Напоминание

"Почему ребенок становится чужим? Как найти взаимопонимание со своим ребенком?"


Автор: Якуб Галина Николаевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г.Вуктыл,Республика Коми
Наименование материала: разработка внеклассного мероприятия с родителями
Тема: "Почему ребенок становится чужим? Как найти взаимопонимание со своим ребенком?"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г. Вуктыл

Методическая разработка

внеклассного мероприятия с родителями

«Почему ребенок становится чужим? Как найти взаимопонимание со

своим ребенком?»

Выполнила:

Якуб Галина Николаевна,

учитель химии и биологии,

высшая квалификационная категория

г. Вуктыл

2016

Цель: Содействовать выявлению и разрешению проблем, связанных с воспитанием

подростков

в

семье;

способствовать

разрешению

конфликтных

ситуаций

между

родителями и их детьми – подростками; помочь родителям заглянуть в себя, увидеть

себя глазами ребенка; привести родителей к осознанию необходимости создания

единого мира семьи.

Форма проведения: круглый стол

Ход беседы:

1.Погружение

Здравствуйте, уважаемые родители! Прежде чем я объявлю тему нашей беседы,

прошу вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать

меня. Надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача точно

следовать инструкции:

-согнуть лист пополам;

-еще раз пополам;

-оторвать верхний правый угол;

-оторвать нижний правый угол;

-Откройте глаза и посмотрите, что у вас получилось? Скорее всего, узоры у всех

будут различными. Безусловно, найдутся похожие творения, но одинаковых вы не

встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково.

Вывод: Все мы очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть

одно, что объединяет нас,- это наши дети. Фигуры, сделанные вами, не похожи друг

на друга. Вот также и наши дети все разные.

2.

Вступительное

слово:

Уважаемые

родители,

тема

нашей

совместной

беседы:

«Почему

ребенок

становится

чужим?

Как

найти

взаимопонимание

со

своим

ребенком?»

Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас.

Понимали наше слово, жесты, мимику, взгляды. К большому сожалению, не всегда

так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не

слышат и не понимают. А каково детям? Многие трудности семейного воспитания

напрямую связаны с неумением родителей войти в мир вещей и взаимоотношений

ребенка. Нам очень хочется, чтобы спустя годы наш ребенок сказал нам спасибо за

то, что мы, родители, есть на этой земле. Но как дождаться этих слов, как сделать

так, чтобы ребенок хотел видеть нас рядом в любом возрасте, в любой ситуации?

Как сделать так, чтобы его не тяготила родная семья, чтобы не была она для него

«дамокловым мечом», уничтожающим радость пребывания дома. Сегодня мы будем

рассуждать о том, насколько мы с вами состоялись как родители, что нам нужно

сделать, чтобы профессия быть родителем была в радость и нам и детям.

Почему

ребенок все-таки становится чужим? Причиной отчуждения становятся

конфликты между взрослыми и детьми. О причинах конфликтов между детьми и

родителями, о способах их преодоления мы сейчас и поговорим.

Давайте

попробуем

дать

определение

понятию

«конфликт»,

так

как

вы

его

понимаете

(ответы

родителей:

«способ

разрешать

наболевшее»,

«нервное

состояние всех участников», «опустошение, разочарование», «неизбежность,

когда есть повод», «отдаление друг от друга»)

Итак, конфликт в семье – это ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять

позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой

стороны. Само страшное в конфликте - чувства, которые люди испытывают в этот

момент друг к другу: страх, злоба, обида, ненависть.

А теперь выясним, что же становится причиной конфликтов? На какой почве

чаще всего случаются конфликты? (Ответы родителей:

не помогает по дому;

плохая учеба и

поведение в школе; поздно приходит домой; внешний вид:

прическа,

одежда;

плохой

характер

родителей;

вредные

привычки:

запах

сигарет или спиртного; плохая компания)

Как видим,причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты

осложняют нашу жизнь, мешают учебе.

Когда и почему возникают конфликты между нами и нашими детьми? Чаще всего

тогда,

когда

наш

ребенок

начинает

превращаться

в

подростка.

Подросток

испытывает постоянное давление со стороны взрослых и одновременно чувствует

придирчивую оценку по шкале признания со стороны сверстников. Именно в этот

период времени человек имеет максимальную психологическую неустойчивость к

различным влияниям извне. С одной стороны, подросток в этот период стремится к

самостоятельности,

протестуя

против

мелочной

опеки,

с

другой

испытывает

тревогу и опасения, сталкиваясь с проблемами и ожидая помощи и поддержки от

родителей.

За что же ведет борьбу ребенок в подростковом возрасте (вопрос родителям)

За то, чтобы перестать быть ребенком.

За неприкосновенность

За утверждение среди сверстников

Против

замечаний,

обсуждений,

особенно

ироничных,

по

поводу

его

физической взрослости

Проблемы подросткового

возраста порождают меньше конфликтов и проходят

мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где

подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса.

Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него? Перед вами 5

вариантов

поведения

в

конфликтной

ситуации:

(слайд

1)

(перечисление

и

комментирование)

1.Соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто

используемый способ, когда хотят добиться своего в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов

ради другого.

3.Компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое

путем взаимных уступок.

4. Уход от конфликта (уклонение).

5. Сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает

обе стороны.

Выяснение с родителями тактики поведения с подростком в этот период

(обмен мнениями) (примеры из родительской практики)

Выводы:

-Взрослые должны строить свои взаимоотношения с ребенком на основе понимания

сложности и противоречивости внутреннего мира подростка

-Уважение

к

личности

подростка,

быть

ему

нужным,

т.е.

разделять

тревоги

и

сомнения, радости и печали

- «Быть настроенным на его волну», четко улавливая перепады его эмоций

-Проявление пристального внимания к своему ребенку и его проблемам

-Проблемы подросткового

возраста порождают меньше конфликтов и проходят

мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где

подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса.

Чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей не следует видеть в

самостоятельности

ребенка

угрозу,

ведь

вашему

ребенку

нужна

не

столько

самостоятельность, сколько право на нее. Не злоупотребляйте опекой и контролем,

чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам

этого захотел. Все замечания делайте доброжелательным, спокойным тоном.

( родителям выдаются памятки «Как вести себя в конфликтной ситуации»)

II часть: Как найти взаимопонимание со своим ребенком?

Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на наши слова,

придавая особое значение тому, каким тоном они сказаны. Особенно это касается

подросткового

периода.

Я

хочу

познакомить

вас

с

одним

из

путей

поиска

взаимопонимания

с

ребенком

это

техника

«

я

высказывания».

Для

этого

рассмотрим довольно знакомую ситуацию: при невыполнении некоторых домашних

обязанностей от нас, от родителей, можно услышать: (слайд 2)

«Почему все должна делать я?» и т.д …это «ты – высказывания». Вот таким вот «ты

– высказыванием. Мы сразу создаем барьер в общении с ребенком. Ведь дети

ранимы и обидчивы. «Я –высказывание, это прием, с помощью которого ребенку

сообщается о своих чувствах и переживаниях. Оно редко высказывает протест, и

содержит местоимения «я», «мне», «меня». Давайте попробуем превратить «ты –

высказывание» в «я – высказывание» (слайд 2).

Родителей

не

выбирают,

но

зато

их

принимают

или

нет.

Подростки

переосмысливают происходящее, пытаясь взглянуть на родителей новым взглядом,

взглядом взрослого человека. Что же делать, чтобы дети считали своих родителей

заслуживающими уважения и любви… Воспитывая ребенка, нужно помнить, что не

только мы реагируем на действия наших детей, но и наши дети чутко реагируют на

действия своих родителей. Поэтому нужно сказать о следующих «Если…» (слайд

3)

Мы рассмотрели только маленькую часть проблем, которые испытывают родители

при общении с подростками. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, родители, поняли,

что

с

подростком

очень

тяжело.

Наполненный

энергией,

высвобожденной

в

мощнейших

физиологических

сдвигах,

одержимый

возникшей

потребностью

в

независимости, полный ожиданий от будущих успехов в большой жизни, подросток

проходит через тяжелейшие испытания в поисках собственных путей в новом для

него мире. Как бы тяжело вам ни было, не оставляйте его одного на этом участке

жизненного пути, станьте его «проводником». Тяжелый жизненный период пройдет,

а вашу помощь ребенок никогда не забудет.

III часть: Подведение итогов.

У вас на столах, родителей детей помладше, и родителей детей более старшего,

подросткового возраста лежат лепестки, из которых мы должны собрать «цветок

взаимопонимания»,

но

чтобы

этот

цветок

стал

действительно

«цветком

взаимопонимания»,

на

его

лепестках

надо

написать

путь,

через

который

такое

взаимопонимание

можно

найти: (слайд

4)

(родители

делают

надписи

на

лепестках в группе или отдельно)

Давайте прочитаем то, что вы написали. Как найти путь к сердцу ребенка?

(родители читают по очереди, выкладывая цветок)

Примерные

записи

родителей:

Поиск

компромисса

в

любой

конфликтной

ситуации; Признание и поддержка ребенка; Не требовать от ребенка слишком

многого; Прислушиваться к мнению ребенка; Доверять ребенку; Чаще говорить

ребенку,

о

том,

что

вы

его

любите;

Помочь

ребенку

самоутвердиться;

воспитывать детей собственным примером; Никогда не кричать на детей; В

меру опекать и контролировать ребенка.

Каким бы ни был ребенок: маленьким или подростком; послушным или непоседой

ему нужно знать, чувствовать, что самые родные люди на свете любят его. И в

сердцевинку вашего цветка мы вкладываем слово «любовь». Когда мы выражаем

ребенку

нашу

любовь,

мы

даем

ему

поддержку

и

чувство

близости

с

нами,

необходимые

для

его

полного

самораскрытия

и

самореализации.

(дополняет,

собранный родителями цветок). Я предлагаю вам буклет, который называется «99

возможностей сказать ребенку: «Я тебя люблю». Обязательно скажите их ребенку,

вложив всю силу своей любви.Давайте подведем черту и примем решение нашей

сегодняшней беседы; это практически то, что вы сегодня уже озвучили:

Для того, чтобы найти взаимопонимание с ребенком, необходимо:

1.

Строить

отношения

в

семье,

основанные

на

уважении

друг

к

другу

и

взаимопонимании.

2.

Уважение к личности ребенка (уважать мнение ребенка и доверять ему).

3.

Старание воспитать в своих детях самостоятельность и ответственность.

4.

Умение слушать и слышать ребенка.

5.

Признание и поддержка, в сочетании с принципиальностью и требовательностью.

6.

Поиск компромиссов в любой конфликтной ситуации.

7.

Любовь к своему ребенку.



В раздел образования