Напоминание

«Борьба самбо»


Автор: Лешин Александр Петрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДОЦ "Бригантина" г.о.Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Дополнительная образовательная предпрофессиональная программа физкультурно-спортивной направленности
Тема: «Борьба самбо»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Принято на заседании

Педагогического совета

МБУ ДО ДОЦ

«Бригантина» г.о. Самара

Протокол №________ от

«___» ________ 20___ г.

Утверждено

Директор МБУ ДО ДОЦ

«Бригантина» г.о. Самара

________/И.А. Михайлов/

Приказ № ____________

от «___» _______ 20___ г.

Дополнительная образовательная предпрофессиональная

программа физкультурно-спортивной направленности

«Борьба самбо»

Направление: спортивно-оздоровительное

Возраст: 6 - 15

Срок реализации: 4 года

Составители: Лешин А.П.

Педагог дополнительного

образования

Самара, 2020 год

Оглавление

1.Пояснительная записка……………………………………………………........3

1

2. Планируемые результаты освоения программы……………………………..5

3. Содержание программы………………………………………………………..8

3.1. Содержание программы 1 года обучения (СОГ)…………………………...8

3.2 Содержание программы 2 года обучения (НП -1)…………………………..9

3.3. Содержание программы 3 года обучения (НП -2)………………………...10

3.4. Содержание программы 4 года обучения (ТЭ до 2 –ух. лет)…………….11

4. Учебно-тематический план…………………………………………………..11

5. Учебно-методическое и материальное обеспечение программы………….24

6. Список литературы……………………………………………........................37

Пояснительная записка

Самбо–составная часть национальной культуры, в которую входят не только

самые рациональные методики техники борьбы, но и прежде всего, история побед

нашего Отечества, искусство, культура и Великий русский язык.

На сегодняшний день самбо является историческим наследием, национальной

идеей,

ценностным хранителем русского языка и русской культуры. На него

2

возлагается огромная ответственность и стратегическая роль в воспитании

подрастающего поколения и популяризации спорта.

Отличительные особенности программы: направлена не только на получение

детьми образовательных знаний, умений и навыков по борьбе самбо, а

обеспечивает

организацию

содержательного

досуга,

укрепление

здоровья,

удовлетворение

потребности

детей

в

активных

формах

познавательной

деятельности и двигательной активности.

Содержание

Программы группируется

вокруг

базовых

национальных

ценностей: истории создания самозащиты без оружия, героизации выдающихся

соотечественников, уникальном комплексе физического воспитания, что позволит

сформировать у обучающихся патриотические ценности, культуру здорового

образа

жизни.

Программа

будет

способствовать

физическому

развитию

подрастающего поколения, их готовности к защите Родины.

Программа не только ориентирована на возрождение культурных традиций,

воспитание детей и граждан нашей страны,

опираясь при этом на огромный

потенциал Самбо, созданного на основе национальных видов борьбы народов

Советского Союза.

–Самозащита

без

оружия — это система

философии справедливости,

сдержанной силы, разумной социальной стабильности и жизнеспособности.

Цель Программы «Борьба самбо»–формирование физической и духовной

культуры,

культуры

здорового

и

безопасного

образа

жизни

на

основе

национально– культурных ценностей и традиций Самбо.

Задачи:

сохранение и укрепление здоровья, в том числе закаливание организма;

оптимальное развитие физических качеств и двигательных способностей;

повышение

функциональных

возможностей

организма,

формирование

навыков здорового и безопасного образа жизни, формирование умений

саморегуляции средствами вида спорта«Самбо»;

формирование жизненноважных, в том числе спортивных двигательных

навыков и

умений; формирование культуры движений средствами вида

спорта «Самбо»;

приобретение базовых знаний

научно-практического

характера

по

«Самбо»;

содействие развитию психомоторных функций и формирование морально–

волевых качеств;

обеспечение

интеллектуального,

морального,

духовного

и

физического

развития и гражданско–патриотического воспитания обучающихся.

Целевая аудитория.

Реализация

программы

спортивно-оздоровительного

направления

«борьба

самбо»

(далее

Программа

«Самбо»)

предполагает

контингент

обучающихся в возрасте от 8 до 21 года по 2 уровням подготовки:

•Ознакомительный уровень – обучающиеся 8 –12 лет.

•Базовый уровень – обучающиеся 12– 21 лет.

3

Программа разработана на основе базовых и наиболее безопасных элементов

борьбы самбо с учетом возрастных и психофизиологических особенностей

обучающихся. С учетом контактности данного вида спорта, предусматривается

четкое соблюдение требований по обучению, указанных в программе. Набор в

группу осуществляется на основе добровольности и по состоянию здоровья

(медицинский допуск к занятиям обязателен). Общее количество обучающихся в

группе не должно превышать 32 человек.

Программа «Самбо» предусматривает общий объем прохождения материала

в течение 4 лет обучения:

1 год обучения 3 занятия по 2 часа в неделю (312 ч за год),

2 год обучения 3 занятия по 2 часа в неделю (312 ч за год),

3 год обучения 3 занятия по 3 часа в неделю (468 ч за год),

4 год обучения 3 занятия по 3 часа в неделю (468 ч за год).

Программа «Самбо» предусматривает следующие формы организации учебно

– тренировочных занятий и формы организации деятельности:

теоретические (лекции, семинары, консультации, тренинги, экскурсиии др.);

практические

(общая

физическая,

специальная, техническая,

тактическая и психологическая подготовки, мастер-классы, соревновательная

деятельность и др.);

индивидуальные, групповые, фронтальные.

Вид деятельности: спортивно-оздоровительная.

Программой

предусмотрено

обучение

с

применением

электронных

и

дистанционных образовательных технологий

1

.

В основу данной программы положены следующие нормативные документы,

регламентирующие деятельность в сфере дополнительного образования:

Федеральный

закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

СанПиН

2.4.4.3172-14

"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных

организаций дополнительного образования детей»;

Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена

Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

1

При возникновении неблагоприятной эпидемиологической ситуации в регионе.

4

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

года (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-

р);

Приказ Министерства образования и науки Самарской области от20.08.2019

№ 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования

дополнительного образования

детей в Самарской области на основе

сертификата

ПФДО

детей,

обучающихся

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (направленных Письмом Минобрнауки России

от 18.11.2015 № 09-3242);

Методические

рекомендации

по

разработке

дополнительных

общеобразовательных программ» Приложение к письму министерства

образования и науки Самарской области от 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-

ТУ;

Методические рекомендации по разработке и оформлению модульных

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих

программ,

включенных в систему ПФДО (разработанные ГБОУ ДО СО «Самарский

Дворец детского и юношеского творчества», Региональным модельным

центром дополнительного образования детей в Самарской области);

Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 г.

№1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления

образовательной, тренировочной и методической деятельности в области

физической культуры и спорта»;

Устав МБУ ДО «ДОЦ «Бригантина» г.о. Самара.

I.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на

принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

5

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями

в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении

поставленных целей;

оказывание бескорыстной помощи своим сверстникам;

понимание

и

осознание

взаимной

обусловленности

физического,

нравственного,

психологического,

психического

и

социально-

психологического здоровья человека;

осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье;

умение

делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни,

позволяющих сохранить и укрепить здоровье;

способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность

самостоятельно поддерживать свое здоровье;

представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре;

представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового

образа жизни;

потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный

образ жизни.

Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать

для

себя

новые

задачи

в

спорте

и

познавательной

деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные,

осознанно

выбирать

наиболее

эффективные

способы

решения учебных и познавательных задач;

умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и

требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;

владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить

общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и

учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

осознанно

использовать

речевые

средства

в

соответствии

с

задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования

и

регуляции

своей

деятельности;

владение

устной

и

письменной речью, монологической контекстной речью;

6

Данная

Программа

способствует

формированию ключевых

компетенций обучающихся в различных сферах деятельности:

планирование

режима

дня,

правильное

распределение

физической

нагрузки, составление сбалансированного рациона питания, регулирование

двигательной активности и отдыха;

самостоятельное выполнение требований личной гигиены и соблюдение

правил техники безопасности как на занятиях самбо и физической культуры

в целом, так и в повседневной жизни;

владение

техниками

восстановления

работоспособности

в

различных

режимах физической и

психологической нагрузки, а так же методами

закаливания организма и приемами укрепления и сохранения здоровья;

готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному

общению (жесты, движения);

готовность к социальной адаптации, взаимопомощи и взаимоподдержке;

готовность к самоанализу действий и проецированию результативности;

самоорганизация своего свободного времени, досуга, активного отдыха,

пропагандирующего здоровый образ жизни;

соблюдение основ профилактики простудных и социальных заболеваний,

бытового травматизма и безопасного поведения;

идентификация себя как гражданина собственной страны–России;

готовность представлять страну (малую родину) на спортивной арене;

готовность к службе в Вооруженных силах Российской Федерации.

Предметные результаты

Обучающийся должен знать:

историю развития, традиции национального вида спорта самбо;

специальную базовую терминологию самбо;

основные гигиенические требования на занятиях самбо;

основные

правила

техники

безопасности

при падениях

и

непредвиденных жизненных обстоятельствах;

основные понятия о физической культуре, как одном из эффективных средств

всестороннего гармонического развития личности, сохранения и укрепления

здоровья;

базовые сведения о строении и функциях организма и основных ее системах;

профилактические меры по предупреждению травматизма и заболеваний;

методы самоконтроля и саморегуляции психического

и

физического

состояния;

Обучающийся должен:

качественно выполнять упражнения, предусмотренные программой;

показывать и объяснять технику страховки и самостраховки;

взаимодействовать с партнером;

применять полученные на занятиях знания и умения в соревновательной

деятельности;

7

презентовать изученные технические приёмы и действия для пропаганды вида

спорта самбо (показательные выступления);

Обучающийся должен владеть следующими устойчивыми навыками:

организованности и дисциплинированности;

самообладания и самоконтроля;

этического поведения спортсмена – самбиста;

ведения здорового и безопасного образа жизни.

Занятия обучающихся связаны с развитием личности, и в оценке достижений

выделяем три уровня.

Первый уровень результатов

- приобретение обучающимися социальных

знаний - учащиеся принимают участие в оздоровительных процедурах, занимаются

в секции«Самбо». Для достижения данного уровня результатов особое значение

имеет взаимодействие воспитанника с тренером.

Второй уровень результатов

- формирование позитивных отношений

учащихся к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной

реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение

имеет равноправное взаимодействие детей, занимающихся по программе «Самбо»,

участие в спортивных турнирах и оздоровительных акциях.

Третий

уровень

результатов

-

получение

обучающимися

опыта

самостоятельного

социального

действия.

Для

достижения

данного

уровня

результатов

особое

значение

имеет

участие

в

создании

спортивных

и

оздоровительных проектов.

Система

оценки

планируемых

результатов,

подведение

итогов

реализации программы

Способы проверки результатов:

-зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);

-социометрические исследования (ежегодно);

-тестирование

уровня

развития

двигательных

способностей,

уровня

сформированности технических умений и навыков (ежегодно);

-участие в соревнованиях;

-анализ уровня заболеваемости учащихся.

Реализация

внеурочной

деятельности

осуществляется

без

балльного

оценивания результатов освоения курса.

Формой подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности

«Самбо» являются соревнования.

8

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

спортивно-оздоровительных групп I года обучения

Объем нагрузки - 52 недели/312 часов

Содержание занятий

Месяцы

Всего

часов

Техника безопасности и профилактика травматизма на

занятиях Самбо.

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

Общие понятия о гигиене.

1

1

Физическая культура и спорт в России. История развития

Самбо.

1

1

Система упражнений Самбо. Термины Самбо.

1

1

Краткие сведения о строении организма.

1

1

Гигиена, контроль, самоконтроль

1

1

Планирование спортивной тренировки.

1

1

Врачебный контроль, самоконтроль.

1

1

Строение и функции организма. Влияние физических

упражнений на организм борца

1

1

Инструкторская судебная практика.

1

1

Итого

1

1

2

1

1

1

1

1

1

-

-

-

9

Общая физическая подготовка.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

Специальная физическая подготовка.

18

14

19

18

18

18

19

18

16

20

20

16

220

Технико-тактическая подготовка.

4

4

3

4

3

4

3

4

3

3

3

3

41

Контрольные испытания

1

1

1

3

Восстановительные мероприятия

1

1

1

3

Соревнования, летняя кампания, УТС

В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий

Итого

25

23

28

26

26

27

26

26

23

26

26

20

312

9

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

спортивно-оздоровительных групп II года обучения – НП-1

Объем нагрузки - 52 недели/312 часов

Содержание занятий

Месяцы

Всего

часов

Техника безопасности и профилактика травматизма на

занятиях Самбо.

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

Общие понятия о гигиене.

1

1

Физическая культура и спорт в России. История развития

Самбо.

1

1

Система упражнений Самбо. Термины Самбо.

1

1

Краткие сведения о строении организма.

1

1

Гигиена, контроль, самоконтроль

1

1

Планирование спортивной тренировки.

1

1

Врачебный контроль, самоконтроль.

1

1

Строение и функции организма. Влияние физических

упражнений на организм борца

1

1

Инструкторская судебная практика.

1

Итого

1

1

2

1

1

1

1

1

1

-

-

-

9

ОФП

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

СФП

18

14

19

18

18

18

19

18

16

20

20

16

220

ТТГ

3

4

3

4

3

4

3

4

3

3

3

3

40

Контрольные испытания

1

1

1

3

Восстановительные мероприятия

1

1

1

3

Соревнования, летняя кампания, УТС

В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий

Итого

25

23

28

26

26

27

26

26

23

26

26

20

312

10

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

спортивно-оздоровительных групп III года обучения – НП-2

Объем нагрузки - 52 недели/312 часов

Содержание занятий

Месяцы

Всего

часов

Техника безопасности и профилактика травматизма на

занятиях Самбо.

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

Общие понятия о гигиене.

1

1

Физическая культура и спорт в России. История развития

Самбо.

1

1

Система упражнений Самбо. Термины Самбо.

1

1

Краткие сведения о строении организма.

1

1

Гигиена, контроль, самоконтроль

1

1

Планирование спортивной тренировки.

1

1

Врачебный контроль, самоконтроль.

1

1

Строение и функции организма. Влияние физических

упражнений на организм борца

1

1

Инструкторская судебная практика.

1

Итого

1

1

2

1

1

1

1

1

1

-

-

-

9

ОФП

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

СФП

18

14

19

18

18

18

19

18

16

20

20

16

220

ТТГ

3

4

3

4

3

4

3

4

3

3

3

3

40

Контрольные испытания

1

1

1

3

Восстановительные мероприятия

1

1

1

3

Соревнования, летняя кампания, УТС

В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий

Итого

25

23

28

26

26

27

26

26

23

26

26

20

468

11

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

спортивно-оздоровительных групп III года обучения – НП-3

Объем нагрузки - 52 недели/312 часов

Содержание занятий

Месяцы

Всего

часов

Техника безопасности и профилактика травматизма на

занятиях Самбо.

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

Общие понятия о гигиене.

1

1

Физическая культура и спорт в России. История развития

Самбо.

1

1

Система упражнений Самбо. Термины Самбо.

1

1

Краткие сведения о строении организма.

1

1

Гигиена, контроль, самоконтроль

1

1

Планирование спортивной тренировки.

1

1

Врачебный контроль, самоконтроль.

1

1

Строение и функции организма. Влияние физических

упражнений на организм борца

1

1

Инструкторская судебная практика.

1

Содержание занятий

1

1

Итого

1

1

2

1

1

1

1

1

1

-

-

-

10

ОФП

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

СФП

18

14

19

18

18

18

19

18

16

20

20

16

220

ТТГ

3

4

3

4

3

4

3

4

3

3

3

3

40

Контрольные испытания

1

1

1

3

Восстановительные мероприятия

1

1

1

3

Соревнования, летняя кампания, УТС

В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий

Итого

468

12

II.

Содержание программы

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. ГРУППА СОГ.

Удержание сбоку:

лежа, с захватом туловища,

без захвата головы

(упором рукой в ковер),без захвата руки под плечо.

Уходы от удержания сбоку: поворачиваясь на живот, садясь, отжимая

руками и ногой, отжимая рукой и махом ногой (зацеп за свою руку).

Учебные схватки на выполнение изученного удержания.

Удержание со стороны головы: с захватом туловища, с захватом руки и

шеи.

Уходы от удержания со стороны головы: поворачиваясь на живот,

перекатом вместе с атакующим в сторону, отжимая голову и перекатом в

сторону.

Учебные схватки на выполнение изученного удержания.

Удержание поперек: с захватом дальней руки из-под шеи, с захватом

разноименной ноги, с захватом одноименной ноги.

Уходы от удержания поперек:

переворачиваясь на живот,

садясь,

отжимая голову руками в сторону ног.

Учебные схватки на выполнение изученного удержания.

Удержание верхом: с захватом рук, с захватом головы, с захватом рук, с

зацепом ног.

Уходы от удержания верхом: поворачиваясь на живот, перекатом в

сторону с захватом ноги, отжимая руками.

Учебные

схватки

на

выполнение

изученного

удержания.

Переворачивание партнера стоящего в упоре на руках и коленях захватом

рук сбоку.

Активные и пассивные защиты от переворачивания.

Комбинирование переворачивания с удержанием сбоку.

Переворачивание партнера, стоящего в упоре на руках и коленях

рычагом. Активные и пассивные защиты от переворачивания.

Комбинирование переворачивания с удержанием со стороны головы.

Переворачивание партнера, стоящего в упоре на руках и коленях

скручиванием захватом руки и ноги (снаружи, изнутри). Активные и

пассивные защиты от переворачивания. Комбинирование переворачивания с

удержанием поперёк.

Переворачивание партнера, стоящего в упоре на руках и коленях,

захватом шеи и руки с упором голенью в живот.

Активные и пассивные защиты от переворачивания. Комбинирование

переворачивания с удержанием верхом.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. ГРУППА НП-1.

Удержание сбоку: с захватом рук, обратное, с захватом голени

противника под одноименное плечо, с обратным захватом рук.

Уходы от удержания сбоку: поворачиваясь на живот с захватом руки

под плечо, сбрасывая атакующего через голову упором руками и ногой,

перетаскивая атакующего через себя, сбивая вперед мостом и перетаскивая.

13

Удержание со стороны головы: на коленях, обратным захватом рук,

обратное.

Учебные схватки на выполнение изученного удержания.

Уходы от удержания со стороны головы: перекатом в сторону с

захватом руки, отжимая атакующего руками, кувырком назад с зацепом

ногами туловища атакующего, подтягивая к ногам и сбрасывая между ног.

Удержание поперек: с захватом ближней

руки и ноги, с захватом

дальней руки из-под шеи и туловища, обратное с захватом шеи и ноги,

обратное с захватом руки и ноги.

Уходы от

удержания поперек:

сбрасывая через

голову руками,

перетаскивая через себя захватом шеи и упором предплечьем в живот.

Учебные схватки на выполнение изученного удержания.

Удержание верхом: с обвивом ног снаружи, с зацепом одноименной

ноги и захватом руки, с захватом шеи рукой, с захватом руки из-под шеи.

Уходы от удержания верхом: поворотом в сторону – накладывая ногу на

бедро и захватом руки,

сбивая через голову захватом ног

изнутри,

сбрасывание захватом ноги изнутри, перекатом в сторону захватом руки и

шеи.

Учебные схватки на выполнение изученного удержания. Выведение из

равновесия партнера, стоящего на коленях рывком.

Выведение из равновесия партнера, стоящего на коленях скручиванием.

Выведение из равновесия партнера, в приседе толчком.

Выведение из равновесия партнера, стоящего на одном колене рывком,

Выведение из равновесия партнера, стоящего на одном колене скручиванием.

Выведение из равновесия партнера, стоящего на одном колене толчком.

Учебные схватки на выполнение изученных выведений из равновесия.

В зависимости от уровня предварительной подготовки и темпов

прироста обучения круг изучаемых технических приемов расширяется.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. ГРУППА НП-2.

Выведение из равновесия рывком партнёра, стоящего на колене

(коленях). Выведение из равновесия толчком партнёра, стоящего на колене

(коленях)

Задняя подножка захватом руки и туловища. Передняя подножка с

захватом руки и туловища.

Боковая

подсечка

под

выставленную

ногу.

Передняя

подсечка

встающему сопернику.

Зацеп голенью изнутри.

Бросок через голову захватом шеи и руки с упором голенью в живот.

Отхват снаружи.

Бросок через бедро с захватом пояса. Бросок через спину захватом руки

на плечо.

14

Бросок захватом одноименной голени

изнутри. Бросок захватом

разноимённой голени снаружи. Бросок захватом ног разводя в стороны.

Имитация броска через грудь как контрприём от удержания сбоку.

Активные и пассивные защиты от изученных бросков.

Удержание сбоку захватом шеи и руки. Удержание верхом захватом шеи

и руки. Удержание со стороны головы захватом шеи и руки. Удержание со

стороны ног обхватом туловища. Удержание поперек захватом руки.

Болевой приём рычаг локтя через бедро после удержания сбоку. Болевой

приём рычаг локтя после удержания сбоку захватом руки на ключ. Болевой

приём узел плеча (заправляя руку в подколенный сгиб) после удержания

сбоку.

Ущемление ахиллова

сухожилия

захватом

голени

под

плечо. Переворачивания захватом рук с боку, рычагом, ключом.

Активные и пассивные защиты от технических действий в положении

лёжа.

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. ГРУППА НП-3

Выведение из равновесия рывком захватом руки и шеи. Выведение из

равновесия толчком встающего соперника.

Задняя подножка захватом руки и шеи. Передняя подножка захватом

пояса.

Боковая подсечка встающему с колен противнику. Передняя подсечка в

колено.

Зацеп голенью снаружи.

Бросок через голову захватом пояса на спине и с упором голенью в

живот от хват изнутри с захватом ноги.

Бросок через бедро захватом пояса через разноименное плечо. Бросок

через спину захватом руки и отворота.

Бросок захватом одноименной пятки изнутри. Бросок рывком за пятку с

упором в колено изнутри.

Бросок обратным захватом ног. Бросок через грудь, садясь.

Активные и пассивные защиты от изученных бросков. Удержание сбоку

захватом туловища и руки. Удержание верхом с захватом рук. Удержание со

стороны головы с обхватом туловища. Удержание со стороны ног захватом

туловища и руки. Удержание поперек захватом пояса и отворота куртки.

Болевой приём рычаг локтя внутрь противнику, лежащему на груди.

Болевой приём рычаг локтя от удержания верхом. Болевой приём узел плеча

поперёк. Разъединение сцепленных рук захватом в сгиб локтя.

Ущемление ахиллова сухожилия упором стопой в подколенный сгиб

ноги противника. Рычаг колена захватом голени руками.

Переворачивания захватом ноги, захватом руки и шеи.

Активные и пассивные защиты от технических действий в положении

лёжа.

15

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ

Педагогический контроль.

Педагогический

контроль

является

основным

для

получения

информации о состоянии и эффективности деятельности юных спортсменов.

Он применяется для оценки эффективности средств и методов тренировки,

для

определения

динамики

спортивной

формы

и

прогнозирования

спортивных

достижений.

Задачи

педагогического

контроля

-

учет

тренировочных и соревновательных нагрузок,

определение

различных

сторон подготовленности спортсменов, выявление возможностей достигнуть

запланированного

спортивного

результата,

оценка

поведения

юного

спортсмена

на

соревнованиях.

Основными методами

педагогического

контроля являются педагогические наблюдения и контрольные испытания

(тесты),

характеризующие различные стороны подготовленности юных

спортсменов.

Для определения исходного уровня и динамики общей физической

подготовленности

обучающихся

рекомендуется

следующий

комплекс

контрольных упражнений: прыжок в длину с места; челночный бег 3х10м;

подтягивание в висе (юноши); сгибание-разгибание рук в упоре лежа

(девушки). Тестирование по ОФП обучающихся осуществляется два раза в

год (начало и конец учебного года).

Перед тестированием проводится разминка.

Примерный комплекс контрольных упражнений по ОФП включает

следующие тесты:

а)

Прыжки в длину с

места проводятся на ковре

для самбо.

Испытуемый встает у стартовой линии в

исходное положение - ноги

параллельно – и толчком двумя ногами со взмахом рук совершает прыжок.

Приземление

происходит

одновременно

на

обе

ноги.

Измерение

осуществляется рулеткой по отметке, расположенной ближе к стартовой

линии, записывается лучший результат в сантиметрах из трех попыток.

б)Челночный бег 3*10м выполняется с максимальной скоростью.

Испытуемый встает у стартовой линии, стоя лицом к стойкам. По команде

обегает

препятствия.

Время

фиксируется

до

десятой доли

секунды.

Разрешается одна попытка.

в) Подтягивание из виса на высокой перекладине оценивается при

выполнении спортсменом максимального количества раз хватом сверху,

и.п.: вис на перекладине, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах.

Подтягивание засчитывается при положении, когда подбородок испытуемого

находится выше уровня перекладины. Каждое последующее подтягивание

выполняется из и.п. Запрещены движения в тазобедренных и коленных

суставах, попеременная работа руками.

г) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу выполняется

максимальное

количество

раз.

И.п.:

упор

лежа

на

горизонтальной

поверхности, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах, туловище и

16

ноги

составляют

единую

линию.

Отжимание

засчитывается,

когда

испытуемый, коснувшись грудью пола (горизонтальной поверхности),

возвращается в и.п. При выполнении упражнения запрещены движения в

тазобедренных суставах.

Примерный

комплекс

контрольных

упражнений

по

специальной

физической подготовке включает в себя оценку скорости выполнения

упражнений: забегания на «борцовском мосту»,

перевороты из

упора

головой в ковер на «борцовский мост» и обратно, выполнение бросков

партнера через бедро (передней подножкой, подхватом, через спину).

Оценка

уровня

специальной

физической

подготовленности

осуществляется следующим образом:

а) Забегания на «борцовском мосту» выполняются спортсменом из

исходного положения – упор головой в ковер – в правую и левую сторону по

пять раз максимально широкими шагами без прыжков. Фиксируется время

выполнения упражнения до десятой доли секунды.

б) Перевороты из упора головой в ковер на «борцовский мост» и

обратно выполняются спортсменом десять раз из исходного положения –

упор головой в ковер.

Фиксируется время выполнения упражнения до

десятой доли секунды.

в) Броски партнера через бедро (передней подножкой, подхватом, через

спину); спортсмен выполняет 10 бросков одного партнера из исходного

положения - стоя. Фиксируется время выполнения серии бросков до десятой

доли секунды.

Для тестирования

уровня технико-тактической подготовленности

проводится тестирование спортсменов в виде демонстрации приемов, защит,

контрприемов и комбинаций из всех классификационных групп в стойке и

борьбе лежа, арсенала боевого самбо (удары руками, ногами, удушающие

приемы, техника самозащиты).

Оценивается знание терминологии самбо, умение правильно выполнить

все элементы школы самбо. Важными критериями являются рациональность

выполняемой техники, сохранение равновесия, контроль при падении

партнера и правильно выполненные приемы страховки и самостраховки,

слитность выполнения комбинаций. Оценка проводится в виде интегральной

экспертной оценки (по сумме баллов).

Педагогический контроль включает также и показатели тренировочной

и соревновательной деятельности (количество тренировочных дней, занятий,

соревновательных дней, стартов), исходный уровень состояния здоровья,

физического

развития,

физической

подготовленности,

функциональных возможностей. Динамика

перечисленных

показателей

фиксируется в индивидуальной карте занимающихся.

В процессе подготовки юных спортсменов используется этапный,

текущий и оперативный контроль. Задача этапного контроля - выявление

изменений

в

состоянии

спортсмена

на

протяжении

относительно

длительного периода тренировки. Частота обследований спортсмена может

17

быть различной и зависит от особенностей построения годичного цикла

тренировки.

Текущий

контроль

характеризует

тренировочный

эффект

нескольких занятий. Задача оперативного контроля - оценка эффекта одного

тренировочного занятия. Выбор показателей контроля зависит от задач

тренировки в тот или иной период проведения обследования.

Система комплексного контроля в процессе тренировки основывается на

ряде методических положений. Первое из них – целевая направленность на

высшее спортивное мастерство. Это значит, что относительные показатели

использования своих возможностей, типичные для спортсменов высших

разрядов, должны служить ориентиром для определения нормативных

требований

к

юным

спортсменам.

Второе

методическое

положение-

установка на соразмерность в развитии физических качеств, т.е. обеспечение

их должного соотношения. Реализация этого положения в контрольных

показателях общей и специальной физической подготовленности юных

спортсменов состоит в том, что контрольные нормативы, определяющие

уровень развития отдельных физических

качеств

спортсмена должны

находиться в

оптимальном соотношении, характерном для данного этапа

многолетней тренировки.

В процессе осуществления

комплексного

контроля над

юными

самбистами следует соблюдать следующие условия: всесторонний характер

методов контроля, характеризующих различные стороны подготовленности и

состояние здоровья занимающихся;

подбор методов контроля с учетом

особенностей самбо;

ориентация на ведущие факторы соревновательной

деятельности; сочетание контрольных показателей, являющихся базовыми

для спортивного совершенствования,

а

также

показателей,

характеризующих уровень специальной подготовленности; использование

наиболее информативных и доступных методов

контроля;

учет

параметров тренировочных и соревновательных нагрузок. Важное значение

имеет

система

учета

работы

спортивной

школы

и

показателей,

характеризующих эффективность спортивной тренировки.

Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру

проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм

осуществления

процесса

спортивной

подготовки,

выявить

более

эффективный путь к повышению спортивного мастерства.

Он позволяет

следить за состоянием различных сторон подготовленности спортсменов,

динамикой их спортивных результатов, физическим развитием, состоянием

здоровья и т.д. Анализ

данных учета

дает возможность

не

только

контролировать, но и, вносить коррективы в учебный процесс.

Учету

подлежат

все

стороны

тренировочного

процесса.

Учет

показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

По этапный учет происходит в начале и конце какого-либо этапа, периода,

годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во

втором - заключительным, итоговым.

18

Предварительный

учет позволяет

определить исходный уровень

подготовленности спортсмена

или группы спортсменов. Данные

итогового

учета

при сопоставлении их с

результатом

предварительного учета, позволяют

оценить

эффективность

учебно

тренировочного процесса и внести коррективы в последующий план

тренировки, который предусматривает фиксацию средств, методов, величин

тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоровья и

подготовленности спортсмена. Данные

оперативного учета позволяют

получать нужную информацию об изменениях в состоянии занимающихся,

условиях, содержании и характере тренировки во время проведения занятия.

Эти сведения необходимы для успешного управления тренировочным

процессом в ходе одного занятия.

Фиксация чистого времени работы. В целях фиксации чистого времени,

затраченного на учебно-тренировочную работу, рекомендуется использовать

график учета. Спортсмену (или его тренеру) необходимо после каждого вида

нагрузки сразу же провести горизонтальную линию, соответствующую

чистому

времени,

затраченному

на

данный

вид

работы.

Здесь

же

рекомендуется вести отметку данных по ортостатической пробе, пульсу до

тренировки, после основных схваток, а также восстановлению пульса после

схваток, весовому режиму.

Положительным является то, что спортсмену легко вести учет на

тренировочном занятии и он избавлен от записи цифровых данных.

Фиксация интенсивности нагрузки.

В единоборствах принята

на

вооружение шкала для планирования и контроля интенсивности упражнений,

применяемых спортсменами.

В ее основу положена частота сердечных сокращений (ЧСС) во время

выполнения упражнений. Чем труднее и интенсивнее упражнение, тем

больше потребление кислорода, а в связи с этим выше частота сердечных

сокращений.

Экспериментальными

исследованиями выведены следующие

соотношения между интенсивностью в баллах и ЧСС.

Максимальная

интенсивность

(7

8

баллов)

наблюдается

в

соревновательных и тренировочных схватках длительностью 6-8мин.

Большая интенсивность (5 – 6 баллов) наблюдается в 10-12-минутных

соревновательных и тренировочных схватках, при выполнении упражнений

ОФП (бег на1500м).

Средняя

интенсивность

(3

балла)

отмечается

при

выполнении специальных упражнений (отработка технических действий в

течение 40 мин), при учебно-тренировочных схватках (6 бросков за 5 мин) и

при выполнении упражнений ОФП (футбол, баскетбол).

График учета чистого времени тренировочной работы

Дата

19

Содержание

утро

Вечер

Утро

вечер

утро

вечер

Пульс (уд./в мин)

лежа

50

50

стоя

66

68

разность

14

18

Разминка ОФП

Время (мин)

50

40

30

20

10

Разминка

специальная

Время (мин)

50

40

30

20

10

Изучение

и

совершенствование

техникии

тактики борьбы

Стоя

Время (мин)

50

40

30

20

10

Лежа

Время (мин)

50

40

30

20

10

Тренировочные

схватки

(пульс)

50

40

28

30

26

24

20

24

26

10

28

29

ОФП

Время (мин)

50

40

30

20

10

Объем в минутах

125

140

Вес

До тренировки

84

83

После тренировки

81

80

Разница

3

3

Малая

интенсивность

(1-2балла)

отмечается

при

выполнении

упражнений разминки и специальных упражнений (совершенствование

технических действий в течение 60 мин).

Было предложено планировать и определять общую нагрузку, которую

получит спортсмен на занятиях. Для этого чистое время, затраченное на

выполнение какого-либо упражнения, умножают на баллы интенсивности.

Соотношения между интенсивностью в баллах и ЧСС

20

Интенсивность

Баллы

Частота сердечных

сокращений за 10 сек

ЧСС за 1 мин

Максимальная

8 7

32 30-31

192 180-186

Большая

6 5

28-29 26-27

168-174 156-162

Средняя

4 3

24-25 22-23

144-150 132-138

Малая

2 1

20-21 18-19

120-126 108-114

Например:

10мин

разминка

-

средний

пульс

125уд./мин

(интенсивность 2балла) - нагрузка составит 10 х 2 = 20 условных единиц.

Контроль соревновательной деятельности осуществляется тренером в

виде педагогического наблюдения. Чаще всего тренер наблюд0ает визуально

или фиксирует происходящее с помощью видео съемки. В процессе

длительных исследований установился метод наблюдений за выполнением

технических действий и фиксацией с помощью стенографической записи.

Каждая основная группа приемов фиксируется с помощью специальных

символов (табл. 46).

Фиксируются все выполняемые спортсменом на соревновании и

тактико-технические

действия

и

их

результаты.

После

соревнований

полученные

протоколы

наблюдения

за

действиями

самбистов

обрабатываются. Проводится математическая

обработка результатов

наблюдений,

устанавливается

количество

попыток

и

приемов,

выполненных спортсменом и его противниками, их оценка.

21

ОсновныеРазновидностиВыведение из равновесия

β

толчком

β

рывком

β

Броски захватом ногпяткиголенибедраногмельница

Подножкизадняяпередняяна пятке

Подсечкибоковая

б

передняя

п

изнутри

из

задняя

з

Зацепы

S

голенью

S

стопойобвив

$

Подхваты

Λ

изнутри

Λ

снаружи

Λ

ножницы

Λ

подсады

Λ

отхваты

Λ

Символы для регистрации действий самбиста в схватке

22

Основные

Разновидности

Броски

Через голову

Т

упором стопой

Т

упором голенью

Т

Через

грудь

(прогибом)

Я

через грудьс подсадом

бедром

Р

Через бедро

Обратный

Обр

Через спину

с колен

захватом руки под плечо

захватом руки на плечо

захватом рук

В борьбе лёжа

Удержания

У

Сбоку

У

б

Верхом

У

в

со стороны головы

У

г

со стороны ног

У

н

Поперек

У

п

Болевые на руки

рычаг локтя

рычаг плеча

Узел

ущемление бицепса

Болевые на ноги

рычаг колена

рычаг бедра

рычаг стопы

44

23

1

2

4

Х

Первое предупреждение

1

Второе предупреждение

2

Снятие со схватки

Х

Проведение

приёма вправо

R

Проведение приёма

влево

L

Изнутри

из.

Снаружи

сн.

Боковой

б.

Обратный

обр.

Соединение приёмов в

комбинацию

Λ+

У

б

Обозначение контрприёмовОценка приёмов:- один балл

1

- два балла

1

- четыре балла

1

- чистая победа

1

узел

Дополнительные обозначения

Организация и проведение специальных игр.

Игры в касания.

Игры в касания проводятся в виде кратчайшего (10-15 с) поединка

между двумя спортсменами на ограниченной площади ковра. Побеждает тот,

кто раньше коснется обусловленной части тела соперника. Игры в касания

формируют навыки активного, атакующего стиля ведения схватки на

различных дистанциях, при различных в заиморасположениях, вооружают

24

многообразием способов маневрирования в различных направлениях. Число

игр зависит от разрешенных мест касания,

которые

предусмотрены

правилами соревнований, используемых вариантов касаний, различий в

заданиях, стоящих перед партнерами.

Предложены 3 группы игр с касаниями:

1-го порядка – партнеры получают одно и то же задание; 2-го порядка - с

разными заданиями у партнеров;

3-гопорядка-касания осуществляются двумя конечностями (руками,

рукой и ногой) одновременно в разных местах.

Варианты касаний в игровых комплексах для применения в

самбо

Места

Способы касания

Руками

Ногами

правой

левой

Любой

двумя

Правой

левой

любой

Руки

+

+

+

+

+

+

+

Туловище

+

+

+

+

+

+

+

Ноги

+

+

+

+

+

+

+

Голова и шея

+

+

+

+

+

+

+

Куртка

+

+

+

+

+

+

+

Необходимо постепенно усложнять правила проведения игр. Это

относится к выбору точек и способов касания,

уменьшению размеров

игровой площадки, изменению требований и способам уравнивания сил

соперников.

Игры в блокирующие захваты

В

этих

играх

один

из

спортсменов

осуществляет

на

несопротивляющемся сопернике определенный захват и по сигналу тренера

стремится удержать его до конца схватки, а партнер получает задание

освободиться от захвата. Побеждает тот, кто решит свою задачу. Затем

самбисты меняются ролями.

Дополнительными условиями могут являться вводные установки, что

поражение присуждается за выход за пределы ограниченной площади

поединка, касание ковра чем-либо, кроме ступни, преднамеренное падение,

попытку провести прием.

Для того, чтобы занимающиеся проявляли больше самостоятельности

при поиске наиболее рациональных способов освобождения от блокирующих

захватов, надо избегать преждевременной демонстрации техники указанных

способов.

Усвоение блокирующих захватов является хорошей предпосылкой для

последующего выполнения приемов, контрприемов и защит, следовательно,

существенно повышает атакующие, контратакующие и защитные функции

самбистов. В вольных схватках необходимо запрещать слишком долгое

25

удерживание блокирующих захватов, так как в официальных соревнованиях

такие действия

значительно

снижают динамичность,

зрелищность,

результативность поединков и не поощряются судьями.

В этих играх, как и в играх в атакующие захваты и касания,

противоборство соперников всегда сопряжено с возможностью теснения.

Очень

часто

такие

схватки

перерастают

в

желание

спортсменов

«перетолкать» соперника. Методическое решение проблемы следующее:

необходимо ввести запрет - «отступать нельзя»;выход за пределы игровой

площади нельзя приравнивать к поражению; за решение главной задачи

начислять 2 выигрышных балла, а за вытеснение -лишь1,т.е.в два раза

меньше. Эти методические приемы крайне обостряют ситуацию, придавая ей

спортивный накал и эмоциональную насыщенность, формируя правильный

стиль ведения противоборства.

Игры в атакующие захваты

Эти игры предназначены для формирования навыков осуществления

захватов и освобождения от них. Если блокирующий захват, выполненный и

удерживаемый на несопротивляющемся сопернике, исключает возможность

ответного шага, то

попытка выполнить

атакующий

захват

на

противодействующем сопернике, наоборот,

сопряжена с

реальной возможностью ответного действия.

Сам

процесс

атакующего

захвата

существенно

обостряет

противоборство соперников и очень напоминает ситуацию начала атаки

(«входа в прием»).Это совпадение 2-й задачи этапа базовой тактической

подготовки

самбистов,

предусматривающей

формирование

атакующей

направленности

построения

поединков.

Игры

в

атакующие

захваты

характеризуются

особой

остротой

единоборства и

поэтому

являются

эффективным средством обучения.

Атакующий спортсмен пытается осуществить заранее обусловленный

захват, а контратакующий – навязывает противоположный. Например,

самбист А получает задание захватить левую руку соперника из-под плеча и

правую - за кисть. Самбист Б, освобождаясь и перемещаясь,

пытается

захватить левую руку спортсмена А двумя снаружи. Выигрывает тот, кто

зафиксирует захват в течение трех секунд.

Игры в атакующие захваты направлены на поиск способов решения

задач соревновательной схватки. В них формируются практически все

умения, необходимые

для

реального

поединка:

осуществлять

захват;

«тонко»

воспринимать

через

захват

элементы позиционного взаимодействия и особенности опоры; дозировать

направления и величину усилий. Число игр зависит от степени разнообразия

захватов, используемых в виде заданий. Каждый захват может быть

использован для проведения многих приемов, контрприемов и для надежного

контроля за ситуацией противоборства. Захват исключает возможность

выполнения других захватов (таковы условия игры), иначе не будет решена

задача формирования навыков выполнения атакующих захватов как основы

26

атакующей

направленности

поединков.

В играх

четко

проявляется

позиционное противодействие соперников,

очень

близкое по

своему

содержанию к особенностям противоборства в соревновательных схватках.

Применение игр в атакующие захваты предусматривает постепенное

усложнение

заданий

(все

более

сложные

захваты

и

2

варианта

маневрирования: «отступать можно», «отступать нельзя»). В 1-м случае

время на схватку несколько увеличивается (до7-10с), во втором - площадь

игры и время поединка существенно сокращаются (квадрат, коридор, круг;

до 3-5с). В частности, диаметр круга может постепенно уменьшаться с 6

до3м; выход за его пределы - поражение.

С целью предостережения играющих от соблазна вытолкнуть соперника

за пределы площади поединка, целесообразно ввести правило, описанное в

играх в блокирующие захваты. В частности, за выталкивание присуждать пол

победы (1 балл), а за осуществление атакующего захвата - победу с двумя

выигрышными баллами.

Игры в атакующие захваты в сочетании с играми в касания и в

блокирующие захваты побуждают занимающихся к творческому отношению

к

занятиям,

реализации

дидактического

принципа

сознательностии

активности.

Игры в теснения.

Эти игры проводятся на ограниченной площади. Победа присуждается

тому, кто вынудил партнера наступить на черту площадки или выйти за ее

пределы. Число поединков в серии может варьировать в пределах 3 - 7.

Общая

победа

присуждается

самбисту,

добившемуся

наибольшего

количества побед.

Игры в теснения приучают именно к теснению, а не выталкиванию, для

чего необходимо «парализовать» действия противника и вынудить его к

отступлению. Следует помнить, что игры в теснения без продуманных и

педагогических неоправданных

подходов

могут

иметь

нежелательные

последствия. Важно проводить разъяснительную работу об условности

поединков, их обоюдной пользе, возможных конфликтах, необходимости

соблюдения этических

норм, реализации

волевых и нравственных

качеств.

В предупреждении и конфликтов несомненную пользу оказывает

строгое и объективное судейство, внимательное и справедливое

отношение к занимающимся, использование шутливого тона и других

педагогических воздействий.

Игры в дебюты.

Игры в дебюты формируют навыки решения задач поначалу поединка

самбистов.

Многообразие этих игр создается за счет исходных положений

соперников, исходных захватов (если таковые есть), различных дистанций

между соперниками.

Цель игры. По сигналу судьи спортсмен должен быстро занять

выгодную позицию по отношению к сопернику, затем коснуться заранее

27

обусловленной части тела; или вытеснить за пределы рабочей площади

поединка, или осуществить обусловленный атакующий захват, или оказаться

в определенном положении относительно положения соперника (за спиной,

прижаться к боку и др.), выполнить какое-либо техническое действие.

Поединки

оцениваются

с

учетом

сложности

завершающего

технического действия. Продолжительность игр варьирует в пределах 10-

15сек.Эта группа игр позволяет не только оценить качество усвоения игр в

касания,

теснения,

атакующих

и

блокирующих

захватов,

но

и

конкретизировать задачи дальнейшей тренировочной программы.

28

Список литературы

(используемая педагогом для разработки программы и

организации образовательного процесса)

1.

Борьба самбо: справочник / Е.М. Чумаков. – М.: Физкультура и

спорт, 1985.– 144 с.

2.

Лукашов

М.Н.

Родословная

самбо

/

М.Н.

Лукашев

М.:ФиС.,1986.

3.

Лукашов М.Н. Слава былых чемпионов / М.Н.Лукашев. – М.:

ФиС, 1976.

4.

Рудман Д.Л. Самбо / Д.Л. Рудман. – М.: Терра-Спорт, 2000.

5.

Самбо: правила соревнований / Всероссийская федерация самбо.

–М.: Советский спорт, 2016.– 128с.

6.

Самбо: примерная программа спортивной подготовки для детско-

юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ

олимпийского резерва / С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков. – М.:

Советский спорт, 2005. – 240с.

7.

Самбо: справочник – 2-еизд.,перераб.и доп. –М.:Советский спорт,

2006.– 208 с.

8.

Спортивно-педагогическая

адаптология

борьбы

самбо:

методические рекомендации // С.В. Елисеев, В.Н. Селуянов, С.Е.Табаков//.–

М.: ЗАО фирма «ЛИКА»,2004. – 88 с.

9.

Чумаков Е.М. Сто уроков САМБО /

Е.М.Чумаков;

отв. ред.

С.Е.

Табаков // изд.

5-е, испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт,

2005. – 448с., ил.

10.

Чумаков Е.М. Тактика борца-самбиста / Е.М. Чумаков. – М.:

Физкультура и спорт, 1976. – 224с.

11.

Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца / Е.М. Чумаков. – М.:

РГАФК, 1996. – 106с.

Перечень

обучающих,

контролирующих

компьютерных

программ,

видеофильмов:

1.

«Боевые искусства. Энциклопедия восточных единоборств», CD,

1995.

2.

Волостных В.В.,

Жуков А.Г., Тихонов В.А. «Энциклопедия

боевого самбо», видеофильмы в 3-х видеокассетах (90мин+90мин + 90мин),

1992.

3.

Жуков А.Г., Тихонов В.А., Шмелев О.А. «Боевое самбо для всех»,

видеофильм (120 мин), 1991.

4.

Куринной И.И. «Самбо для профессионалов», CD,1990.

5.

Табаков С.Е. САМБО – вершины мастерства / С.В.

Елисеев,

С.Е. Табаков видеофильм VHS (60мин), 2002.

29

6.

Табаков С.Е. САМБО – первые шаги, / С.Е.

Табаков //

видеофильм VHS (60мин), 2002.

7.

Табаков С.Е. САМБО: Интерактивный справочник-энциклопедия.

Том 1 / С.Е. Табаков //ООО «ВИП в», CD, 2005.

8.

Табаков С.Е. САМБО: Интерактивный справочник-энциклопедия.

Том 2 / С.Е. Табаков // ООО «ВИП в», CD, 2006.

9.

Табаков С.Е. САМБО: Интерактивный справочник-энциклопедия.

Том 3 / С.Е. Табаков // ООО«ВИП в», CD, 2007.

10.

Табаков С.Е. САМБО: Интерактивный справочник-энциклопедия.

Том 4 / С.Е.Табаков //ООО «ВИП в», CD,2008.

11.

Табаков

С.Е.

самозащита

Без

Оружия

/

С.Е.

Табаков

//

видеофильмы VHS (60мин+60 мин), 2002.

Список литературы

(рекомендуемая для детей и родителей)

1.

Гаткин Е.Я.

Букварь самбиста.

Издательство: "Лист", Москва

1997.

2.

Лукашов М.Н. Слава былых чемпионов / М.Н.Лукашев. – М.:

ФиС, 1976.

3.

Эйгминас П.А. Самбо: первые шаги. Издательство: "Физкультура

и спорт" Москва, 1992.

30



В раздел образования