Автор: Сокорутова Марфа Михайловна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОБУ "Ынгинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Томпонский район, с.Сайды
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Авторская рабочая программа по химии 8 класс КРО
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1482
«Рассмотрено»
на заседании МО
руководитель МО
Жукова Л.В
(Ф.И.О.)
Протокол №
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________ А.В.Сорокин
29.08.2016г
«Утверждаю»
И.о.директора ГБОУСОШ №1482
__________ Ю.А.Найдина
Приказ № от 01.09.2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по химии для 8 класса «Химическая мозаика»,
основного образования, базового уровня
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель: Рожкова
Наталья Васильевна,
учитель химии
г.Москва
2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе:
Федерального базисного учебного плана (Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования»);
Приказа Министерства образования и науки РФ № 235 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования.»
Программы элективных курсов ХИМИЯ предпрофильное обучение 8-9 классов. Автор составитель Г.А. Шипарёва. Издательство М:
«Дрофа», 2008 г.
Элективный курс «Химическая мозаика» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), предназначен для учащихся 8-х классов.
Рабочая программа не отличается от авторской.
Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии: составление уравнений реакций, определение
концентраций веществ в растворах, масс веществ, необходимых для реакции и т.д.
При изучении курса предусматривается выполнение практических работ. Объектами исследования становятся привычные для
учащихся материалы, продукты питания – то, с чем сталкивается ученик в повседневной жизни. В процессе выполнения работ учащиеся
знакомятся с методами качественного и количественного анализа, закрепляют навыки пользования химической посудой, весами и другим
лабораторным оборудованием. На занятиях элективного курса ученики должны научиться готовить растворы определенной концентрации,
овладеть приемами сборки простейших приборов для проведения синтеза и анализа веществ.
Цели курса:
- формирование положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности;
Задачи курса:
- формирование и развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности;
- развитие умений работать в микрогруппах;
- развитие навыков решения задач;
- познание окружающего мира с химической точки зрения
Тематическое планирование элективного курса 8 класс:
№
Разделы, темы
Количество часов
Практические
работы
Авторская
программа
Рабочая
программа
1.
Тема 1. Введение – 6 часов
6
6
1
2.
Тема 2. Элементы аналитической химии 8 часов.
8
8
3
3.
Тема 3. Элементы химического синтеза – 18 часов.
18
18
4
4
Итоговые занятия
3
3
0
Итого:
35
35
8
Практическая часть программы:
Практическая работа № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. «Вторые руки химика»
Практическая работа № 2 «Анализ чипсов на наличие масла, крахмала, хлорида натрия, расчёт калорийности чипсов и сравнение
экспериментальных данных с данными на упаковке»
Практическая работа № 3. «Анализ прохладительных напитков на наличие углекислого газа, кислот и красителей».
Практическая работа № 4. «Анализ содержания витамина С в различных продуктах (количественное определение аскорбиновой кислоты
методом иодометрии).
Практическая работа № 5 «Получение пигментов и изготовление акварельных красок»
Практическая работа № 6. «Изготовление школьных мелков»
Практическая работа № 7. «Выращивание кристаллов различными способами»
Практическая работа №8. «Извлечение душистых веществ из растений методом экстракции и перегонки».
Календарно-тематический план
Элективного курса химия, 8 класс
( количество часов в неделю – 1; количество учебных недель – 35)
№ п/п
Тема урока.
Виды деятельности обучающихся
(практические, контрольные работы,
экскурсии и др.)
Методы, формы
проведения урока
Используемое
оборудование
Химический эксперимент
Коли-
чество
часов
1
1
Цели и задачи курса. Химия и её
значение. Место химии среди других
наук
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
1
2
2
Школьный химический кабинет.
Правила техники безопасности при
работе в химическом кабинете.
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
1
3
3
Знакомство с лабораторным
оборудованием. «Вторые руки
химика»
Урок - практикум
Наборы оборудования.
1
4
4
Экскурс в историю развития химии.
Первые наблюдения древних людей в
процессе деятельности( при
изготовлении пищи, лекарств, ядов;
при выплавке металлов)
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Экскурс в
историю развития химии»
1
5
5
Химия в Древнем Египте и в странах
Востока. Средневековый период
алхимии. Поиски «философского
камня; и «эликсира жизни»
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Химия в
Древнем Египте и в странах
Востока. Средневековый
период алхимии»
1
6
6
История развития атомно-
молекулярного учения. Важнейшие
химические открытия.
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «История
развития атомно-
молекулярного учения»
1
Тема 2. Элементы аналитической химии 8 часов.
8
7
1
Картофельные чипсы. Из чего они
состоят? Калорийность продуктов
питания. Качественная реакция на
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
Презентация
«Картофельные чипсы»
1
крахмал.
сообщения новых знаний
8
2
Анализ чипсов на наличие масла,
крахмала, хлорида натрия, расчёт
калорийности чипсов и сравнение
экспериментальных данных с данными
на упаковке.
Урок – практикум
Наборы реактивов, чипсы.
1
9
3
Анализ чипсов на наличие масла,
крахмала, хлорида натрия, расчёт
калорийности чипсов и сравнение
экспериментальных данных с данными
на упаковке.
Урок - практикум
Наборы реактивов, чипсы.
1
10
4
Минеральные и газированные воды.
Основные составляющие напитков.
Жажда. Чем лучше утолять жажду?
Определение углекислого газа,
наличия кислот и красителей.
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Минеральные
и газированные воды»
1
11
5
Анализ прохладительных напитков на
наличие углекислого газа, кислот и
красителей.
Урок - практикум
Наборы реактивов,
газированная вода.
1
12
6
Аскорбиновая кислота. Способы
обнаружения кислоты. Титрование.
Оценка погрешности измерений.
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Аскорбиновая
кислота»
1
13
7
Анализ содержания витамина С в
различных продуктах
(количественное определение
аскорбиновой кислоты методом
иодометрии).
Урок - практикум
Наборы реактивов, продукты
питания.
1
14
8
Анализ содержания витамина С в
различных продуктах
(количественное определение
аскорбиновой кислоты методом
иодометрии).
Урок - практикум
Наборы реактивов, продукты
питания.
1
Тема 3. Элементы химического синтеза – 18 часов.
18
15
1
Краски. Из чего они состоят?
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Краски. Из
чего они состоят»
1
16
2
Краски разных времён.
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Краски разных
времён»
1
17
3
Использование красок в различных
видах живописи.
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Презентация
«Использование красок в
различных видах живописи»
1
18
4
Получение пигментов и изготовление
акварельных красок
Урок - практикум
Наборы реактивов, свёкла,
масло.
1
19
5
Получение пигментов и изготовление
акварельных красок
Урок - практикум
Наборы реактивов, морковь,
масло.
1
20
6
Получение пигментов и изготовление
акварельных красок
Урок - практикум
Наборы реактивов, луковая
шелуха, масло.
1
21
7
Основные компоненты школьного
мела. Цветные мелки.
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
1
22
8
Изготовление школьных мелков.
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
23
9
Изготовление школьных мелков.
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
24
10
Восхитительный мир кристаллов.
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Презентация
«Восхитительный мир
кристаллов»
1
25
11
Изучение методов выращивания
кристаллов – из насыщенных
растворов солей медленным
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
1
охлаждением и медленным
испарением, методом диффузии
растворённых веществ в воде.
сообщения новых знаний
26
12
Выращивание кристаллов различными
способами
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
27
13
Выращивание кристаллов различными
способами
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
28
14
Выращивание кристаллов различными
способами
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
29
15
О эти восхитительные ароматы! Чем
обусловливает запах растение?
Рассказ, беседа
объяснительно –
иллюстративный. Урок
сообщения новых знаний
Презентация «Чем
обусловливает запах
растение»
1
30
16
Извлечение душистых веществ из
растений методом экстракции и
перегонки.
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
30
17
Извлечение душистых веществ из
растений методом экстракции и
перегонки.
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
32
18
Извлечение душистых веществ из
растений методом экстракции и
перегонки.
Урок - практикум
Наборы реактивов.
1
33
19
Конференция. Доклады учащихся по
выбранной теме.
1
34
20
Конференция. Доклады учащихся по
выбранной теме.
1
35
21
Итоговое занятие.
1
Один урок выпал на праздничные дни: 8 марта
Формы обучения
Основная форма обучения химии – урок (комбинированный, урок сообщения новых знаний, урок закрепления изученного материала,
практическая работа, урок- проверка знаний и их оценка)
Методы и приемы обучения
объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация
таблиц, слайдов и др.;
репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
проблемное изложение изучаемого материала;
частично-поисковый, или эвристический метод;
исследовательский метод;
развивающее обучение;
компьютерные технологии.
Виды деятельности учащихся на уроке:
работа с учебником и другой литературой;
решение задач;
наблюдений за ходом реакций;
заполнение таблиц;
проведение эксперимента;
сообщение дополнительного материала по теме урока и др.
Требования к результатам обучения.
После изучения элективного курса «Химическая мозаика» учащиеся должны:
знать понятия качественной реакции, калорийности продуктов; основные компоненты минеральной воды, красок, школьных мелков;
титрование как способ анализа веществ; экстракция как способ выделения веществ; различать способы выращивания кристаллов.
уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; проводить операции взвешивания; готовить растворы;
рассчитывать по уравнениям реакций массовую долю растворённого вещества в растворе; монтировать простейшие химические установки.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Шипарева Г.А. Программа элективных курсов. Химия. 8-9 классы. — М.: Дрофа, 2006.
2.
Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1995.
3.
Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.
4.
Маршанова Г. Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. — М.: АРКТИ,
2002.
5.
Ольгин О. М. Опыты без взрывов. — М.: Химия, 1995.
6.
Оржековский П. А., Титов И. А. Кружковые занятия по изготовлению школьных мелков // Химия в школе.- 1991.-№5.-С. 62-65.
7.
Смирнов Ю. Н. Мир химии.— СПб.: МиМ-Экспресс, 1995.
8.
Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. — М.: Химия, 1995.
9.
Титова И. М. Вещества и материалы в руках художника. — М.: Мирос, 1994.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.
Большая детская энциклопедия: Химия. — М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000.
2.
Смирнов Ю. Н. Мир химии.— СПб.: МиМ-Экспресс, 1995.
3.
Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. — М.: Химия, 1995.
4.
Титова И. М. Вещества и материалы в руках художника. — М.: Мирос, 1994.
5.
Химия: Энциклопедия для детей.— М.: Аванта+, 2000.
Лист внесения изменений в основную образовательную программу среднего общего
образования.
№ п/п
Тип (вид изменения)
Реквизиты документа (дата,
№ приказа)
Подпись
лица,
внесшего
изменения