Автор: Людмила Анатольевна Антонова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 город Серпухов Московской области
Населённый пункт: Серпухов
Наименование материала: статья
Тема: Проблемное обучение на уроках физики.
Раздел: полное образование
Проблемное обучение на уроках физики.
Автор Антонова Людмила Анатольевна
МБОУ СОШ №4 Серпухов Московская область.
Возможности проблемного обучения не новы - они получили своё распространение в 20-
30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на
теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи
(1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был
заменён игровой и трудовой деятельностью. Занятие чтением, счётом, письмом
проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникавшими у детей
спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для
обучения: социальный, конструирования, художественного выражения,
исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов ребёнку предоставлялись в
качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства,
дети вовлекались в игру и практическую деятельность – труд.
Теория вопроса. Большинство современных публикаций по теории обучения связано с
идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под
активизацией имеют в виду эффективное использование тех приемов и методов обучения,
которые известны и из традиционной дидактики. В этой связи серьёзная роль отводится
проблемному обучению. Сегодня под проблемным обучением понимается такая
организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их
разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными
знаниями, навыками, умениями и развитие умственных способностей.
В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как фору
активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как
обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и
проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип
развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная
поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний. Структура процесса
проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и
усложняющихся проблемных ситуаций. Если обучение ведет к развитию творческих
способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть таким обучением,
при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления,
специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по
формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих
учеников в процессе изучения основ наук. Такое обучение является проблемным.
Обучение учащихся готовым приемам умственной деятельности - это путь достижения
обычной активности, а не творческой. Цель проблемного типа обучения не только
усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса
получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и
развития его творческих способностей. Активизация путем проблемного обучения
состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным
мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе
умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в
том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический
материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение и
углубление знаний при помощи ранее усвоенных или новое применение прежних знаний.
Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и
находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый
метод учения. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации
процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими
средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на
практике, то успех придет. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно
важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания -
это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания,
побудить к самостоятельным мыслительным действиям. При проблемном обучении
деятельность учителя состоит в том, чтобы он довел в необходимых случаях объяснение
содержания наиболее сложных понятий, систематически создавал проблемные ситуации,
сообщал учащимся проблемные факторы и организовывал их учебно-познавательную
деятельность, так чтобы на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно могли делать
выводы и обобщения, формировать с помощью учителя определенные понятия, законы.
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий,
навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций,
активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении
сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за
отдельными фактами явление. В современной теории проблемного обучения различают
два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается
деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Проблемные ситуации могут быть различными: по содержанию неизвестного, по уровню
проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим
особенностям. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью
активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность,
красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической
проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая
познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Проблемные
ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении,
закреплении, контроле. Технологическая схема проблемного обучения: постановка и
разрешение проблемной ситуации. Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет
учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок ставится в
позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знании, он
овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в
том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя
требуется использовании, как дифференцированного, так и индивидуального подхода.
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного
вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты
проблемного (продуктивного) вопроса:
сложность, выступающая в форме противоречия;
чётко определённое содержание;
увлекательная форма;
доступный для ученика уровень сложности.
В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме
познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика
конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером. Проблема с
указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны.
Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или
параметрах, и отличается от проблемы тем, что в задаче заведомо ограничено поле поиска
решения. Общая проблема может быть решена с помощью системы частных задач.
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания
проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе. Это противоречие
может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет
второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей
доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса.
Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-
следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта
или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.
Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные
ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое
усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.
Моделирование уроков. При моделировании урока в режиме технологии проблемного
обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных
заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для
самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и
содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со
звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со
следующим дидактическими целями:
актуализации знаний и умений;
осознания и осмысления блока новой учебной информации;
закрепления и систематизации знаний;
применения знаний в новой учебной ситуации;
проверки уровня усвоения знаний и умений.