Автор: Слышкина Светлана Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ростовский педагогический колледж
Населённый пункт: г. Ростов
Наименование материала: представление опыта
Тема: Развитие социального творчества обучающихся через систему работы в творческом объединении "Музей воспитывает юных"
Раздел: среднее профессиональное
Развитие социального творчества обучающихся
через систему работы в творческом объединении «Музей воспитывает
юных»
Преподаватель, руководитель музея ГПОУ ЯО Ростовский
педагогический колледж
Слышкина С.П.,
Современное общество предъявляет к студенческой молодежи ряд новых
требований,
связанных
с
созидательным
отношением
к
окружающей
действительности, умением сочетать собственные интересы с общественными,
быть компетентным в сфере построения деловых и межличностных отношений,
быть готовым к проявлению креативности в социальном взаимодействии. Перед
учреждениями профессионального образования стоят цели не только подготовки
специалиста, но и создания условий для становления личности как субъекта
социальных
отношений
и
преобразования
окружающего
мира.
Ряд
вопросов
можно
решить,
участвуя
в
освоении
дополнительных
общеобразовательных
программ.
Они
помогут
студентам
содействовать
их
социально-
профессиональной адаптации.
Организатором
социального
творчества
студентов
во
внеурочной
деятельности любого учебного заведения может стать творческое объединение
студентов, а его руководитель – координатор всей работы. Необходимым условием
для формирования готовности к социальному творчеству является включение
студентов
в
преобразующую
деятельность,
в
процессе
которой
достигается
зримый
конкретный
результат,
а
вместе
с
ним
и
воспитательный
эффект
-
формируются
определенные
качества
личности:
способность
сделать
самостоятельный выбор, умение организовать себя и других, своё дело. Именно в
результате
преобразований
студент
«реализует
себя
как
личность,
влияя
на
окружающих людей и их отношения» (А.В.Мудрик)
Наиболее
эффективная
форма
организации
социального
творчества
-
творческие
объединения.
Формирование
мотивов
социального
творчества
–
стержневое направление в деятельности любого творческого объединения.
В этом году в нашем учебном заведении началась подготовка к открытию
музея истории педагогического колледжа. К его работе подключили студентов
разных курсов. Для них это новый вид досуговой
деятельности, способность
проявить
себя.
В
связи
с
этим
нами
было
принято
решение
о
реализации
программы дополнительного образования для студентов и открытии творческого
объединения
«Музей
воспитывает
юных».
Программа
дополнительного
образования
позволит
привлечь
студентов
колледжа
к
социально-значимой
и
творческой деятельности.
В
созданном
творческом
объединении
студенты
будут
овладевать
теоретическими и практическими знаниями музейного дела, помогать колледжу в
создании новых экспонатов, выставок и получать новую профессию. Ростов –
развивающийся туристический центр, каждый год в городе открываются какие-то
новые
музеи
и
выставки,
привлекающие
туристов.
В
последнее
время
предприятия и учебные заведения предлагают для осмотра свои музеи. Тематика
их разнообразна, содержание материала вызывает большой интерес. Например, в
Ростове в школе №3 – музей космонавтики посвящен летчику-земляку Токареву, в
гостинице открыт литературный музей «Царевна-лягушка». В нашем учебном
заведении
мы
могли
бы
открыть
студенческий
музей
или
музей
пионерии,
комсомола, ведь каждый
выпускник педагогического колледжа прошлых лет
прошел
эту
школу
воспитания.
Но
для
этого
студенту
нужно
иметь
дополнительные знания, умения и навыки музейного дела, чтобы он был способен
самостоятельно,
творчески
участвовать
в
процессах,
происходящих
в
городе,
сумел адаптироваться к изменяющимся условиям, тогда он будет востребован и
найдет себе работу на рынке труда. В созданном коллективе «Музей воспитывает
юных» сегодня царит атмосфера творческой деятельности, где каждый студент
получает необходимые знания и умения, формирует позиции и установки на
преобразовательную
деятельность,
на
проявление
социальной
активности
и
компетентности. Общение, деятельность, отношения – определяют позитивные
изменения в творческом коллективе и окружающей действительности. Активность
студентов
представляет
им
возможность
для
самореализации,
развивает
их
творческие способности, выступает в самых разнообразных амплуа. В творческом
объединении
они
активно
усваивают
элементы
музейной
работы,
которые
закрепятся в их сознании и поведении. В коллективе «Музей воспитывает юных»
создалась среда, в которой студенты осваивают опыт управления, организации
своей жизни, учатся решать свои проблемы и проблемы учебного заведения. Им
предоставляется
возможность
реализовать
свои
личные,
социально-значимые
интересы и потребности на основе осознанного выбора.
Все участники объединения проявили заинтересованность в новом виде
творчества. Причем, творческое объединение «Музей воспитывает юных» было
скомплектовано в основном из студентов 1-х курсов, проживающих в общежитии.
Именно
в
начальный
период
обучения
происходит
их
социально-
профессиональная адаптация, они приняли на себя новую социальную роль, у них
интенсивно формируются личностные качества. К сожалению, период адаптации
у всех проходит по-разному; некоторые, столкнувшись с новыми трудностями,
(например, самостоятельное проживание в общежитии), покидают колледж или
переходят в другое учебное заведение, думая, что там будет легче.
Участие в
творческом объединении поможет
им организовать свой досуг (особенно в
вечернее время), раскрыть свои способности, реализовать свои идеи, найти новых
друзей и успешно адаптироваться в колледже.
Большую роль в деятельности творческого объединения играет поисковая и
краеведческая работа. Каждый студент выбирает какое-то свое направление:
ищет необходимый материал в архиве колледжа, встречается с выпускниками
прошлых лет, фотографирует, пишет статьи в газету, подбирает документы и
оформляет выставки, принимает участие в экскурсионной работе, знакомится с
музеями в городе Ростове.
Они видят результаты своего труда, своего поиска.
Идет большой творческий процесс. Студенты выполняют задание индивидуально
и в микрогруппах, советуются друг с другом, с педагогами. Некоторые решили
написать доклады о собранном материале и рассказать об этом в своей группе на
уроках
истории.
Две
студентки
готовят
исследовательские
работы
патриотической
направленности
о
выпускницах
педучилища
военных
лет.
Студентка первого курса на основе сравнения материалов о студенческой жизни
30-х годов 20 века и 21 сделала интересную презентацию и показала её на
заседании творческой группы. Все эти материалы могут быть использованы в
музее истории колледжа. Сегодня многие учебные заведения открывают свои
музеи. Наши студенты начинают знакомиться с ними, им хочется, чтобы и у нас
были интересные выставки, экспонаты, у них появляются
конкретные идеи,
планы,
они
импровизируют,
пробуют
себя
в
новой
роли
-
экскурсовода.
У
студентов формируется активная жизненная позиция, им приходится находить
выход из новых социальных ситуаций.
Успеху
краеведческой
и
поисковой
работы
в
объединении
способствует
привлечение преподавателей колледжа, научных сотрудников Ростовского музея,
библиотечных
работников
–
это
совместная
творческая
деятельность
всех
участников
объединения.
Возникают
отношения
сотрудничества
между
педагогами
и
студентами.
Взрослые
с
интересом
выполняют
функции
консультантов.
Это
не
только
творчество
и
интересное
общение
в
кругу
единомышленников,
это
определяющий
компонент
профессиональной
деятельности. Студенты периодически демонстрируют полученные результаты в
своей группе.
В творческом объединении «Музей воспитывает юных» идет созидательный
процесс,
направленный
на
создание
качественно
новых
форм
социальных
отношений
и
социальной
действительности.
Они
учатся
взаимодействовать
с
социальными партнерами в городе, брать на себя ответственность за полученное
задание, на профессиональной практике используют новый освоенный материал.
За короткий период работы творческого объединения студенты помогли музею
истории колледжа оформить собранный архивный материал, создать картотеку,
навести порядок в архиве, записать воспоминания выпускников разных лет. Они
делятся
информацией,
рассказывают
о
работе
творческого
объединения
студентам колледжа. В музей стали приносить фотографии выпускников разных
лет, их вещи, предметы быта не только члены творческого объединения, но и их
друзья,
преподаватели и сотрудники. Мы открыли сайт музея колледжа, где
участники
творческого
объединения
«Музей
воспитывает
юных»
публикуют
найденные
в
архивах
материалы.
На
заседания
приглашаются
экскурсоводы,
которые рассказывают об особенностях работы в музеях города. Это повышает
интерес студентов к занятиям в объединении.
Всю свою энергию и знания студенты творческого объединения направляют
на достижение интересов коллектива всего учебного заведения. Они заявляют, что
музею
истории
быть
в
педагогическом
колледже.
Это
и
есть
социальное
творчество.
Закончив
профессиональное
учебное
заведение,
освоив
дополнительную
общеобразовательную
программу
«Музей
воспитывает
юных»,
призванную
содействовать
социально-профессиональной
адаптацию
студентов,
их
социальному самоопределению, выпускники смогут найти себя на рынке труда.
Литература
1.
Андрейченко
А.Г.
Факторы
и
барьеры
творчества
саморазвития
учреждений дополнительного образования. Казань, 1996 .24 с.
2.
Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность.: моногр. / В.А.
Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. – 340 с.
3.
Богоявленская Д.Б. Путь к творчеству. М.: Знание, 1981, 96 с.
4.
Вульф Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной
воспитательной работы.М., Просвещение, 1983. 208 с.
5.
Выгодский
Т.С.
Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте.
СПб.:Союз, 1997.93 с.
6.
Гликман
И.
Актуальные
проблемы
воспитания
будущих
учителей//Alma Mater№8, 1999, с.32-35.
7.
Мудрик А.В.
8.
Рожкова О.Ф. Уроки социального творчества. В помощь учителю.
Набережные челны: КАМАЗ, 1993.1993.196 с.