Автор: Никитина Маргарита Валерьевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Завидово
Населённый пункт: Тверская область, Конаковский район, с.Завидово
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование функциональной грамотности на уроках биологии"
Раздел: полное образование
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь
творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Сегодня на
первый план выходят методы и приёмы обучения, требующие активной мыслительной
деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать,
сравнивать, обобщать полученную информацию, умения видеть проблемы и искать пути
их решения, ставить эксперимент и описывать методику его проведения.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В
процессах обучения и образования во все времена было важно связать эффективно
полученные знания в дальнейшей жизнедеятельности человека, что давало возможность
подрастающему поколению гармонично войти в общество, стать полноправным ее
членом.
Функциональная грамотность – понятие метапредметное,
и поэтому она
формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы
проявления:
- деятельностная грамотность;
- языковая грамотность;
- математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- цифровая грамотность;
- финансовая грамотность;
- культурная и гражданская грамотность.
Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций
обучающихся,
позволяющих
школьникам
решать
сложные
задачи:
критическое
мышление, креативность, коммуникативность, сотрудничество в решении проблем. Как
школьники решают задачи в новых изменяющихся условиях – формируют такие черты
характера как: любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и
культурная осведомленность, упорство, лидерство.
Одним
из
эффективных
приемов,
направленных
на
формирование
функциональной грамотностей школьников является решение практико-ориентированных
задач.
Эти
задачи
могут
быть
теоретические,
экспериментально-теоретические,
расчетные, изобретательские.
В своей практике использую следующие примеры заданий на формирование
функциональной грамотности у учащихся по биологии.
Задание 1. Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Таксономия (от др. греч. —
расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом
и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного
образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной
деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты,
вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при
традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических
диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь,
что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали
о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для
обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью
получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень
важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий
вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые
глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова
«Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься
негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на
установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью
желтеют?».
Если
ответ
на
этот
вопрос
известен,
он
из
интерпретационного
«превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда,
когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности,
предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь
у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет
развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки
тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем
один урок отличается от другого?» и т.д.
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи
между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни
можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте Вавилова?».
Труднее всего учащимся даются творческие и практические вопросы. Но
формулируя вопросы, учащиеся лучше понимают и запомнают материал.
Задание 2. Каждый раз во время еды вы подвергаете свои зубы воздействию
бактерий,
вырабатывающих
кислоту»
с
этого
утверждения
начинается
текст,
рекламирующий одной из жевательных резинок. Как с точки зрения химии и биологии
прокомментировать это утверждение?
Просмотрите в YouTube рекламные ролики жевательных резинок, выберите два
любых ролика, в которых есть ошибки рекламного текста.
Отчет представьте в виде таблицы.
Рекламируемый товар
Рекламный текст
(содержащий ошибки)
Комментарии
Задание 3. Работа с текстом.
С глубокой древности человека интересовали особенности состава и строения
крови. Кровь человека представляет собой красную непрозрачную жидкость. При
центрифугировании она разделяется на два слоя: верхний слой — слегка желтоватая
жидкость — плазма и нижний — осадок темно-красного цвета. На границе между осадком
и плазмой имеется тонкая светлая пленка. Осадок вместе с пленкой образован
форменными элементами (клетками крови) — эритроцитами, лейкоцитами и кровяными
пластинками (тромбоцитами). И хотя врачи научились определять по состоянию крови
тип заболевания, лечить многие болезни, связанные с кровью, тем не менее, остается
много опасных заболеваний крови. Одно из них гемофилия. Гемофилия - генетическая
болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из
факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется
очень медленно или не образуется вообще. Эта наследственная аномалия проявляется
лишь у мужчин, в то время как женщины являются носительницами данного гена, но
редко подвержены болезни. У гемофиликов, даже незначительные раны, могут привести к
смертельным кровопотерям.
1. Царевич Алексей, сын русского царя Николая II, страдал тяжелой формой
гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича.
А. Унаследовал ген гемофилии от отца.
Б. Унаследовал ген гемофилии от матери.
В. Заразился гемофилией от сестры Анастасии.
Задание 2. Известно, что при глубоких порезах следует наложить жгут выше раны
и отвезти раненого человека в больницу для наложения швов. Предположите, поможет ли
наложение жгута и шва гемофилику при порезах. Ответ поясните.
3.
Иммунитет - защита нашего организма. Как вы считаете, существует
иммунитет от заболевания гемофилии? Почему? Ответ обоснуйте…
Задание 4. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них.
«Скелет позвоночных животных образован костями, сухожилиями и связками.
Кости обладают большой прочностью. Так, большая берцовая кость человека может
выдержать груз в 1250 кг. Кости состоят из органических и неорганических веществ,
такое сочетание делает кость крепкой и достаточно упругой. Кости соединяются в скелете
неподвижно, с помощью швов (например, в черепе), и подвижно – суставами. Связки –
это особые образования, состоящие из соединительной ткани, которые связывают кости
между собой в сочленениях - суставах. Сухожилия также образованы соединительной
тканью; они прикрепляют мышцы к костям».
Используя этот же текст, можно предложить учащимся найти в нем основные
понятия темы. Данный прием поможет в решении основных задач - формирование знаний
и развитие естественнонаучной грамотности учащихся.
Можно также предложить ученикам найти дополнительный материал к данному
тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии, справочнике.
Задание 5.
В больницу обратился молодой человек с жалобой на резкое
ухудшение зрения, хотя, по его мнению, причин для этого не было. Он вел обычный образ
жизни: любил читать дома, в транспорте, добираясь до работы, в перерывах, иногда даже
на ходу; Занимался спортом; Рационально питался. Однако врач быстро установил
причину заболевания
1. Какие рекомендации мог дать ему врач?
2. Поступившая в зрительный анализатор информация обрабатывается в:
А. Зрительных рецепторах;
Б. Зрительном нерве;
В. Продолговатом мозге;
Г. Коре мозга.
3. Какие альтернативные способы ориентирования в пространстве, вам знакомы?
Задание 6. Какая болезнь описана в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи» из
«Записок охотника»:
«…Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая — ни дать, ни взять
икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать — только зубы
белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос. … руки
тоже бронзового цвета»?
Каковы причины этой болезни?
Как показывает опыт педагогической деятельности, ученики могут знать суть
вопроса, но не всегда могут поделиться своими знаниями, т. е. их коммуникативная
компетентность не сформирована полностью. С одной стороны, хорошо известно, что
глубокое, основательное понимание предмета формируется тогда, когда ты можешь
донести очень сложную информацию доступным собеседнику языком. С другой стороны,
при решении заданий учащемуся приходится все чаще опираться на свой жизненный
опыт, привлекать знания, полученные на других предметах естественнонаучного цикла,
уметь высказывать предположения, принимать решения или отвергать их.
Современные подходы в образовании, ориентированные на результат, требуют
изменений в учебной подготовке учащихся.