Авторы: Винокурова Саргылана Владимировна, Саргылана Владимировна Винокурова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Хатынг-Сысы, Нюрбинский район, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения
Раздел: начальное образование
Выполнила: студентка 4 курса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
з/о группа С41 Карточкина Надежда Петровна
Руководитель: Винокурова С.В.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Мурья»
Звуко — буквенный анализ слов в
начальной школе, особенности
обучения
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Лингвометодические основы организации фонетической работы на
уроках русского языка в начальной школе
1.1. Основные понятия и компоненты процесса формирования фонетических
компетенций в начальной школе
1.2 Методические основы фонетической работы на уроках русского языка в
начальной школе
1.3 Изучение фонетики на уроках русского языка в начальной школе в практике
современного филологического образования в соответствии с ФГОС НОО
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию фонетических
компетенций у учащихся начальной школы
2.1. Уровни, критерии и показатели сформированности фонетических
компетенций у учащихся начальной школы
2.2. Система упражнений по развитию фонетических компетенций в начальной
школе
2.3. Анализ результатов опытно экспериментальной работы по формированию
фонетических компетенций у учащихся начальной школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время общество предъявляет высокие требования к личности гражданина страны во всех областях общественной жизни, науки, образовании, экономике, промышленности, медицине и т.д. Особую
актуальность приобретают коммуникативные качества, не только содержательная часть речи, но и ее качественное звучание, четкое произношение звуков, слов, интонирование, правильное написание слов,
словосочетаний и предложений. Высокообразованная личность не существует без устной и письменной речи, умения четко и правильно выражать свои мысли. Основным периодом для становления фонетически
грамотной речи и ее написания является младший школьный возраст.
Воспитание интереса к изучению родной речи, русского языка, желания говорить правильно, начинается в дошкольном учреждении и продолжается в начальной и средней школе, где приобретает все более
сознательный характер.
Младший школьник при изучении фонетики русского языка сталкивается с определенными трудностями при выделении звуков, их характеристике, произношении звуков, написании слов русского языка. Задача
учителя вовремя заметить и преодолеть возникающие сложности для формирования правильной устной и письменной речи учащегося, иметь представления о специфике фонетической работы в начальной школе,
что и обусловило актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является процесс изучения и освоения младшим
школьником современного русского языка и речи.
Предмет исследования: специфика учебно-познавательной деятельности учеников
по формированию фонетических компетенций на уроках русского языка в
начальной школе.
Цель выпускной квалификационной работы создание и апробация в
экспериментальной работе системы упражнений для совершенствования
фонетической работы на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи:
- рассмотреть фундаментальные для образовательного процесса понятия из
области фонетики и компоненты формирования фонетических компетенций в
начальной школе.
- исследовать методические основы фонетической работы на уроках русского языка
в начальной школе.
- проанализировать изучение фонетики русского языка на уроках в начальной
школе в теории и практике современного филологического образования в
соответствии с ФГОС.
- определить уровни, критерии и показатели сформированности фонетических
компетенций у учащихся младших классов начальной школы
- разработать и апробировать систему упражнений по развитию фонетических
компетенций в начальной школе.
Гипотеза работы: эффективность развития фонетических компетенций
зависит от соблюдения определенных условий, определяющих специфику
работы в начальной школе:
- проводимая фонетическая работа, развитие речи обучающихся должны
отвечать специфическим особенностям учебного предмета, возрастным
возможностям учащихся и дидактическим целям, сформулированным
учебной программой.
- чередование видов деятельности форм работ, в том числе
использование новых педагогических технологий в урочной и внеурочной
деятельности повышает результативность усвоения учебного материала;
- использование личностно ориентированного подхода с акцентом на
развитие самостоятельности ребенка, мотивации, опирающейся на
личный интерес, является актуальным и существенным.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения
полученных результатов учителями начальной школы.
Новизна работы состоит в создании системы упражнений для
модернизации фонетической работы на уроках русского языка в
начальной школе.
Выше обозначенные цели и задачи нашли отражение в структуре выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, теоретической главы, в которой рассматривается основная терминология и
компоненты формирования фонетических компетенций в начальной школе, методические основы фонетической работы и изучение фонетики на уроках русского языка в начальной школе в теории и
практике современного филологического образования в соответствии с ФГОС НОО.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по формированию фонетических компетенций у учащихся начальной школы, определены уровни, критерии и показатели сформированности
фонетических компетенций у учащихся младших классов начальной школы, разработана и апробирована система упражнений по развитию фонетических компетенций в начальной школе.
Заключение представляет основные выводы по теме исследования. Приложение содержит таблицы звуков, сравнительную таблицу с алфавитом, перечень учебных пособий для начальной школы по разным
системам, конспекты уроков и т. д .
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе МКОУ ООШ с. Мурья, Ленского района.
Для проведения эксперимента были определены случайным выбором 2 группы
учащихся- 2 класса экспериментальный и контрольный учащиеся 1 А и Б класса
2017-2018 года обучения и те же учащиеся во 2 А и Б классе 2018-2019 года
обучения, один из родителей каждого учащегося и 7 преподавателей начальной
школы и воспитателей группы продленного дня.
Констатирующий этап эксперимента был проведен в конце обучения в конце
учебного года в 1 классе, формирующий - в начале учебного года во 2 классе.
Для определения уровня теоретических знаний было проведено тестирование
среди учащихся начальной школы по фонетике русского языка со следующим
материалом.
Оценка результатов в баллах:
32 25 баллов - высокий уровень знаний;
25-19 баллов средний уровень знаний;
19-ниже низкий уровень знаний.
Обработка результатов опроса:
Класс
Уровень
Экспериментальный
класс
Контрольный
класс
Высокий
0%
10%
Средний
90%
80%
Низкий
10%
10%
Для выявления уровня развития речи младших школьников использовалась диагностика Определение понятий. (Приложение 4)
Обработка результатов опроса:
Анализ результатов. Для данного возраста показатели в 63 балла являются достаточно высокими, дети владеют понятиями, развита устная речь, умеют прочитать и объяснить слово.
Класс
Уровень
Экспериментальный
класс
Контрольный
класс
Высокий
10%
20%
Средний
80%
70%
Низкий
10%
10%
Для выявления отношения детей к школе, школьным предметам была проведена анкета и получены следующие результаты. (Приложение 5)
Обработка результатов опроса:
Анализ результатов. По результатам полученных данных можно говорить, что у большинства учащихся 1 класса к концу учебного года сформирована позиция школьника, в целом отношение к учебе положительно, есть любимые предметы,
среди которых и русский язык. В коллективе сложились хорошие межличностные отношения.
Класс
Уровень
Экспериментальный
класс
Контрольный
класс
Высокий
0%
0%
Средний
70%
80%
Низкий
30%
20%
Поскольку важнейшую роль в успешной деятельности, в том числе и по изучению фонетики русского языка играет мотивация, это обусловило необходимость проведения подобной диагностики. (Приложение 6)
Обработка результатов опроса:
Анализ результатов. У большинства учеников уровень мотивации находится на среднем уровне, сформировано ответственное отношение к учебе, хорошие межличностные отношения. Однако тревогу может вызвать та группа учащихся, у которых
отмечен низкий уровень адаптации. Выявить причины последнего можно при детальном обследовании, но обычно это особенность семейного воспитания, ситуация в семье в целом.
Класс
Уровень
Экспериментальный
класс
Контрольный
класс
Высокий
10%
10%
Средний
80%
80%
Низкий
10%
10%
По результатам проведенного исследования, уровень теоретических
знаний учащихся достаточно высокий, тем не менее, есть учащиеся с
пробелами знаний. Дети владеют понятиями, развита устная речь, умеют
прочитать и объяснить слово, его значение. Развита устная речь. Можно
отметить, что уровень мотивации учения к данному возрасту находится
на среднем уровне. Сформировано ответственное отношение к учебе,
хорошие межличностные отношения - внешняя мотивация. Однако
тревогу может вызвать та группа учащихся, у которых отмечен низкий
уровень адаптации. Выявить причины этого можно при детальном
обследовании: обычно это семейное воспитание, ситуация в семье в
целом, личные причины, отношение к учебе, общая неуспеваемость и
так далее.
Спасибо за внимание!