Автор: Сенникова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №41 "Росинка"
Населённый пункт: Нижневартовск ХМАО - ЮГРА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание на тему:
«Формирование у дошкольников предпосылок к учебной
деятельности посредством использования ИКТ».
Выполнил:
Сенникова Ольга Александровна
Воспитатель
МАДОУ ДС города Нижневартовска № 41 «Росинка»
Пояснительная записка.
В
настоящее
время
одним
из
приоритетных
направлений
государственной
политики
является
стабилизация
семьи,
что
отражено
в
нормативных документах – Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании»,
Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте
дошкольного образования. В данных документах определён социальный заказ
государства:
воспитание
человека
образованного,
нравственного,
предприимчивого,
готового
принимать
решения
в
ситуации
выбора,
способного
к
сотрудничеству,
обладающего
чувством
ответственности
за
судьбу
страны. На
современном
этапе
реализация
законодательной
базы
предусматривает переосмысление и изменение содержания и форм работы с
семьей.
Родительское собрание – это одна из форм работы с родителями. В
нашем учреждении проводятся постоянно как общие родительские собрания,
так
и
групповые.
Выработалась
тематика
собраний,
которая
остаётся
актуальной
ежегодно.
Другие
темы
возникают
после
анкетирования
родителей,
учитывая
их
интересы.
Изменилась
форма
проведения
родительских собраний. Это деловые игры,
мастер – классы, встречи за
круглым столом, обмен опытом по воспитанию детей и т.д.
Родительское
собрание
–
это
не
просто
форма
связи
семьи
и
дошкольного
учреждения,
это
университет
важной
педагогической
информации. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является
одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации
в условиях общественного и домашнего воспитания.
Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может
принести реальную пользу в деле воспитания детей.
Сотрудничество
с
семьями
детей,
совместно
организованные
мероприятия
не
только
помогают
обеспечить
единство
и
непрерывность
педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку
особую положительную эмоциональную окраску.
Психолого – педагогическими основами коммуникации со взрослыми
людьми
выступили
теоретические
основы
организации
и
управления
педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса по
вопросам
воспитания,
обучения
и
развития
детей,
а также
организация
эффективного взаимодействия с родителями на основе личностного подхода,
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
при
соблюдении
принципов профессиональной этики.
В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать
как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны
основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов воспитания
детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в
двух направлениях:
- Педагог-родитель;
- Педагог-ребенок-родитель.
Подготовка ребенка к школе традиционно была и остается одной из
важнейших функций детского сада, однако подходы к работе по подготовке
детей
к
школьному
обучению,
ее
специфика,
содержание
и
формы
организации меняются в соответствии с новыми условиями и нормативными
документами.
Вступившие
в
действие
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
дошкольного
образования
обеспечивают
преемственность
образовательных
программ
разных
уровней
общего
образования.
Основаниями
преемственности
дошкольного
и
начального
общего
образования
выступают
целевые
ориентиры
дошкольного
образования,
которые
предполагают
формирование
у
детей
дошкольного
возраста
предпосылок
учебной
деятельности
на
этапе
завершения
дошкольного
образования.
Педагоги
ориентируются
на
необходимость
сохранения
уникальности
и
«самоценности»
дошкольного
детства
как
периода
жизни,
«значимого
самого
по
себе,
без
всяких
условий»,
и
формирование
предпосылок
учебной
деятельности
в
специфических
для
детей
данной
возрастной
группы
формах,
прежде
всего
в
форме
игры,
творческой
активности,
познавательной
деятельности,
исследовательской
деятельности. Для успешного вхождения в школьную жизнь, освоения и
осуществления учебной деятельности, ребенку нужны не так навыки чтения,
письма
и
счета,
как
готовность
принять
новую
социальную
роль,
внутреннюю позицию школьника, желание и умение учиться.
И я пришла к выводу о том, чтоб более эффективно подготовить детей к
школьному
обучению
использовать
в
своей
работе
мультимедийную
образовательную систему "EduPlay.
Основная часть.
.
Дата проведения: сентябрь.
Форма проведения: мастер – класс в нетрадиционной форме
Продолжительность: 50 минут.
Ц е л ь : формирование
педагогической
компетентности
родителей
по
успешной
подготовке
детей
к
школьному
обучению
с
использованием
информационно коммуникационных технологий.
Задачи:
выявление
запросов
родителей по организации работы по развитию
познавательных интересов с детьми;
обогащать родительский опыт новыми развивающими играми;
привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у
каждого
родителя умения организовывать с ребенком развивающие
игры дома;
познакомить родителей с инновационными методами обучения детей и
подготовке их учебной деятельности.
Повысить
педагогическую
компетентность
родителей
в
области
воспитания.
План проведения:
1.
Вступительное слово.
2.
Анализ результатов анкетирования родителей.
3.
Педагогический всеобуч.
4.
Практическая часть с родителями.
5.
Практическая часть совместно с детьми.
Подготовительный этап.
1.
Провести анкетирование родителей.
2.
Подготовить памятки «Развиваем вместе».
3.
Отбор и изучение литературы по данной теме.
4.
Оформление приглашений на родительское собрание в стихотворной
форме.
5.
Подбор музыкального сопровождения.
6.
Знакомство с мультимедийной системой "EduPlay.
Ход мероприятия:
1.
Вступительное слово ведущего.
Добрый вечер! Я благодарна вам за то, что вы, отложив все дела,
пришли в детский сад для дружного общения. Я уверена, что мы плодотворно
проведём этот вечер.
Всю работу сегодняшнего
мастер - класса мы разделим на 3 блока.
Первый теоретический из него вы получите необходимую информацию о
мультимедийной
образовательной
системе"EduPlay.
В т о р а я
ч а с т ь
практическая. В работе этого блока вы примете самое активное участие. И в
третьем блоке нам предстоит подвести итоги.
2.
Анализ результатов анкетирования родителей.
Уважаемые родители! Вы заполняли анкету (Приложение № 1) И по
результатам анкетирования можно проследить, что прослежена потребность у
родителей в использовании ИКТ в подготовке ребенка к школе. В нашем ДОУ
есть
кабинет
дополнительного
образования
«Маленький
гений»
с
использованием ИКТ. В данном кабинете я провожу занятия по программе
"Академия развития" составлена на основе мультимедийной образовательной
системы "EduPlay.
3.
Этап педагогического всеобуча.
Воспитатель: Программа "Академия развития"
созданная на основе
мультимедийной обазовательной системе "EduPlay состоит из: дидактических
материалов и пластиковых ковриков для выполнения заданий, программного
обеспечения,
включающего
в
себя
программы
и
задания,
специальной
клавиатуры с подсветкой.
Одним
из
уникальных
аспектов
программы мультимедийной
обазовательной
системе
"EduPlay
"
является
сбалансированность
между
направляемыми видами деятельности, при которых дети следуют четким
инструкциям и вместе с тем имеют возможность свободно действовать, т.е.
детям дается возможность получений знаний в свободной форме. Научно
доказано, что дети обучаются в игровой деятельности. Учитывая этот факт,
программа "Академия развития" позволяет детям исследовать различные виды
заданий самостоятельно перед тем, как перейти к выполнению заданий с
инструкциями. В комплект системы входят разнообразные дидактические
материалы,
позволяющие
детям
глубже
осваивать
различные
предметы
посредством манипуляций, исследования и игры с ними. Чаще всего дети
работают
в
группах
вокруг
специального
стола EduPlay.
Программное
обе спечение мультимедийной
образовательной
системой
"EduPlay
"обусловлена
принципом
организации
занятий,
который
заключается
в
поступенчатом введении материала. Темп перехода от легкого к сложному,
зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Тематика занятий
усложняется
с
учетом
возрастных
особенностей
детей.
Если
ребенок
успешно прошел первый уровень сложности, то
применяются различные
режимы работы в порядке усложнения.
Мультимедийная
обазовательная
система
"EduPlay
обусловлена
принципом
организации
занятий,
который
заключается
в
поступенчатом
введении
материала.
Темп
перехода
от
легкого
к
сложному,
зависит
от
индивидуальных
особенностей
каждого
ребенка.
Тематика
занятий
усложняется
с
учетом
возрастных
особенностей
детей.
Если
ребенок
успешно прошел первый уровень сложности, то
применяются различные
режимы работы в порядке усложнения
ЦЕЛЬ:
Развитие
интеллекта,
творческого
мышления,
умения
преодолевать
трудности и решать поставленные проблемы зрительной и слуховой памяти,
формирование
жизненных
ориентаций
и
ценностей
у
старших
дошкольников.
ЗАДИЧИ
1.
развитие речи и речевого общения;
2.
развитие элементов воображения ;
3.
формирование сенсорной координации и моторики рук;
4.
развитие
элементов
логического
мышления
(классификация,
соотношение);
5.
формирование
умения
наблюдать,
описывать
и
ст роить
предположения;
6.
знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и
миру вещей, созданных человеком;
7.
воспитание уважения к себе и окружающим и способов общения.
Мы
с
Вами
познакомимся
с мультимедийной
образовательной
системой "EduPlay
Эта система" включает в себя 9 тематических модулей:
-
"наш мир в словах";
-
" наш мир в словах - повышенный уровень сложности ";
-
" цвета и пространственная ориентация";
-
"бабочки";
-
"целое и части";
-
"математические понятия - часть 1";
-
"математические понятия - часть 2";
-
"пазлы";
-
"знакомство с буквами".
Первый этап работы - знакомство с клавиатурой EduPlaу и линейками-
накладками.
Основные цели этапа:
-
знакомство с клавиатурой;
-
знакомство с линейками-накладками;
-
формирование пространственных представлений;
-
развитие концентрации и внимания;
-
развитие зрительной и слуховой памяти.
Второй этап работы - основной: работа непосредственно по
тематическим модулям.
1.
Наш мир в словах. Основные направления работы:
-
развитие умения распределять предметы по категориям;
-
развитие умения группировать предметы в соответствии теми
или иными характеристиками;
-
развитие связной речи;
-
расширение словарного запаса ребенка.
2.
Наш
мир
в
словах
-
повышенный
уровень
сложности.
Основные
направления работы:
-
развитие логического мышления путем поиска логических связей
между предметами;
-
развитие умения анализировать и классифицировать предметы по
категориям;
-
развитие зрительной и слуховой памяти.
3.
Цвета и пространственная ориентация. Основные направления работы:
-
развитие цветового восприятия;
-
знакомство с цветами и их названиями;
4.
Бабочки. Основные направления работы:
-
развитие умения различать цвета;
-
развитие внимания и памяти;
-
развитие
пространственного
восприятия
и
ориентации
в
пространстве.
5.
Целое и части Основные направления работы:
-
закрепление знаний о геометрических фигурах и знакомство с
более сложными геометрическими фигурами в новом контексте;
-
развитие когнетивных компетенций;
-
развитие творческого мышления;
-
ознакомление детей с понятиями "целое" и "части".
6.
Математические понятия - часть 1. Основные направления работы:
-
развитие умения сравнивать предметы;
-
развитие умения оценивать приблизительное количество;
-
развитие
умения
пользоваться
математическими
терминами
"больше", "меньше".
7.
Математические понятия - часть 2. Основные направления работы:
-
знакомство с понятиями числовой последовательности;
-
знакомство
с
понятиями
"больше
-
меньше",
"выше
-
ниже",
"длиннее - короче";
-
развитие зрительного и пространственного восприятия.
8.
Пазлы. Основные направления работы:
-
развитие умения видеть и распознавать целое и его части.
-
развитие
познавательных
процессов
(восприятия,
памяти,
внимания);
-
развитие зрительной памяти;
-
развитие логического мышления;
-
формирование и развитие образного мышления.
9.
Знакомство с буквами. Основные направления работы:
-
знакомство с алфавитом;
-
развитие слухового восприятия;
-
знакомство с порядком слов в предложении;
-
развитие умения находить буквы на клавиатуре.
.
4.
Практическая часть с родителями.
Уважаемые
родители,
переходим
к
практической
части
нашего
собрания. Предлагаю Вам выбрать один из модулей.
5.
Подведение итогов собрания. Принятия решения.
Мультимедийная
образовательная
система
"EduPlay
активно
используется в детском саду по формированию у дошкольников предпосылок
к учебной деятельности. Мы с вами пришли к выводу, что ИКТ в качестве
помощника к подготовке дошкольника к обучению в школе необходима: она
способствует повышение интереса к учебе, её эффективности, и развивает
ребенка всесторонне, повышает эффективность обучения дошкольника за
счет его индивидуализации и дифференциации.
Решение
данных
задач
позволяет
в
дальнейшем
детям
успешно
обучаться в школе.
В заключении хочу поиграть с Вами в игру «Копилка пожеланий».
Цель: Выслушать, что вынесли для себя родители с мастер - класса.
Выяснить мнение родителей о полученной информации на
родительском
собрании.
Я бы хотела услышать Ваше мнение. Закончите предложение: «Сегодня
я для себя выяснил … открыл … узнал …» И положите в копилку красный
круг – если считаете полученную информацию полезной. И синий – если Вам
было не интересно.
Большое спасибо всем за участие, за совместную работу. Хорошего Вам
настроения и успехов в воспитании детей.
До свидания!
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что мероприятие прошло
успешно, понравилось родителям, которые присутствовали на нем. Все
поставленные задачи удалось реализовать. Цель данного мероприятия
достигнута в полном объеме. А применение такой формы, как родительское
собрание, проведенное в нетрадиционной форме, способствует
формированию педагогической компетентности родителей и установлению
гармонизации взаимоотношений всех участников образовательных
отношений.
Список источников.
1. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном
образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез
М.,2011
2. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. Новые
информационные технологии в дошкольном образовании. М.: Линка-пресс,
1988 г.
3. Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке.
М.: Гелиос АРВ, 2000г.
4. Езопава С.А., Предшкольное образование, или образование детей
старшего дошкольного возраста: инновации и традиции. Дошкольная
педагогика. М.,2007г.
5. Методическое пособие EduPlay - руководство.
6. Методическое пособие «Развитие понятийного мышле
Приложение 1
АНКЕТА
для родителей по информационным компьютерным технологиям
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1.
В а ш е
о т н о ш е н и е
к использованию
информационных
компьютерных
технологий
в
детском
саду
для
эффективной
подготовке к школьному обучению?
считаю возможным их использование в детском саду;
их использование должно быть ограничено;
не должны использоваться.
2.
Для
чего
из
перечисленного
ребенок
в
Вашей
семье
обычно
использует компьютер дома?
смотрит видеоролики, слушает аудиосказки;
играет;
занимается по специальным детским развивающим программам;
ребенку не разрешаем пользоваться компьютером.
3.
Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?
Да;
Нет;
Стараюсь, но не всегда получается. Редко...
4.
С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?
компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую
моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание,
логическое мышление, зрительно-моторную координацию... (речь идет
об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);
ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует
себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных
технологий;
нет положительных моментов в использовании компьютера.
5.
Что Вы про себя могли сказать...
Нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета;
Активный пользователь Интернет;
Нет компьютера дома.
6.
Посещаете ли вы сайт нашего учреждения?