Напоминание

Техника акварельной живописи "По-сырому"


Автор: Мироничева Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Смоленская детская школа искусств"
Населённый пункт: с. Смоленское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Техника акварельной живописи "По-сырому"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

«Техника акварельной

живописи

«по-сырому»

2018

Учебное пособие

2

«Техника акварельной

живописи

«по-сырому»

МБУДО «Смоленская детская школа искусств»

С. Смоленское 2018г.

учебное пособие

для учащихся

художественного отделения

Составитель:

Мироничева Т.В преподаватель изобразительных дисциплин, МБУДО «Смоленская детская школа

искусств»

Учебное пособие. «Техника акварельной живописи «по-сырому» , МБУДО «Смоленская ДШИ» - с.

Смоленское, 2018. –22 с., ил.

В пособии представлены теоретические основы живописи по-сырому, рекомендации по

выполнению натюрморта и пейзажа в данной технике.

Одобрено учебно-методическим советом МБУДО «Смоленская детская школа искусств».

Заключение учебно-методического совета протокол № 1. от «17» мая 2018 г

© ДШИ 2018.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение………………………………………………..…………….4

1.

Теоретические основы…………………………………..………5

1.1. История акварельной техники…………………………..……..5

1.2. Особенности акварельной живописи…………………...……..7

2. Классификация акварельной техники…………..……….….. ….9

3. Техника «Alla Prima», «по-сырому»………………….…………

10

3.1 Последовательность работы «по-сырому»………………........13

3.1.1 Стадии выполнения пейзажа в акварели «по сырому».……15

3.1.2 Стадии выполнения натюрморта в технике «по сырому»…16

3.1.3 Сочетание техник………………………………..……………17

Заключение………………………………………………………….18

Список используемой литературы………………………………...19

Приложение. Живописные натюрморты в технике «по-сырому»

студенты 1 курса специальность Изобразительное искусство и

черчение………………………………………………. ……………20

3

ВВЕДЕНИЕ

В

изобразительном

искусстве

существует

огромное

количество

самых

разнообразных материалов. Одни из них используются довольно редко, другие

наоборот известны каждому. К таким широко известным материалам относится

акварель.

Акварелью называют краски, растворителем для которых служит вода. Они

экологичны, не требуют сложного оборудования, просты в употреблении. Поэтому

акварельные

краски

используют

как

для

детского,

так

и

профессионального

творчества.

Акварель выполняется, как правило, на бумаге, поэтому ее часто относят к

графическим техникам. Вместе с тем по своим живописным возможностям ее

трудно

не

отнести

к

живописи.

Уникальность

акварели

заключается

в

ее

промежуточном

положении

между

двумя

крайне

интересными

видами

изобразительного искусства.

Важнейшей особенностью акварели является ее прозрачность. Это свойство

материала

позволяет

передавать

глубину

пространства

световоздушной

среды,

изменчивость

и

подвижность

окружающего

мира,

разнообразие

цветовых

и

тональных отношений.

В тоже время акварель портативный и достаточно доступный по стоимости

материал. Ею удобно пользоваться как при работе на природе, так и в условиях

мастерской.

Акварель

обладает

широкими

техническими

возможностями.

Акварельные работы могут быть построены на тончайших цветовых переходах

прозрачного красочного слоя или глубоких сочных цветовых пятнах. В ней может

быть использовано ровноокрашенное или с неповторимыми затеками пятно,

разной формы красочные мазки и линии.

Есть у акварели еще одна особенность. Она не любит поправок. А это требует

от

исполнителя

виртуозного

владения

не

только

техническими

приемами

акварельной живописи, но и умения уверенно рисовать. Именно поэтому акварель

следует отнести к одной из самых сложных живописных техник. Разумеется, и

процесса

освоения

приемами

письма

акварелью,

требуют

серьезной

и

целенаправленной работы.

4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1. ИСТОРИЯ АКВАРЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке

нашей эры. В XII—XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в

Испании и Италии. Предшественницей акварельной техники в Европе была роспись по

сырой штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты.

В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи.

Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили

Дюрер, чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис

ван

Дейк,

Клод

Лоррен

и

Джованни

Кастильоне.

Однако

эти

примеры

оставались

единичными вплоть до рубежа XVIII—XIX веков, так что даже в 1829 году Пайо де

Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об

искусстве, не заслуживающем серьёзного внимания.

В то же время техника с использованием ослабленных контуров и растушёвки кистью

широко

применялась,

особенно

в

XVIII

веке,

участниками

научных

и

военных

экспедиций

для

зарисовки

археологических

и

геологических

объектов,

растений,

животных,

при

раскраске

архитектурных

и

топографических

планов:

первоначально

употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак-кармином, сепия, а затем и другие

водяные

краски.

В

середине

XVIII

века

рисование

водяными

красками

сделалось

популярным видом досуга для непрофессионалов: распространению этого развлечения

особенно

способствовали

публиковавшиеся

в

1780-е

гг.

и

воспевающие

красоту

английской

глубинки

путевые

дневники

Уильяма

Гилпина,

которые

он

снабдил

собственными

иллюстрациями.

В

результате

на

рубеже

XVIII—XIX

века

усилиями

сперва Пола Сэндби, затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера

акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи — в 1804 г.

было основано Общество акварелистов (англ. Society of Painters in Water Colours).

Кроме того, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во

второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру, — жанр, который с успехом

начали осваивать многочисленные художники-любители.

Альбрехт Дюрер. Заяц, 1502.

Томас Гёртин

5

Во второй половине XIX века, в ряду акварельных произведений выделяются листы, исполненные Михаилом Клодтом (1832—

1902), маринистами Львом Лагорио (1828—1905) и Алексанром Беггровым (1841—1914). Свою оригинальную дань искусству

акварели принесли такие живописцы, как Илья Репин (1844—1930), Михаил Врубель (1856—1910), Валентин Серов (1865—

1911).

Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа (1870—1960), Льва Бакста (1866

—1924),

Ивана

Билибина

(1876—1942),

Константина

Сомова

(1869—1939),

Анну

Остроумову-Лебедеву

(1871—1955).

Акварелью

владел

поэт

Максимилиан

Волошин

(1877—1932),

рисунки

которого

пересекались

с

его

поэтическими

произведениями.

Кульминацией развития русской акварели явилась организация в 1880 году "Общих русских акварелистов", первым

председателем которого стал Альберт Бенуа (1852—1936). Общество вело активную выставочную деятельность, сформировав

за период 1896—1918 гг. тридцать восемь выставок. В 1918 году Общество акварелистов прекратило свою деятельность.

Однако акварельная живопись не умерла— ею занимались художники всех тогда существовавших союзов и объединений.

Роль акварельной живописи была подчёркнута обширными Всесоюзными акварельными выставками, первая из которых

состоялась в Москве в 1965 году. Среди российских мастеров XX века имена Николая Тырсы (1987—1942), Сергея Герасимова

(1885—1964)

,

Георгия Верейского

(1886—1962), Владимира Конашевича

(1888—1963),Александра

Самохвалова

(1894—

1971),семёна Пустовойтова (1921—1995), Владимира Ветрогонского (1923—2002), Виктора Семёновича Климашина (1912—

1960).

Такова в общих чертах история развития русской акварели. Ее особенность состоит в том, что в России не было

обособленной подготовки узких профессионалов-акварелистов. Наметившийся в конце XX века рост интереса к акварели,

изменил положение вещей. Знаковым событием стало открытие специализированной школы акварели Сергея Андреяки.

Людвиг Премацци

Серов Валентин Александрович.

Портрет Сергея Сергеевича Боткина

Константин Сомов.

Летний пейзаж с водоемом

6

1.2 ОСОБЕННОСТИ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

Акваре

́

ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные

краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать

эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона,

построение

формы

и

пространства

цветом)

и

графики

(активная

роль

бумаги

в

построении

изображения,

отсутствие

специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Основой для акварели является, как правило, бумага, которую часто предварительно смачивают водой для достижения

особой размытой формы мазка. Для этого могут служить особые рамки — стираторы — на которые натягивается лист. Таким

образом, во время письма бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель. Возможен и более простой

способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при

этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще

всего стекло лежит горизонтально. Сообразуясь с собственными манерными возможностями, можно допускать, чтобы вода на

листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельный влажный участок. Краска в таких

случаях

играет

по-разному,

чем

создает

желаемый

эффект.

Собственно

говоря,

именно

в

этом

заключается

наиболее

распространённое

современное

понимание

акварельной

техники.

Кроме

того,

в

акварели

могут

использоваться

работа

заливками и точечно-штриховая техника. Именно для таких приёмов используется натягивание листа бумаги на планшет, а

также так называемые акварельные блоки.

Альбрехт Дюрер. Vue du Val d»Arco. 1495

.

Петр Соколов, Портрет А. С. Пушкина. Акварель. 1836

7

Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой

прозрачные растительные клеи — гуммиарабик и декстрин. В качестве пластификатора в

них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы

легко

пересыхали

и

становились

хрупкими.

Другая

добавка

к

акварельным

краскам,

служащая

поверхностно-активным

веществом

бычья

желчь.

Она

препятствует

скатыванию

красок

в

капли,

облегчая

рисование.

Для

защиты

от

плесени

вводится

антисептик — фенол.

Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной

техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как

правило, участвует в процессе наравне с кистями. Качество акварельной бумаги является

очень

важным

для

работы,

но

самая

дорогая

и

лучшая

бумага

не

всегда

доступна

начинающим художникам, и потому вполне можно приспособиться к уже имеющейся —

настолько, что даже на самой хорошей, но непривычной бумаге результат может оказаться

слабее.

Современные художники достаточно успешно используют акварельные карандаши, а также

другие материалы, позволяющие «дорабатывать» акварель, к примеру: пастель, восковые

мелки, гелевые чернила, и т. д.

Остроумова-Лебедева Анна Петровна (1871-1955 гг)

"Павловск. Ново-Сильвийский мост" 1921

Серов Валенти

́

н Алекса

́

ндрович

"У перевоза", 1905. Бумага, акварель. 21,5x27,2

.

Константин Фёдорович Юон (1875-1958).

У Новодевичьего монастыря весной. 1900.

Билибин Иван Яковлевич (1876 — 1942)

Крым

8

2. КЛАССИФИКАЦИЯ АКВАРЕЛЬНЫХ ТЕХНИК

Существует

множество

различных

приемов

исполнения

акварельных

работ.

Эти

способы

можно

выделить

и

классифицировать лишь условно, в зависимости от определенных факторов. В зависимости от степени влажности бумаги

можно выделить такие акварельные техники, как «работа по мокрому» («английская» акварель) и «работа по сухому»

(«итальянская» акварель). Интересный эффект дает работа по фрагментарно увлажненному листу. Кроме этого можно

встретить и комбинации данных приемов.

1.

Работа по-мокрому

2.

Техника A la Prima

3.

Однослойная акварель «по-сухому»

4.

Многослойная акварель (лессировка)

5.

Комбинированная (смешанная) акварельная техника

В акварели можно условно выделить такие приемы письма, как: мазки, заливка, отмывка,

растяжка, резерважи, «вытягивание» краски и др.

Работа по-мокрому.

Владимир Колбасов

Техника A la Prima.

Катя Михальская

Однослойная акварель «по-сухому».

Игорь Юрченко

Многослойная акварель (лессировка).

Сергей Николаевич Андрияка

9

3 ТЕХНИКА «ALLA PRIMA», «ПО- СЫРОМУ»

Более капризная и прихотливая манера письма по мокрому родилась в Англии, вероятно, потому, что в стране,

находящейся на острове, окруженном водными пространствами, в этом "туманном Альбионе", повышенная влажность

воздуха

сама

диктовала

живописи

характер

легкий

и

мягкий.

Живопись

акварелью

на

сырой

бумаге

называют

"английской

акварелью".

Этот

прием

дает

акварели

глубину

и

создает

ощущение

солнечного

света

и

воздушной

перспективы.

Метод

работы

на

влажном

листе

бумаги

французские

акварелисты

называют:

"travailler

dans

l`eau"

(работать в воде). Для сохранения стабильной влажности листа, чтобы иметь продолжительную по времени возможность

работать со сложной живописной формой, легко сплавляя и смешивая краски на мокром листе, художники прибегали к

многочисленным хитростям. Для этого использовались разные способы увлажнения бумаги снизу. Именно в Англии в

XIX веке для небольших пейзажей на пленере был придуман особый вид стиратора - приспособления для натяжки

мокрой бумаги без клея. Нехитрая конструкция состояла из двух деревянных рам, входящих достаточно свободно одна в

другую. Первая рама играла роль доски: на нее накладывали бумагу, которая затем зажималась по краям второй рамой,

закрепленная таким способом бумага, принимала вид холста, натянутого на подрамник.

Термины «по

сырому», «по

влажному» или «по мокрому»

являются общепринятыми в акварельной

живописи и

обозначают один и тот же метод – нанесение краски на влажную бумагу, или на бумагу, на которой уже есть не высохшая

краска, которая может растечься

10

Краску можно так же наносить слой за слоем, не дожидаясь просыхания

предыдущих

слоев.

Техника

«по

сырому»

позволяет

создать

различные

цветовые

эффекты,

дает

возможность

максимально

использовать

текучесть

акварели.

Цвета

смешиваются

и

перетекают

один

в

другой

без

резких

очертаний и границ.

Одной из характеристик этого метода является непредсказуемость. Не всегда

можно точно предвидеть, что получится при нанесении краски на мокрую

бумагу.

Результат

во

многом

определяется

степенью

влажности

бумаги

и

количеством краски и воды в смеси. Нужно учитывать, что краска, нанесенная

поверх

другой

в

данном

случае,

не

смешиваясь,

частично

вытесняет

предыдущую, создавая всевозможные эффекты, зависящие как от влажности

бумаги, её вида, так и от используемых красок, поскольку различные пигменты

при

смешивании

ведут

себя

по

разному.

Кроме

того,

нанесенная

краска

продолжает

двигаться

вплоть

до

высыхания

и,

высохнув,

значительно

высветляется, теряя интенсивность цвета и тона. Можно добиться большего

контроля, проделав ряд упражнений по нанесению краски на бумагу разной

степени влажности, с большим или меньшим количеством воды, либо краски

на кисти. Можно также в некоторой степени контролировать процесс, наклоняя

планшет и позволяя краске течь в нужном направлении. В некоторых случаях

можно

использовать

фен

для

волос

для

более

ускоренного

высыхания

фрагмента изображения. Так же, для ускорения высыхания можно добавить в

краску либо бычью желчь, либо технический спирт. Это удобные заменители

фена, особенно при работе на пленере.

11

Способ работы по сырому особенно успешно используется в пейзажной

живописи, когда надо передать состояние туманного утра, пасмурного дня, облака и т.

п. Небо - один из самых трудных компонентов пейзажа, определяющий его цветовое

и тональное состояние.

Для

работы

в

данной

технике

акварельной

живописи

бумагу

для

работы

желательно натянуть на планшет. При наложении акварельных красок по сырому

художник нередко зависит от капризов растекающегося по мокрой бумаге мазка. Этот

способ

работы

требует

от

живописца

постоянного

самоконтроля,

свободного

владения кистью. Перед началом работы лицевая поверхность бумаги смачивается

водой, а затем по еще увлажненной поверхности накладываются нужные оттенки

цвета. Влажность бумаги смягчает границы между отдельными тонами. Начинать

писать по сырому надо после того, как бумага равномерно "протряхнет", как говорят

художники, и на поверхности ее не будет излишка воды. Степень влажности бумаги и

различный

наклон

планшета

позволяют

регулировать

и

ограничивать

до

необходимых пределов растекание краски, получать нужные цветовые сочетания,

добиваться их чистоты и прозрачности. Пока наложенный цвет не высох, рядом с ним

накладывается

другой,

иногда

частично

захватывающий

соседний.

Если

в

положенный цвет надо внести какие-нибудь уточнения, то они вносятся еще в сырой

красочный слой. Нужные оттенки цвета можно вначале подобрать на палитре или

непосредственно на бумаге. Краски, положенные по сырому, обычно расплываются и

выходят

за

пределы

рисунка

предметов.

Пока

акварель

не

успела

высохнуть,

излишние заплывшие места, нежелательные наслоения красок можно осторожно

смыть или выбрать слегка отжатой чистой кисть.

12

3.1 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ «ПО-СЫРОМУ»

Последовательность работы «по-сырому» можно представить следующим образом:

1.

На лист бумаги нанести лаконичный рисунок изображаемого графитным карандашом,

желательно с предварительного эскиза. Делается это для того, чтобы не повредить

поверхность бумаги ластиком, исправляя возможные ошибки. Карандаш не должен

быть мягким, иначе при смачивании листа могут образоваться загрязненные участки.

2.

Закрепленный на планшете лист бумаги хорошо смочить водой с помощью мягкой

губки или комка ваты, а затем, отжав их, убрать с поверхности бумаги излишки воды.

3.

По возможности быстро нанести цветовые плоскости изображаемого на поверхность

бумаги кистью большого размера, взяв краску с цветовым запасом, т.е. несколько ярче,

в

расчете

на

ослабление

цвета

после

высыхания

или,

как

часто

говорят,

«на

пожухание». Губка или комок ваты могут быть использованы как для исправлений в

процессе работы в помощь кисти, так и для протирки светлых мест.

4.

На

этом

этапе

работа

может

быть

и

завершена,

но

часто

художники,

используя

различную степень высыхания листа, а порой и почти высохшую его поверхность,

вносят дополнительные цветовые акценты.

В

процессе

работы

наклон

листа

может

меняться

по

мере

необходимости,

а

по

ее

окончании лист располагается, как правило, горизонтально до полного высыхания.

13

Несмотря на возможность создавать интересные и спонтанные эффекты письма, техника требует выполнения

определённых правил:

- обращайте внимание на абсорбирующие характеристики и тип бумаги

- краски необходимо смешивать до образования правильной концентрации

- для достижения хороших результатов применяйте однотонные цвета

- поверх краски добавляйте воды, чтобы усилить эффект

- прежде чем использовать краску, проверяйте тон на палитре или небольших кусочках бумаги

- можно поднимать и наклонять лист бумаги, чтобы краска распределялась во всех направлениях

- прежде чем наносить новый цвет, дождитесь, пока пропадёт влажный блеск предыдущего цвета

- краска может растекаться, не бойтесь, пусть расплывается, не стремитесь копировать фото или рисунок, попробуйте

создать свою композицию.

14

3.1.1 Стадии выполнения пейзажа в акварели «по сырому»

Работа велась по всей поверхности сверху вниз по

влажной

бумаге.

На

первой

стадии

выполнено

небо

и

отражение

в

воде,

определяющие

рефлекс

общего

освещения и общую тональность работы. Такая подготовка

помогает

также

найти

степень

плотности

материальной

среды (деревья, берег), а также верные соотношения для

среднего и ближнего планов. «Рисующие» детали переднего

плана выполнялись в конце работы в технике «по сухому».

15

3.1.2 Стадии выполнения натюрморта в технике «по

сырому»

После

общего

увлажнения

бумаги

прописывался

фон

картинной

плоскости.

Дальше работа велась по

частям, с

последовательным

увлажнением

и

проработкой

предметов

натюрморта в технике alla prima. Так как характер предметов

постановки требовал однозначности в передаче их объема,

перед нанесением красочного слоя была применена техника

«воскования» (частичной прорисовки цветными восковыми

карандашами предметов). Блестящая поверхность металла и

стекла передана с применением резервирующей жидкости и

бликах на предметах.

16

При наличии в мотиве двух разных по плотности сред для

облегчения задачи определения верного соотношения тонов

рекомендуется

сначала

прописать

«верх»

картинной

плоскости

(небо),

после

чего

приступить

к

выполнению

предметной

среды.

Такой

порядок

обработки

картинной

плоскости

важен

и

технической

стороны:

во

первых,

кроющие цвета использованные в нижней части даже при

небольшом наклоне листа не могут растечься и нарушить

прозрачность тонов неба, а затекание вниз светлых тонов

неба не существенно, во вторых, такая последовательность

позволяет

дополнительно

смачивать

низ

листа,

если

он

высох в процессе работы над небом.

Сочетание техник по мокрому и alla prima «по сухому» в натюрморте

«Цинерарии»

В.

Конашевича

является

прекрасным

примером

варьирование

техническими

приемами

в

зависимости

от

характера

изобразительного мотива. Крупные листья выполнены «от куска» по

мокрому,

что

позволяет

удержать

характерный

рисунок

листа

и

одновременно передать в нем плавность тональных переходов.

3.1.3 СОЧЕТАНИЕ

ТЕХНИК

17

Заключение

18

Пособие содержит необходимый теоретический материал, позволяющий студентам

сформировать четкое понимание особенностей и преимуществ техники, истории её

возникновения, видах и информацию о необходимых инструментах. Изложенная в

пособии информация позволит студентам более осознанно подходить к выполнению

учебных заданий. И призвана стимулировать интерес к изучению данной технологии

и поиску творческих решений.

Список используемой литературы

1. Базанова, Е. Стихия воды и краски. О технике акварельной живописи [текст] / Е. Базанова.-М.: «Просвещение»,

2008. - 256с.

2. Браун, К. Акварель. Цветы. Энциклопедия [текст] / К.Браун. – M.: «Арт-Родник», 2011. – 192 с.

3. Винер, А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью [текст] / А.В.Виннер. – М.: «Искусство», 2009. – 193 с.

4. Керси, Д. Деревья и леса. Акварель [текст] / Д. Керси.-М.: «Контэнт», 2010. — 250с.

5. Комесанья, П. Рисуем акварелью. Полный курс [текст] / П.Комесанья. – Белгород: Книжный клуб «Рисуем

акварелью. Полный курс», Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2011. – 56 с.

6. Косминская, В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной

деятельности [текст] / В.Б.Косминская– М.: «Просвещение», 2008. – 125 с.

7. Крошоу, Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих» [текст] /, Э.Крошоу. – М.:

«Астрель», 2006. – 174 с.

8. Крошоу, Э., Крошоу, Д., Ваух, Т. Акварель. Все что надо знать [текст] / Э.Крошоу. – М.: «Астрель», 2006. – 159 с.

9. Кунц, Д. Основы акварели. Цвет [текст] / Д.Кунц.-М.: «Попурри», 2006. – 169 с.

10. Лаветт, Д. Акварель - это просто [текст]: Руководство для начинающих / Д.Лаветт. – М.: «Попурри», 2005. – 189 с

11. Либралато, В., Лаптева, Т. Школа акварели [текст] / В.Либралато.-М.: «Эксмо», 2012. – 96 с.

12. Назаров, А.К. Основные способы акварельной живописи [текст] / А.К.Назаров. – M.: «Орбита-М», 2011. – 145 с.

13. Найс, К. Акварель для начинающих [текст] / К.Найс. – M.: «Попурри». 2010, – 314 с.

14. Ревякин, П.П. Техника акварельной живописи [текст] / П.П.Ревякин. – M.: «АСТ», 2009. – 187 с.

15. Розенберг, К. Классические пейзажи [текст] / К.Розенберг. – М.: «Арт-Родник», 2008. – 153 с.

16. Сервер, Ф. Акварель для начинающих» [текст] /Ф.Сервер. – M.: «Астрель», 2008. – 128 с.

17. Фенвик, К. Курс акварельной живописи: пейзаж за считанные минуты [текст] / К.Фенвик. - М.: «ACT», 2007.-

45с.

18. Харрисон, Т. Пейзажи акварелью. Полный курс для начинающих» [текст] /Т.Харрисон. – M.:, «БММ», 2010. – 116

19. Шитов, Л.А., Ларионов, В.Н. Живопись. Уроки изобразительного искусства» [текст]: Кн. для учащихся/

20.Л.А.Шитов. – М.: «Просвещение», 2005. – 189 с.

21. Шматова, О. Самоучитель по рисованию акварелью [текст] / О.Шматова. – М.: «Эксмо», 2007. – 80 с.

19

ПРИЛОЖЕНИЕ

Живописные натюрморты в технике «по-сырому»

студенты 1 курса

специальность Изобразительное искусство и черчение

20

Мироничева Анастасия

Мироничева Анастасия

Мироничева Анастасия

21

Шемонаева Дарья

Парусимова Анастасия

Тишкевич Дарья

Клепинина галина

24



В раздел образования