Напоминание

"Золотые правила начинающего пианиста"


Автор: Брукова Елена Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г.о. Тольятти
Наименование материала: Учебно-методические рекомендации
Тема: "Золотые правила начинающего пианиста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Школа искусств Центрального района»

городского округа Тольятти

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА

НАЧИНАЮЩЕГО ПИАНИСТА»

АВТОР:

Преподаватель МБУ ДО ШИЦР

г. о. Тольятти

БРУКОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

2019г

Система современного обучения детей и подростков становится всё более

и более трудоёмкой, занимая почти всё свободное время учащегося. Часто

бывает так, что из-за огромной нагрузки в общеобразовательной школе времени

на

музыкальную

школу

совсем

не

остаётся.

А

освоить

музыкальный

инструмент

(фортепиано)

хочется,

особенно

детям

способным,

творческим,

одарённым.

Дефицит

свободного

времени

негативно

влияет

на

развитие

музыкального

дарования

ученика,

поэтому

необходимо

максимально

оптимизировать

процесс

обучения

игре

на

фортепиано,

сделать

его

более

эффективным.

Перво-наперво необходимо определить цель и правильно организовать

каждое

занятие

с

учащимся.

Лучше

всего

планировать

каждый

урок,

определять приоритетные направления работы с учеником. Такое ежедневное

планирование

позволит

преподавателю

максимально

полно

использовать

рабочее время. Преподаватель должен составлять план ежедневных занятий с

тем,

чтобы

иметь

чёткое

представление

о

том,

какие

основные

моменты

наиболее важны во время урока.

Очень

полезно

также

мотивировать

учащегося

на

достижение

поставленной цели на каждом учебном занятии, отмечая похвалой его успехи.

Это даст ему уверенность в себе и позволит работать с чувством максимальной

отдачи.

Всем известно, что многие дети не любят играть гаммы и технические

упражнения,

но

так

называемая

разминка

перед

занятием

совершенно

необходима.

Преподавателю

следует

внушать

учащемуся,

что

игра

гамм,

арпеджио и аккордов совершенно необходима рукам пианиста, как утренняя

зарядка нужна человеческому организму для того, чтобы проснуться и привести

себя в рабочее состояние. Ученик должен точно знать, что стать хорошим

пианистом не получится без игры технических упражнений.

Каждому преподавателю хочется побыстрее двигаться вперёд, занимаясь

с учащимся, особенно если это одарённый ребёнок. Но спешка в данном случае

не

приведёт

к

положительному

результату. Не

торопитесь

сделать

всё

и

сразу!Поговорка «Тише едешь — дальше будешь» уместна и в данном случае.

Учёными

установлено,

что

мозг

человека

устроен

так,

что

не

может

контролировать

более

трёх

поставленных

задач

одновременно.

Поэтому

преподавателю

следует

выбрать

три

основных

момента,

которые

следует

контролировать учащемуся на данном учебном занятии, а на остальные ошибки

просто

не

обращать

внимания

пока.

Самая

главная

задача

педагога

определить, что является самым важным для ученика в настоящий момент.

Учащийся

тоже не

должен

спешить

выучить

нотный

текст

и

скорее

сыграть

произведение.

Важно

разобрать

текст

и

выучить

произведение

правильно. Продвигаться лучше медленно, полностью разбираясь в деталях

изучаемого

материала.

Спешка

может навредить

и

привести

к

негативным

последствиям.

Начинающий

пианист

будет развиваться

гораздо

быстрее,

если

будет

сконцентрирован

на

работе

в

процессе

занятия.

Учащемуся

необходимо

присутствовать

здесь

и

сейчас,

пристально

следя

за

собственными

действиями и стараясь выполнять все требования преподавателя. Концентрация

является ключевым элементом эффективного обучения.

Бывает, что

ученик

устаёт

на

уроке,

его

внимание

ослабевает.

Если

преподаватель

чувствует, что

ребёнок

устал

или

отвлёкся,

следует

сделать

небольшой перерыв или переключить внимание учащегося на другие виды

деятельности. Помочь расслабиться могут простые физические упражнения,

поэтому

многие

преподаватели

практикуют

так

называемые

«физкульт-

минутки». Это поможет восстановить силы ученика и зарядит его энергией для

продолжения урока.

Некоторые преподаватели считают, что пианист не должен думать ни о

чём, кроме фортепиано. Мы с этим категорически не согласны. Не может из

одарённого

ребёнка

развиться

хороший

пианист, если

он

не

знает

теории

музыки, не приучен мыслить гармнически, не разбирается в интервалах и

аккордах.

Обучение

некоторым

основам

теории

музыки

может

показаться

ребёнку скучным, однако эти фундаментальные знания пойдут ему на пользу в

будущем, по мере обучения игре на фортепиано. Эти знания позволят не только

улучшить технические навыки, но также разнообразить репертуар и стилистику

исполнения.

Очень большое значение для быстрого развития начинающего пианиста

имеет

самостоятельная

работа.

Поскольку

не

возможно

за

короткое время

учебного

занятия

и

за

довольно

редкие

встречи

с

педагогом

добиться

значительного результата, учащемуся совершенно необходимо правильно и

интенсивно

работать

самостоятельно.

Очень

важно

верно

организовать

самостоятельную работу пианиста, и преподаватель должен помочь ребёнку в

этом. Для то, чтобы самостоятельная работа учащегося была эффективной,

следует выполнять несколько несложных правил.

Не

следует

заниматься

всеми

задачами

одновременно,

проигрывая

произведение от начала до конца раз за разом. Этот приведёт только к тому, что

неопытный пианист выучит неправильно аппликатуру или нотный текст, не

обратит

внимания

на

неправильно

сыгранный

пассаж.

Во

одного

самостоятельного

занятия

лучше

отрабатывать

один

отрывок

произведения.

Лучше

всего

играть

медленно,

изучая

один

короткий

музыкальный отрывок каждый день и отрабатывая его со всем вниманием и

тщательностью.

Может

показаться,

что

это

удлинит

продолжительность

обучения, но в долгосрочной перспективе это окажется наиболее полезным.

Опытные пианисты знают, что грамотно и медленно выученное произведение

(особенно техничное) в дальнейшем бывает гораздо легче исполнять в быстром

темпе.

Однако

пианисту, особенно

начинающему,

следует

помнить,

что

для

рационального

развития

аппарата

недостаточно

играть

только

гаммы

и

упражнения по нескольку часов в день. Необходимо оставлять время и для

другой работы. Известно искушение заниматься тем, что знаешь и что лучше

получается. Если пианист не сможет правильно заниматься самостоятельно —

никогда не добьётся успеха.

Общеизвестно, что устранение одного технического недостатка помогает

избавиться и от других. Каждый учащийся должен знать свои слабые стороны и

наступайте на них решительно. Те, кто, поиграв упражнения утром полчаса или

даже час, думают, что с техникой покончено, ошибаются.

Самостоятельная

работа

становится

более

эффективной,

когда

упражнения

разумно

распределяются в течение всего рабочего периода. Очень полезно прерывать

время от времени разучивание художественного произведения и возвращаться к

преодолению определённых технических трудностей. Таким образом можно

достигнуть успеха быстрее и с меньшей затратой сил.

Работая

самостоятельно

над

техническими

упражнениями

учащемуся

нужно учесть следующие советы:

1.

Высота посадки должна обеспечить горизонтальное положение рук.

2.

Освободите

свой

пианистический

аппарат

(не

задирайте

плечи,

не

прижимайте и не отдаляйте локти от корпуса, не зажимайте кисти).

3.

Упражнения играются без педали.

4.

Не

напрягайте

руку.

Утомившись,

отдохните

или

перемените

тип

упражнения.

5.

При работе в медленном темпе forte или piano погружайте палец глубоко

в клавишу.

6.

Не поднимайте пальцы высоко. Помните: чем ближе пальцы к клавишам,

тем лучше контакт с клавиатурой.

7.

Думайте не только об ударе пальцем, но и о его подъёме. Уметь снимать

руку с

клавиатуры

так

же

важно,

как

и

опускать её.

Первый

навык

является условием второго.

8.

Для того, чтобы добиться лёгкости исполнения, полезно в начале работы

преувеличивать

чёткость

артикуляции.

Сила

звука

уменьшается

при

постепенном ускорении темпа.

9.

Контролируйте ваши большой, второй пальцы и не опрокидывайте руку к

мизинцу, чтобы последний сохранял способность к собственному удару.

10.

Непрерывно контролируйте гибкость руки. Она должна быть свободной

от плеча до кисти. Не играйте поднятыми «жёсткими» плечами.

11.

При изучении каждого произведения умейте играть наизусть левую руку

целиком.

12.

Работайте,

постепенно

ускоряя

движение,

но

часто

возвращаясь

к

медленному темпу.

13.

Считайте!

В

упражнениях

сильные

доли

являются

точками

опоры

и

исходными

точками

разбега

пальцев.

Исполняйте

акценты!

Чёткость

ритма способствует чёткости пальцев.

14.

Играйте упражнения выразительно! Слушайте себя!

Полезно записать

собственное исполнение на камеру, просмотреть и прослушать. Увидите

все недостатки и сможете их исправить.

15.

Играйте выученное произведение на столе или крышке рояля.

16.

Часто занимайтесь без педали.

17.

В игре мыслите вперед.

18.

Занимайтесь только на настроенном инструменте.

19.

Если у вас технически не получается пассаж, дело скорее в голове, чем в

руках.

Проанализируйте

его

структуру

(как

ритмическую,

так

и

интервальную), просольфеджируйте пассаж, постепенно ускоряя темп.

Сверните пассаж в аккорд.

20.

Ищите разные тембры, занимайтесь регистровкой на фортепиано.

21.

Если во время исполнения из-за волнения задрожала нога, уприте её

коленом в пианино.

22.

Чтобы уменьшить волнение, глубоко вдохните, при выдохе напрягите

брюшной пресс.

23.

Если во время исполнения вы допустили оплошность в виде неверно

взятой ноты или смазанного пассажа, или даже остановки, не следует

отчаиваться

и

ставить

на

исполнении

крест,

вяло

доигрывая

ноты.

Наоборот,

необходимо

собраться

и

последующей

игрой

завлечь

слушателя. От сыгранного концерта не зависит чья то жизнь, плохое

исполнение

не

повлечет

за

собой

глобальную

катастрофу. Слушатель

забудет

о

грязных

нотах

уже

через

несколько

минут,

поэтому

не

накручивайте себя, это всего лишь игра.

24.

Помните: научиться играть на фортепиано – не значит научиться попадать

в нужные ноты. Это прежде всего способ выразить эмоцию, мысль.

25.

Не полагайтесь на мышечную память. Мышцы «помнят» - сколько силы

надо

приложить,

на

какое

расстояние

переместить

пальцы,

руку

и

предплечье. Но пользоваться только этим вынуждены плохие пианисты;

хорошие — полагаются на свой внутренний и внешний слух .Отсюда и

проигрывание произведения внутренним слухом.

Данные

советы

дадут

добросовестному

музыканту

повод

для

размышлений

и,

без

сомнения,

помогут

ему

овладеть

секретом

великих

пианистов — умением работать!

Самостоятельные

домашние

занятия

должны

быть

регулярными.

График

домашних

занятий

на

фортепиано

должен

соответствовать

предпочтениям и занятости ребёнка. Многие дети предпочитают заниматься в

утреннее время, но есть и любители практиковаться вечером, чтобы отдохнуть

после

тяжёлого

дня.

Предпочтения

в

отношении

времени

занятий

у

всех

разные,

но

чтобы

занятие

оказалось

максимально

продуктивным,

мозг

учащегося

должен

быть

сконцентрирован

только

на

фортепиано.

Очень

хороший положительный результат даёт ведение так называемого «дневника

домашних занятий». Учащийся может создать журнал, куда будет записывать

информацию о том, что сделал в тот или иной день, сколько времени ему

понадобилось

на

освоение

материала

и

другие

наблюдения.

Это

позволит

учащемуся и преподавателю получить представление о том, насколько ребёнок

справляется

с

каждодневными

задачами,

и

даст

возможность

планировать

будущие уроки.

Важно

получать

удовольствие

от

работы

за

фортепиано.

Без

мотивации

и

при

отсутствии

интереса

учащийся,

даже

самый

одарённый,

никогда

не

добьётся

успеха

в

обучении

игре

на

фортепиано.

Каждому

начинающему

пианисту

совершенно

необходимо

получать

удовольствие

от

игры, иметь интерес к музыке, а также желание освоить этот инструмент.

Учащемуся

пойдёт

на

пользу

ежедневное

проигрывание

некоторых

его

любимых музыкальных произведений,

тогда ежедневные домашние занятия

станут интересными и желанными.

Ещё

одним

непременным

условием

интенсивного

и

гармоничного

развития

профессиональных

умений

и

навыков

учащегося

является

каждодневное слушание

музыки

вообще,

и

фортепианной

в

частности.

Необходимо слушать

музыку

в

исполнении

мировых

звёзд,

ведь

разумное

подражание — есть обретение собственного исполнительского стиля.

Преподавателям современной музыкальной школы не следует забывать об

инновационных технологиях, связанных с обучением игре на фортепиано.

Каждый педагог-пианист может найти ряд полезных ресурсов в Интернете с

информацией как для начинающих, так и для профессиональных пианистов.

Любая полезная информация может позволить пианистам разных возрастов и

уровней развития улучшить свои навыки игры на фортепиано.

В настоящее время доступны более современные портативные цифровые

пианино, с помощью которых можно осваивать универсальные тональности,

аккорды,

а

также

самостоятельно

оценить

свои

достижения.

Современные

инструменты

имеют

интересные

особенности,

которые

сделают

процесс

обучения

более

удобным

и

увлекательным

благодаря

интеллектуальным

приложениям и функциям подключения других устройств.

Следуя этим советам и рекомендациям, вы улучшите свои навыки игры на

фортепиано, повысите свое исполнительское мастерство и качество звучания.

В

заключение

ещё

раз

обратимся

ко

всем

пианистам,

желающим

научиться правильно играть на фортепиано. Единственного и исчерпывающего

метода научиться искусству пианизма не существует.

Изучение

произведения

не

ограничивается

только

техническими

задачами.

Звучность,

стиль,

красота

фразы,

полнота

звучания

фактуры,

благородство ритма, равновесие частей — вот цели, которые должен ставить

перед

собой

пианист,

желая

воспроизвести

замысел

автора.

Для

этого

исполнитель должен быть освобождён от размышлений о технической стороне

исполнения.

А

развить

и

довести

технику

до

совершенства

можно

только

каждодневным исполнение гамм, арпеджио, этюдов и т. д.

Для того чтобы достигнуть мастерства, нужно много работать, нужно

много терпения. Не следует забывать также о скромности и уважении традиций.



В раздел образования