Автор: Васева Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Тойкинская СОШ
Населённый пункт: С. Тойкино
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Выразительно-изобразительные средства языка". Подготовка к ОГЭ,ЕГЭ (задание 3,26)
Раздел: среднее образование
Мастер-класс по русскому языку
Подготовка к ОГЭ,ЕГЭ по русскому языку в 9, 11 классах.
Изобразительно-выразительные средства языка(задание 3,26)
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Тойкинская СОШ
Васева Ольга Юрьевна
К.Г.Паустовский
«С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским
языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и
шорох морского гравия».
Афанасий Фет
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад...
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.
МетАфора
употребление слова в переносном значении; скрытое
сравнение, основанное на сходстве в каком-либо
отношении двух предметов или явлений.
(Крыло птицы - крыло самолёта; золотая осень -
золотая цепь; нос человека - нос корабля.)
ОлицетворЕние
перенос признака или действия с живого предмета на
неживой.
(Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с
берегами…)
СравнЕние
СравнЕние –сопоставление двух явлений с тем,
чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
(И деревья, как всадники, съехались в нашем саду.)
ФразеологИзмы
устойчивые сочетания слов, равные по значению либо
одному слову, либо целому предложению.
(Как рыба в воде, бить баклуши, вешать лапшу на
уши, семь пятниц на неделе)
1.В каком варианте ответа средством выразительности речи
является сравнение?
1.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь,
украшение, а не человек.
2) Лицо учительницы было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась
без натуги.
3) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а
меня возвышая.
4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с
нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.
2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является
метафора?
1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она,
Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его
велосипеда, не поедет с ним кататься.
2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
3) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не
замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
4) А в глубине класса стоял учитель, и сердце его сдавливала боль.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи
является олицетворение?
1) Ученики очень любили своего классного руководителя и часто
говорили, что с её приходом в классе даже парты, стулья и учебники
начинали от радости петь и танцевать.
2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем
толковым инженером.
3) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!
4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –
рассуждала бабушка.
4. В каком варианте ответа средством выразительности речи
является фразеологизм?
1)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание
кинокартины или книги, которую мы оба читали.
2) – Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.
3) Ученики учителя в классе ждут, не дождутся и, когда, наконец,
дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое
внимание, что ему хочется сбежать на край света.
4) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей,
нехорошо одного из них выделять.
Ответы: 1.2, 2.4, 3.1, 4.3
Правила построения синквейна
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и
обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это
должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются
действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий
высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение,
составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка,
цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще
всего это просто синоним к теме стихотворения.
Изобразительные средства рисуют, звучат, чувствуют…
Язык - всем знаниям и всей природе ключ…
Как я люблю русский язык!