Автор: Маслова Лилия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №52 "Ласточка"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Познавательно – исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе
Тема: "Волшебное электричество"
Раздел: дошкольное образование
Цель. Установление причины возникновения статического электричества
Задачи: развивать речь, мышление, связную речь, память, воспитывать
чувство товарищества, взаимовыручки. Помочь усвоить, что электричество
вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам,
а также создается в батарейках; запомнить правила безопасного обращения
с электроприборами (проводами, выключателем, розеткой).
Оборудование. Мультимедийная установка, набор карточек – схем, расчёски,
шарики, пёрышки, бумага, салфетки.
Ход.
Воспитатель. Отгадайте загадку:
По тропинкам я бегу, без тропинки не могу.
Где меня ребята нет, не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам кто идет по проводам?
Светлое величество -это (электричество)
А как еще нам помогает электричество?
Что же такое электричество и откуда оно приходит, заставляя работать
электроприборы?
Электричество. Древние греки очень любили украшения из янтаря,
названного им за его цвет и блеск "Электрон" - что значит солнечный камень.
Однажды дочь греческого царя протирала янтарь тканью и заметила, что к
камушку пристало несколько ниточек. Так греки убедились, что янтарь
притягивает легкие предметы. Отсюда и произошло и само слово
Электричество.
Откуда же приходит электричество?
Электрический ток чем - то похож на реку, только в реке течет вода, а по
проводам текут маленькие премаленькие частицы - электроны.
Электрический ток вырабатывают большие мощные электростанции. (слайд)
Чтобы получить электричество на таких станциях используется сила воды,
тепловая и атомная энергия. (слайд) Электрический ток сначала течет по
толстым высоковольтным проводам, потом по обычным проводам перетекает
в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки.
Мы уже знаем, что без электричества не смог бы работать ни один прибор.
Но вот мы втыкаем вилку в розетку - и происходит чудо: электроприбор
оживает. Но чудо это очень опасное, требует очень осторожного обращения.
Что означает эта карточка?(Нельзя без взрослых пользоваться
электроприборами).О чем предупреждает эта схема?(Нельзя мокрыми руками
трогать электроприборы).
Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки вытирать!
О чем говорит эта карточка?
(Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы).
Гвоздик или пальчик
В розетку не вставлять!
Электричество опасно!
Это каждый должен знать.
О чем предупреждает эта карточка?
(Не используй электроприборы с поврежденной изоляцией)
Знай, любые провода
Поврежденные – беда!
Ведь они опасны слишком –
Замыкание, как вспышка!
О чем предупреждает эта карточка?
(не оставляй включенные электроприборы, уходя из дома - туши свет)
Дать друзьям такой совет
Просто каждый может:
Уходя, тушите свет
И приборы тоже!
О чем предупреждает эта карточка?
( не оставляй включенные электроприборы без присмотра)
Если гости к вам пришли
Или навестил вас друг,
Перед тем, как с ним играть
Не забудьте выключить утюг!
Каждый знает, что утюг –
Добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
Не играет с утюгом!
-
При
не
правильном
обращении
наши
помощники
и
друзья
могут
превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с
электричеством.
Оно
опасно.
А
есть
электричество
неопасное,
тихое,
незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним
можно очень интересно поиграть. Вот часы, они стоят.
Давайте мы с вами сделаем так, чтобы часы заработали. Для этого поставим
батарейку – «пляс» к «плюсу», «минус» к «минусу». Что произошло? Часы
заработали. Что за сила скрывается в батарейках? Дети: Электрический ток.
Воспитатель: Когда мы поставили батарейку, через провода пошел
электрический ток, который привел в движение механизм часов, и часы
заработали. Молодцы! А сейчас вы тоже можете повторить опыт греческой
девушки для этого не обязательно иметь янтарь. Сначала создадим хорошее
настроение.
- Повернитесь друг к другу! Улыбнитесь друг другу!
- Руки? На месте!
- Ноги? Вместе!
- Голова? Светлая!
-Глаза? Зоркие!
- Спина? Прямая!
Опыт 1.
Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)
Поднесите расческу к бумаге.
С бумагой что-то происходит? (нет) .
Как заставить бумагу притянутся к расческе?
(Можно натереть расчёску о волосы, поймать электричество в волосах).
- Ловите электричество, (бумага прилипла, притянулась, зашевелилась).
Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? (электрическая,
волшебная).
- Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в волосах) .
- Молодцы! Вы поймали электричество.
Опыт 2
- Это игровое электричество живет не только в волосах. Девочки возьмите
пластмассовые шарики, а мальчики-линеечки. Прикоснитесь к перышкам.
Что вы видите? (лежат спокойно).
-
Сейчас
попробуйте
сделать
эти
обычные
предметы
волшебными,
электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи салфетки,
которые лежат на столе. А как это сделать? (потереть) Ловите электричество.
– Прикоснитесь девочки шариками к пенопласту, а мальчики линеечками к
перышкам. Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли).
- Какие стали предметы? (Электрическими).
- Как они стали электрическими?
Вывод:
Доброе
электричество
живет
не
только
в
волосах,
но
и
в
одежде.
На расческе есть электрический заряд. (слайд) Электрические заряды вы
наблюдаете и в природе Молния (слайд), некоторые рыбы используют
электрические заряды для охоты и нападения (слайд)
Сегодня вы много узнали об электричестве опасном и неопасном, в
лаборатории вы экспериментировали с неопасным электричеством, узнали,
как батарейка приводит в движение стрелки часов, как можно получить
электричество в лабораторных условиях. Ну а сейчас нам надо поблагодарить
гостей и попрощаться.
Воспитатель: Спасибо за внимание!
Дети: До свидания!