Автор: Егорова Мария Валерьевна
Должность: учитель КНРС (Я)
Учебное заведение: ГБОУ РС (Я) ЭШИ "Арктика"
Населённый пункт: город Нерюнгри Нерюнгринский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Содержание и методы работы над картинами самобытного художника Марфусалова Николая Елисеевича. "
Раздел: полное образование
Николай Елисеевич Марфусалов –
эвенкийский самобытный художник – Онёлон
Аннотация. В статье раскрывается содержание и методы работы над
картинами самобытного художника Марфусалова Николая Елисеевича.
Приводятся описание уроков и детские сочинения.
Ключевые слова: культура народов Севера, предмет, художник, картина,
анализ, описание, самобытность.
Каждый учитель стремится, чтобы его уроки были интересными и
увлекательными, повышая тем самым интерес у обучающихся к предмету. В
учебном плане для школ малочисленных народов Севера введен предмет
культура народов Республики Саха (Якутия), на которой изучается
этническая культура разных народов как единое образовательное
пространство. Акцент ставится на формирование эстетической культуры
учащихся через освоение ценностей предков, способности поставить себя на
место человека как носителя культуры, понять его мысли, поступки. Все это
можно реализовать с помощью работы над картинами самобытного
художника Марфусалова Николая Елисеевича. В процессе знакомства с
творчеством эвенкийского художника Н.Е. Марфусалова – Онёлон и через
восприятие художественного полотна дети учатся выражать свои мысли,
чувства и эмоции. Картины Николая Елисеевича – это своего рода
уникальное наглядное пособие по изучение родного края. Они будят
воображение и приобщают к высокому миру искусства народов Севера.
В нашей школе учатся дети малочисленных народов Севера из разных мест
компактного проживания. Дети Севера очень талантливы к художественному
творчеству и обладают богатой фантазией. Особенно сильно эти способности
раскрываются когда используется метод описания картин по мотивам
произведений эвенкийского художника Николая Елисеевича Марфусалова –
Онёлон.
Вот что рассказал об этом художнике его правнук Павлов Святослав.
О моем прадеде…
Николай Елисеевич родился 1 апреля 1924 года в верховьях Амги в семье
эвенков – кочевников из рода Пуягир – Джобулга. Его сородичи кочевали по
междуречью Амги, Алдана и Лены. Эвенки с малых лет приучали своих
детей к таежной жизни. Малыши очень рано выходили на охотничью тропу.
Постоянное общение с природой родного края воспитывало в ребенке
любовь к миру, неведомому, полному тайн и красоты…После окончания 9
класса Томмотской средней школы был призван в армию,служил на Востоке.
В 1943 г. направлен в школу младших авиаспециалистов, базировавшуюся
под Великими Луками Псковской области. Демобилизовался в 1948 году.
Осенью 1949 года поступил на исторический факультет Ленинградского
педагогического института им. А.И. Герцена. Был отличником учебы.
Проучившись четыре года, из-за болезни вынужден был прервать учебу и
вернуться на родину. Николай Елисеевич с полной самоотдачей занялся
любимым делом. В 1984 году его картины «Бельчатник» и «Рыбак» заняли
первое место на Всероссийском смотре народного творчества в Москве. В
1990 году принял участие на Международной выставке «Арт-Арктика», где
также были отмечены его талантливые работы. Полотна выставлялись в
Торонто (Канада) и Анкоридже (Аляска). Часть картин приобретена для
частных коллекций.Картины самобытного эвенкийского художника
обладают большой познавательной информацией, так как они описывают
мир недоступный каждому. Каждая картина художника - это яркий рассказ о
таежной кочевой жизни эвенков. Сами картины художника уникальны, так
как он воспроизводит в своих картинах тот мир, который окружал автора в
его детстве. Уникальность Николая Елисеевича состоит в том, что он, не
имея художественного образования, мог написать такие шедевры, где он с
точностью мог передать весь колорит кочевой жизни эвенков. Таких картин,
как у него, больше нет ни у кого из художников.
Как работать над сочинением-описанием и иллюстрациями к картинам?
В зависимости от жанра сочинения существуют определенные правила его
построения и специфика раскрытия темы. Однако, на первом плане всегда
остается умение проникнуться чувствами, которые вызывает художественное
произведение, выразить свое видение картины, разобраться в средствах
художественной выразительности. Но выразить свои мысли не так и просто.
Хочу поделиться своим опытом работы о том, как на уроках дети пишут
сочинение - описание по картине, а также создают свои творческие работы.
Ниже приведу конспект урока – конференции по творчеству эвенкийского
самобытного художника Николая Елисеевича Марфусалова – Онёлона.
Цель урока: развитие у учащихся умение видеть, наблюдать, умение
эмоционально, ярко, образно передавать свои впечатления, своё отношение к
картине.
Задачи: Развитие этнокультурного образования коренных народов Арктики:
традиции и инновации
- создать условия для того, чтобы ученик мог уловить и передать дух
таёжного
мира через рисунок и рассказ.
- подготовить презентацию творческих работ с учетом индивидуальных
способностей учеников.
Ожидаемый результат: выпуск брошюры с творческими работами учащихся.
Просматривая картины, дети также на уроках разрабатывают авторские
пособия по окружающему миру, пишут сценарии по типу «Ожившая
картина». Фантазия детей не имеет границ, поэтому я каждый раз удивляюсь
и восторгаюсь творческим идеям наших учеников. Никогда не бывает двух
одинаковых картин или рассказов.
Прием «Ожившая картина» – придумать монологи или диалоги
персонажей известных картин. При выполнении задания этого типа ученики
должны точно представлять, что им необходимо продемонстрировать
исторические и этнографические знания, поэтому данное задание может быть
с привлечением дополнительной литературы по культуре и языку эвенков.
Например, картина «Вечерняя трапеза», где изображены эвенки вечером
после тяжелого трудового дня. Ученица 8 класса Алексеева Туйгуна провела
параллель этой картины с рассказом известного русского писателя Виктора
Астафьева «Уха на Боганиде», и написала сценарий к картине. Здесь она
нашла много общего между двумя совершенно разными народами: русским и
эвенкийским. Но суть сводится к тому, что вечерняя трапеза – это венец всех
дневных свершений и забот.
Сценарий к картине «Вечерняя трапеза»
Рассказчик: Был обычный день, день охотников – промысловиков. Кадровые
охотники Ондуо и Мэхэлэчээн из эвенкийской общины «Чоомполо» пошли
на охоту на соболя. Их охотничьи угодья были богаты соболями. И перед тем
как выйти из палатки, Ондуо и Мэхэлэчээн покормили по древнему обычаю
огонь, попросили дух охоты дать им удачи в охоте.
Ондуо (сидя на одном колене): Огонь-дедушка, пошли нам удачу на охоте!
Пусть Байанай пошлет нам пушного зверя!
Рассказчик: Идут они по лесу и вдруг их собака Кырынаас залаяла, они
увидели соболя. Соболь зверек хитрый, как только услышал лай собаки, он
взобрался на высокое дерево и спрятался там. Но друзья не расстроились,
они с детства знают, как нелегок труд охотника. И вот они на обратном пути
решили проверить свои капканы, и тут им улыбнулся дух тайги. У каждого
из друзей в капкан попались по одному соболю, да какие это были красивые
соболя!
Мэхээлэчээн: О-о-о! У меня сегодня удачный день! Смотри, Ондуо! Какой
соболь попался мне в капкан! Вот жена обрадуется!
Ондуо: Да-а! Бог охоты нам сегодня улыбнулся! И мой капкан не пустой!
Соболь! И какой красивый! Черный! Целый год мы готовимся и ждем
именно этого момента – радости от такой удачной охоты!
Мэхэлэчээн: Ну, Ондуо, пойдем домой, обрадуем стариков Кэтириис и
Костокуунэ. Многому я обязан старику Костокууну, это ведь он научил меня
всем премудростям охоты.
Ондуо: А Кэтэриис бабушка, наверное приготовила вкусный ужин и ждет
нас.
Рассказчик: И вот радостные охотники возвращаются в себе в палатку. Перед
тем, как войти в палатку, они стряхивают иней и снег с мукукэ-зимней шубы.
Снимают охотничьи шубы на улице, чтобы те не пропахли человеческим
запахом, а то потом все звери в тайге разбегутся от чужого запаха.
Костокуун: Ок-се! Моим сородичам дух тайги сегодня улыбнулся! Наградил
вас за ваше терпение и упорство. Молодцы! Богатый Байанай поделился
своим богатством.
Рассказчик: Старик Костокуун проводит старинный охотничий обряд,
который проводят после удачной охоты на соболя.
Костокуун: Родители твои, старшие братья и сестры,
Младшие братья и младшие сестры твои,
Да и вся твоя родня обширная,
Пусть направляет следы на запах этого дыма.
Благославенная тайга – мать наша,
Посылай моим сородичам зверя, не оскудевая!
Кэтириис: Садитесь за стол, кушайте и рассказывайте. Я за день столько дел
успела сделать, с утра выделала камусы, заплатки на ваши торбаза пришила.
Удачный день прошёл сегодня у всех нас. Пусть завтра такой же день
настанет…
Рассказчик: Венец всех дневных свершений и забот – вечерняя трапеза, это
то время, когда можно насладиться итогом свершившихся за день дел,
обдумать и обговорить, посоветоваться с близкими, родными тебе людьми,
которые, как и ты, своим каждодневным трудом делают нашу жизнь лучше.
Спасибо за внимание!
На основе картин Н.Е. Марфусалова также можно сделать наглядные
пособия для уроков биологии. Например, ученик 9 класса Павлов Святослав
сделал пособие по картине художника. Использование картин художника
Н.Е. Марфусалова в качестве пособия для уроков естественно – научных
дисциплин.
Как работать над сочинением-описанием и иллюстрацией к картинам
Н.Е. Марфусалова – Онёлон
1. Перед тем, как приступить к работе над картиной ученик внимательно
рассматривает картины художника. Настраивается на творческий подход к
процессу написания сочинения. Пока ничего не описывая, определяет (это
важно), что изображено на переднем плане картины, что является ее фоном.
Обращает внимание на мелкие детали, расположенные по краям картины.
Смотрит на полотно общим взглядом, отмечая цветовую гамму произведения
(это важный элемент в описании). Для себя отмечает, как влияет на его
настроение и восприятие то, что изображено на картине. После этого
приступает к сочинению. Ученику надо помнить, что работа должна
содержать три главных части (небольшое вступление, основная часть и
выводы). Нередко ученики начинают с рассказа о художнике. Действительно,
неплохо бы предварительно узнать о некоторых сведениях из жизни автора
картины, возможно, связанных с сюжетом произведения, либо повлиявших
на его создание.
Начать писать сочинение можно по-своему, а не по шаблону, например, с
интересных фактов из жизни автора, можно начать сразу с описания ваших
эмоций и настроения, вызванных этой картиной, а затем перейти к более
детальному описанию, показав, как художнику удалось передать вам эти
чувства. В основной части вы должны суметь не просто описать картину, но
и рассказать о главной мысли автора, и какими художественными средствами
он ее передал. Для этого большим подспорьем служат старые видеозаписи,
где Николай Елисеевич в гостях у иенгринских школьников, рассказывает о
себе, о своих картинах. Например, картина «Волчьи испытания», где
изображена знаменитая северная легенда о волках. В ней рассказывается о
том, что стая не прощает малейшей слабости никому, будь ты взрослый волк
или маленький волчонок. Детям очень нравится эта картина, именно своим
содержанием. Дети очень много знают о повадках волков, сами могут
рассказать реальные истории из жизни, которые они услышали от своих
дедушек и родителей. Если это пейзаж, опишите, что изобразил художник,
как он назвал свое произведение. Пишите своими словами, стараясь
подобрать интересные сравнения, эпитеты, точные и красочные определения.
Проводите параллели со стихотворными строками, созвучными настроению
данной картины (например, у Есенина, Фета и других поэтов).
Обязательно обратите внимание на различные детали пейзажа (все в картине
имеет значение). Например, подумайте над тем, почему на втором плане
художник большое место отвел изображению неба или широким просторам.
Как они выглядят? Укажите, даже на самые малые детали пейзажа. Не
стесняйтесь делиться своими мыслями и выводами, которые возникнут у вас
в ходе описания. Это придаст вашему сочинению индивидуальность.
Сделайте свой вывод, смог ли художник через состояние природы передать
свое настроение. Если картина относится к природе, вам необходимо будет
дать краткую информацию о значимом событии, которое отразил художник.
В подобных картинах виден сюжет, известна предыстория и последующие
события. Здесь важно обратить внимание не только на главных, но и на
второстепенных персонажей и окружающие их предметы (помните, что в
любой, казалось бы, незначительной детали присутствует авторское
отношение к изображаемому предмету). Вглядитесь в их лица, позы.
Например, картина «Вечерняя трапеза», где изображены охотники, которые
ведут неторопливую беседу. Опишите, где развиваются события, какими
красками пользуется художник и почему? Что таким образом он
подчеркивает (к примеру, тревогу или воодушевление, самообладание
героев)? Подумайте, что особенного в этой картине, чем она вас
заинтересовала и почему не оставила равнодушным. Это будут ваши личные
мысли, которые выделят сочинение среди других. Рассуждайте о том, что
заставило художника обратиться именно к этому сюжету, что он хотел
донести до людей.
Например, ученика 8 класса Кауля Кирилла картина «Волки и вороны»
вдохновила на написание целой мини-баллады, где он описывает последние
моменты жизни сохатого.
Последняя история
Где – то темной ночью, бродит одинокий лось.
Два злых волка следят за ним зорко.
Но лось, поздно заметил убийц,
Опустив голову, он душою поник.
Он знал, что скоро наступит его смерть,
Но не собирался сдаваться.
Стал быстрее бежать, по сторонам смотреть.
Он знал, что скоро придется сражаться.
Два волка бежали, жадно смотрели на добычу свою,
Пытаясь напугать его сильнее и сбить его с ног.
Они знали, что выиграют в этом бою,
Но лось бежал, не останавливался, пытался, как мог.
Но вот наступил тот момент,
Когда лось уже сдался.
Убийцы стали нападать на лося,
Он был без сил и уже не сопротивлялся,
И вот пошла первая слеза.
И волки, сбив его с ног, стали грызть лося.
Он лежал, а в глазах у него печаль.
Вот и закончилась жизнь сохатого,
Жизнь дается многим нелегко!
Мартушенко Инанна так же под впечатлением от картины «Олени на
нагорье» написала стихотворение, где она красиво описывает бег оленей в
лунную ночь, сравнивая их с птицами.
Олени на нагорье
В зимнюю стужу,
Когда светит луна,
Небо звёздами ночью полна.
Олени бегут по нагорью,
Как птицы в небе летят в небеса.
Что за диво! Вот чудеса!
Один из оленей сбился с пути,
Куда же ему дальше идти?
Я верю, олень, не собьёшься с пути,
Ведь тебя очень трудно найти.
Но не бойся ты темноты,
Скоро мы будем вместе я и ты…
Еремеев Спартак, эвенк из Олекмы написал под впечатлением от картины
«Охотник», очень трогательное стихотворение, где он описывает свою тоску
по родине, по родным братьям и сестрам.
«Домой»
Олень мой, родной,
Неси меня домой
По речке моей замерзшей ,
По долине моей хорошей.
Неси меня, домой!
Ждут меня, мои родные:
Братья и сёстры озорные,
Меня провожает небесный свод
С родными станцевать бы хоровод.
Неси меня, домой!
Описание по картине должно включать в себя информацию о том, какими
приемами пользовался художник для создания своих образов.Следовательно,
не забудьте коснуться того, как выполнены детали картины: какие мазки
(легкие, осторожные или уверенные, широкие), какие цвета и краски
(холодные, теплые, светлые, темные), как использовано пространство (центр,
дальний план и передний), и т.д. Одна из любимых мною картин «Замри,
малыш!», дети всегда пишут много рассказов именно по этой картине, и
каждый раз сюжет у всех разный, но конец всегда оптимистический,
радостный, где главный герой Олененок находит свою маму или своих
сородичей – оленей.
Борисова Аня
Рассказ «Вот что значит, Мама» («Замри, малыш»)
Когда я смотрю на картину «Замри, малыш!», мне хочется помочь важенке
убежать от медведя, помочь ей и дальше быть со своим олененком и поэтому
я написала рассказ «Вот что значит, Мама». Однажды мы с Мамой пошли
искать ягель. Мы шли не торопясь, вдыхая ароматный весенний воздух,
любуясь пробуждающейся природой. Но вдруг мы услышали странные
звуки, и тут же мама мне сказала: «Спрячься в кустах, не шевелись, не дай
себя заметить медведю. Я скоро обязательно за тобой приду, а пока я отвлеку
медведя!» И мама убежала, а медведь погнался за ней. Я все это видел, и мне
стало страшно за маму. И вот наступил вечер, а мамы все не было… Уже
совсем стемнело, мне стало страшно одному в темном лесу, я был голоден.
Но я не растерялся, а стал искать ягель чтобы подкрепиться, у меня была
надежда найти маму. Наступило утро, поев немного ягеля, и попив воды я
стал искать маму. Но следов мамы я не нашел, я обегал все вокруг,
принюхиваясь и ища запах мамы. Но так ничего и нашел. Я плакал и звал
маму. И через некоторое время я набрел на полянку, так как я весь день
бегал, очень устал и сразу уснул. И мне приснился сон, любимая мамочка, во
сне она меня ласкала, нюхала, это все было как наяву. И тут мама мне
сказала: «Сынок, я тебя очень люблю, больше не ищи меня, а найди своих
сородичей – оленей и вместе с ними дружно живи, они не бросят тебя,
помогут. Прости меня, что не смогла быть рядом с тобой. Но, пообещай мне,
что когда ты станешь взрослым оленем, то никогда не бросишь своих детей,
будешь всегда их защищать и оберегать!» Утром я проснулся и сразу
вспомнил свой сон, и пошел искать других оленей. Я вырос, у меня своя
дружная семья, и я всегда помню наказ моей Мамы. Мама я тебя очень
сильно люблю!
В заключение хочу сказать, что обобщающий-итоговый урок по творчеству
Н.Е. Марфусалова провожу в виде урока-конференции, где каждый ученик
перед классом представляет свою творческую работу. И каждый раз я
отмечаю, что мои ученики с удовольствием пишут рассказы и стихи на
картины Николая Елисеевича Марфусалова – с готовностью редактируют их,
переписывают и радуются своему труду.
Цитаты из выступления Николая Елисевича, наполненные глубоким
смыслом и добрыми пожеланиями перед учениками ЗСШИ им. Г.М.
Василевич - 1996 г, п. Иенгра.
- Надо уметь наблюдать, запоминать и обладать хорошей памятью – и все это
для того чтобы все эту красоту воспроизвести на картине.
- В мире нет вторых таких картин, они единственные – потому что я
изображал ту таежную жизнь, в которой я вырос.
- Я никогда, никому не подражал – будьте всегда верны себе, в этом
заключается мудрость.
- Призываю вас, развивайте свой талант, занимайтесь – это очень интересно!
Ссылки на источники:
1. Марфусалова В.П. Традиционная культура эвенков. Учеб. пособие для
среднего школьного возраста.- НКИ «Бичик»,Якутск 2005 г. Якутск. С – 1-12.
2. Королева И.А., Проферансова М.Ф. Давай учиться рисовать / Под ред.
Е.М. Золотарева М.: ЗНУИ,
1993. - 70 с.
3. Орешников В. О композиции // Юный художник. - 1990. - № 2.