Автор: Солдатова Ирина Олеговна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ НСКШИ
Населённый пункт: город Ногинск Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Литературно-музыкальная композиция "Войны священные страницы навеки в памяти людской"
Раздел: среднее профессиональное
Тема мероприятия: «Войны священные страницы навеки в памяти
людской». СЛАЙД №1
Цель:
-
привлечение
молодого
поколения
к
великому
прошлому
нашей
страны, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину.
Задачи:
- систематизировать знания детей о войне;
- расширять знания песенного и поэтического наследия военного содержания;
- воспитывать гражданственность и чувство патриотизма.
Оборудование: компьютер, презентация, костюмы и военная форма для сцен,
3 пня, одеяло, гармонь, фронтовые письма, наглядность на доску.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
СЛАЙД №2
Фильм - песня «Поклонимся великим тем годам» (1 куплет с припевом)
СЛАЙД №3
Чтецы читают отрывок под музыку «Реквиум» Моцарта.
Ведущий: (Солдатова)
Помните!
Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!
СЛАЙД №4
Звучат колокола. (В записи.)
Ученик 1:
-Что это? Ты слышишь? Докучаев
Ученик 2:
-Это колокола. Колокола памяти … Скворцов
Ученик 1:
-Памяти? А разве такие бывают? Докучаев
Ученик 2: Скворцов
-Бывают, слушай! Это говорит сама память …
Ученик 1: Докучаев
-Но разве память бывает живой?
Ученик 2: Скворцов
-А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там на поле боя, когда его догонит пуля
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!
Учитель: Солдатова
- Здравствуйте все, кто сегодня находится в этом зале. А это значит, что вы не
остались в стороне от великого подвига советского народа, от гнетущей боли,
не затихающей с годами, от скорби в глазах тех, кого хоть как-то коснулась
своим чёрным крылом Великая Отечественная война.
Память … Она имеет начало, но не имеет конца. Вспомним, как это было…
СЛАЙД №5
Звучит мелодия «Рио-Рита». 2 пары нарядно одетых юношей и девушек
танцуют этот танец. Играют дети в мяч. Болталова, Бадьев, Кутырин,
Мишина – играют в мяч
СЛАЙД №6
Неожиданно звук воздушной тревоги и разрывы падающих бомб.
Танцующие пары и дети замирают.
СЛАЙД №7
Фильм «Начало войны» Левитан.
Звучит мелодия «Священной войны».
Дети одевают военную форму.
1-ая пара детей.
Юноша.
Кутырин
- Война!
Девушка.
Мишина
- 22 июня, ровно в 4 часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война...
Юноша.
Кутырин
-Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье — все опалил
огонь жестокой, кровопролитной войны.
СЛАЙД №8
2- ая пара детей
Болталова, Бадьев
Звучит музыка Булата Окуджавы.
Болталова
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, но всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Бадьев,
Ах, война, что ж ты, подлая, делала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад.
СЛАЙД №9
Фильм о войне (Великая Отечественная война – клип)
Учитель:
Солдатова
- Безгранично любя жизнь, эти самые обыкновенные, негероические люди,
тем не менее, в течение четырех долгих лет ежедневно рисковали ею,
самоотверженно шли на подвиг, на смерть, чтобы только приблизить победу.
Случались на фронте и минуты отдыха. Можно было посидеть у костра,
спеть любимую песню. Гармонист брал гармонь, и при свете огня звучала
задушевная песня о доме, о близких и родных.
СЛАЙД № 10, 11, 12, 13
Сцена из поэмы «Василий Теркин». Сальников, Серов, Майданник,Шестак,
Цинцадзе, Ищенко, Подопригора, Захарова
СЛАЙД №14
Учитель: Солдатова
Песни были необходимы солдатам на войне. Потому у многих бойцов в
карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и
фотографиями родных, хранились блокноты с фронтовыми песнями.
Ученица. Докучаев
А песня ходит на войну,
Когда гремят вокруг раскаты.
Про дом родной, про тишину
Любили петь солдаты.
Утюжит песню миномет,
А песня, знай себе, поет!
Ее не скроет туча,
Она, как свет, живуча!
Попурри из фронтовых песен. (Тот же слайд) 6 «Б»
Учитель: Солдатова СЛАЙД №15
-Говорят, что те, кто нашел друга на войне, знают цену этой дружбы и сумеют
умереть за друга. Когда над головой рвутся снаряды и рядом падает тот, кто
секунду назад дал тебе прикурить, цена настоящей дружбы особая. Просто
другом на войне может стать только боец, в котором ты на сто процентов
уверен.
Ученик:
Грязев
Дружить на войне очень сложно всегда.
Сегодня он есть, а завтра их два.
Друзья помогают друг другу в беде.
Так легче прожить в этой страшной войне.
Друг на войне ценен вдвойне.
Где завтра быть твоей голове?
Ведь если есть друг, он поможет всегда.
А в сложное время помощь нужна.
Ролик о фронтовой дружбе
(Тот же слайд)
СЛАЙД №1
6
Видео эпизод о письмах на войне.
СЛАЙД №1
7
Ведущий1:
Солдатова
Я читаю письмо, что уже пожелтело годами,
На конверте в углу номер почты стоит полевой
Его в 42-ом мой ровесник писал своей маме
Перед тем, как уйти в свой последний, решительный бой.
СЦЕНА «ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА».
Юноша: (Держа в руках письмо-треугольник.)
Науменков
“Какое это счастье – получить твое письмо, сил сразу прибавилось. Знаешь,
держу твое письмо, и сразу сделалось теплее, даже руки согрелись. Вся моя
нежность и любовь протестует против уничтожения жизни. Я не могу
смотреть на обгоревшие леса, на изуродованные города, на убитых. Дорогая!
Дай мне силы перебороть себя, выстоять в сражении с врагом!”
Девушка:
Майорова
“Дорогой, я с тобой каждую минуту. Как мне хочется прибежать к тебе, быть
с тобой, для тебя. Пусть моя любовь поможет тебе.”
Я буду ждать.
Так ждать, чтобы даже память вымерла,
Чтоб стал непроходимым день,
Чтоб умирать при милом имени,
И догонять чужую тень,
Чтоб не довериться и зеркалу,
Чтоб от подушки утаить,
Чтоб свет своей любви и верности
Зарыть, запрятать, затемнить,
Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,
Чтоб вздох, и тот зажать в руке.
Так ждать, чтоб мертвый, он почувствовал,
Горячий ветер на щеке.
Ведущий1:
Солдатова
Письма с фронта - это не только удивительные по своей искренности,
доброте и бесконечной вере, сами реальные письма бойцов.
Это послания сегодняшнему поколению от отцов и дедов, это живые
обращения к потомкам людей, своими жизнями искупивших наши жизни.
Благодаря им, мы снова и снова возвращаемся в те далекие и суровые дни.
Благодаря им, мы помним то, о чем нельзя забыть.
Ученица:
Болталова
«Сынок, дорогой, здравствуй! Умоляю тебя – будь осторожен. Ради бога, не
совершай необдуманных поступков».
“Дорогой, я с тобой каждую минуту. Как мне
хочется прибежать к тебе, быть с тобой, для
тебя. Пусть моя любовь поможет тебе.”
Я буду ждать.
Так ждать, чтобы даже память вымерла,
Чтоб стал непроходимым день,
Чтоб умирать при милом имени,
И догонять чужую тень,
Чтоб не довериться и зеркалу,
Чтоб от подушки утаить,
Чтоб свет своей любви и верности
Зарыть, запрятать, затемнить,
Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,
Чтоб вздох, и тот зажать в руке.
Так ждать, чтоб мертвый, он почувствовал,
Горячий ветер на щеке.
Ученик:
Бадьев
«Мы стали суровыми людьми, мама. Редко смеёмся, мы не имеем права
смеяться, пока горят наши города и сёла. Мы побеждаем смерть, потому что
дерёмся не только за свою жизнь. Мы выходим на поля сражений, чтобы
отстоять Родину. Но ты, мамочка, о плохом не думай и не переживай за меня,
я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце…
Я обязательно вернусь мама, ты только жди».
Ученик:
Колнацкий
«Дорогая Маша! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке.
Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво
рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром
врага под Москвой неминуем. Целую, твой Георгий».
Ученик:
Скворцов
«Лида, я видел, как умирали мои товарищи. Я люблю жизнь, хочу жить, но
фронт такая штука, что вот живешь, живешь — и вдруг пуля или осколок
ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел
бы умереть достойно. Александр».
Ученик:
Докучаев
«Милая Тонечка! Я не знаю, прочитаешь ты когда-нибудь эти строки? Но я
твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий,
смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем
атаку. Твой Степан.
Учитель:
Солдатова
Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и
дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым
прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их
судьбу – быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в
наших сердцах. В них сама история, величие и трагедия Великой
Отечественной войны.
Дети, прочтя фронтовые письма, вывешивают их на доску «Письма с
фронта» в виде памятника.
Два ученика встают в почётный караул возле созданного памятника.
Ученик 1:
Брыксин
Друзья мои, счёт времени проверьте,
Минувшим дням уже не малый срок,
Мы вновь откроем памятник бессмертья,
Семьдесят первый перевернем листок.
Ученик 2:
Науменков
Светом скорби и памяти нашей,
В этот час, пусть в святой тишине,
Имена озаряются павших
В этой страшной священной войне.
Двадцать семь миллионов погибших –
Как огромна Победы цена!
Вспомним всех их, войну сокрушивших,
Всех, кого потеряла страна.
СЛАЙД №1
8
Учитель:
Солдатова
- В знак благодарности всем людям, прошедшим войну, мы низко склоняем
перед ними свою голову и зажигаем, как символ вечной памяти о них, эту
свечу.
Пусть этот огонек памяти навсегда останется в наших сердцах.
(Зажигает огонек)
Учитель:
Солдатова
Для нашей Родины всегда будет святым этот день, и люди, всегда будут
мысленно возвращаться к маю 1945 года. В те весенние дни был закончен
великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш человеческий долг -
всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.
Ученик:
Брыксин
- Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги
нашего народа в годы Великой Отечественной Войны.
Ученица:
Болталова
- Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших жизнь за наше
будущее.
СЛАЙД №1
9
Песня «И все о той войне».
Болталова
Просмотр ролика о войне.
1ученик:
Бадьев
- В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка - Мы!
2 ученик:
Грязев
- Мы - поколение, которое называет себя будущим!
3 ученик:
Науменков
- Мы - поколение, ставшее свидетелем рождения XXI века!
4 ученик:
Брыксин
- Мы - поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов
и прадедов!
5 ученик:
Скворцов
- Мы - будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы.
Учитель:
Солдатова
-Безгранична наша скорбь о погибших в Великой Отечественной Войне. Но
силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищённую подвигом людей.
Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей Родины!