Автор: Сапронова Наталья Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Кокшинская СОШ - филиал МБОУ Красноярская СОШ
Населённый пункт: село Кокши Советского района Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе по ФГОС
Раздел: начальное образование
Системно-деятельностный подход на уроках
в начальной школе по ФГОС
Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики
будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя
главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
Этот принцип и взят сейчас за основу педагогической деятельности. Чему
должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл
мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы
утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить
ловить её. Именно в действии порождается знание.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул
новые требования к результатам освоения основных образовательных
программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только
предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие
возможность
продолжения
образования
в
основной
школе;
развить
способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Деятельностный метод обучения – это организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной
степени
самостоятельной
познавательной
деятельности
школьника
Реализация технологии деятельностного метода
в практике
преподавания
обеспечивается
следующей
системой
дидактических
принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая
знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом
содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и
принимает
систему
ее
норм,
активно
участвует
в
их
совершенствовании,
что
способствует
активному
успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и
методик с учетом возрастных психологических особенностей развития
детей.
Принцип целостности
– предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе,
самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и
месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса
– заключается в следующем: школа должна
предложить ученику возможность освоения содержания образования
на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего
развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на
уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта
знаний).
Принцип психологической комфортности
– предполагает снятие
всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в
школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на
реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых
форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип
творчества
–
означает
максимальную
ориентацию
на
творческое
начало
в
образовательном
процессе,
приобретение
учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно
выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”
нового знания.
Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) –
1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом
уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение
учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на
данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а
именно:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности
(“надо”);
создаются
условия
для
возникновения
внутренней
потребности
включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Приёмы работы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,
предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной
работы, дети высказываются;
девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном учебном действии – 4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия
нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности
каждого обучающегося.
Возникновение проблемной ситуации.
Методы постановки учебной проблемы:
побуждающий, подводящий диалоги;
мотивирующий приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из
художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры,
повседневной жизни, шутки и др.)
III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”,
“Чего мы ещё не знаем?”)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины
затруднения.
Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и
знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
соотнести
свои
действия
с
используемым
способом
действий
(алгоритмом,
понятием
и
т.д.)
и
на
этой
основе
выявить
и
зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные
знания, умения или способности, которых недостаточно для решения
исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение
проекта выхода из
затруднения) – 7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают
проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является
устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают
способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы,
модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с
помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с
помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление – 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
фронтальная работа, работа в парах;
комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5
минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3
типовые задания).
Самоконтроль, самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8
минут.
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется
вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися
своей учебной деятельности,
самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
и другие.
Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие”
детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это
способствует тому, что знания
и учебные умения приобретают для
обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством,
предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения
уроков в соответствии с новыми целями образования.
Большие возможности для организации эффективной учебной
деятельности даёт также и групповая форма работы.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На
этапе закрепления новой темы, например, можно предложить ученикам
придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указать на
необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение,
как этот ответ получен. Разрешить учащимся в случае разногласий задать
вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение
этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность
либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в
случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще
и выступит в роли эксперта.
Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно,
как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров
из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися
домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при
изучении самых разных тем.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель
слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и
соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный
момент
функцию
учителя,
корректировать
ошибки
в
момент
их
возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу
“учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то,
что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть,
слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои
знания.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В
традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока
так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с
соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность
научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости,
консультацию
или
разъяснение,
ученики
формируют
и
позитивное
отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество
знаний
учащихся
повышается,
процесс
обучения
становится
более
успешным.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения,
проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность
реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
Заключение
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует
успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и
качества знаний
по предметам,
диагностика учебной
мотивации,
проведённые
среди наших учеников, наглядно демонстрируют
это
утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения,
позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить
предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Заключение
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует
успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и
качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации,
проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это
утверждение.
У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им
успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное
обучение по любому учебно-методическому комплекту