Напоминание

Авторская рабочая программа по химии 8 класс КРО


Автор: Сокорутова Марфа Михайловна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОБУ "Ынгинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Томпонский район, с.Сайды
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Авторская рабочая программа по химии 8 класс КРО
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1482

«Рассмотрено»

на заседании МО

руководитель МО

Жукова Л.В

(Ф.И.О.)

Протокол №

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________ А.В.Сорокин

29.08.2016г

«Утверждаю»

И.о.директора ГБОУСОШ №1482

__________ Ю.А.Найдина

Приказ № от 01.09.2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по химии для 8 класса «Химическая мозаика»,

основного образования, базового уровня

на 2016 – 2017 учебный год

Составитель: Рожкова

Наталья Васильевна,

учитель химии

г.Москва

2016г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе:

Федерального базисного учебного плана (Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении

федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,

реализующих программы общего образования»);

Приказа Министерства образования и науки РФ № 235 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников,

рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования.»

Программы элективных курсов ХИМИЯ предпрофильное обучение 8-9 классов. Автор составитель Г.А. Шипарёва. Издательство М:

«Дрофа», 2008 г.

Элективный курс «Химическая мозаика» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), предназначен для учащихся 8-х классов.

Рабочая программа не отличается от авторской.

Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии: составление уравнений реакций, определение

концентраций веществ в растворах, масс веществ, необходимых для реакции и т.д.

При изучении курса предусматривается выполнение практических работ. Объектами исследования становятся привычные для

учащихся материалы, продукты питания – то, с чем сталкивается ученик в повседневной жизни. В процессе выполнения работ учащиеся

знакомятся с методами качественного и количественного анализа, закрепляют навыки пользования химической посудой, весами и другим

лабораторным оборудованием. На занятиях элективного курса ученики должны научиться готовить растворы определенной концентрации,

овладеть приемами сборки простейших приборов для проведения синтеза и анализа веществ.

Цели курса:

- формирование положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности;

Задачи курса:

- формирование и развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности;

- развитие умений работать в микрогруппах;

- развитие навыков решения задач;

- познание окружающего мира с химической точки зрения

Тематическое планирование элективного курса 8 класс:

Разделы, темы

Количество часов

Практические

работы

Авторская

программа

Рабочая

программа

1.

Тема 1. Введение – 6 часов

6

6

1

2.

Тема 2. Элементы аналитической химии 8 часов.

8

8

3

3.

Тема 3. Элементы химического синтеза – 18 часов.

18

18

4

4

Итоговые занятия

3

3

0

Итого:

35

35

8

Практическая часть программы:

Практическая работа № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. «Вторые руки химика»

Практическая работа № 2 «Анализ чипсов на наличие масла, крахмала, хлорида натрия, расчёт калорийности чипсов и сравнение

экспериментальных данных с данными на упаковке»

Практическая работа № 3. «Анализ прохладительных напитков на наличие углекислого газа, кислот и красителей».

Практическая работа № 4. «Анализ содержания витамина С в различных продуктах (количественное определение аскорбиновой кислоты

методом иодометрии).

Практическая работа № 5 «Получение пигментов и изготовление акварельных красок»

Практическая работа № 6. «Изготовление школьных мелков»

Практическая работа № 7. «Выращивание кристаллов различными способами»

Практическая работа №8. «Извлечение душистых веществ из растений методом экстракции и перегонки».

Календарно-тематический план

Элективного курса химия, 8 класс

( количество часов в неделю – 1; количество учебных недель – 35)

№ п/п

Тема урока.

Виды деятельности обучающихся

(практические, контрольные работы,

экскурсии и др.)

Методы, формы

проведения урока

Используемое

оборудование

Химический эксперимент

Коли-

чество

часов

1

1

Цели и задачи курса. Химия и её

значение. Место химии среди других

наук

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

1

2

2

Школьный химический кабинет.

Правила техники безопасности при

работе в химическом кабинете.

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

1

3

3

Знакомство с лабораторным

оборудованием. «Вторые руки

химика»

Урок - практикум

Наборы оборудования.

1

4

4

Экскурс в историю развития химии.

Первые наблюдения древних людей в

процессе деятельности( при

изготовлении пищи, лекарств, ядов;

при выплавке металлов)

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Экскурс в

историю развития химии»

1

5

5

Химия в Древнем Египте и в странах

Востока. Средневековый период

алхимии. Поиски «философского

камня; и «эликсира жизни»

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Химия в

Древнем Египте и в странах

Востока. Средневековый

период алхимии»

1

6

6

История развития атомно-

молекулярного учения. Важнейшие

химические открытия.

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «История

развития атомно-

молекулярного учения»

1

Тема 2. Элементы аналитической химии 8 часов.

8

7

1

Картофельные чипсы. Из чего они

состоят? Калорийность продуктов

питания. Качественная реакция на

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

Презентация

«Картофельные чипсы»

1

крахмал.

сообщения новых знаний

8

2

Анализ чипсов на наличие масла,

крахмала, хлорида натрия, расчёт

калорийности чипсов и сравнение

экспериментальных данных с данными

на упаковке.

Урок – практикум

Наборы реактивов, чипсы.

1

9

3

Анализ чипсов на наличие масла,

крахмала, хлорида натрия, расчёт

калорийности чипсов и сравнение

экспериментальных данных с данными

на упаковке.

Урок - практикум

Наборы реактивов, чипсы.

1

10

4

Минеральные и газированные воды.

Основные составляющие напитков.

Жажда. Чем лучше утолять жажду?

Определение углекислого газа,

наличия кислот и красителей.

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Минеральные

и газированные воды»

1

11

5

Анализ прохладительных напитков на

наличие углекислого газа, кислот и

красителей.

Урок - практикум

Наборы реактивов,

газированная вода.

1

12

6

Аскорбиновая кислота. Способы

обнаружения кислоты. Титрование.

Оценка погрешности измерений.

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Аскорбиновая

кислота»

1

13

7

Анализ содержания витамина С в

различных продуктах

(количественное определение

аскорбиновой кислоты методом

иодометрии).

Урок - практикум

Наборы реактивов, продукты

питания.

1

14

8

Анализ содержания витамина С в

различных продуктах

(количественное определение

аскорбиновой кислоты методом

иодометрии).

Урок - практикум

Наборы реактивов, продукты

питания.

1

Тема 3. Элементы химического синтеза – 18 часов.

18

15

1

Краски. Из чего они состоят?

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Краски. Из

чего они состоят»

1

16

2

Краски разных времён.

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Краски разных

времён»

1

17

3

Использование красок в различных

видах живописи.

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация

«Использование красок в

различных видах живописи»

1

18

4

Получение пигментов и изготовление

акварельных красок

Урок - практикум

Наборы реактивов, свёкла,

масло.

1

19

5

Получение пигментов и изготовление

акварельных красок

Урок - практикум

Наборы реактивов, морковь,

масло.

1

20

6

Получение пигментов и изготовление

акварельных красок

Урок - практикум

Наборы реактивов, луковая

шелуха, масло.

1

21

7

Основные компоненты школьного

мела. Цветные мелки.

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

1

22

8

Изготовление школьных мелков.

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

23

9

Изготовление школьных мелков.

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

24

10

Восхитительный мир кристаллов.

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация

«Восхитительный мир

кристаллов»

1

25

11

Изучение методов выращивания

кристаллов – из насыщенных

растворов солей медленным

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

1

охлаждением и медленным

испарением, методом диффузии

растворённых веществ в воде.

сообщения новых знаний

26

12

Выращивание кристаллов различными

способами

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

27

13

Выращивание кристаллов различными

способами

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

28

14

Выращивание кристаллов различными

способами

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

29

15

О эти восхитительные ароматы! Чем

обусловливает запах растение?

Рассказ, беседа

объяснительно –

иллюстративный. Урок

сообщения новых знаний

Презентация «Чем

обусловливает запах

растение»

1

30

16

Извлечение душистых веществ из

растений методом экстракции и

перегонки.

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

30

17

Извлечение душистых веществ из

растений методом экстракции и

перегонки.

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

32

18

Извлечение душистых веществ из

растений методом экстракции и

перегонки.

Урок - практикум

Наборы реактивов.

1

33

19

Конференция. Доклады учащихся по

выбранной теме.

1

34

20

Конференция. Доклады учащихся по

выбранной теме.

1

35

21

Итоговое занятие.

1

Один урок выпал на праздничные дни: 8 марта

Формы обучения

Основная форма обучения химии – урок (комбинированный, урок сообщения новых знаний, урок закрепления изученного материала,

практическая работа, урок- проверка знаний и их оценка)

Методы и приемы обучения

объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация

таблиц, слайдов и др.;

репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

проблемное изложение изучаемого материала;

частично-поисковый, или эвристический метод;

исследовательский метод;

развивающее обучение;

компьютерные технологии.

Виды деятельности учащихся на уроке:

работа с учебником и другой литературой;

решение задач;

наблюдений за ходом реакций;

заполнение таблиц;

проведение эксперимента;

сообщение дополнительного материала по теме урока и др.

Требования к результатам обучения.

После изучения элективного курса «Химическая мозаика» учащиеся должны:

знать понятия качественной реакции, калорийности продуктов; основные компоненты минеральной воды, красок, школьных мелков;

титрование как способ анализа веществ; экстракция как способ выделения веществ; различать способы выращивания кристаллов.

уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; проводить операции взвешивания; готовить растворы;

рассчитывать по уравнениям реакций массовую долю растворённого вещества в растворе; монтировать простейшие химические установки.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.

Шипарева Г.А. Программа элективных курсов. Химия. 8-9 классы. — М.: Дрофа, 2006.

2.

Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1995.

3.

Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.

4.

Маршанова Г. Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. — М.: АРКТИ,

2002.

5.

Ольгин О. М. Опыты без взрывов. — М.: Химия, 1995.

6.

Оржековский П. А., Титов И. А. Кружковые занятия по изготовлению школьных мелков // Химия в школе.- 1991.-№5.-С. 62-65.

7.

Смирнов Ю. Н. Мир химии.— СПб.: МиМ-Экспресс, 1995.

8.

Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. — М.: Химия, 1995.

9.

Титова И. М. Вещества и материалы в руках художника. — М.: Мирос, 1994.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.

Большая детская энциклопедия: Химия. — М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000.

2.

Смирнов Ю. Н. Мир химии.— СПб.: МиМ-Экспресс, 1995.

3.

Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. — М.: Химия, 1995.

4.

Титова И. М. Вещества и материалы в руках художника. — М.: Мирос, 1994.

5.

Химия: Энциклопедия для детей.— М.: Аванта+, 2000.

Лист внесения изменений в основную образовательную программу среднего общего

образования.

№ п/п

Тип (вид изменения)

Реквизиты документа (дата,

№ приказа)

Подпись

лица,

внесшего

изменения



В раздел образования