Автор: Бадретдинова Клара Аксановна
Должность: Учитель русского языка
Учебное заведение: МОАУ СОШ №11
Населённый пункт: Нефтекамск, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: -Н-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных
Раздел: среднее образование
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите причастия и обозначьте орфограмму.
Подчеркните причастные обороты, обособленные и необособленные.
Стира(н-нн)ое много раз ситц.. вое платье едва прикрывало до к.лен худенькие, заг. .релые ноги девочки. Её тёмные
густые волосы, забра(н-нн)ые в кружевную к. .сынку, . .бились, к.. саясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно
ле..ка и чиста, как полёт ласточ?ки. Тёмные, с оттенком грус?ного вопроса глаза к..зались несколько старше лица; его
(не)правильный мя..кий овал был овеян того рода прелес?ным з..гаром, какой присущ здоровой бел..зне.
Проведите наблюдение и сделайте вывод:
Жареное мясо
Жаренное с овощами мясо
Жаренное на сковородке мясо
Прожаренное мясо
Нежареное мясо
АЛГОРИТМ
ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1.
Посмотри, от какого глагола образовано причастие?
СОВ.вид-----НН
НЕСОВ.вид—Н ( решёННый, !- ранеНый-ранеННый-двувидовой глагол)
СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ
НН Н
/
даННый обещаННый назваНый (брат)
делаННый чваННый посажёНый (отец)
желаННый штукатуреННый кончеНый
медлеННый считаННый придаНое (невесты)
чекаННый жемаННый
свящеННый обещаННый
2.
Посмотри, есть ли –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-
ДА-------НН (балОВАННый, асфальтИРОваННый)
Искл. Кованый, жёваный
3.
Посмотри, есть ли приставка, кроме НЕ-, ПОЛУ-
ДА-------НН ( РАЗжёваННый, !-неПРОжёваННый)
НЕТ-----Н, если это не слова: невидаННый, неслыхаННый,
неждаННый, негадаННый,
неожидаННый, нечаяННый
4.
Приставки нет, а есть ли зависимое слово?
* ( в чём?) * (кем?)
ДА-------НН ( жаренные в сметане грибы, кованный мастером сундук )
ВОСПОЛЬЗУЙСЯ: жареНые (несов.в.) грибы- зажареННые ( сов.в., есть приставка) грибы- жареННые в сметане
грибы (несов.в., но есть зависимое слово-в сметане)
НН
Н
если причастия образованы от
приставочных глаголов:
покрашенный пол, просмотренный
фильм;
если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не
имеющих приставок, кроме не-, не содержащих суффиксов -ованн-):
белёный дом (белить),вареный картофель;
если причастия имеют при себе
зависимое слово:
недавно кошенный луг, крашенная
маляром крыша;
если прилагательные не имеют при себе зависимого слова:
крашеный пол (но: крашенный масляной краской пол ), гружёная баржа (но:
груженная песком баржа);
если причастия образованы от
бесприставочных глаголов
совершенного вида:
брошенный (бросить), купленный
(купить);
в кратких страдательных причастиях:
задача решена, книга прочитана.
если причастия образованы от
глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, -
ирова-:
маринованный (мариновать),
асфальтированный
(асфальтировать).
Отглагольные прилагательные пишутся с одним Н:
варёный, печёный, жареный, пареный, раненый, кипячёный, сушёный, вяленый,
копчёный, мочёный, солёный, топлёный, крашеный, масленый, рваный,
путаный...
Распределить слова в две колонки в зависимости от написания Н-НН и обозначить орфограмму.
Печё..ые яблоки, кваше..ая капуста, замороже..ое мясо, вскипячё..ое молоко, замаскирова..ый дом,
нечая..ая встреча, гружё..ая повозка, груже..ая кирпичом машина, изране..ый солдат, неглаже..ая рубашка,
назва..ый брат, хоже..ые тропы, неезже..ые дороги, моче..ый в молоке хлеб, коше..ый луг, скоше..ый луг
-Проверяем правильность задания.
НН Н
ЗАМОРОЖЕННОЕ МЯСО ПЕЧЁНЫЕ ЯБЛОКИ
ВСКИПЯЧЁННОЕ МОЛОКО КВАШЕНАЯ КАПУСТА
ЗАМАСКИРОВАННЫЙ ДОМ ХОЖЕНЫЕ ТРОПЫ
ГРУЖЕННАЯ КИРПИЧОМ МАШИНА ГРУЖЁНАЯ ПОВОЗКА
ИЗРАНЕННЫЙ СОЛДАТ НЕГЛАЖЕНАЯ РУБАШКА
МОЧЕННЫЙ В МОЛОКЕ ХЛЕБ НАЗВАНЫЙ БРАТ
НЕЧАЯННАЯ ВСТРЕЧА НЕЕЗЖЕНЫЕ ДОРОГИ
СКОШЕННЫЙ ЛУГ
КОШЕНЫЙ ЛУГ
14. Укажите цифры, на месте которых пишутся две буквы Н.
Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое с овощами мясо, запеч(2)ая рыба, толстые
колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.
Ответ: ___________________________
Один из видов чтения –углубле(1)ое – предполагает глубокое усвоение прочита(2)ого,
осмысле(3)ого в целях сохранения информации и последующее обращение к ней.
Ответ: ___________________________
Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое
письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой
культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.
Ответ: ___________________________