Напоминание

Разделение смесей


Автор: Попова Екатерина Эдуардовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ Городская гимназия
Населённый пункт: г.Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка урока химии для 7 класса
Тема: Разделение смесей
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Разделение смесей»

Предметная цель урока: формирование понятия о разделении смесей различных

веществ на основе их физических свойств.

Главный детский теоретический вопрос:

Как можно разделить смесь веществ?

К какому итоговому рассуждению придет ребенок, если образовательная ситуация

на уроке будет создана и успешно разрешена:

Способ разделения смеси веществ основывается на разности физических свойств

разделяемых веществ.

Несмешивающиеся жидкости можно разделить с помощью делительной воронки

(разная плотность жидкостей)

Отделить от жидкости твердое вещество, не растворимое в ней, можно

фильтрованием, используя бумажный фильтр (разность размера частиц)

Выделить вещество из жидкости в кристаллическом виде (удалить воду) можно

выпариванием (физическое свойство воды – испарение воды при Т больше 100С)

Смесь 2 твердых веществ, одно из которых обладает свойствами намагничивания,

можно разделить действие магнита.

1.

Мотивация и целеполагание:

У: Утром бабушка Федора солит в зиму помидоры.

А очки-то потеряла и без них работать стала.

Налила водицу в банку, «посолила» воду манкой

В уксус масла прилила, в соль добавлена вода.

Сахар вдруг смешался с перцем, даже плохо стало с сердцем!

Как мариновать томаты, не подскажете, ребята?

Д: нужно все сделать заново, пользуясь рецептом.

У: К сожалению, Федора истратила все продукты и вещества, необходимые для маринования. Как

можно помочь Федоре?

Д: извлечь / очистить/ получить из смеси нужные ингредиенты.

У: а вы сможете разделить смеси веществ, полученные Федорой?

У:

так

в

чем

у

нас

проблема,

вопрос?

Что

нам

нужно

выяснить,

чтобы

все

смогли

правильно

разделить

все

смеси?

Д: Как разделить смесь разных веществ?

У: Какие будут гипотезы? (фиксация на доске)

Вода + манка

Уксус + масло

Соль + вода

Сахар+ перец

У: Что общего у всех гипотез? На основе чего предполагается выделение веществ из смесей?

Д: у разных веществ - разные свойства

У: например, какие? (по парам веществ) – запись свойств на доске: растворимость в воде, размер

частиц, плотность, …

Вода + манка (нерастворимость манки в воде)

Уксус + масло (разная плотность)

Соль + вода (растворимость в воде,T кипения воды, переход в другое агрегатное состояние)

Сахар+ перец (растворимость/нерастворимость в воде, размер частиц)

У: какие это свойства: физические или химические?

Д: физические.

У: значит, какая у нас общая гипотеза?

Д: (на доске!) … Разделять смеси веществ можно основываясь на разности физических свойств

веществ, входящих в смесь.

У: Я предлагаю каждой группе разделить определенную смесь веществ, которая у вас на столах в

химических стаканах. Помимо смесей Федоры я двум группам раздам смеси, которые получились у

ее соседа дедушки Архипа, он тоже просил помочь ему

(в гараже упала полка. древесные опилки перемещались с железной стружкой, песок попал в

воду предназначенную для питья домашним животным ….)

У: прежде чем преступить к практической работе с веществами что необходимо вспомнить?

Д: правила безопасной работы c веществами. Слайд (5,6 презентации)

После повторения ТБ

У: Какая

у

Вас

задача?

Д: разделить полученные смеси.

У:

на

чем

будете

основываться?

Д: на различиях в физических свойствах веществ.

У:

Как

будете

фиксировать

результаты?

Д: записывать в виде схемы, плана…

У:

а

можно

это

сделать

в

форме

таблицы?

Вам

ведь

нужно

будет

зафиксировать

результаты

работы

не

только

своей

группы,

но

и

других.

(Учащимся представляется

лист №1 (см.приложение)

– где

они будут записывать свои результаты и результаты других групп )

У:

Вам

понадобится

какая-нибудь

информация

о

тех

веществах,

с

которыми

будете

работать?

Д:… да.

У:

учащимся представляется

лист

2

« Некоторые физические свойства веществ» см.

приложение Кроме того, у вас есть информация листе №3 – по возможным способам

разделения различных смесей. Нужную, недостающую вам информацию можете найти в них.

Работаем 5 минут.

Представление результатов по 1 мин. И запись в таблицу результатов работы других групп.

У:

какая

была

гипотеза?

Подтвердили? (в тетр) Выбор способа разделения смеси зависит от физических свойств веществ,

образующих смесь.

У: какие способы были использованы в вашем исследовании?

Д: фильтрование, выпаривание, использование делительной воронки, действие магнитом

У: При анализе информации на листе №3 какой еще способ разделения смеси вы встретили?

(дистилляция= перегонка (разделение однородной смеси жидкостей)

У: мы рассмотрели несколько смесей. Как Вы думаете, мы использовали все возможные способы,

сможете вы теперь без затруднений разделить любую другую смесь веществ?

Д: наверное, не все смеси.

У: Предлагаю вам дома продумать план разделения 2 смесей:

1.

Соль + песок + железные стружки

2.

Вода + бензин

Спасибо за работу.

№ 1

Практическое задание по разделению смесей

смеси

Состав

Способ разделения

веществ

На каких свойствах

веществ основан

данный способ

1

Вода + манка

2

Уксус + масло

3

Соль +вода

4

Сахар + перец

5

Вода + песок

6

Древесные опилки +

железная стружка

№2 Некоторые физические свойства веществ

Вещество

Особенности физических свойств

Уксусная кислота

бесцветная жидкость, с характерным резким запахом,

кислым вкусом. Температура кипения 118, 1

о

С,

неограниченно смешивается с водой. Плотность: 1,0492

г/см

3

Подсолнечное масло

Плотность нерафинированного подсолнечного масла

равна 0,916 г/см

3

Плотность рафинированного

подсолнечного масла изменяется в пределах от 0,925 до

0,927 г/см

3

Поваренная соль

бесцветное кристаллическое вещество, Температура

плавления +800,8 °С, кипения +1465 °С. Плотность 2,17

г/см

3

Умеренно растворяется в воде. Соленый вкус.

Вода

При обычных условиях – бесцветная жидкость, без

вкуса и запаха. Плотность 1 г/см

3

Т кипения 100°С; Т замерзания 0°С

Древесина

Плотность древесной щепы варьирует в зависимости от

породы дерева (0, 112- 0,371) г/см

3

.

Железо

Т пл. 1535°C, Т. кип. 2870°C, при температурах ниже

769°C притягивается магнитом

Плотность 7,184 г/см

3

Сахар

Бесцветные кристаллы, хорошо растворимы в воде,

гигроскопичны. Сладкие на вкус. Температура

плавления 186

°С

.

Плотность

1,5879 г/см

3

Песок

Природный песок представляет собой рыхлую смесь

зёрен, образовавшихся в результате разрушения

твёрдых горных пород, размером 0,16—5 мм

Не растворяется в воде.

№3 Способы разделение смесей

Состав смеси

Способы разделения

На чем основан метод

Неоднородные смеси

Твердое вещество + твердое

вещество

1.Просеивание

2.использование магнита

Разный размер частиц

Магнитные свойства

одного из веществ

Твердое вещество + жидкость

Фильтрование

Разный размер частиц

веществ, образующих

смесь.

Молекулы воды

проходят через поры

фильтра. А молекулы

твердого вещества - нет

Жидкость + жидкость

Использование

делительной воронки

Разные плотности

жидкостей

Однородные смеси:

Жидкость + жидкость

Дистилляция (перегонка)

Разные температуры

кипения жидкостей

Жидкость + растворимое в ней

кристаллическое вещество

Выпаривание

Испарение воды при

нагревании до 100

0

С

Отстаивание – разделение смеси веществ под действие силы тяжести (более тяжелое

вещество оседает на дне)

Делительная воронка

сосуд конической формы,

используемый для разделения

несмешивающихся жидкостей.

Более тяжелая (плотная) жидкость

оседает на дне, ее отделяют

первой.

Дистилляция (перегонка) – способ очистки жидкостей от растворенных в ней

примесей. Производится нагревание жидкой смеси, в ходе которого происходит

испарение жидкости. В последующем её пары охлаждают. Происходит процесс

конденсации очищенной от примесей жидкости (переход из парообразного состояния в

жидкое).

Выпаривание (кристаллизация) – метод получения веществ в кристаллическом виде из

растворов, путем удаления растворителя (жидкости)

№1 Заполненный

Смесь

Способ разделения

На каких свойствах

веществ основан

1. Вода + манка

Фильтрование

Разное агрегатное

состояние, манка не

растворяется в воде.

Частицы манки крупные

не проходят через

бумажный фильтр, а

молекулы воды проходят

2. Уксус + масло

Делительной воронкой

(разделение не

смешивающихся

жидкостей)

Разная плотность

жидкостей

3. Соль +вода

Выпаривание

Вода при нагревании до

100

о

С и выше начинает

переходить в пар (меняет

агрегатное состояние)

А соль остается в виде

кристаллов

4. Сахар + перец

1.

Растворение в воде

2.

Фильтрование

3.

Выпаривание

Сахар растворяется в воде,

перец – нет. Раствор

сахара проходит через

бумажный фильтр.

При выпаривании вода

испаряется

5. Вода + песок

Отстаивание,

фильтрование

Разная плотность, песок не

растворяется в воде,

оседает на дно под

действие силы тяжести.

Размер частиц (песок не

проходит через фильтр)

Древесные опилки +

железная стружка

Действие магнитом

Железные стружки

собираются магнитом, а

опилки остаются



В раздел образования