Автор: Годыно Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №1 р.п. Таловая
Населённый пункт: р.п. Таловая Воронежская обл
Наименование материала: открытое занятие по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью через познание ребенком предметного мира
Тема: "В гости к Хрюше"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
общеразвивающего вида р.п. Таловая
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ И
СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ РЕБЁНКОМ
ПРЕДМЕТНОГО МИРА
« В гости к Хрюше».
Годыно Елена Петровна, воспитатель 1 категории
МКДОУ детский сад №1 общеразвивающего вида р.п.Таловая
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ РЕБЁНКОМ ПРЕДМЕТНОГО
МИРА
« В гости к Хрюше».
(Интегрированное занятие в младшей группе по ознакомлению детей с окружающим.)
Цель:
расширить знания детей об окружающих их предметах, об их назначении и
использовании в повседневной жизни;
развивать способность анализировать загадки на основе сравнения двух
предметов с общими внешними признаками, делать собственные умозаключения;
продолжать учить детей пользоваться мнемотаблицей;
включать детей в процесс решения творческих задач;
повторить с детьми знание частей тела и функцию, которую они выполняют;
закрепить навыки обследования предметов с помощью всех органов чувств;
развивать речь детей, слух и музыкальные способности;
воспитывать желание помочь в затруднительной ситуации.
Материалы:
ширма,
ноутбук,
сказочный герой «Хрюша»,
телефон,
игрушки (кукла, неваляшка, машина, мячик, погремушка, юла и др.),
мнемотаблица «Зима»,
макет дерева +кармушка+птицы,
солнышко + шуршунчики,
набор картинок с изображением предметов со сходными внешними признаками,
«волшебный мешочек» с лимоном; блюдце с семечками лимона, пиала с
половинкой лимона, 2 салфетки.
3 стакана с водой (простой, кислой и сладкой)
В. – Ребята, сегодня мы идём с вами в гости к Хрюше. Вчера он
позвонил мне и пригласил нас к себе. Надеюсь, вы все знаете, как
нужно себя вести в гостях.
-Вы только посмотрите, ребята, какой здесь беспорядок!!! Все игрушки
разбросаны… А самого Хрюши нигде не видно. Давайте с вами поможем
Хрюше, наведём порядок на ковре, а заодно расскажем про наши
игрушки, как мы с ними играем.
(Дети под тихую спокойную мелодию собирают игрушки, кладут их на
полки в шкафу и читают о них стихи)
1.
У меня сегодня было
Очень много важных дел.
Утром зайку я кормила,
Чтобы он не похудел.
Дом из кубиков сложила
И рассыпала опять,
С этажерки притащила
Книжку толстую читать.
А теперь пойду к подружке,
С ней не виделась полдня…
Может быть мои игрушки
Уберут и без меня!..
2.
куколка
Ах ты, куколка моя,
Где же мамочка твоя?
Покормлю тебя я ложкой,
Кашки дам тебе немножко,
Обниму тебя скорей,
Буду мамочкой твоей!
3.
Машина
Класс! Машину я веду
На электрическом ходу.
Батарейки, проводочки -
Так и скачет через кочки.
Рад машине несказанно,
Не расстался с ней и в ванной.
Если б знать мне, что вода
Очень вредная среда.
От езды такой подводной
Стала вдруг совсем негодной,
И теперь обречена
На ручной режим она.
4.Неваляшку на подушку
Я никак не уложу.
Непослушная игрушка –
Это точно я скажу.
5.Погремушка
Веселее всех игрушка –
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку –
Станет плакса хохотушкой.
6.Юла
Завертелась юла,
Заюлила и пошла
Путешествовать по свету
По натертому паркету,
Но споткнулась на ковре –
И конец игре.
7.Мой веселый мячик
Прыгает и скачет:
Прыг-скок - в уголок,
А потом обратно.
Вок как мы вечерок
Провели приятно!
8.Мои игрушки
Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
В.- ребята, как вы думаете, как Хрюша поступил, хорошо или плохо?
Ведь он всё разбросал? (плохо)
-А мы как поступили? Ведь мы всё убрали, навели порядок? ( хорошо)
Раздаётся телефонный звонок. Воспитатель берёт трубку.
- Алло, я вас слушаю. Хрюша, это ты? Куда же ты пропал? Мы с
ребятами пришли к тебе в гости, а тебя нет…..Ну хорошо, шорошо мы
тебя ждём.
- Ребята, звонил Хрюша, он сказал, что скоро придёт. Но мне показалось,
что он чем-то очень расстроен. Что же могло случиться?
( Из-за ширмы появляется грустный Хрюша)
--- Здравствуйте, ребята. Извините меня за то, что я опоздал и не
встретил вас как полагается. Я вон даже игрушки не успел собрать. Ой, а
где же они.?
В.-- Где им и полагается быть, т.е.на своих местах- в шкафу. А куда это
ты так торопился, что даже игрушки не собрал? И почему ты такой
грустный?
- Ну я же вас в гости ждал, хотел вам сделать сюрприз. Вот сбегал в
магазин – купил новую интересную игру с загадками и картинками. Но я
так спешил, так спешил, что споткнулся на ступеньке, упал, уронил
коробку, и все картинки у меня высыпались и перемешались. И я теперь
не знаю, к какой загадке, правильная отгадка.
В.- Ничего, ,Хрюша, это не беда. Я думаю, что мы с ребятами сможем
тебе помочь. Правда, ребята? Ты, Хрюша, читай свои загадки, а ребята
постараются найти отгадки.
(к каждой загадке выставляются 2 карточки, где изображены предметы с
общими внешними признаками).
Х- Есть у нашего Антошки, железная шляпка и железная ножка.
(гвоздь)
-А почему вы так решили? А может это гриб? Ведь у него тоже есть
шляпка и ножка?
(это гвоздь, потому что в загадке говориться, что у него железные
шляпка и ножка)
Х- В деревянном домике
Проживают гномики,
Уж такие добряки,
Раздают всем огоньки. (спички)
- А почему вы думаете, что это спички, ведь матрёшки тоже проживают в
деревянных домиках?
(Они не раздают всем огоньки, это могут сделать только спички)
В.- ребята, а разве детям можно играть со спичками? Почему?
Х.- Тук-тук-тук-тук,
Раздается громкий стук,
Что же папа в руки взял?
Чем он гвоздик забивал? (молоток)
В.- А может это барабанные палочки? Они тоже громко стучат тук-тук-
тук?
(палочки стучат по барабану, гвозди ими не забивают)
Х.- Длинный носик, круглый бок,
В нем – горячий кипяток,
Он шипит, кипит,
Всем чай пить велит. (чайник)
- А может это кастрюля, она тоже круглая и умеет шипеть и кипеть
( у неё нет носика, чай в кастрюле не готовят)
Х.- два конца, два кольца,
А посередине – гвоздик. (ножницы)
- А по-моему , это очки. У них тоже есть два конца, два кольца.
( а гвоздика посередине – нет)
Х.- Блестящий и гладкий
Разглаживает складки. ( утюг)
-- А может холодильник, он тоже блестящий и гладкий?
( Но холодильником не разглаживают складки, это делают утюгом, а в
холодильнике хранят продукты)
В.- Видишь , Хрюша, ребята помогли тебе -подобрали к твоим
загадкам правильные картинки – отгадки.
Х.- Спасибо вам, ребята, а теперь давайте пойдём на улицу, возьмём с
собой самокаты и устроим соревнование « Кто вперед на самокатах»
или « Кто больше одуванчиков соберет». Давайте?
В.- Хрюша, Хрюша, подожди! Какие самокаты, какие одуванчики? Ты
хоть знаешь, какое сейчас время года?
Х- Я –то знаю, а вот вы , ребята, знаете?
_Зима.
Х- Правильно, зима. Эт я просто вас проверить хотел! А зимние приметы
знаете? Что бывает только зимой?
(Мнемотаблица. Холодно, идёт снег, дует холодный ветер, люди одевают
тёплую одежду, дети катаются на санках, лыжах и коньках, лепят снеговиков. А
ещё зимой бывает Новый год….)
Песня про зиму.
Х.- А что это за домики развешаны на ваших деревьях?
( Это кормушки для птиц. Зимой птичкам трудно самим добывать себе корм,
поэтому люди помогают им, насыпают в кормушки семечки, крошки… Вот
послушай:
(
Стихотворение З.Александровой «Новая столовая»))
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв –
Стая жадных воробьёв
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье,
Прилетел к нам гость весенний-
путешественник скворец,
вот и песенке конец.
Х.- Я вижу, что вы очень добрые ребята!
(слышится музыка- из-за ширмы поднимается желтый круг).
В.- Ребята, что это такое? на что похож этот круг? (на апельсин, на мячик, на
клубок, на солнышко)
- Чего то не хватает нашему солнышку. Давайте сделаем так, что бы солнышко
нас порадовало.
(дети подходят к подносу на котором лежат вырезанные детали лица)
-Что сначала мы подарим нашему солнышку? (глазки)
-А для чего они нужны? (чтобы смотреть, моргать)
-Что ещё нужно нашему солнышку? (ротик)
-Для чего нужен ротик? (чтобы улыбаться, говорить, кушать, петь..)
- Теперь у нашего солнышка есть красивые глазки и ротик, а чего же ещё не
хватает? ( носика) . Давайте вот сюда приклеим носик-курносик. Посмотрите
какое солнышко у нас получилось, но всёравно чего-то не хватает….(лучиков)
Х-(хлопает в ладоши) Я придумал, я придумал, давайте немножко поколдуем.
Закройте все глазки ладошками и повторяйте все за мной:
Раз, два, улыбнитесь,
Лучи у солнца появитесь.
( дети хором повторяют заклинание)
(в это время солнечный круг заменяется солнышко с с лучиками-
шуршунчиками).
В.- Ой, какое красивое солнышко. Какие у него интересные лучики. Как не по-
зимнему ярко оно нам засветило.. По-моему солнышко нам что-то говорит..
(делает вид, что слушает солнышко)
- Солнышко благодарит вас , ребята, за своё преображение, желает всем
хорошего настроения и дарит вам часть своих лучиков. (дети берут лучики-
шуршунчики)
- Давайте, с вами подарим наше хорошее настроение солнышку, Хрюше и всем
гостям.
Танец « Хорошее настроение»
Х – Спасибо вам ребята. А у меня ля вас тоже есть подарок. Но подарок не
простой, а секретом. Вы должны сами отгадать что это такое. Я только скажу,
что с этим подарком –лакомством мы с вами будем пить чай. А вот для того
чтобы узнать, что это за подарок, вам нужно пройти испытание. Вы готовы? (да)
Я дам вам 3 подсказки.
Первая подсказка.
Вот вам блюдце покрытое салфеткой. Салфеточку убирать нельзя, а через неё
нужно ощупать пальчиками то что там лежит, угадать, но сразу не говорить, это
будет маленьким секретом, пока все не потрогают предмет…
-И так, как вы думаете, что лежит на блюдце? (конфетки,орешки, камушки,
горох, семечки..)
_Раз вы точно не смогли угадать , что лежит на блюдце, тогда вам нужна вторая
подсказка.
Вторая подсказка.
- теперь вам будут помогать носики, воспитатель подойдёт к каждому из вас и
даст понюхать, а вы закройте глазки (подносит каждому пиалу с половинкой
лимона накрытую салфеткой)
- Нюхаем, но пока не говорим.
- Открываем глазки. Угадали по запаху, что это такое?
(конфета, апельсин, пряник, мандарин, лимон, пирог….)
- И опять вы все точно не смогли сказать, что же такое лежит в пиале, нужна
третья подсказка.
Третья подсказка.
- Это чудесный мешочек, вы будете опускать в него ручки, ощупывать то, что
там лежит и постараетесь угадать, что же там такое. Подсматривать нельзя.
Ощупывайте тщательно, не спешите с ответом, а если догадались, то храните
свой секрет, пока я вас не спрошу.
(дети ощупывают целый лимон в мешочке)
-Ну и как вы думаете, что это такое?
(игрушка, лимон, апельсин, мячик….)
В. - Давайте проверим ваши предположения. Теперь вам будут помогать глазки.
Я достаю из мешочка…..лимон, в пиале лежит…половинка лимона, а в блюдце-
его семечки. Теперь мы знаем отгадку это – лимон.
У нас есть ещё одно подтверждение , что это лимон. Перед вами 3 стакана с
водой. Давайте на вкус найдём тот стакан, в котором лимонная вода. А как вы
думаете какого она вкуса? ( кислая)
-Правильно, кислая. Сразу скажу, что в одном стакане простая вода, в другом
сладкая, а в третьем кислая, лимонная. Вот нам нужно узнать , в каком же из
этих стаканов и есть лимонная водичка. А что вам поможет определить? (язык).
Я возьму первый стакан, наберу из него водичку в пипетку и капну вам на
язычок, а вы определите её вкус. ( капает сначала простую воду, потом кислую, а
затем сладкую – делают наклейки на стаканы)
Х. Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились. Я так рад что вы сегодня
были у меня в гостях. Приглашаю вас всех попить со мной чаю с конфетами и
конечно же с лимоном.
В. - Спасибо тебе Хрюша .Мы конечно попьём с тобой чай, но сначала мы
пойдём и помоем ручки.