Напоминание

Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения


Авторы: Винокурова Саргылана Владимировна, Саргылана Владимировна Винокурова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Хатынг-Сысы, Нюрбинский район, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения
Раздел: начальное образование





Назад




Выполнила: студентка 4 курса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

з/о группа С41 Карточкина Надежда Петровна

Руководитель: Винокурова С.В.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Мурья»

Звуко — буквенный анализ слов в

начальной школе, особенности

обучения

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Лингвометодические основы организации фонетической работы на

уроках русского языка в начальной школе

1.1. Основные понятия и компоненты процесса формирования фонетических

компетенций в начальной школе

1.2 Методические основы фонетической работы на уроках русского языка в

начальной школе

1.3 Изучение фонетики на уроках русского языка в начальной школе в практике

современного филологического образования в соответствии с ФГОС НОО

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию фонетических

компетенций у учащихся начальной школы

2.1. Уровни, критерии и показатели сформированности фонетических

компетенций у учащихся начальной школы

2.2. Система упражнений по развитию фонетических компетенций в начальной

школе

2.3. Анализ результатов опытно экспериментальной работы по формированию

фонетических компетенций у учащихся начальной школы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время общество предъявляет высокие требования к личности гражданина страны во всех областях общественной жизни, науки, образовании, экономике, промышленности, медицине и т.д. Особую

актуальность приобретают коммуникативные качества, не только содержательная часть речи, но и ее качественное звучание, четкое произношение звуков, слов, интонирование, правильное написание слов,

словосочетаний и предложений. Высокообразованная личность не существует без устной и письменной речи, умения четко и правильно выражать свои мысли. Основным периодом для становления фонетически

грамотной речи и ее написания является младший школьный возраст.

Воспитание интереса к изучению родной речи, русского языка, желания говорить правильно, начинается в дошкольном учреждении и продолжается в начальной и средней школе, где приобретает все более

сознательный характер.

Младший школьник при изучении фонетики русского языка сталкивается с определенными трудностями при выделении звуков, их характеристике, произношении звуков, написании слов русского языка. Задача

учителя вовремя заметить и преодолеть возникающие сложности для формирования правильной устной и письменной речи учащегося, иметь представления о специфике фонетической работы в начальной школе,

что и обусловило актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.

Объектом исследования является процесс изучения и освоения младшим

школьником современного русского языка и речи.

Предмет исследования: специфика учебно-познавательной деятельности учеников

по формированию фонетических компетенций на уроках русского языка в

начальной школе.

Цель выпускной квалификационной работы создание и апробация в

экспериментальной работе системы упражнений для совершенствования

фонетической работы на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи:

- рассмотреть фундаментальные для образовательного процесса понятия из

области фонетики и компоненты формирования фонетических компетенций в

начальной школе.

- исследовать методические основы фонетической работы на уроках русского языка

в начальной школе.

- проанализировать изучение фонетики русского языка на уроках в начальной

школе в теории и практике современного филологического образования в

соответствии с ФГОС.

- определить уровни, критерии и показатели сформированности фонетических

компетенций у учащихся младших классов начальной школы

- разработать и апробировать систему упражнений по развитию фонетических

компетенций в начальной школе.

Гипотеза работы: эффективность развития фонетических компетенций

зависит от соблюдения определенных условий, определяющих специфику

работы в начальной школе:

- проводимая фонетическая работа, развитие речи обучающихся должны

отвечать специфическим особенностям учебного предмета, возрастным

возможностям учащихся и дидактическим целям, сформулированным

учебной программой.

- чередование видов деятельности форм работ, в том числе

использование новых педагогических технологий в урочной и внеурочной

деятельности повышает результативность усвоения учебного материала;

- использование личностно ориентированного подхода с акцентом на

развитие самостоятельности ребенка, мотивации, опирающейся на

личный интерес, является актуальным и существенным.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения

полученных результатов учителями начальной школы.

Новизна работы состоит в создании системы упражнений для

модернизации фонетической работы на уроках русского языка в

начальной школе.

Выше обозначенные цели и задачи нашли отражение в структуре выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, теоретической главы, в которой рассматривается основная терминология и

компоненты формирования фонетических компетенций в начальной школе, методические основы фонетической работы и изучение фонетики на уроках русского языка в начальной школе в теории и

практике современного филологического образования в соответствии с ФГОС НОО.

Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по формированию фонетических компетенций у учащихся начальной школы, определены уровни, критерии и показатели сформированности

фонетических компетенций у учащихся младших классов начальной школы, разработана и апробирована система упражнений по развитию фонетических компетенций в начальной школе.

Заключение представляет основные выводы по теме исследования. Приложение содержит таблицы звуков, сравнительную таблицу с алфавитом, перечень учебных пособий для начальной школы по разным

системам, конспекты уроков и т. д .

Апробация результатов исследования осуществлялась на базе МКОУ ООШ с. Мурья, Ленского района.

Для проведения эксперимента были определены случайным выбором 2 группы

учащихся- 2 класса экспериментальный и контрольный учащиеся 1 А и Б класса

2017-2018 года обучения и те же учащиеся во 2 А и Б классе 2018-2019 года

обучения, один из родителей каждого учащегося и 7 преподавателей начальной

школы и воспитателей группы продленного дня.

Констатирующий этап эксперимента был проведен в конце обучения в конце

учебного года в 1 классе, формирующий - в начале учебного года во 2 классе.

Для определения уровня теоретических знаний было проведено тестирование

среди учащихся начальной школы по фонетике русского языка со следующим

материалом.

Оценка результатов в баллах:

32 25 баллов - высокий уровень знаний;

25-19 баллов средний уровень знаний;

19-ниже низкий уровень знаний.

Обработка результатов опроса:

Класс

Уровень

Экспериментальный

класс

Контрольный

класс

Высокий

0%

10%

Средний

90%

80%

Низкий

10%

10%

Для выявления уровня развития речи младших школьников использовалась диагностика Определение понятий. (Приложение 4)

Обработка результатов опроса:

Анализ результатов. Для данного возраста показатели в 63 балла являются достаточно высокими, дети владеют понятиями, развита устная речь, умеют прочитать и объяснить слово.

Класс

Уровень

Экспериментальный

класс

Контрольный

класс

Высокий

10%

20%

Средний

80%

70%

Низкий

10%

10%

Для выявления отношения детей к школе, школьным предметам была проведена анкета и получены следующие результаты. (Приложение 5)

Обработка результатов опроса:

Анализ результатов. По результатам полученных данных можно говорить, что у большинства учащихся 1 класса к концу учебного года сформирована позиция школьника, в целом отношение к учебе положительно, есть любимые предметы,

среди которых и русский язык. В коллективе сложились хорошие межличностные отношения.

Класс

Уровень

Экспериментальный

класс

Контрольный

класс

Высокий

0%

0%

Средний

70%

80%

Низкий

30%

20%

Поскольку важнейшую роль в успешной деятельности, в том числе и по изучению фонетики русского языка играет мотивация, это обусловило необходимость проведения подобной диагностики. (Приложение 6)

Обработка результатов опроса:

Анализ результатов. У большинства учеников уровень мотивации находится на среднем уровне, сформировано ответственное отношение к учебе, хорошие межличностные отношения. Однако тревогу может вызвать та группа учащихся, у которых

отмечен низкий уровень адаптации. Выявить причины последнего можно при детальном обследовании, но обычно это особенность семейного воспитания, ситуация в семье в целом.

Класс

Уровень

Экспериментальный

класс

Контрольный

класс

Высокий

10%

10%

Средний

80%

80%

Низкий

10%

10%

По результатам проведенного исследования, уровень теоретических

знаний учащихся достаточно высокий, тем не менее, есть учащиеся с

пробелами знаний. Дети владеют понятиями, развита устная речь, умеют

прочитать и объяснить слово, его значение. Развита устная речь. Можно

отметить, что уровень мотивации учения к данному возрасту находится

на среднем уровне. Сформировано ответственное отношение к учебе,

хорошие межличностные отношения - внешняя мотивация. Однако

тревогу может вызвать та группа учащихся, у которых отмечен низкий

уровень адаптации. Выявить причины этого можно при детальном

обследовании: обычно это семейное воспитание, ситуация в семье в

целом, личные причины, отношение к учебе, общая неуспеваемость и

так далее.

Спасибо за внимание!



В раздел образования