Напоминание

"Работа с одарёнными детьми на уроках географии"


Автор: Шишкина Елена Романовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2
Населённый пункт: село Кинель-Черкассы, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с одарёнными детьми на уроках географии"
Раздел: полное образование





Назад




Описание опыта деятельности по созданию условий работы с

различными категориями обучающихся (одарённые дети)

Учитель в современной школе сталкивается с различными категориями

обучающихся. В классах, где я преподаю, обучаются дети данных категорий:

- одаренные дети – 20 %;

- дети из социально-неблагополучных семей – 9%;

- дети, попавшие в трудные жизненные ситуации – 2%;

- дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья –

2%;

- дети с девиантным поведением – 1%.

Но так как проблема одаренности в настоящее время становится все

более актуальной,одним из направлений нового национального проектав

сфере образования является формирование эффективной системы выявления,

поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи,

основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на

самоопределение и профориентацию.Поэтому работа с одаренными детьми

является одним из направлений моейдеятельности.

В своей деятельности опираюсь на Федеральные стандарты второго

поколения,

которые

делают

акцент

на

деятельностный

подход

в

образовательном

процессе,

т.е.

способности

быть

автором,

творцом,

активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её

достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за

него,

максимально

использовать

свои

способности.

Считаю

важным

направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма

знаний, а на творческую его переработку, на развитие способности мыслить

самостоятельно, на основе полученного материала.

Использование педагогических технологий, методов, форм работы,

обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса

Работая

на

основе

Федеральных

государственных

образовательныхстандартов,

которые позволяют развивать одаренность

обучающихся

через

оптимальное

сочетание

урочной,

внеурочной

и

внеучебной деятельности, способствуют саморазвитию обучающихся, их

активной

самостоятельной

поисково-

исследовательской

деятельности,

построению

образовательного

процесса

с

учётом

индивидуальных

возрастных,

психологических

и

физиологических

особенностей

обучающихся. Все это и есть условия для развития одаренности моих

учеников.

Для выявления и развития таких детей проводятся предметные

олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины,

в рамках предметных недель, проекты по различной тематике, ролевые игры.

Эти методы и формы работы дают возможность одарённым учащимся

выбрать подходящие для них виды творческой деятельности. Процесс

обучения

одаренных

детей

предусматривает

широкое

использование

разнообразных источников и способов получения информации.

Стандартами предусмотрена возможность разработки индивидуальных

учебных планов для развития одарённых детей. Индивидуальные планы

разрабатываются мной с участием обучающихся и их родителей. Учащиеся,

моделируя

свою

образовательную

траекторию,

используют

предлагаемуюмной

программу

внеурочной

деятельности

кружка

по

интеллектуальному направлению Клуб краеведов «Мой край»для 5-7-х

классов и факультативный курс для 9- х классов «Моя прекрасная планета».

Особым направлением в работе с одаренными детьми является

организация научно-исследовательской деятельности, которая сочетает в

себе

черты

личностно-ориентированного,

проблемного,

развивающего

обучения.

У одарённых детей проявляется потребность в исследовательской и

поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет моим

учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них

жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду,

самопознанию.

В своей работе использую следующие технологии в работе с

одаренными детьми:

Технология организации поисково- исследовательской деятельности.

Данная технология представляет собой организацию совместной c

учителем исследовательской деятельности учащихся, имеющую общую цель,

этапы, согласованные методы, способы деятельности, направленные на

достижение общего результата.

Этапы формирования исследовательской деятельности (по Тяглову

Е.В.)

следующие:теоретико-экспериментальный;

частично-поисковый;

поисковый;

научно-исследовательский.Данные

этапы

включают

в

себяследующие виды деятельности:

Постановка

проблемы

Выдвижение

гипотез

Анализ гипотез

Постановка задач

эксперимента

Разработка

методики эксперимента

Мысленное

проведение эксперимента

Создание

материальной базы

эксперимента

Разработка и

монтаж оборудования

Проведение

эксперимента

Обработка

эксперимента

Отчет о

проделанной работе

Презентация

проекта

Методы:исследовательский;частично-поисковый;проблемный;анализа

и синтеза;творческий.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного

исследования

представляет

собой

поэтапное,

с

учетом

возрастных

особенностей,

целенаправленное

формирование

всех

компонентов

исследовательской культуры школьника: мыслительных умений и навыков;

умений и навыков работы с различными источниками информации; умений и

навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Преимуществадля учащихся:

В ходе поисково-исследовательской деятельности у моих учащихся:

1.Формируются

общеучебные

умения

и

навыки:

рефлексивные,

поисковые (исследовательские), умения и навыки работы в сотрудничестве,

коммуникативные, умение отвечать на незапланированные вопросы

2.Ученик самоутверждается как личность

Преимущества для учителя:

В ходе организации поисково-исследовательской деятельности педагог:

1.Выступает в роли наставника:координирует процесс; поощряет

учеников.

2. Пробуждает у учащихся интерес к открытиям, исследованиям.

3. Приобщает их к науке.

Организация

поисково-исследовательской

деятельности

создает

положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не

простое накопление знаний. Анализ научно – исследовательских работ

учащихся, написанных под моим руководством, свидетельствует о развитии

познавательных функций, об их умении критически оценивать различные

подходы к решению исследовательских задач. Сформированность этих

умений позволит обеспечить им конкурентоспособность при поступлении в

вузы, успешноеобучение ввузе, поможет реализовать их жизненные цели.

Применение компьютерных технологий позволяет учащимся создавать

удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы

решения поставленных задач, результаты работы, выводы. Возможны

различные варианты защиты работы. Это может быть доклад на школьной

конференции, компьютерная презентация, реферат проблемного характера,

участие в региональных и всероссийских конкурсах.

Технология

модульного

обучения

характеризуется

опережающим

изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями,

алгоритмизацией

учебной

деятельности,

завершенностью

и

согласованностью

циклов

познания

и

других

циклов

деятельности,

поуровневой

индивидуализацией

учебной

деятельности

и

созданием

ситуации выбора для учителя и учащихся.

Используемые на уроках химии маршрутные листы в рамках данной

технологии

обеспечивают

учащимся

развитие

мотивационной

сферы,

интеллекта,

самостоятельности,

умение

осуществлять

самоуправление

учебно-познавательной деятельностью в собственном комфортном темпе, что

является важным для одаренного ребенка,который понимает с какой целью и

для чего он должен работать самостоятельно.

В основе большинства вариантов модульного обучения, реализуемых в

отечественном

образовании,

лежит

концепция

П.

А.

Юцявичене,

рассматривающая модуль как функциональный узел, предназначенный для

достижения конкретных дидактических целей в процессе специально

организованной самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Преимущества для учащихся:

каждый точно знает, что он должен усвоить, в каком объёме и что

должен уметь после изучения модуля;

каждый может самостоятельно планировать своё время, эффективно

использовать свои возможности;

учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на учителе.

Преимущества для учителя:

возможность концентрировать своё внимание на индивидуальных

проблемах обучающихся;

своевременная идентификация проблем в обучении;

стимулирование мышления учащихся, активизация их внимания,

мышления и памяти, активизация нужных реакций, оказание им возможной

помощи.

Технология поддержки ребенка. Проблему педагогической поддержки

(фасилитация) подняла гуманистическая психология (К. Роджерс). В 1990-х

годах ее развили российские педагоги О. Газман, О. Бондаревская, Н.

Щуркова,

По О.

Газману,

педагогическая поддержка

заключается в

совместном

определении

вместе

с

ребенком

его

интересов,

целей,

возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему

сохранить человеческое достоинство и достичь положительных результатов в

обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Целью педагогической

поддержки

является

устранение

препятствий,

мешающих

успешному

самостоятельному движению ребенка в мире.Моя основная задача состоит в

оказании помощи одаренному ребенку в его личностном росте.В рамках

данной технологии на всем протяжении учебного процесса я показываю

детям свое полное доверие кним; помогаю учащимся формулировать цели и

задачи предстоящей деятельности, исходя из того, что у детей есть

внутренняя мотивация к учению.

Взаимодействие с участниками образовательного процесса

Для того чтобы собрать информацию об особенностях, интересах

ребенка, необходимо тесное сотрудничество с родителями, учителями –

предметниками, психологом школы.

1.

Взаимодействие с родителями.

Семья имеет огромное значение для развития одаренности, поэтому так

важна работа с родителями в этом направлении. Она направлена на

максимальное сближение интересов родителей и учителя по формированию

развитой личности. Ставлю практическую задачу в таких условиях — оказать

психолого-медико-педагогическую поддержку семье, имеющей одаренного

ребёнка, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию,

развитию, обучению ребёнка.

Работа с родителями в данном направлении включает:

- Проведение тематических родительских консультаций: «Роль семьи в

формировании личности одарённого ребёнка», «Одарённый ребёнок. Какой

он?».

- Групповые и индивидуальные консультации для родителей.

- Открытые уроки, внеклассные мероприятия.

- Совместное выполнение проектов.

2.

Взаимодействие с педагогом-психологом.

Разрабатывать и реализовывать индивидуальный образовательный

маршрут с учётом личностных и возрастных особенностей помогает

школьный психолог.

Поэтому

свою

работу

с

детьми

начинаю

с

диагностикихарактерологических особенностей личности своих учеников,

проводимой школьным психологом.

Изучив результаты диагностик, составляем совместно с психологом

краткий «портрет» каждого ученика. Это даёт возможность выбора нужных

методов обучения и воспитания.

3.

Взаимодействие с учителями-предметниками.

Организация

поисково-исследовательской

деятельности

требует

тесного сотрудничества с учителями-предметниками естественно научных

дисциплин. Поэтому при выполнении экспериментальной части проектных

работ с одаренным учащимся мы обращаемся за консультацией к учителям

физики, математики и информатики.

Совместная работа позволяетотслеживать результативность работы с

учащимся:

уровень

умственного

развития,

творческого

мышления

и

успешности индивидуального роста и развития ребёнка.

Результативность

В

рамках

использования

технологии

организации

поисково-

исследовательской деятельности выполнялись учащимися разнообразные

исследовательские работы:«В гостях у природы родного края», «Река

Большой Кинель – вчера, сегодня, завтра», «Достопримечательности Кинель-

Черкасского района» и др.

Одним

из

результатов

работы

с

одаренными

детьми

является

положительная динамика участия учащихся в предметных олимпиадах

различного уровня.

2015-2016

2016-2017

2017-2018

0

5

10

15

20

25

олмпиады

конкурсы

С научно-исследовательскими работами учащиеся выступают на

ежегодных школьных областных и всероссийских научно-практических

конференциях, занимая призовые места.

Победители конкурсов исследовательских работ и конференций

0

2

4

6

8

10

2015-16

2016-17

2017-18

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными

детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Работа с

одаренными детьми: развитие и совершенствование системы работы в

условиях реализации ФГОС требует от преподавателя личностного роста,

хороших, постоянно обновляемых знаний, а также тесного сотрудничества с

психологами,

другими

учителями,

администрацией

и

обязательно

с

родителями. Об этом точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе

ученика, у которого сам сможешь учиться».

Учитель географии: Шишкина Елена Романовна



В раздел образования