Автор: Демидова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №51
Населённый пункт: Московская область, Сергиево-Посадский рн, Г.Хотьково
Наименование материала: картотека дидактических игр для детей средней группы
Тема: "Дидактические игры по развитию речи, экологическому, математическому воспитанию"
Раздел: дошкольное образование
Картотека дидактических игр: по развитию речи, экологическому образованию,
изодеятельности, математике, музыкально-дидактические, физвоспитанию . Для детей
средней группы.
1.Д/и по развитию речи «Наоборот»
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник – грустный
Большой подарок – маленький
Светлое небо – …
Чистое платье – …
Хорошее настроение – …
Теплая погода - …
2. Д/и экологическая «Сложи картинку» (времена года)
Цель: учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять знания о временах года
Ход игры: Воспитатель выкладывает разрезные картинки на стол. Загадывает загадку о каком-либо
времени года. Дети отгадывают ее , находят и складывают картинку с нужным изображением
времени года.
Загадки:
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зима)
Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких. (Весна)
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)
Ей, чтобы перекрасить листья,
Не нужно красок или кисти:
Зелёные летом, они
Становятся жёлтыми, красными. (Осень)
3.Д/и по математике " У кого хвост длиннее?"
Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине,
использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.
Ход игры: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-
Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети
сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны.
Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь
соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.
4. Д./и по изодеятельности «Морское дно»
Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического
мышления, памяти.
Ход игры:. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители
захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто
угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует
детей к изобразительной деятельности. Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы
сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с
чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные
композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию,
композиционное видение.
5. Музыкально-дидактическая игра «Ритмический кубик»
Цель: Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о
равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, щелчки, притопы и т.д.
Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры.
Ход игры: Используется кубик на гранях которого изображено разное количество предметов:
1 – 1 бабочка
2 – 2 цветка
3 – 3 клубнички
4 – 4 листика
5 – 5 шишек
6 – 6 елочек
Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:
Ты возьми веселый кубик,
Передай его друзьям,
Что покажет этот кубик –
Повтори за ним ты сам!
Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько,
например, цветочков изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в
ладоши и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счетом вслух.
6.Д/и по физвоспитанию подвижная игра «Найди свой цвет»
Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка
подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.
Ход игры
Ведущий разбивает играющих на число групп, соответствующее числу флажков. Каждому игроку
вручается жетон цвета своей группы. В углах комнаты расставляют стулья с флажками своего цвета.
После слов ведущего «Идите гулять!» дети расходятся по площадке (комнате). По команде «Найди
свой цвет!» дети собираются возле того флажка, который соответствует цвету их жетонов, и
называют свой цвет.