Напоминание

"Тестопластика для детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Никулина Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Маяк"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Тестопластика для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тестопластика для детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность

Мы учим ребенка раннего возраста ходить, показываем, как держать ложку и

карандаш.

Мы

предельно

внимательны

к

формированию

у

ребенка

знаний

об

окружающем мире. Но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без

поддержки

и

совета.

Возможно,

что

мы

сами

не

очень

сведущи,

и

нам

сложно

справляться

с

собственными

эмоциями.

Часто

мы

теряемся,

когда

можно

воспользоваться собственным правом на эмоцию и ее внешнее проявление. А когда

малыш

пытается

вести

себя

непринужденно

и

естественно,

оглядываемся

вокруг,

ожидая оценку окружающих: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты девочка»,

«Ты

что,

трусишь?».

Ребенок

прячет

свой

страх,

неуверенность,

потому

что

эти

чувства не приветствуются в мире взрослых.

Нельзя

не

отметить,

что

в

последние

годы

увеличилось

число

детей

с

нарушениями психоэмоционального развития, из них 80% — это дети с ОВЗ. Этой

категории

детей

свойственны:

эмоциональная

неустойчивость,

повышенная

возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки и т. д.,

что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того,

на

фоне

таких

нарушений

легко

возникают

вторичные

личностные

отклонения,

обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию

личностного роста детей в целом.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии действительно сложен. Как

помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей

среды?

Как

помочь

им

познать

свое

Я,

раскрыть

его

и

войти

в

мир

взрослых,

полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Столкнувшись с этими проблемами в своей практике, я поняла, что необходима

целенаправленная

и

организованная

работа,

которая

не

только

обогатит

эмоциональный опыт детей с ОВЗ, но и значительно смягчит или даже полностью

устранит недостатки в их эмоционально — личностном развитии. Психологи считают,

что

ранний

возраст

самый

благодатный

период

для

организации

работы

по

эмоциональному развитию детей. Но мы не должны забывать о том, что дети с ОВЗ

являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие

формы психотерапевтической работы. Изучив методическую литературу по данному

направлению, я сделала вывод, что одной из таких форм является метод арттерапии.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку происходит выход

внутренней

некомфортности,

сильных

негативных

эмоций,

что

в

свою

очередь

помогает

понять

собственные

чувства

и

переживания.

Особую

ценность

арт-

терапевтическая

работа

может

иметь

для

детей,

испытывающих

определенные

затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений,

аутизма

или

малоконтактности.

Иными

словами

у

детей

с

ОВЗ

расширяются

возможности социальной адаптации посредством арт-терапии.

Арт-терапия

-

технология,

использующее

художественное

творчество,

"лечение

искусством".

Более

подробное

определение

дает

автор

книги

«Введение

в

арт-

терапию» Ирина Владимировна Сусанина:

"Арт-терапия

-

это

область,

которая

использует

невербальный

язык

искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность

контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни".

Методы арт-терапии не имеет возрастных ограничений, они пригодны для

различных

сфер

деятельности.

Арт-терапия

может

осуществляться

как

в

индивидуальной,

так

и

в

групповой

форме.

Арт-терапия

призвана

работать

со

следующими проблемами:

- избавление от стресса;

- преодоление тяжелых переживаний;

- развитие творческих способностей;

- самопознание и раскрытие внутреннего потенциала;

- расстройства психики;

- негативные эмоциональные состояния;

- разностороннее развитие личности и др.

История арт-терапии

Самые первые приемы арт-терапии появились в древности, когда люди обнаружили

целительные

свойства

символов

и

художественных

образов.

Символы

получали

магические значения и использовались в ритуальных действиях. В древних шаманских

традициях танцы и пение помогали шаману войти в измененное состояние сознания и

привлечь целительную силу духов. Амулеты с изображением символов защищали их

обладателей от негативного воздействия извне. В Тибете традиционно используются

мандалы для медитативных практик. Так или иначе, художественные образы имели

место во всех древних культурах и служили в целительных, магических или духовных

целях.

В

конце

19-го

века

французские

психиатры

пытались

толковать

рисунки

душевнобольных

и

проводить

взаимосвязь

с

внутренним

состоянием

пациентов.

Этому примеру последовали другие психиатры. Затем Зигмунд Фрейд заметил, что

многим

пациентам

легче

передать

свои

ощущения

не

вербально,

а

посредством

рисунков. Эту идею развил Карл Густав Юнг. Постепенно специалисты приходили к

выводу, что художественный образ может служить ключом к пониманию внутреннего

мира пациента.

В 40-е годы арт-терапия начала формироваться как самостоятельное направление.

Основоположники арт-терапии - американские психологи Маргарет Наумбург и Эдит

Крамер.

М. Наумбург отметила в одной из своих работ, что в каждом человеке изначально

заложена способность проецировать свои внутренние конфликты в художественные

формы.

Эдит Крамер дополнила эту мысль выводом о том, что в процессе творчества эти

внутренние конфликты проживаются человеком и в конечном итоге растворяются.

В настоящее время арт-терапия практикуется по всему миру, в том числе и в

России.

Методы

арт-терапии

становятся

частью

современных

оздоровительных

систем, авторских методик по личностному и духовному развитию.

Виды арт-терапии

Арт-терапия имеет большое разнообразие методов. По сути, сколько существует

видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-

терапии.

- рисование,

- цветотерапия,

- сказкотерапия,

- музыкотерапия,

- песочная терапия,

- маскотерапия,

- мандалотерапия,

- библиотерапия,

- кинотерапия,

- игротерапия,

- танцевальная терапия,

- фототерапия,

- куклотерапия,

- оригами

- лепка из глины, пластики, теста.

Арт-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Внутренний мир ребёнка с ограниченными возможностями в развитии сложен и

многообразен.

Как

помочь

таким

детям

увидеть,

услышать,

почувствовать

все

многообразие окружающей среды, познать своё “Я”, раскрыть его и войти в мир

взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то

же время заботиться о своём здоровье.

Актуальность

данной

работы

заключается

в

синтезировании

наиболее

эффективных арт-терапевтических техник в рамках деятельности по развитию детей с

ограниченными возможностями здоровья. Использование средств арт-терапевтических

в работе с такими детьми в доступной привлекательной форме.

Цель:

Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально

менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности,

организации

и

реализации

совместной

интеллектуальной

и

эмоционально-

художественной деятельности педагога и воспитанника с ОВЗ. Использование средств

арт-терапии

даёт

возможность

неформально

реализовывать

процесс

интеграции

научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности. Как

показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми раннего возраста с

ОВЗ повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка.

Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические

технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Ожидаемый результат:

Практически

каждый

ребёнок

раннего

возраста

с

ОВЗ

может

участвовать

в

арт-

терапевтической

работе,

которая

не

требует

от

него

каких-либо

способностей

к

изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты

изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и

мыслей

ребёнка,

что

позволяет

использовать

их

как

диагностику.

Арт

-

терапия

позволяет познавать себя и окружающий мир.

Вид арт-терапии, которые я использовала для работы с детьми с особенностями

развития: ТЕСТОПЛАСТИКА

Тестопластика

Лепка

из

теста

или

тестопластика

является,

как

мы

уже

выяснили

одним

из

направлений арт-терапии.

Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста — упоминается

в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская

область.

Фигурки

из

соленого

теста

были

не

простыми

игрушками,

они

играли

магическую, ритуальную роль – служили оберегами. Считалось, что любая поделка из

соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И

хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень

просто - "хлебосол". Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления

соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта

древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все

больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном

мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.

Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Цель технологии:

коррекция эмоционально-волевой сферы;

улучшение саморегуляции поведения;

формирование интереса к

изобразительной деятельности;

развитие художественно-творческих способностей детей

раннего возраста с

ОВЗ через нетрадиционные техники - тестопластику.

Задачи:

• Коррекционно-развивающая:

развитие

и

коррекция

всех

психических

функций

(восприятия,

внимания,

мышления и т.д.);

развивать

общую

ручную

умелость

детей,

точные

и

дифференцированные

движения кистей и пальцев рук, тактильную чувствительность рук, глазомер;

способствовать коррекции речи детей.

• Обучающая:

расширение знаний и представлений о самом себе, окружающем мире;

формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины;

развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска,

шарика и т.д.) и на основе их формирование умения изготавливать из

теста предметы (овощи, фрукты и т.д.);

совершенствовать трудовые умения детей, формировать культуру труда.

побуждать детей самостоятельно выбирать способы лепки, используя для этого

освоенные технические приёмы.

• Социально-Коммуникативная:

развивать

коммуникативные

качества

(помочь

детям в преодолении

барьеров в общении);

• Релаксационная:

преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму

деятельности;

снятие психоэмоционального напряжения.

• Воспитательная:

развитие

нравственных

сторон

личности

ребенка,

любви

к

труду,

процессу

творчества и познания.

В работе с детьми раннего возраста с ОВЗ соблюдаются следующие требования к

организованной образовательной деятельности:

1.

Настроение таких детей, их психологическое состояние в конкретные моменты

могут стать причиной варьирования методов, приёмов и структуры занятий.

2.

Структура занятий гибкая, разработанная с учётом возрастных особенностей,

степени выраженности дефекта, она включает в себя познавательный материал и

элементы психотерапии.

3.

Выбор

тематики

занятий

определяется

характером

нарушения

развития

и

подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.

4.

Формы

работы

определяются

целями

занятий,

для

которых

характерно

сочетание как традиционных приёмов и методов, так и инновационных (игры

под музыку и др.).

Психологическое

воздействие

конструируется

путём

создания

дозированных

по

содержанию,

объёму,

сложности,

физическим,

эмоциональным

и

психическим

нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.

Ожидаемые результаты технологии:

Психологический аспект:

коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта;

повышение

стрессоустойчивости,

самооценки,

улучшение

саморегуляции

поведения;

оптимизация психических процессов и функций.

Социальный аспект:

гармонизация личностного и интеллектуального потенциала;

эмоциональная готовность - восприимчивость к социуму;

снижение уровня конфликтности в социуме.

Педагогический аспект:

раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей детей раннего

возраста с ОВЗ;

развитие эстетического кругозора.

Принципы работы:

1. Доступность – тематика занятий подобрана таким образом, что с заданием

справляются дети с любым уровнем нервно-психического развития. А обучение

проводится в игровой форме.

2. Индивидуализация – учет возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Системность и последовательность – от простого к сложному; заключается в

непрерывности

и

планомерности

педагогического

процесса,

что

ведет

к

выполнению поставленной задачи перед детьми.

4.

Наглядность

создается

положительный

эмоциональный

настрой,

что

способствует общению, развитию речи.

Структура занятий

1. Сюрпризный момент.

2. Обучающая, информационная сказка.

3. Постановка задачи.

4. Показ техники выполнения работы.

5. Физкультразминка.

6. Выполнение работы.

7. Рефлексия (итог занятия).

Способы проверки результатов

1. Диагностика развития мелкой моторики кистей рук.

2. Диагностика речевого развития детей (при участии учителя – логопеда)

Методы:

Наглядный (показ выполнения, образцы поделок, иллюстрации,

мультимедийные презентации).

Словесный (пояснение, вопросы).

Практический.

Способы лепки из солёного теста

:

Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков

(раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

Скульптурный – из целого куска, превращая его в фигуру.

Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из

отдельных деталей.

Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Средства:

соленое тесто;

скалки, стеки;

различные формы;

крупы, бобовые (горох, фасоль).

Методы учебно-воспитательной деятельности:

Информационно-рецептивный.

Репродуктивный.

Исследовательский.

Формы работы с детьми:

Занятия по подгруппам;

Индивидуальные занятия;

Участие в конкурсах детского творчества;

Организация выставок детских работ в группе.

Каждый вид работы выполняет специфические функции.

1. Индивидуальная.

Служит средством для:

укрепления и развития мелкой моторики кистей и пальцев рук;

коррекции эмоционального состояния;

развития пространственного мышления, пространственной ориентации.

2. Подгрупповая - в малых группах (2 человека).

Служит средством для:

развития умения позитивного взаимодействия в процессе творческой работы;

воспитания сотрудничества, повышения мотивации, помощи младшим детям

через проведение игровых занятий с применением дидактического материала;

развития пространственного мышления, моторики, воображения, эстетического

вкуса.

3. С группой.

Служит средством для:

закрепления

коммуникативных

умений,

навыков

творческой

деятельности,

умения их практического применения;

повышения заинтересованности в деятельности, работоспособности;

ознакомления

с

дополнительными

видами

нетрадиционных

материалов,

их

сочетания с тестопластикой.

Условиями реализации является установление взаимодействия:

С педагогами;

Со специалистами;

С родителями.

Лепка из солёного теста - самый осязаемый вид художественного творчества.

Ребёнок

не

только

видит

то,

что

создал,

но

и

трогает,

берёт

в

руки

и

по

мере

необходимости

изменяет.

Основным

инструментом

в

лепке

я в л я ю т с я

р у к и ,

следовательно, уровень

умения

зависит

о т

владения

собственными

руками,

а

н е

к и с т о ч к о й ,

к а р а н д а ш о м

и л и

ножницами. Из одного комка пластилина или теста можно создавать бесконечное

множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. Техника лепки

богата и разнообразна, и при этом доступна всем маленьким детям.

Организуя занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

педагог должен помнить, что таким детям совсем непросто заниматься трудовой

деятельностью, и тем более довести начатое дело до конца. В связи с этим, важная

задача – сформировать у ребенка положительную мотивацию предстоящей работы.

Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребенка, а процесс

изготовления поделки – посилен.

Занятия по тестопластике позволяют расширить кругозор детей, способствуют

развитию мелкой моторики рук и зрительной памяти, развивается наглядно-образное

мышление. Создавая красивые вещи своими руками, дети видят результат

своей

деятельности, у них «просыпаются» творческие способности и возникает желание

лепить.

На начальных этапах коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные

возможности

здоровья,

наиболее

приемлемым

и

целесообразным

является

индивидуальный метод взаимодействия с ребенком. Обучение построено по принципу

от простого к сложному.

На следующем этапе, когда ребенок получает

определенную

физическую

и

психологическую

подготовку,

можно

переходить

к

групповым

занятиям.

Именно

подгрупповые

занятия

стимулируют детей к мотивации в обучении. На

р а н н е м

э т ап е

э то

м о гу т

б ы т ь

г р у п п ы

численностью

до

2

детей,

в

последующем,

на

более

высоком

уровне

развития

ребенка,

численность групп может составлять 3-4 ребёнка.

Важное место в работе может занимать игровой

метод,

поскольку

игра

является

потребностью

детей раннего возраста.

Блок игр -

занятий,

каждого

год а

обучения, входит работа с тестом «Секреты теста»,

«Волшебное

тесто»,

«Плоскостная

лепка»,

«Творческие работы».

Игровые комплексы по Тестопластике включают в

себя:

лепку по подражанию;

лепку по образцу;

лепку по представлению.

Тесто

в

силу

своих

свойств

(мягкости,

пластичности, легкости в применении) позволяет

ребенку

уже

в

раннем

возрасте

создавать

настоящие

шедевры.

Разработка

раздела

« П л о с к о с т н а я

л е п к а »

в ы п о л н е н а

преимущественно

для

той

категории

детей,

у

которых

нарушена

координация

рук,

т.е.

для

детей с ДЦП.

Вместе

с

тем,

как

показала

практика,

«Плоскостная

лепка»

доступна

и

интересна

детям всех возрастов и с разными диагнозами.

Поскольку

развивает

мелкую

моторику

рук,

доступна в выполнении и позволяет в каждом

ребенке воспитывать уверенность в своих силах.

Раздел «Творческие работы», который

включает

в

себя

работы,

выполненные

по

замыслу детей и приуроченные к различным конкурсам, выставкам, календарным

праздникам.

В процессе обучения необходимо осуществлять

м е ж п р е д м е т н ы е

с в я з и

и

п р о в о д и т ь

интегрированные занятия.

Для того,

чтобы научить ребенка с ОВЗ –

изготовлению

той

или

иной

поделки,

педагог

должен обладать огромным терпением и соблюдать

принцип «пошагового обучения». Важно следить

за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка с

ОВЗ,

а

самостоятельная

работа

над

заданием

укрепляла

его

уверенность

в

своих

силах

и

развивала навыки трудовой деятельности. Поэтому

педагог должен быть готов в любой момент помочь

ребенку, но не подменять его в работе.

Особое

внимание при проведении занятий педагог должен

уделять

выполнению

требований

безопасности

труда.

Диагностика

Год

обучения

Этап

диагностики

Период

Что оценивается

Первый год

Начальная

диагностика

сентябрь

Выявить умения детей выполнять

простейшие приемы лепки.

Итоговая

диагностика

май

Проверить овладение навыками:

1.

отделять от большого куска небольшие комочки;

2.

раскатывать комок теста прямыми движениями;

3.

раскатывать комок теста круговыми движениями;

4.

сворачивать

скатанные

прямыми

движениями

столбики в виде кольца;

5.

соединять концы столбиков;

6.

сплющивать между ладонями комок теста;

7.

соединять 2-3 знакомые формы;

8.

защипывание краев формы кончиками пальцев.

Второй год

обучения

Начальная

диагностика

сентябрь

Проверка способностей к творческому раскрытию,

в создании новых форм, образцов в процессе лепки.

Итоговая

диагностика

май

Проверить овладение навыками:

1.

скатывание прямыми движениями;

2.

скатывание круговыми движениями;

3.

расплющивание;

4.

соединение в виде кольца;

5.

защипывание края формы;

6.

лепка из нескольких частей;

7.

оттягивание части от основной формы;

8.

сглаживание поверхности формы;

9.

присоединение части;

10.

примазывание;

11.

вдавливание для получения полой формы;

12.

использование стеки.

Третий год

обучения

Начальная

диагностика

октябрь

Проверка способностей к творческому раскрытию,

самостоятельности в создании новых форм, образцов в

процессе лепки.

Итоговая

диагностика

май

Проверить овладение навыками:

1.

лепка с натуры;

2.

лепка по представлению;

3.

лепка из целого куска;

4.

сглаживание поверхности формы;

5.

лепка из нескольких частей;

6.

использование стеки.

Вывод:

Дет

и,

с

огромным интересом слушая сказки, знакомятся с новой изобразительной техникой.

Создавая

свои

поделки,

малыши

учатся

работать

с

различным

инструментарием,

испытывают огромное удовольствие от того, что в результате их творчества, на свет

появляются замечательные изделия, с которыми можно поиграть, подарить.

Проведенная работа дала положительную динамику в развитии мелкой моторики

кистей и пальцев рук у детей и улучшению в речевом развитии.

В

процессе

лепки

из

соленого

теста

у

детей

повышается

сенсорная

чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса,

пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость.

Работа с детьми по данной технологии формирует в детях творческое начало,

Помогает детям быть более открытым к общению, повышает их самооценку.

Об эффективности арт - терапии можно судить на основании положительной

динамики в развитии и активизации участия детей в занятиях, усиления интереса к

результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий.

Внутренний

мониторинг

показывает,

что

дети

с

ограниченными

возможностями

нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии

продолжают

самостоятельно

увлеченно

заниматься

разными

видами

творчества,

навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Уровни

Оценка

Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса;

отказ

от

деятельности,

результат

не

получен

или

репродуктивный

характер

деятельности

низкий,

необходимость

прямой

помощи

взрослого; результат труда низкого качества.

1 балл

Средний

не

высокая

самостоятельность

в

деятельно сти

репродуктивного

характера;

качество

результата

невысокое,

(требуется

включение

взрослого

в

трудовой

процесс);

результат

реализован частично.

2 балла

Высокий

дальний

перенос,

развитые

комбинаторные

умения,

полная самостоятельность (небольшая помощь взрослого), результат

хорошего качества.

3 балла



В раздел образования