионном возрасте ему положены льготы в
размере 50% за жилищно-коммунальные услуги. Этой же медалью награжден шестнадцатилетний
Петр из Иркутской области, спасший девочку, висевшую на балконе 5 этажа. Семилетний Женя
Табаков из города Нагинска посмертно награжден орденом «Мужества» за защиту сестры от
рецидивиста.
Учитель истории:
В бронзе, граните и мраморе обелисков, мемориальных досок, стел, в названиях улиц
увековечил народ память славных воинов, ставших гордостью нашего народа.
Никогда не забудется всенародный подвиг и массовый героизм во имя Победы. Свыше 7 млн.
воинов награждены орденами и медалями, свыше 11600 человек стали Героями Советского Союза,
115 из них получили это звание дважды: Иван Никитич Кожедуб, Александр Иванович Покрышкин;
Буденный Семен Михайлович – трижды. Георгий Константинович Жуков удостоен этого звания
четыре раза.
Среди Героев Советского Союза Великой Отечественной войны 84 женщины и 5 пионеров. 570
человек нашей Свердловской области удостоены этого высокого звания, 3 человека из нашего
Богдановичского района. Сегодня мы поговорим о наиболее прославленных.
Учитель литературы:
Вот уже более 70 лет наша литература пристально всматривается в образ сражавшейся Родины,
постоянно умножает художественную летопись военных лет, запечатлевает крупные масштабные
характеры героев нашего Отечества. Эта тема всегда привлекала и будет привлекать внимание
нынешних и будущих поколений.
В годы войны не было ни одного дня, который можно было вычеркнуть из народной памяти.
Каждый день войны был подвигом миллионов! Наша литература, как и весь народ, свято хранит
благодарную память о сражавшихся на военных полях России и Европы.
Литераторам принадлежит громадная заслуга в создании художественной летописи всенародной
Отечественной войны. Начавшись с малых форм – очерка, рассказа, публицистической статьи,
стихотворения, - эта летопись с течением времени вбирала в себя крупные полотна: повести, романы,
пьесы, поэмы. Послушайте об истории создания книги «Повесть о настоящем человеке».
Автор повести Борис Николаевич Полевой, военный корреспондент газеты «Правда», встретился с
Маресьевым Алексеем Петровичем, летчиком гвардейского истребительного полка, под Орлом.
Алексей был представлен как лучший летчик полка. Борису Николаевичу очень понравился этот
открытый, веселый человек. Поужинав вместе, они отправились в землянку на ночлег. Ложась спать,
Полевой услышал; что-то тяжело грохнуло об пол. И тут Полевой увидел, что летчик оставил на полу
свои ноги, точнее – протезы, ловко обутые в ботинки военного образца. Безногий летчик! Это
казалось совершенно невероятным! И Алексей согласился рассказать историю о своих ногах.
Рассказ его длился всю ночь.
Журналист исписал две тетради. Потом часто брался за записи, собираясь написать очерк в
газету, но как-то все не складывалось.
За свои пожелтевшие тетрадки с записями Борис Полевой взялся только через 4 года после
встречи с Маресьевым. Многое тогда он не успел записать, и кое-что уже потерялось из памяти. О
многом, по скромности своей, умолчал летчик. Пришлось додумывать, дополнять, создавать заново
портреты его друзей, так как самого героя отыскать не смог. Не имея возможности строго
придерживаться фактов, изменил фамилию героя повести на Мересьев и дал новые имена, кто
помогал ему на трудном пути его подвига. «Повесть о настоящем человеке» была написана за 19
дней.
Ученик 7 класса рассказывает о летчике Мересьеве Алексее Петровиче и о своем отношении к
его подвигу.
Литература о войне написана писателями, журналистами, участниками и просто родственниками
героев войны. Книга «Повесть о сыне» написана Еленой Николаевной Кошевой, матерью Олега
Кошевого, молодогвардейца, Героя Советского Союза. В повести она рассказывает о детстве, юности
и подвиге Олега.
Ученица зачитывает отрывок из книги «Повесть о сыне», который больше всего затронул ее.
О героях Советского Союза Зое и Саше Космодемьянских написала их мама,
учительница Любовь Тимофеевна. В «Повести о Зое и Шуре» она рассказывает сначала о
себе, а затем о короткой жизни Зои и ее брата Саши, показав, как зарождались в них
мужество, выносливость и патриотизм.
Заслушиваем с пластинки голос матери - Любовь Тимофеевны Космодемьянской.
Авторы книги «Разведчик Николай Кузнецов» - брат и сестра Героя Советского Союза,
Лидия Ивановна Брюханова и Виктор Иванович Кузнецов. Эта книга - биографический
очерк. Они задались целью показать условия, в которых жил и воспитывался будущий
разведчик – партизан, используя для этого воспоминания и записи его сослуживцев,
очевидцев. Она открывает неизвестные факты из биографии героя и дает новые штрихи его
характера.
Библиотекарь:
Шла война. Время не давало никакой скидки ни на детство, ни на старость, ни на
личные обстоятельства. Все как один поднялись на защиту Родины.
На оккупированной территории ребята жили в партизанских отрядах, ходили в разведку,
сидели в засадах, сыновья и дочери полков несли воинскую службу, совершали подвиги. В
тылу подростки работали на фабриках и заводах, а всякое производство в ту пору было
военное. В селе дети начинали трудиться с самых малых лет. Тут точного возраста не
укажешь , 10–летние, кончившие 4 класса, уже работали, как заправские мужики.
Управлялись и со скотом, и с лошадьми. Пахали, косили, сеяли. Об этом можно узнать,
прочитав книги, которые находятся на этой выставке: «У войны не детское лицо»
(Список художественных произведений на книжной выставке).
В.Катаев «Сын полка,
М.Сухачев «Дети блокады»,
А.Бринский «Девчонка из Марьиной рощи»,
Н.Надеждина «Партизанка Лара»,
Е.Жуковская «Школа меняет адрес»,
Ф.Миронов «Свети, звезда»,
А.Бодрова «За синей каемочкой горизонта»,
А.Белинский «Второй год войны»,
С.Баруздин «Ее зовут Елкой»,
А.Глебов «За журавлями»,
В.Богомолов «Иван»,
П.Вишнев «Юнги»,
В.Большак «Проводник в бездну»,
Ю.Иванов «Стоит деревушки»,
серия сборников «Рассказы о храбрых».
Подвиг всегда вызывает чувство восхищения и благодарности. Но как же высока цена
героического поступка (а подвиг, по В.Далю, есть именно «доблестный поступок, дело или
в
ажное, славное деянье»), когда он свершается в 12-14 отроческих лет, а подчас и того раньше, на
самом рассвете жизни, в пору становления человека, формирования его характера. Поэтому так и
дороги нам образы юных героев.
5 юных патриотов за свои героические поступки посмертно получили звания Героев Советского
Союза. Это 14–летние Марат Казей и Валя Котик, 16-летний Леня Голиков, 12–летний Володя
Дубинин, Зина Портнова.
Ученики рассказывают о подвигах этих ребят.
Учитель литературы:
О героической ленинградской девочке Ларе Михеевой 13 лет, награжденной орденом
Отечественной войны I
степени, ставшей героиней
книги Н.Надеждиной «Партизанка Лара»,
рассказывает ученица 5 класса.
Учитель истории:
Первыми бой приняли наши пограничные войска Брестской крепости. 28 дней сражался
гарнизон. О героизме солдат рассказывает Герой Советского Союза, защитник крепости, оставшийся
в живых, командир стрелкового полка Петр Михайлович Гаврилов. (Слушаем пластинку № 1 с
рассказом самого Гаврилова).
Ученик 7 класса рассказывает о подвиге П.М.Гаврилова по книге Сергея Смирнова «Подвиг
майора».
В 1941 году под Ленинградом наступление немцев было остановлено. Оказавшись не в силах
преодолеть сопротивление защитников города, решили задушить
город голодной блокадой,
разрушить его варварскими налетами авиации и артиллерийскими обстрелами. Героическая оборона
Ленинграда вошла в историю нашей Родины как пример величайшей стойкости, мужества и
патриотизма. 900 дней и ночей, без еды, без воды, без тепла, без электричества, город продержался,
но не сдался. В тяжелейших условиях находились и дети блокадного Ленинграда, которых не смогли
вывезти из города.
Ученица 5 класса рассказывает о Тане Савичевой и читает стихотворение Сергея Смирнова
«Таня Савичева».
Учитель литературы:
Нельзя не вспомнить прославленных летчиков – истребителей, война которых проходила в
осложненных условиях, потому что воевали они высоко над землей.
Трижды Герои: Кожедуб Иван Никитич - совершил свыше 330 боевых вылетов и участвовал в
120 боях, сбил 62 самолета противника;
Покрышкин Александр Иванович – совершил более 600 боевых вылетов, участвовал в 150
воздушных боях, на его счету 59 сбитых немецких самолетов.
Дважды Герой Советского Союза Береговой Георгий Тимофеевич, (1944 г.) летчик – штурмовик,
совершил 185 боевых вылетов, (1968 г.) летчик - космонавт.
Талалихин Виктор Васильевич, летчик – истребитель, Герой Советского Союза, одним из первых
применил ночной таран, сбив бомбардировщик врага.
Гастелло Николай Францевич, капитан, погиб в бою, направив подбитый самолет в скопление
танков противника, подвиг которого повторили более 300 летчиков.
Ученик 6 класса рассказывает стихотворение Л.Попова «Капитан Гастелло» и показывает его
портрет.
Материал об этих героях и многих других можно прочитать в «Словаре - справочнике Великой
Отечественной Войны» или в «Школьной энциклопедии истории России», в «Антологии «Венок
славы» из 12 томов и в других книгах, которые имеются в библиотеке.
Герой Советского Союза - легендарный разведчик Николай Иванович Кузнецов, уроженец
города Талицы Свердловской области, известен не только в области, но и далеко за пределами нашей
Родины. О подвигах Кузнецова пишет командир партизанского отряда, в котором воевал Николай,
полковник Дмитрий Михайлович Медведев в своих книгах «Это было под Ровно» и «Сильные
духом».
Ученик 7 класса зачитывает отрывок из книги «Это было под Ровно» о самом ярком поступке
разведчика.
Ученик 6 класса рассказывает о Герое Отечественной войны Неустроеве Степане Андреевиче
из села Талица Сухоложского района, батальон которого водрузил знамя над Рейхстагом.
Учитель истории:
Троим воинам из нашего района присвоено звание Героя Советского Союза – одному из них
посмертно. Рассказывают ученики 6 класса.
1 ученик: Перепечин Петр Мартынович, командир стрелковой роты, отмеченный высоким
званием Героя за форсирование Днепра при освобождении столицы Украины – Киева. Он сражался в
рядах 167-стрелковой дивизии, которая была сформирована в 1942 г. на территории Богдановичского
района. Она покрыла себя неуязвимой славой. Это дважды Краснознаменная Сумско – Киевская
дивизия,
прошедшая
с
боями
от
Воронежа
до
Праги.
2 ученик:
Пургин Кузьма Степанович, уроженец села Троицкое, командир отделения связи
истребительного – противотанкового артиллерийского полка, получил звание Героя за форсирование
Днепра. Он погиб 11 октября 1944 года в боях за румынскую деревню Влаха. Имя Пургина
увековечено в названии одной из улиц г. Богдановича, о нем рассказывает Мемориальная доска на
здании железнодорожного вокзала; Героя чтят на румынской земле, где он выполнил свой последний
долг патриота и интернационалиста.
3 ученик: Кунавин Григории Павлович ,1903 года рождения из с. Байны Богдановичского района.
Он участвовал в боях под Москвой, за Орел и Курск, при освобождении Белоруссии. Звание Героя
Советского Союза получил посмертно, повторив подвиг Александра Матросова при освобождении
польской деревни Герасимовиче. Память Кунавина увековечена Мемориальной доской на здании
железнодорожного вокзала. Краеведческий музей города носит название его имени. На пересечении
улиц Кунавина и Партизанской г. Богдановича
на высоком постаменте установлен бюст
Г.П.Кунавина. В знак благодарности русскому воину – освободителю жители польской деревни
Герасимовиче постановили:
1.
Занести имя русского воина Г.П. Кунавина навечно в список почетных граждан польской
деревни Герасимовиче.
2.
Высечь его имя на мраморной плите, которую установить в самом центре деревни.
3.
Присвоить школе, где учатся их дети, имени Г.П.Кунавина.
4.
Учителям каждый год начинать урок в первом классе с рассказа о воине – герое и его
соратниках, чьей кровью для польских детей добыто право на счастье и свободу.
Библиотекарь:
Нельзя не вспомнить участников войны из села Гарашкинское, наших земляков.
Это – Лошаков Владимир Дмитриевич,
Казанцев Виктор Михайлович,
Казанцев Виктор Федорович,
Казанцев Петр Степанович,
Хабибуллин Михаил Хабибулович,
Хныкин Алексей Васильевич.
Ребята рассказывают о ветеранах нашего села.
В Свердловской области в 1941 году вместе с эвакуированными из других регионов страны
проживали 2,5 миллиона человек. На фронт ушло более 300 тысяч солдат, более 200 тысяч погибло.
Из района Богдановичский были призваны более 5 тысяч солдат, не вернулись около 4 тысяч. За
годы войны из нашего села ушло на фронт 317 человек, 171 из них не вернулись в родные места.
Почтим память павших минутой молчания.
(Голос Левитана на пластинке с объявлением минуты молчания).
Слово ветерану труда, так как ветеранов Отечественной войны в селе не осталось. Все
дальше уводит нас время от той незабываемой, светлой и великой даты – 9 мая 1945 года. Победа
была одержана нами во имя мира и жизни на земле, во имя избавления человечества от угрозы
фашистского порабощения. Есть такое твердое емкое понятие – русский характер. Он – то и оказался
для врага непреодолимой силой.
В произведениях о войне только маленькая частица великой и многосложной истории той
грозной военной эпохи, несколько имен и судеб. Но они типичны. В них ярко отразилось то, что
называется коротким словом Подвиг. Подвиг ВСЕНАРОДНЫЙ, без которого невозможна была бы
Победа.
Об этом должны помнить все и всегда, сколько бы нам ни было лет и чем бы мы ни занимались.
Мир куплен дорогой ценой. И низкий поклон павшим и живым героям, отстоявшим его. Значит надо
знать, как все было, как пришла к нам Победа, праздник 9 Мая. Ведь это он, праздник Победы,
сохранил для нас все остальные праздники на Земле – в этом его особое величие и торжество -
торжество жизни.
Звучит песня: музыка Т.Тухманова, на слова В.Харитонова в исполнении Льва Лещенко «День
Победы».
Учитель литературы: Пожалуйста, задавайте вопросы учителям, ветеранам, труженикам
тыла и взрослым, присутствующим здесь, что вам непонятно и что вас интересует.
Домашнее задание:
Учитель литературы:
7 классу - написать сочинение на тему «В жизни всегда есть место подвигу».
6 кл.- написать отзыв о книге про Великую Отечественную войну.
5 кл.- выучить стихотворение о ВОВ.
Учитель истории:
5, 6, 7 класс – уметь рассказывать о Героях Отечественной войны и знать их подвиги.
Спасибо всем!
Использованная литература
1.
А.А.Аронов. Воспитывать патриотов. Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1989.
2.
Великая Отечественная в 1941 – 1945: Словарь – Справочник /под общ. ред. М.М.Кирьяна, 2-
е изд., доп. – м.: Политиздат, 1988.
3.
Венок Славы. Антология художественных произведений о ВОВ. В 12 томах.- М.:
Современник,1987.
4.
. Богданович. 1994.
5.
Память: Свердловская область Т. 5. – Екатеринбург: Сред.- Урал. кн. изд - во, 1994.
6.
Ю.А.Левин. Поиск продолжается .Средне – уральское кн. изд-во,1976.
7.
Одна на всех Победа. ВОВ 1941 – 1945гг. в документах /под ред. М.Е.Главацкого. –
Екатеринбург, центр «Учебная книга», 2005.
8.
Школьная энциклопедия «Руссика». История России, 20 век. – М.: ОЛМА- ПРЕСС
Образование, 2003.
9.
Интернет – сайты.
10.
Откроем Книгу почета: Сборник. /Авт.- сост. В.Я.Яковлева; Предисл. Л.Щвецовой. – М.:
Мол.гвардия, 1985.
11.
Е.Кошевая. Повесть о сыне.- М.: Детская литература, 1976.
12.
Космодемьянская Л. Повесит о Зое и Шуре. Переиздание. Лит. Запись Ф.Вигдоровой. – М.:
Детская литература, 1976.
13.
Брюханова Л.И., Кузнецов В.И. Разведчик Николай Кузнецов. Лит. Запись Н.А.Данилина.-
Свердловск: Сред. - Урал. Кн. изд-во,1972.
14.
Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке /Переизд. - М.: Дет. Лит., 1979.
15.
Смирнов С.С. Подвиг майора. Рассказы. – М.: Дет. Лит., 1975.