Напоминание

Внеурочная деятельность


Автор: Лукина Венера Николаевна
Должность: учитель технологии, ИЗО
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Хатырык
Наименование материала: «Формирование ключевых компетенций школьников посредством внеурочной деятельности»
Тема: Внеурочная деятельность
Раздел: полное образование





Назад




Название статьи:

«Формирование ключевых компетенций школьников

посредством внеурочной деятельности»

Автор: Лукина Венера Николаевна

Должность: Учитель технологии

Место работы: МБОУ «Хатырыкская СОШ им. М.К. Аммосова»

Формирование компетентностей школьников является на сегодняш-

ний день одной из наиболее актуальных проблем образования и воспитания.

Компетентностный подход выступает как основа построения федерального

государственного образовательного стандарта общего образования нового

поколения.

Одним из эффективных путей решения проблемы выступает интегра-

ция основного и дополнительного образования, причем в последнее время

особое место принадлежит дополнительному образованию, где

ребенку

предоставляется возможность активного участия в различных видах деятель-

ности, открывается простор для выполнения разных социальных ролей, он

включается в многообразные отношения с окружающим миром.

Новые стандарты открывают новые возможности для реализации взаи-

модействия в системе образования. В 2011-2012 учебном году ХСОШ актив-

но включился в апробацию условий введения Федеральных государственных

образовательных стандартов второго поколения. Организация внеурочной

деятельности на базе школы – одна из педагогически продуктивных форм

интеграционных процессов. Наша школа располагает квалифицированными

кадрами и материальной базой по технологии, которая может позволить

детям попробовать себя в познавательно-творческой деятельности и вклю-

читься в различные формы внеурочной детской деятельности.

В контексте внедрения ФГОС, наш педагогический коллектив работает

по

следующим направлениям: художественно-эстетическое направление

где ведутся такие занятия как, изостудия «Радуга творчества», «Бусинка»,

«Волшебный клубок», «Фольклор»; начальное техническое моделирование

«Лего»; спортивно - оздоровительное «Мэник мээчик», «Аэробика»; научно-

познавательное «Хочу все знать», «Веселый английский», «Занимательный

английский», «Занимательная математика», «Основы логики», «Математика

для любознательных»; гражданско - патриотическое «Уолан», «Тереебут

туелбэм – мин киэн туттуум»; общественно – полезное кукольный театр

«Чуораанчык», «Компьютоша», «Юный исследователь».

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей

являются:

организовать досуговую деятельность школьников совместно с

учреждениями культуры, физкультуры и спорта, семьями обучающихся;

выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к

различным видам деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; создать

условия для индивидуального развития ребенка.

Уже многие годы на базе Хатырыкской средней общеобразовательной

школы реализуется разработанная мною программа дизайн – студии «Альта-

ир». Студия имеет достаточно крепкие традиции взаимодействия с образо-

вательными учреждениями, при котором основное и дополнительное об-

разование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг

друга компонентами системы, и тем самым обеспечивается единое образо-

вательное пространство, направленное на интеллектуальное и личностное

развитие каждого ребенка.

В основе программы лежит идея создания благоприятных условий для

выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей,

развития

их

художественно-эстетического

вкуса

в

процессе

изучения

различных

видов

рукоделий:

бисероплетения,

вязания,

вышивание,

лоскутное шитье и швейного дела.

В

решении

поставленных

задач

важное

место

принадлежит

декоративно - прикладному творчеству, в данном случае – рукоделие и

дизайн одежды, которое, прежде всего, оказывает влияние

на чувства

человека,

его

эмоции;

воспитывает

у

школьников

эмоциональную

отзывчивость, чуткость, формирует художественный вкус и эстетический

идеал.

Детская фантазия невероятно богата. Её необходимо направлять в

нужное русло. Каждый ребенок, занимающийся изготовлением изделий

своими руками, творческая неповторимая личность со своей фантазией и

выдумкой, собственным мировоззрением. Вкладывая душу в свои работы,

дети познают и раскрывают себя, учатся понимать язык рукоделия,

разбираться

в

законах

композиции,

особенностях

цветоведения.

В

неуверенных еще

детских руках рождаются самые разные поделки:

украшения, наряды, воплощаются замысловатые фантазии при изготовлении

различных изделий для себя, дома и для подарков близким.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего

заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных

стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность

раскрыть и использовать опыт каждого ребенка, помочь становлению его

личности путем организации творческой познавательной деятельности.

Я строю развивающую образовательную среду, таким образом, чтобы

бы каждый мой воспитанник смог проявить заложенное в нем от природы

творческое начало. На занятия внеурочной деятельности приходят разные

дети, с разным уровнем подготовки и степенью самостоятельности, неред-

ко с пониженной самооценкой, но все они имеют огромное желание зани-

маться рукоделием. Увлечь каждого ребенка делом, помочь раскрыть твор-

ческие способности, фантазию, получить новые умения и навыки, прийти к

уверенному успеху – вот моя задача. Рукоделие дает детям возможность

проявить свои способности: для кого-то овладение простейшими приемами

рукоделия уже достижение, а некоторым необходимо вовремя подбросить

идею для воплощения задуманного, трудного, но такого захватывающего. В

процессе обучения каждое достижение воспитанника получает поддержку и

одобрение. Я стремлюсь создать на занятии атмосферу психологического

комфорта, положительного эмоционального фона, творческого настроя, что в

конечном итоге и обеспечивает не только результативность занятий, но и

развитие личности.

Содержание,

методы

и

приемы

личностно

ориентированных

технологий, которые я использую, в реализации педагогической системы

направлены не только на приобретение знаний и умений. Для меня важно

подготовить детей к вхождению в общество, и постараться при этом не

"сломать", а сохранить и развить те положительные задатки, которые в них

уже есть.

Тем самым помогаю детям приобретать социальный опыт,

коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные

потребности, а главное - саморазвиваться и самореализовываться.

Практические

методы

лучше

других

способствует

приучению

обучающихся

к

добросовестному

выполнению

задания,

способствует

формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение

подходить к процессу творчески и т.д. Я формирую привычку правильной

организации трудового процесса: рабочее место, цель предстоящей работы,

возможные затруднения и их решение, этапы и анализ изготовления изделия.

Изучив склонности детей, я стараюсь помочь организовать каждому

дело, в котором ребенок может испытать ситуацию успеха. С этой целью

использую все возможности: участие в конкурсах, разработка и реализация

проектов,

участие

в

коллективных

творческих

делах,

участие

в

общественной

деятельности

и

т.д.

Постоянно

показываю

детям

перспективы обучения, ставлю ребенка в ситуации, в которых он начинает

понимать, что знание является для него жизненной необходимостью.

Объясняю и привожу конкретные примеры, что каждый человек найдет свое

место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации

жизненных планов.

В итоге можно говорить об уровне сформированности ключевых

компетентностей.

Основа

компетентности

-

самостоятельность.

Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя

ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих

знаний и совершенствовать их. Именно таким требованиям соответствуют

мои воспитанники. Они самостоятельно выбирают темы своих работ,

разрабатывают эскизы, изготавливают и конструируют

поэтапно свои

изделия и декорируют ее по своему вкусу. Работа каждого ученика

выставляется

на

различных

школьных,

улусных,

республиканских,

региональных выставках, научно – практических конференциях. Коллекция

одежды

«Под

лучами

северного

сияния»

выполненная

коллективно

учащимися дизайн – студии «Альтаир» с родителями признана Лауреатом II

степени на Международном конкурсе-фестивале «Рожденственская Елка» в

г.Москве. Коллекции «Орто дойду», «Радость цветения», «Под лучами

северного сияния», «Хотой Айыы», «Freshmodernstyle» не однократно

участвовали и получали призовые места на всевозможных улусных,

республиканских и региональных конкурсах, таких как «Бриллиантовые

нотки», «Полярная звезда», «Радуга Севера» и др.

Опыт организации внедрения требований ФГОС второго поколения

показал, каждая минута, проведённая в дизайн – студии «Альтаир», даёт

ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной,

творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире.

Дети оживлённо общаются с педагогом и друг с другом – на занятиях

сложились доброжелательные взаимоотношения.

Отрадно думать, что у

большинства

обучающихся,

получил развитие творческий потенциал,

появилась уверенность в своих силах, вера в способность решать творческие

задачи. Я уверена, что на определенном, начальном этапе школьной жизни,

помогла адаптироваться, сформировала

у обучающихся ряд качеств,

которые в конечном итоге положительно скажутся на формировании

ключевых компетенций.



В раздел образования