Автор: Попова Екатерина Эдуардовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ Городская гимназия
Населённый пункт: г.Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка урока химии для 7 класса
Тема: Разделение смесей
Раздел: среднее образование
Тема урока: «Разделение смесей»
Предметная цель урока: формирование понятия о разделении смесей различных
веществ на основе их физических свойств.
Главный детский теоретический вопрос:
Как можно разделить смесь веществ?
К какому итоговому рассуждению придет ребенок, если образовательная ситуация
на уроке будет создана и успешно разрешена:
Способ разделения смеси веществ основывается на разности физических свойств
разделяемых веществ.
Несмешивающиеся жидкости можно разделить с помощью делительной воронки
(разная плотность жидкостей)
Отделить от жидкости твердое вещество, не растворимое в ней, можно
фильтрованием, используя бумажный фильтр (разность размера частиц)
Выделить вещество из жидкости в кристаллическом виде (удалить воду) можно
выпариванием (физическое свойство воды – испарение воды при Т больше 100С)
Смесь 2 твердых веществ, одно из которых обладает свойствами намагничивания,
можно разделить действие магнита.
1.
Мотивация и целеполагание:
У: Утром бабушка Федора солит в зиму помидоры.
А очки-то потеряла и без них работать стала.
Налила водицу в банку, «посолила» воду манкой
В уксус масла прилила, в соль добавлена вода.
Сахар вдруг смешался с перцем, даже плохо стало с сердцем!
Как мариновать томаты, не подскажете, ребята?
Д: нужно все сделать заново, пользуясь рецептом.
У: К сожалению, Федора истратила все продукты и вещества, необходимые для маринования. Как
можно помочь Федоре?
Д: извлечь / очистить/ получить из смеси нужные ингредиенты.
У: а вы сможете разделить смеси веществ, полученные Федорой?
У:
так
в
чем
у
нас
проблема,
вопрос?
Что
нам
нужно
выяснить,
чтобы
все
смогли
правильно
разделить
все
смеси?
Д: Как разделить смесь разных веществ?
У: Какие будут гипотезы? (фиксация на доске)
Вода + манка
Уксус + масло
Соль + вода
Сахар+ перец
У: Что общего у всех гипотез? На основе чего предполагается выделение веществ из смесей?
Д: у разных веществ - разные свойства
У: например, какие? (по парам веществ) – запись свойств на доске: растворимость в воде, размер
частиц, плотность, …
Вода + манка (нерастворимость манки в воде)
Уксус + масло (разная плотность)
Соль + вода (растворимость в воде,T кипения воды, переход в другое агрегатное состояние)
Сахар+ перец (растворимость/нерастворимость в воде, размер частиц)
У: какие это свойства: физические или химические?
Д: физические.
У: значит, какая у нас общая гипотеза?
Д: (на доске!) … Разделять смеси веществ можно основываясь на разности физических свойств
веществ, входящих в смесь.
У: Я предлагаю каждой группе разделить определенную смесь веществ, которая у вас на столах в
химических стаканах. Помимо смесей Федоры я двум группам раздам смеси, которые получились у
ее соседа дедушки Архипа, он тоже просил помочь ему
(в гараже упала полка. древесные опилки перемещались с железной стружкой, песок попал в
воду предназначенную для питья домашним животным ….)
У: прежде чем преступить к практической работе с веществами что необходимо вспомнить?
Д: правила безопасной работы c веществами. Слайд (5,6 презентации)
После повторения ТБ
У: Какая
у
Вас
задача?
Д: разделить полученные смеси.
У:
на
чем
будете
основываться?
Д: на различиях в физических свойствах веществ.
У:
Как
будете
фиксировать
результаты?
Д: записывать в виде схемы, плана…
У:
а
можно
это
сделать
в
форме
таблицы?
Вам
ведь
нужно
будет
зафиксировать
результаты
работы
не
только
своей
группы,
но
и
других.
(Учащимся представляется
лист №1 (см.приложение)
– где
они будут записывать свои результаты и результаты других групп )
У:
Вам
понадобится
какая-нибудь
информация
о
тех
веществах,
с
которыми
будете
работать?
Д:… да.
У:
учащимся представляется
лист
№
2
« Некоторые физические свойства веществ» см.
приложение Кроме того, у вас есть информация листе №3 – по возможным способам
разделения различных смесей. Нужную, недостающую вам информацию можете найти в них.
Работаем 5 минут.
Представление результатов по 1 мин. И запись в таблицу результатов работы других групп.
У:
какая
была
гипотеза?
Подтвердили? (в тетр) Выбор способа разделения смеси зависит от физических свойств веществ,
образующих смесь.
У: какие способы были использованы в вашем исследовании?
Д: фильтрование, выпаривание, использование делительной воронки, действие магнитом
У: При анализе информации на листе №3 какой еще способ разделения смеси вы встретили?
(дистилляция= перегонка (разделение однородной смеси жидкостей)
У: мы рассмотрели несколько смесей. Как Вы думаете, мы использовали все возможные способы,
сможете вы теперь без затруднений разделить любую другую смесь веществ?
Д: наверное, не все смеси.
У: Предлагаю вам дома продумать план разделения 2 смесей:
1.
Соль + песок + железные стружки
2.
Вода + бензин
Спасибо за работу.
№ 1
Практическое задание по разделению смесей
№
смеси
Состав
Способ разделения
веществ
На каких свойствах
веществ основан
данный способ
1
Вода + манка
2
Уксус + масло
3
Соль +вода
4
Сахар + перец
5
Вода + песок
6
Древесные опилки +
железная стружка
№2 Некоторые физические свойства веществ
Вещество
Особенности физических свойств
Уксусная кислота
бесцветная жидкость, с характерным резким запахом,
кислым вкусом. Температура кипения 118, 1
о
С,
неограниченно смешивается с водой. Плотность: 1,0492
г/см
3
Подсолнечное масло
Плотность нерафинированного подсолнечного масла
равна 0,916 г/см
3
Плотность рафинированного
подсолнечного масла изменяется в пределах от 0,925 до
0,927 г/см
3
Поваренная соль
бесцветное кристаллическое вещество, Температура
плавления +800,8 °С, кипения +1465 °С. Плотность 2,17
г/см
3
Умеренно растворяется в воде. Соленый вкус.
Вода
При обычных условиях – бесцветная жидкость, без
вкуса и запаха. Плотность 1 г/см
3
Т кипения 100°С; Т замерзания 0°С
Древесина
Плотность древесной щепы варьирует в зависимости от
породы дерева (0, 112- 0,371) г/см
3
.
Железо
Т пл. 1535°C, Т. кип. 2870°C, при температурах ниже
769°C притягивается магнитом
Плотность 7,184 г/см
3
Сахар
Бесцветные кристаллы, хорошо растворимы в воде,
гигроскопичны. Сладкие на вкус. Температура
плавления 186
°С
.
Плотность
1,5879 г/см
3
Песок
Природный песок представляет собой рыхлую смесь
зёрен, образовавшихся в результате разрушения
твёрдых горных пород, размером 0,16—5 мм
Не растворяется в воде.
№3 Способы разделение смесей
Состав смеси
Способы разделения
На чем основан метод
Неоднородные смеси
Твердое вещество + твердое
вещество
1.Просеивание
2.использование магнита
Разный размер частиц
Магнитные свойства
одного из веществ
Твердое вещество + жидкость
Фильтрование
Разный размер частиц
веществ, образующих
смесь.
Молекулы воды
проходят через поры
фильтра. А молекулы
твердого вещества - нет
Жидкость + жидкость
Использование
делительной воронки
Разные плотности
жидкостей
Однородные смеси:
Жидкость + жидкость
Дистилляция (перегонка)
Разные температуры
кипения жидкостей
Жидкость + растворимое в ней
кристаллическое вещество
Выпаривание
Испарение воды при
нагревании до 100
0
С
Отстаивание – разделение смеси веществ под действие силы тяжести (более тяжелое
вещество оседает на дне)
Делительная воронка –
сосуд конической формы,
используемый для разделения
несмешивающихся жидкостей.
Более тяжелая (плотная) жидкость
оседает на дне, ее отделяют
первой.
Дистилляция (перегонка) – способ очистки жидкостей от растворенных в ней
примесей. Производится нагревание жидкой смеси, в ходе которого происходит
испарение жидкости. В последующем её пары охлаждают. Происходит процесс
конденсации очищенной от примесей жидкости (переход из парообразного состояния в
жидкое).
Выпаривание (кристаллизация) – метод получения веществ в кристаллическом виде из
растворов, путем удаления растворителя (жидкости)
№1 Заполненный
Смесь
Способ разделения
На каких свойствах
веществ основан
1. Вода + манка
Фильтрование
Разное агрегатное
состояние, манка не
растворяется в воде.
Частицы манки крупные
не проходят через
бумажный фильтр, а
молекулы воды проходят
2. Уксус + масло
Делительной воронкой
(разделение не
смешивающихся
жидкостей)
Разная плотность
жидкостей
3. Соль +вода
Выпаривание
Вода при нагревании до
100
о
С и выше начинает
переходить в пар (меняет
агрегатное состояние)
А соль остается в виде
кристаллов
4. Сахар + перец
1.
Растворение в воде
2.
Фильтрование
3.
Выпаривание
Сахар растворяется в воде,
перец – нет. Раствор
сахара проходит через
бумажный фильтр.
При выпаривании вода
испаряется
5. Вода + песок
Отстаивание,
фильтрование
Разная плотность, песок не
растворяется в воде,
оседает на дно под
действие силы тяжести.
Размер частиц (песок не
проходит через фильтр)
Древесные опилки +
железная стружка
Действие магнитом
Железные стружки
собираются магнитом, а
опилки остаются