Напоминание

Формирование профессиональных компетенций в процессе подготовки к концертным выступлениям.


Автор: Рябчинская Светлана Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КМК имени Г. В. Свиридова
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование профессиональных компетенций в процессе подготовки к концертным выступлениям.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Областное профессиональное образовательное учреждение

«Курский музыкальный колледж имени Г.В. Свиридова»

Предметно-цикловая комиссия общего фортепиано

Формирование профессиональных

компетенций в процессе подготовки

к концертным выступлениям.

Автор: Рябчинская С.А.

Курск-2017

На отделении общего фортепиано большое внимание уделяется

концертной

практике

студентов,

воспитанию

у

них

стремления

к

активной исполнительской деятельности, дающей возможность более

широко раскрыть их творческие способности.

Выпускники

музыкального

колледжа

должны

стать

широко

образованными

преподавателями

музыки.

Они

должны

обладать

исполнительскими

качествами,

необходимыми

в

будущей

профессиональной деятельности.

Чрезвычайно

важной

и

актуальной

является

проблема

формирования профессиональной компетентности студентов в процессе

обучения.

В

понятие

компетентности

исследователи

включают

социальную

и

профессиональную

направленность,

педагогические

особенности,

культуру

мышления,

представляют

ее

как

единство

профессионального и личностного компонентов. Активная концертная

деятельность

развивает

у

студентов

важные

личностные

качества:

- мышление, гибкость ума;

- воображение;

-самостоятельность;

-коммуникабельность,

-креативность;

-трудолюбие;

-стремление к самореализации;

-умение адаптироваться к различным ситуациям.

Во время учебного процесса студенты приобретают практику

публичных выступлений на зачетах, экзаменах, конкурсах, отчетных

концертах.

Эти

выступления

очень

мобилизуют,

стимулируют

студентов.

Подготовка

к

выступлениям

формирует

у

студентов

компетенцию

самостоятельной

познавательной

деятельности,

являющейся

продолжением

аудиторных

занятий.

Самостоятельная

исследовательская

деятельность

учит

студента

наблюдать,

анализировать, принимать ответственные решения.

Практика

показывает,

что

студенты,

участвующие

во

внеаудиторной деятельности, демонстрируют гораздо более высокий

уровень развития навыков владения инструментом. Их выступления

отличаются

уверенностью,

свободой

самовыражения,

отсутствием

скованности и боязни сцены, а также убедительностью интерпретации и

созданием яркого художественного образа исполняемых музыкальных

произведений. Различные формы выступлений способствуют развитию

творческого потенциала студентов.

Успешное публичное выступление по силам далеко не каждому

музыканту.

С

одной

стороны,

музыкальное

исполнительство

предполагает выражение различных чувств с помощью звуков, с другой

стороны

это

физический

процесс,

требующий

контроля

над

движениями.

В процессе подготовки к концертному выступлению музыканту

приходится решать такие задачи, как :

формирование целей и мотивов выступления;

преодоление исполнительских трудностей;

развитие такого личностного качества, как артистизм;

выработка

психологической

устойчивости

к

выступлениям,

адаптация к условиям предстоящего выступления;

планирование

и

организация

занятий

в

связи

с

учетом

собственных возможностей и особенностей конкретного выступления.

Решающим

в

формировании

состояния

психологической

готовности

к

концерту,

правильного

творческого

эстрадного

самочувствия,

является

создание

мотивационной

сферы

личности.

Существуют наиболее значимые группы мотивов:

- мотивы, связанные с отношением музыканта к исполняемым

произведениям;

- мотивы, связанные с отношением исполнителя к публике;

-

мотивы,

связанные

с

отношением

к

исполнительской

деятельности (мотивы профессионального совершенствования).

Музыканта-

исполнителя

мотивирует,

с

одной

стороны,

возможность найти в произведении то, что более всего соответствует

его

исполнительской

индивидуальности,

и

с

другой

-

желание

самоутвердиться

через

произведение,

подтвердить

с во ю

компетентность

интерпретатора.

Исполнитель

одновременно

«перемещается» в эпоху, в которую было создано произведение, и ,в то

же время, выражает свое личное отношение к нему с помощью средств

музыкальной выразительности.

Профессиональные

достижения

музыканта

оказываются

обусловленными

не

только

его

природными

данными

и

хорошими

учителями,

но

и

наличием

у

него

достаточно

сильной

воли,

способностей

к

преодолению

трудностей.

Важны

такие

качества

личности,

как

:

инициативность,

решительность,

настойчивость,

выдержка

и

самообладание.

Именно

эти

качества

формируют

психоэмоциональную

устойчивость,

от

которой

зависит

успешное

выступление.

Воспитание

артистических

способностей,

в

том

числе

способности владеть собой в момент эстрадных выступлений- одна из

задач

в

формировании

личности

музыканта-

исполнителя,

в

формировании исполнительской пригодности. В центре музыкально-

исполнительской

одаренности

находятся

коммуникативные

способности,

на

основе

которых

формируется

умение

доводить

исполняемое произведение до слушателя, общаться с публикой языком

музыки, ее образов и эмоций.

Для

удачного

выступления

музыканту

мало

подготовить

свою

программу.

Помимо

этого

ему

необходимо

также

войти

в

такое

психологическое состояние, которое будет способствовать успешному

выступлению.

В методической литературе описано два типа волнения. Первый

тип,

«волнение-

паника»,

оказывает

негативное

влияние

на

исполнителя. Второй тип, «волнение- подъем», наоборот, благотворно

влияет на него. В первом случае исполнитель взволнован самооценкой

успешности

выступления,

во

втором

случае

он

занят

мыслями

и

чувствами, рожденными музыкальным образом. Очень часто причиной

«неправильного»

волнения

является

неадекватная

самооценка

музыканта. Это либо недооценка своих способностей, формирующая

неуверенность во время выступления, либо , наоборот , переоценка

своих возможностей. Ярко выраженная личная мотивация ( например,

стремление

к

получению

1-го

места

на

конкурсе)

может

стать

отвлекающим раздражителем во время выступления и отрицательно

повлиять

на

успешность

выступления.

Также

«волнение-

паника»

может

присутствовать,

если

публика

воспринимается

артистом

как

некая враждебная стихия.

В целом подготовку к выступлению можно разделить на 4 этапа.

Каждый из этапов подготовки имеет свои особенности, обусловленные

поставленными задачами, средствами и приемами их решения. Однако

общей

задачей

на

всех

этапах

является

формирование

состояния

психической готовности музыканта- исполнителя к выступлению.

1-й этап. Этап предварительной подготовки, заключающийся в

формировании

решения

готовиться

к

публичному

выступлению

и

самооценка уровня подготовки.

2-й этап. Работа над произведением. Планирование и организация

занятий.

Создание

положительной

мотивации,

возникновение

творческой

увлеченности

произведением,

уверенности

в

реализации

творческих устремлений. Преодоление технических трудностей.

3-й этап. Предконцертный период, когда произведение выучено и

освоено

исполнителем,

и

работа

над

отдельными

элементами

все

больше сменяется выразительным исполнением.

Значительную

роль

в

системе

подготовки

играет

рациональное

планирование

занятий,

обеспечивающих

формирование

чувства

готовности

к

выступлению.

Исполнение

программы

к

моменту

окончания подготовки к выступлению должно удовлетворять критериям

эстрадной

готовности:

исчезновение

представления

о

технических

трудностях, импровизационная свобода, восприятие как- бы со стороны

собственной

игры,

возможность

исполнения

произведения

в

воображаемом

звучании.

Полезно

играть

произведение

целиком,

в

настоящем темпе, чтобы привести его к стадии эстрадной готовности.

Необходимо планировать занятия таким образом, чтобы приближать их

условия

к

условиям

публичных

выступлений,

благодаря

чему

формируются и совершенствуются необходимые качества, способности,

навыки.

4-й этап. Этап ситуативной подготовки непосредственно в день

концерта. Сущность его заключается

в создании психологической

готовности к исполнению конкретного музыкального произведения, в

максимальной сосредоточенности внимания музыканта на предстоящем

исполнении.

При

этом

необходимо

вытеснение

из

сознания

всех

побочных

раздражителей,

не

связанных

с

предстоящей

деятельностью.

Увлеченность художественными задачами, стремление к воплощению

творческого

замысла

являются

основными

побудителями

состояния

творческого

вдохновения

и

источниками

преодоления

перед

выступлением сценического волнения.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки-

одна из самых активных форм приобщения к искусству, потому что при

этом активизируется внутренний духовный мир человека, его чувства и

мысли.

Потребность

и

возможность

передать

свое

отношение

к

произведениям, убедить других в

ценности музыкального искусства

придает

общественно-

просветительскую

н ап р а вл е н н о с т ь

исполнительской

деятельности.

Такая

деятельность

является

важнейшим путем «выхода» полученных знаний и умений посредством

передачи их окружающим.

Список литературы.

1.

Бочкарев

Л.

Л.

Психологические

аспекты

подготовки

музыкантов- исполнителей к концерту / Л. Л. Бочкарев. М., 1997г.

2.

Васильева

Н.

В.

Развитие

творческого

потенциала

учащихся-

музыкантов в процессе подготовки к концертным выступлениям/ Н. В.

Васильева. Белгород, 2013г.

3.

Волобуева

Н.

Г.

Организация

внеаудиторной

деятельности

студентов

по

предмету

«Основной

музыкальный

инструмент-

фортепиано» / Н. Г. Волобуева. Белгород, 2013г.

4.

Макарова

Н.

В.

Роль

педагога

в

процессе

подготовки

к

концертным выступлениям / Н. В. Макарова. Белгород, 2013г.

5.

Норцов

В.

В.

«Формы

исполнительской

деятельности

на

отделении общего фортепиано ( из опыта работы) / В.В. Норцов. Курск

1999г.

6.

Петрушин

В.

Музыкальная

психология

и

психотерапия

/

В.

Петрушин. Научно-методический журнал. Белгород, 2010г.

7.

Савшинский

С.

Работа

пианиста

над

музыка льн ым

произведением / C. Савшинский. М., 2004г.

Рецензия.

На доклад «Формирование профессиональных компетенций в

процессе подготовки к концертным выступлениям»

(в рамках «Недели науки»)

Рябчинской Светланы Александровны.

Выбор темы доклада представляется важным и актуальным, так как

цель данной работы- дать обучающимся необходимый метод, позволяющий

им овладеть навыком концертных выступлений.

Приводя

доводы

выдающихся

педагогов-

пианистов,

автор

делает

акцент на необходимости концертных выступлений, а также преодоления

сценического волнения.

Работа имеет четкие структурные границы:

-введение,

-I

часть,

в

которой

изложены

основные

задачи

концертного

исполнения;

-I

I часть,

где

последовательно

рассказывается

об

каждом

этапе

подготовки к концертному выступлению;

-заключение.

Работа

полезна

для

применения

в

педагогической

практике

в

процессе

подготовки

к

концертным

выступлениям,

может

быть

рекомендована

в

практической деятельности преподавателей и студентов.

Рецензент

председатель цикловой комиссии

отделения общего фортепиано Макарова Н.В.



В раздел образования