Автор: Кречун Валентина Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №47 "Гусельки"
Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание в детском саду."
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание в детском саду.
Проблема
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения
сегодня
одна
из
наиболее
актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни
общества,
но
и
во
всех
важнейших
сферах
его
деятельности
–
в
культурной,
идеологической,
политической, экономической, военной и других.
Патриотизм – это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются
основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе
воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам; родной стране. Дошкольный
возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования
высших нравственных чувств, и в частности – чувства патриотизма
Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего
края. По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.
Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием,
уважением и интересом отнестись к истории и, культуре других народов.
Если мы не научим ребенка любить свою страну кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее
победам и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет
достойна его любви, по крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы сами ее делаем.
Базовым
этапом
формирования
у
детей
патриотизма
следует
считать
накопление
ребенком
социального
опыта
жизни
в
своем
Отечестве,
усвоение
принятых
в
нем
норм
поведения
и
взаимоотношений.
Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании
образы, связанные с родным языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это – твоя
Родина.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Любой край, область, даже небольшая деревня
неповторимы
в
своей
природе,
людях
и
их
труде,
замечательном
народном
творчестве.
Отбор
соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен
его
родной
край.
Надо
показать
ребенку,
что
родной
город
славен
своей
историей,
традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми Чувство Родины начинается с восхищения
тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя
многие впечатления еще не Осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они
играют огромную роль в становлении личности патриота.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о России, ее столице;
знакомство детей с символами государства – гербом, флагом, гимном;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины,
формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их
традициям.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяет люди разных
национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура;
каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д. Быть гражданином,
патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству,
гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре
других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно,
гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под
влиянием родителей и педагогов. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, умеют
наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на
эффективность воспитательно-образовательной работы.
Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия,
наполнив
их
воспитывающим
содержанием,
которое
бы
способствовало
формированию
у
него
нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает красоту родного города,
удивляется тому новому которое, казалось бы, давно ему известно.