Автор: Соловьёв Александр Николаевич
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 277
Населённый пункт: г. Красноярск. Красноярского края
Наименование материала: Методическая разработка урока по учебной практике
Тема: «Монтаж кнопок управления, магнитных пускателей»
Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №277
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №277)
Методическая разработка урока по учебной практике
« Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
по теме: «Монтаж кнопок управления, магнитных пускателей»
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
_________________Е.А.Тимофеева
«___»___________________
Разработал: Соловьев А.Н.
мастер производственного обучения,
Красноярск
Аннотация
Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа
обучения специалистов по профессии:
« Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Проблема начального этапа обучения заключается в сложности понимания
переноса работы электрической схемы с листа на стенд. Обучающиеся еще не
научились в полной мере читать электрические схемы и не понимают принципа
работы элементов схем.
Им еще трудно понять связь между тем ,что изображено на схеме и тем что
смонтировано на стенде. В связи с этим увеличивается время на процесс
понимания работы электрических схем.
В методической разработке представлен урок учебной практики, задачей которого
является ускорить процесс понимания работы элементов электрических схем
обучающимися.
Данная методическая разработка может быть полезна мастерам производственного
обучения учреждений профессионального образования ФСИН России,
осуществляющим подготовку специалистов по профессии
«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Содержание
1.Введение
2.Методическое обоснование темы урока
3.Методические рекомендации к проведению урока
4.План урока
5.Приложение (электрическая схема)
Введение
Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа
обучения специалистов по профессии:
« Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Цель данной методической разработки – оказать методическую помощь мастеру
производственного обучения по проведению урока учебной практики по
темам ,связанным с работой пускорегулирующих аппаратов и кнопок управления.
Обучающиеся, в основной массе, не могут долго научиться читать электрические
схемы.
Вопрос заключается в том, что для того чтобы обучающиеся смогли быстрее
перейти к пониманию работы элементов электрических схем необходимо как
можно более доходчиво донести до них эти моменты.
Чтобы обучающиеся смогли быстрее перейти к пониманию работы элементов
электрических схем мною разработаны и предложены электрические схемы,
позволяющие более быстро понять и усвоить эти вопросы..
Сборка разработанных мною данных электрических схем позволяет обучающимся
не только быстрее понять принципы работы элементов электрических схем но и в
дальнейшем помогает легче и быстрее понимать и читать сложные электрические
схемы, быстрее переходить на новый уровень обучения.
Методическое обоснование темы
В начале уроков учебной практики обучающимся бывает сложно разобраться с
принципом работы нормально замкнутых и нормально разомкнутых контактов
магнитного пускателя. На первых порах обучающимся трудно перенести контакты
изображенные на схемах на монтажный стенд. У большинства обучающихся это
вызывает сложности.
Для ускорения понимания принципа работы контактов магнитного пускателя мною
разработаны электросхемы, позволяющие ускорить обучение и понимание
принципа работы контактов магнитного пускателя.
Эти схемы активизируют работу обучающихся на уроках учебной практики.
В процессе сборки электросхем создаются условия для развития познавательной
активности, умения самостоятельно находить решения создавшийся проблемы.
Методические рекомендации по проведению урока
Планируя урок, я исхожу из того ,что определенные знания о работе магнитного
пускателя у обучающихся уже есть. Ведение урока и сборка электрических схем
позволяет обучающимся сформировать умения и навыки в работе с
электрическими схемами, понятия о принципе работы контактов магнитного
пускателя, кнопок управления.
Также обучающиеся совершенствуют умения по осуществлению контроля монтажа
электросхем с кнопками управления и магнитными пускателями.
У обучающихся формируется умение применять имеющиеся знания на практике,
решать проблемные ситуации, контролировать свои действия в процессе
выполнения работы.
Воспитывается умение работать в коллективе. Формируется ответственность за
результаты качественного выполнению учебного задания.
Проведение урока требует современного электротехнического оборудования. На
стендах, где обучающиеся собирают схемы смонтировано современное
электротехническое оборудование, которое применяется в настоящее время в
действующем электрооборудовании .
В представленном уроке производственного обучения осуществляется сборка
электросхемы с нормально разомкнутыми контактами. Также в этой схеме
предусмотрен лишний контакт. Это сделано с целью, чтобы обучающиеся могли
сами указать на этот момент. В дальнейшем, для полного понятия работы всех
контактов и при условии ,что обучающиеся уже усвоили данный урок, перехожу к
сборке обучающимися схем с разомкнутыми и замкнутыми контактами.
ПЛАН
Урока учебной практики
Проводит мастер п/о Соловьев А.Н.
Профессия: « Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования »
Группа 6-П-20
Тема : Технология монтажа и ремонта пускорегулирующей аппаратуры и
распределительных устройств.
Тема урока: Монтаж кнопок управлении, магнитных пускателей
Цель урока: Систематизировать навыки по сборке схемы с кнопками управления и
магнитными пускателями.
Обучающая: Формирование трудовых приемов и действий обучающихся по
по сборке схем с кнопками управления и магнитными пускателями.
Формирование умения и навыков в чтении электрических схем, понятия о
принципе работы контактов магнитного пускателя, кнопок управления.
Совершенствование умений по осуществлению контроля монтажа схем с кнопками
управления и магнитными пускателями.
Развивающая: Развивать у обучающихся умение применять имеющиеся
знания на практике, решать проблемные ситуации, контролировать свои действия в
процессе выполнения работы
Воспитательная: Воспитывать умение работать в коллективе.
Способствовать формированию ответственности за результаты качественного
выполнению учебного задания.
Тип урока: Урок по мониторингу знаний и трудовых приемов.
Метод проведения: Наглядный практический. Показ трудовых приемов,
самостоятельная работа.
Межпредметные связи: «Организация работ по сборке ,монтажу и ремонту
электрооборудования промышленных организаций» Тема №6; «Электротехника»
Учебно-методическое оснащение урока:
1. Оборудование мастерской (стенды с электрооборудованием)
2.Инструмент (отвертки . бокорезы, инструмент для снятия изоляции с проводов,
указатели напряжения, индикаторные отвертки.
3.Схемы с магнитными пускателями и кнопками управления.
4.Стенды для демонстрации работы схемы включения магнитного пускателя
кнопками управления.
ХОД УРОКА
1.Вводный инструктаж
1.1 Организационный момент 5 мин.
1. Приветствует
2.Проверка явки
3.Проверка готовности к уроку
1.2 Целевая установка 5 мин.
1.Сообщаю тему урока.
2.Совместно с обучающимися формулируем цели урока
3.Участвуют в формулировке целей
1.3 Проверка опорных знаний и опыта обучающихся 10 мин.
1. Опрашиваю обучающихся
2. Ответы на вопросы мастера по теме контроль знаний:
Вопросы:
1. Назначение магнитного пускателя?
(Замыкать и размыкать электрическую цепь).
2.Для чего служит катушка?
( Для включения пускателя).
3.Сопротивление катушки какого пускателя больше:на 36В или на 220В?
( Сопротивление катушки на 220В).
4.Сколько разомкнутых контактов на пускателе?
(4 контакта)
5. Сколько замкнутых контактов на пускателе?
(4 контакта)
6.Из чего набираются пакеты сердечников?
(Из отдельных листов электротехнической стали ,изолированных друг от друга)
7. Назовите основные детали магнитного пускателя.
(Корпус, состоящий из 2-х частей, катушка, возвратная пружина,
нижний сердечник, верхний сердечник с закрепленными на нем замыкающими
контактами)
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы
1.4. Инструктирование обучающихся по ключевым вопросам темы 10мин
Последовательно излагаю материал выполнения практического задания по
следующему плану:
ознакомление обучающихся со схемой включения электротельфера.
1. Ознакомление обучающихся с электрооборудованием стенда .
Электрооборудование включает в себя:
- автоматический выключатель
- электромагнитный пускатель с замыкающими контактами.
-кнопочную станцию
- приставку на пускатель с размыкающими контактами.
-электролампочки, напряжением на 36В.
Слушают и запоминают
2. Ознакомление обучающихся с электрооборудованием схемы включения
пускателя с сигнальными лампами и кнопками управления.
Электрооборудование включает в себя:
- кнопки «Пуск» (замыкающие кнопки),
- кнопки «Стоп» (размыкающие кнопки),,
- размыкающие контакты на вставках,
- катушки магнитных пускателей,
-сигнальные лампы
3. Ознакомление обучающихся с принципом работы схемы включения магнитных
пускателей кнопками управления.
- Для подачи питания к схеме необходимо включить автоматический выключатель.
При нажатии на первую кнопку пуск SВ1катушка магнитного пускателя КМ1
окажется под напряжением, сигнальная лампа загорится. При отпускании кнопки
SВ1произойдет разрыв в цепи катушка магнитного пускателя КМ1окажется без
напряжения и сигнальная лампа потухнет. При нажатии на вторую кнопку SВ2
катушка магнитного пускателя КМ2 окажется под напряжением, пускатель КМ2
сработает, сигнальная лампа второго пускателя загорится ,его разомкнутые
контакты замкнутся, ток через замыкающий контакт магнитного пускателя КМ2:
попадет на пускатель КМ1 и сигнальную лампочку первого пускателя .Пускатель
КМ1сработает и его сигнальная лампа загорится. При отпускании кнопки SВ2
произойдет разрыв в цепи катушка магнитного пускателя КМ2 окажется без
напряжения и его сигнальная лампа потухнет, также без напряжения окажется
пускатель КМ1 и его сигнальная лампа потухнет.
При нажатии на третью кнопку «Пуск»SВ3 катушка магнитного пускателя КМ3
окажется под напряжением, контакты магнитного пускателя замкнутся. Ток через
замыкающий контакт пускателя КМ3:попадет на катушку пускателя КМ2.Контакт
пускателя КМ2: замкнутся. Ток через замыкающий контакт пускателя КМ2
попадет на катушку пускателя КМ1.Все три пускателя сработают и контрольные
лампы загорятся.
1.5 Тренировочные упражнения 10мин.
1. Показываю приемы выполнения задания
2.Тренируются на стендах 10мин.
2.Текущий инструктаж 5мин.
2.1 Выдача задания 5мин.
1.Провожу инструктаж по технике безопасности при сборке схемы включения с 3-
мя магнитными пускателями с подключением сигнальных ламп.
2. Проверяю исправность инструмента,
расположение инструмента для удобства в работе.
3. Проверяю приведение рабочей одежды в соответствие с правилами техники
безопасности
4.Напоминаю обучающимся о том, что в процессе сборки схемы необходимо быть
внимательным и не отвлекаться
5.Собрав схему, проверить визуально и только после этого, с разрешения мастера
п/о подать напряжение 36В
6.О результате проделанной работы доложить мастеру.
Слушают и запоминают
2.2Самостоятельная работа обучающихся 60мин.
2.3 Целевые обходы обучающихся:
1-ый обход
2-ой обход
3-тий обход
1.Раздаю все необходимое для выполнения практического задания и даю
разрешение на выполнение этого задания
2. Осуществляю обход рабочих мест обучающихся на уроке:
2.1Проверяю организацию рабочего места, соблюдение правил техники
безопасности
2.2 Проверяю выполнение приемов работы, соблюдение правил техники
безопасности
2.3 Оказываю помощь отстающим обучающимся.
2.4 Окончательная проверка выполнения задания.
2.5Вопрос к обучающимся: какой контакт в этой схеме не нужен?
Занимаются подготовкой к выполнению задания
Выполняют практическое задание и при необходимости получают
дополнительный инструктаж мастера
3. Заключительный. 5мин.
Подвожу итоги работы обучающихся на уроке по следующему плану:
1.Общее подведение итогов урока.
2.Разбор допущенных ошибок.
3. Отмечаю лучших обучающихся.
4. Сообщаю оценки и прокомментировав их
Слушают, обсуждают, занимаются самоанализом
4. Уборка рабочих мест 5мин.
Контролирую качество уборки рабочих мест обучающимися
Занимаются уборкой
Схема включения пускателя с сигнальными лампами и кнопками управления.