Напоминание

Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе по ФГОС


Автор: Сапронова Наталья Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Кокшинская СОШ - филиал МБОУ Красноярская СОШ
Населённый пункт: село Кокши Советского района Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе по ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Системно-деятельностный подход на уроках

в начальной школе по ФГОС

Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики

будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя

главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Этот принцип и взят сейчас за основу педагогической деятельности. Чему

должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл

мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы

утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить

ловить её. Именно в действии порождается знание.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул

новые требования к результатам освоения основных образовательных

программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только

предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие

возможность

продолжения

образования

в

основной

школе;

развить

способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить

индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного

процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в

максимальной

степени

самостоятельной

познавательной

деятельности

школьника

Реализация технологии деятельностного метода

в практике

преподавания

обеспечивается

следующей

системой

дидактических

принципов:

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая

знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом

содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и

принимает

систему

ее

норм,

активно

участвует

в

их

совершенствовании,

что

способствует

активному

успешному

формированию его общекультурных и деятельностных способностей,

общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми

ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и

методик с учетом возрастных психологических особенностей развития

детей.

Принцип целостности

– предполагает формирование учащимися

обобщенного системного представления о мире (природе, обществе,

самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и

месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса

– заключается в следующем: школа должна

предложить ученику возможность освоения содержания образования

на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего

развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на

уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта

знаний).

Принцип психологической комфортности

– предполагает снятие

всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в

школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на

реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых

форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися

способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному

принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип

творчества

означает

максимальную

ориентацию

на

творческое

начало

в

образовательном

процессе,

приобретение

учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно

выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”

нового знания.

Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) –

1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом

уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение

учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на

данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а

именно:

актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности

(“надо”);

создаются

условия

для

возникновения

внутренней

потребности

включения в учебную деятельность (“хочу”);

устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Приёмы работы:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,

предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной

работы, дети высказываются;

девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в

пробном учебном действии – 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия

нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности

каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы:

побуждающий, подводящий диалоги;

мотивирующий приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из

художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры,

повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”,

“Чего мы ещё не знаем?”)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины

затруднения.

Для этого учащиеся должны:

восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и

знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

соотнести

свои

действия

с

используемым

способом

действий

(алгоритмом,

понятием

и

т.д.)

и

на

этой

основе

выявить

и

зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные

знания, умения или способности, которых недостаточно для решения

исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение

проекта выхода из

затруднения) – 7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают

проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является

устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают

способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы,

модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с

помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с

помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)

фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5

минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3

типовые задания).

Самоконтроль, самопроверка.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8

минут.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется

вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися

своей учебной деятельности,

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

и другие.

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие”

детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это

способствует тому, что знания

и учебные умения приобретают для

обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством,

предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения

уроков в соответствии с новыми целями образования.

Большие возможности для организации эффективной учебной

деятельности даёт также и групповая форма работы.

Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На

этапе закрепления новой темы, например, можно предложить ученикам

придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указать на

необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение,

как этот ответ получен. Разрешить учащимся в случае разногласий задать

вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение

этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность

либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в

случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще

и выступит в роли эксперта.

Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно,

как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров

из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися

домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при

изучении самых разных тем.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель

слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и

соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный

момент

функцию

учителя,

корректировать

ошибки

в

момент

их

возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу

“учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то,

что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть,

слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои

знания.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В

традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока

так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с

соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность

научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости,

консультацию

или

разъяснение,

ученики

формируют

и

позитивное

отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество

знаний

учащихся

повышается,

процесс

обучения

становится

более

успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения,

проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность

реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Заключение

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует

успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и

качества знаний

по предметам,

диагностика учебной

мотивации,

проведённые

среди наших учеников, наглядно демонстрируют

это

утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения,

позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить

предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Заключение

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует

успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и

качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации,

проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это

утверждение.

У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им

успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное

обучение по любому учебно-методическому комплекту



В раздел образования