Напоминание

"Выразительно-изобразительные средства языка". Подготовка к ОГЭ,ЕГЭ (задание 3,26)


Автор: Васева Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Тойкинская СОШ
Населённый пункт: С. Тойкино
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Выразительно-изобразительные средства языка". Подготовка к ОГЭ,ЕГЭ (задание 3,26)
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс по русскому языку

Подготовка к ОГЭ,ЕГЭ по русскому языку в 9, 11 классах.

Изобразительно-выразительные средства языка(задание 3,26)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Тойкинская СОШ

Васева Ольга Юрьевна

К.Г.Паустовский

«С русским языком можно творить чудеса.

Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским

языком.

Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и

шорох морского гравия».

Афанасий Фет

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена -

И над душою каждою

Проносится весна.

МетАфора

употребление слова в переносном значении; скрытое

сравнение, основанное на сходстве в каком-либо

отношении двух предметов или явлений.

(Крыло птицы - крыло самолёта; золотая осень -

золотая цепь; нос человека - нос корабля.)

ОлицетворЕние

перенос признака или действия с живого предмета на

неживой.

(Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с

берегами…)

СравнЕние

СравнЕние –сопоставление двух явлений с тем,

чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

(И деревья, как всадники, съехались в нашем саду.)

ФразеологИзмы

устойчивые сочетания слов, равные по значению либо

одному слову, либо целому предложению.

(Как рыба в воде, бить баклуши, вешать лапшу на

уши, семь пятниц на неделе)

1.В каком варианте ответа средством выразительности речи

является сравнение?

1.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь,

украшение, а не человек.

2) Лицо учительницы было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась

без натуги.

3) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а

меня возвышая.

4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с

нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.

2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является

метафора?

1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она,

Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его

велосипеда, не поедет с ним кататься.

2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не

замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

4) А в глубине класса стоял учитель, и сердце его сдавливала боль.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи

является олицетворение?

1) Ученики очень любили своего классного руководителя и часто

говорили, что с её приходом в классе даже парты, стулья и учебники

начинали от радости петь и танцевать.

2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем

толковым инженером.

3) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!

4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –

рассуждала бабушка.

4. В каком варианте ответа средством выразительности речи

является фразеологизм?

1)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание

кинокартины или книги, которую мы оба читали.

2) – Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.

3) Ученики учителя в классе ждут, не дождутся и, когда, наконец,

дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое

внимание, что ему хочется сбежать на край света.

4) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей,

нехорошо одного из них выделять.

Ответы: 1.2, 2.4, 3.1, 4.3

Правила построения синквейна

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и

обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это

должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются

действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий

высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение,

составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка,

цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще

всего это просто синоним к теме стихотворения.

Изобразительные средства рисуют, звучат, чувствуют…

Язык - всем знаниям и всей природе ключ…

Как я люблю русский язык!



В раздел образования