Автор: Лукина Венера Николаевна
Должность: учитель технологии, ИЗО
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Хатырык
Наименование материала: «Формирование ключевых компетенций школьников посредством внеурочной деятельности»
Тема: Внеурочная деятельность
Раздел: полное образование
Название статьи:
«Формирование ключевых компетенций школьников
посредством внеурочной деятельности»
Автор: Лукина Венера Николаевна
Должность: Учитель технологии
Место работы: МБОУ «Хатырыкская СОШ им. М.К. Аммосова»
Формирование компетентностей школьников является на сегодняш-
ний день одной из наиболее актуальных проблем образования и воспитания.
Компетентностный подход выступает как основа построения федерального
государственного образовательного стандарта общего образования нового
поколения.
Одним из эффективных путей решения проблемы выступает интегра-
ция основного и дополнительного образования, причем в последнее время
особое место принадлежит дополнительному образованию, где
ребенку
предоставляется возможность активного участия в различных видах деятель-
ности, открывается простор для выполнения разных социальных ролей, он
включается в многообразные отношения с окружающим миром.
Новые стандарты открывают новые возможности для реализации взаи-
модействия в системе образования. В 2011-2012 учебном году ХСОШ актив-
но включился в апробацию условий введения Федеральных государственных
образовательных стандартов второго поколения. Организация внеурочной
деятельности на базе школы – одна из педагогически продуктивных форм
интеграционных процессов. Наша школа располагает квалифицированными
кадрами и материальной базой по технологии, которая может позволить
детям попробовать себя в познавательно-творческой деятельности и вклю-
читься в различные формы внеурочной детской деятельности.
В контексте внедрения ФГОС, наш педагогический коллектив работает
по
следующим направлениям: художественно-эстетическое направление
где ведутся такие занятия как, изостудия «Радуга творчества», «Бусинка»,
«Волшебный клубок», «Фольклор»; начальное техническое моделирование
«Лего»; спортивно - оздоровительное «Мэник мээчик», «Аэробика»; научно-
познавательное «Хочу все знать», «Веселый английский», «Занимательный
английский», «Занимательная математика», «Основы логики», «Математика
для любознательных»; гражданско - патриотическое «Уолан», «Тереебут
туелбэм – мин киэн туттуум»; общественно – полезное кукольный театр
«Чуораанчык», «Компьютоша», «Юный исследователь».
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей
являются:
организовать досуговую деятельность школьников совместно с
учреждениями культуры, физкультуры и спорта, семьями обучающихся;
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к
различным видам деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; создать
условия для индивидуального развития ребенка.
Уже многие годы на базе Хатырыкской средней общеобразовательной
школы реализуется разработанная мною программа дизайн – студии «Альта-
ир». Студия имеет достаточно крепкие традиции взаимодействия с образо-
вательными учреждениями, при котором основное и дополнительное об-
разование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг
друга компонентами системы, и тем самым обеспечивается единое образо-
вательное пространство, направленное на интеллектуальное и личностное
развитие каждого ребенка.
В основе программы лежит идея создания благоприятных условий для
выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей,
развития
их
художественно-эстетического
вкуса
в
процессе
изучения
различных
видов
рукоделий:
бисероплетения,
вязания,
вышивание,
лоскутное шитье и швейного дела.
В
решении
поставленных
задач
важное
место
принадлежит
декоративно - прикладному творчеству, в данном случае – рукоделие и
дизайн одежды, которое, прежде всего, оказывает влияние
на чувства
человека,
его
эмоции;
воспитывает
у
школьников
эмоциональную
отзывчивость, чуткость, формирует художественный вкус и эстетический
идеал.
Детская фантазия невероятно богата. Её необходимо направлять в
нужное русло. Каждый ребенок, занимающийся изготовлением изделий
своими руками, творческая неповторимая личность со своей фантазией и
выдумкой, собственным мировоззрением. Вкладывая душу в свои работы,
дети познают и раскрывают себя, учатся понимать язык рукоделия,
разбираться
в
законах
композиции,
особенностях
цветоведения.
В
неуверенных еще
детских руках рождаются самые разные поделки:
украшения, наряды, воплощаются замысловатые фантазии при изготовлении
различных изделий для себя, дома и для подарков близким.
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего
заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных
стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность
раскрыть и использовать опыт каждого ребенка, помочь становлению его
личности путем организации творческой познавательной деятельности.
Я строю развивающую образовательную среду, таким образом, чтобы
бы каждый мой воспитанник смог проявить заложенное в нем от природы
творческое начало. На занятия внеурочной деятельности приходят разные
дети, с разным уровнем подготовки и степенью самостоятельности, неред-
ко с пониженной самооценкой, но все они имеют огромное желание зани-
маться рукоделием. Увлечь каждого ребенка делом, помочь раскрыть твор-
ческие способности, фантазию, получить новые умения и навыки, прийти к
уверенному успеху – вот моя задача. Рукоделие дает детям возможность
проявить свои способности: для кого-то овладение простейшими приемами
рукоделия уже достижение, а некоторым необходимо вовремя подбросить
идею для воплощения задуманного, трудного, но такого захватывающего. В
процессе обучения каждое достижение воспитанника получает поддержку и
одобрение. Я стремлюсь создать на занятии атмосферу психологического
комфорта, положительного эмоционального фона, творческого настроя, что в
конечном итоге и обеспечивает не только результативность занятий, но и
развитие личности.
Содержание,
методы
и
приемы
личностно
ориентированных
технологий, которые я использую, в реализации педагогической системы
направлены не только на приобретение знаний и умений. Для меня важно
подготовить детей к вхождению в общество, и постараться при этом не
"сломать", а сохранить и развить те положительные задатки, которые в них
уже есть.
Тем самым помогаю детям приобретать социальный опыт,
коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные
потребности, а главное - саморазвиваться и самореализовываться.
Практические
методы
лучше
других
способствует
приучению
обучающихся
к
добросовестному
выполнению
задания,
способствует
формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение
подходить к процессу творчески и т.д. Я формирую привычку правильной
организации трудового процесса: рабочее место, цель предстоящей работы,
возможные затруднения и их решение, этапы и анализ изготовления изделия.
Изучив склонности детей, я стараюсь помочь организовать каждому
дело, в котором ребенок может испытать ситуацию успеха. С этой целью
использую все возможности: участие в конкурсах, разработка и реализация
проектов,
участие
в
коллективных
творческих
делах,
участие
в
общественной
деятельности
и
т.д.
Постоянно
показываю
детям
перспективы обучения, ставлю ребенка в ситуации, в которых он начинает
понимать, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняю и привожу конкретные примеры, что каждый человек найдет свое
место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации
жизненных планов.
В итоге можно говорить об уровне сформированности ключевых
компетентностей.
Основа
компетентности
-
самостоятельность.
Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя
ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих
знаний и совершенствовать их. Именно таким требованиям соответствуют
мои воспитанники. Они самостоятельно выбирают темы своих работ,
разрабатывают эскизы, изготавливают и конструируют
поэтапно свои
изделия и декорируют ее по своему вкусу. Работа каждого ученика
выставляется
на
различных
школьных,
улусных,
республиканских,
региональных выставках, научно – практических конференциях. Коллекция
одежды
«Под
лучами
северного
сияния»
выполненная
коллективно
учащимися дизайн – студии «Альтаир» с родителями признана Лауреатом II
степени на Международном конкурсе-фестивале «Рожденственская Елка» в
г.Москве. Коллекции «Орто дойду», «Радость цветения», «Под лучами
северного сияния», «Хотой Айыы», «Freshmodernstyle» не однократно
участвовали и получали призовые места на всевозможных улусных,
республиканских и региональных конкурсах, таких как «Бриллиантовые
нотки», «Полярная звезда», «Радуга Севера» и др.
Опыт организации внедрения требований ФГОС второго поколения
показал, каждая минута, проведённая в дизайн – студии «Альтаир», даёт
ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной,
творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире.
Дети оживлённо общаются с педагогом и друг с другом – на занятиях
сложились доброжелательные взаимоотношения.
Отрадно думать, что у
большинства
обучающихся,
получил развитие творческий потенциал,
появилась уверенность в своих силах, вера в способность решать творческие
задачи. Я уверена, что на определенном, начальном этапе школьной жизни,
помогла адаптироваться, сформировала
у обучающихся ряд качеств,
которые в конечном итоге положительно скажутся на формировании
ключевых компетенций.