Автор: Игликова Мария Темешевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Ватажное Красноярский район Астраханская область
Наименование материала: урок математики в 1 классе
Тема: "Вычитание из числа 10"
Раздел: начальное образование
Тема " Вычитание вида: 10 - □ "
Цель урока: познакомить обучающихся с приёмом вычитания вида 10 - □.
Задачи урока:
Образовательные:
отрабатывать
изученные вычислительные приёмы
сложения и вычитания, навыки счёта в пределах
9; использовать
математическую терминологию при составлении и чтении математических
равенств; решать задачи, изученных видов; моделировать задачу с помощью
схематических рисунков;
Развивающие: развивать творческие способности поискового характера и
речь; логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету,
самостоятельность,
трудолюбие, взаимоуважение.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные УУД: положительное отношение к учению; понимать
необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с
ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость
товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к
взаимодействию и взаимопониманию.
Познавательное УУД: самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели; обеспечить условия для усвоения всеми учащимися
приёма вычитания из числа 10; умение решать задачи на разностное
сравнение.
Регулятивное УУД: контроль в форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий
от эталона; формировать умения удерживать цель деятельности до получения
ее результата, умения оценивать результат своей деятельности,
самоконтроль процесса и результата деятельности .
Коммуникативное УУД: формировать умения быстро и правильно
ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою
речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому
материалу; взаимодействовать с одноклассниками в ходе игры, работы в
группах, парах
Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный,
словесный метод,
частично - поисковый метод, самопроверка.
Формы
работы:
фронтальная,
индивидуальная,
дифференцированная,
парная, групповая.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемый результат:
Знать: состав числа 10.
Уметь: уметь выполнять приём вычитания вида: 10 - □.
Средства
обучения:
М.И.Моро,
С.И.
Волкова,
С.В.
Степанова
«Математика» учебник для 1-го класса часть 2; карточки для индивидуально,
дифференцированной,
парной,
групповой
работы;
компьютерная
презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять –
И внимательно считать!
II. Актуализация знаний.
1)
Устные вычисления:
- По какой теме работали на последних уроках математики?
(Слайд)
- Что нужно знать, чтобы вычитать из чисел 6, 7, 8, 9?
- Как связаны сложение и вычитание? (Слайд)
а + в = с
с – а = в
с – в = а
Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое. (Слайд)
Найдите значения выражений, используя знание состава чисел и данный
математический закон. (Слайд)
9 – 5 9 – 3 6 – 2
7 – 3 8 – 4 8 – 6
6 – 4 7 – 5 9 – 7 (фронтальная работа)
9 – это 5 и 4, значит, 9 – 5 = 4…
2)
Задачи в стихах.
Ёжик по грибы пошёл,
Восемь рыжиков нашёл.
Шесть грибов в корзинку,
Остальных – на спинку.
- Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках Ёж?
8 – 6 = 2(г.) (Слайд)
В двух автобусах сидят
Девять маленьких ребят,
В первом едут двое только,
Во втором детишек сколько?
9 – 2 = 7 (д.)
На тарелочке семь слив,
Вид их очень уж красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил?
7 – 4 = 3 (с.)
III. Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадку
Нолик, стань за единицей,
За своей родной сестрицей.
Только так, когда вы вместе,
Называть вас будут ...
(Десять)
- Дайте характеристику числу 10
1)
Чистописание
- Какое число будем писать? Что можете сказать о числе 10? (Слайд)
Двухзначное, круглое, чётное.
Предыдущее – 9, последующее 11.
Соседи в числовом ряду 9 и 11.
Число 10 больше 9 на 1 и меньше 11 на 1.
Число 10 больше всех чисел, которые стоят слева от него.
Число 10 меньше всех чисел, которые стоят справа от него.
Запишите число 10 до конца строки через клеточку.
- Как можно записать число 10 с помощью двух палочек? (X)
- Что этот символ обозначает? (Римская цифра 10)
2) Определение темы.
- О каком числе говорили? Можете ли предположить, по какой теме будем
работать на уроке?
Вычитание из числа 10. (Слайд)
2)
Постановка учебных задач.
- Как вы думаете, будет ли отличаться алгоритм вычитания из числа 10 от
вычитания из чисел 6, 7, 8, 9?
- Значит, что мы должны знать, чтобы вычитать из 10? Значит, что нужно
повторить на уроке?
Повторить состав числа 10. (Слайд)
IV. Работа по теме урока.
1)
Повторение состава числа 10. Работа в парах. (Слайд)
- Заполните пропуски в таблице. Кому трудно можно использовать счётный
материал или палочки.
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
- Определите, кто будет вести записи, кто будет отвечать, если ваша пара
первой выполнит задание.
Фронтальная проверка. (Слайд)
- Какие пары чисел можно убрать. Почему?
От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.
Получили таблицу состава числа 10. (Слайд)
10
9
1
8
2
7
3
6
4
5
5
2)
Первичная проверка понимания. (Слайд)
Зная состав числа 10, сможем выполнить вычитание из 10? Какое
математическое правило будем использовать?
10 – 6 10 – 2 10 – 4
10 – 5 10 – 8 10 – 1
Фронтальная работа. Запись в рабочих тетрадях.
V. Физкультминутка.
Мы шагаем по сугробам.
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Мы шагали, мы шагали.
Наши ноженьки устали.
Сядем, отдохнём и работать начнём.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1)
Самостоятельная работа.
Проверим, сможете ли справиться самостоятельно с новым материалом.
Откройте учебник на странице 34, №1. (Слайд)
Рассмотрите выражения. Все ли подходят к теме урока?
- Выберите выражения по теме урока. Запишите в тетради, найдите значения.
Где найдёте подсказку? (Состав числа 10).
Самопроверка. (Слайд)
10 – 9 = 1 10 – 7 = 3
10 – 3 = 7 10 – 4 = 6
2)
Решение задач.
- Какие задания ещё можем выполнить, чтобы применить знания по теме
«Вычитание из числа 10»?
№ 4 (стр. 34) (Слайд)
- Что в задаче известно? (Условие задачи.)
- О чём спрашивается? (Вопрос задачи.)
- Что обозначает число 10 в задаче? Число3?
- Сколько деревянных домов? Как узнали? Как рассуждали?
(Деревянных домов 10 без 3).
Запишите:
10 – 3 = 7 (д.) (Слайд)
- Что записали? (Решение задачи.)
- Подчеркните ответ задачи?
- Как получили число 7? Как рассуждали? (10 – это 3 и 7. Значит, 10 – 3 = 7)
3) Работа с задачей с недостающими данными. (Слайд)
На вешалке было пальто. Дети наделили пальто. Сколько пальто
осталось на вешалке?
- Прочитайте задачу. Можем ли мы решить эту задачу? Почему?
- По какой теме работаем? Дополните задачу числовыми данными, чтобы
решение соответствовало теме урока.
- Какое число обязательно должно быть в задаче? (10)
- Какое число можно поставить в другое окошко? (от 1 до 9)
- Вставьте недостающие данные, запишите решение.
- Какую задачу составили? Какое решение получили?
- Сколько решений возможны? (Слайд)
10 – 1 = 9 (п.)
10 – 2 = 8 (п.)
10 – 3 = 7 (п.)
10 – 4 = 6 (п.)
10 – 5 = 5 (п.)
10 – 6 = 4 (п.)
10 – 7 = 3 (п.)
10 – 8 = 2 (п.)
10 – 9 = 1 (п.)
- Игра «Магазин». Я предлагаю вам совершить покупку 1, 2, 3
предметов на 10 руб.
Презентация. Слайд .
- Задачи на развитие логического мышления.
«Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут варят 10 яиц.»
«В комнате стояло 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков.
Вошли 10 девочек и им всем нашлось по одному стулу. Как это
случилось? »
-работа с фразеологизмами , когда так говорят
«С пятого на десятое»
«Не робкого десятка»
VII. Итог урока.
- По какой теме работали? (Слайд)
- Какие задачи перед собой ставили? (Слайд)
- Какие задачи нам удалось реализовать?
VIII. Рефлексия.
- Подумайте, как вы себя чувствовали на уроке. Всё ли было понятно?
Покажите с помощью сигнала, как вы оцениваете свою работу на уроке.
(Слайд)
Дополнительно на доске.
10 - … = 7 10 - … = 6 10 - … = 5
10 - … = 1 10 - … = 8 10 - … = 3