Напоминание

первоначальные навыки работы концертмейстера в хореографическом классе


Автор: Максимова Надежда Николаевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: методическая работа
Тема: первоначальные навыки работы концертмейстера в хореографическом классе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Максимова Надежда Николаевна

концертмейстер МАУ ДО "ДШИ "Гармония" (г.Калининград)

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КЛАССЕ

Эта работа адресована концертмейстерам,

впервые попавшим в хореографический

класс.

Она поможет почувствоватьпрофессиональную уверенностьв

себе и

расширить свой музыкальный кругозор.

Цель: обобщить свой практический опыт в области творческой и педагогической

деятельности концертмейстера,

при котором музыкальное оформление урока будет

соответствовать решению педагогических задач.

Задачи: выявить специфику деятельностиконцертмейстерахореографического

класса; описать особенности работы концертмейстера данного направления;

отразить требования,предъявляемыек

подбору музыкального материалаи

к

музыкальной импровизации концертмейстера прикладного назначения;

познакомить с личным опытом работы.

Работа концертмейстера в хореографическом классе — это сфера музыкального

творчества,

требующая

определённого обучения,

специальных

знаний

и

определённого опыта.

Фортепианное сопровождение хореографии — специфический

вид

аккомпанемента,который

основан на способности концертмейстера«адекватно

восприниматьхореографический материал как «партию» солирующего голосав

музыкальном ансамбле и

мгновенно исполнять для

него

аккомпанемент».

Музыкальное сопровождение дает танцевальной пластике ритмическую основу и

определяет ее эмоционально — образную суть.

Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность

бегло «читать с листа»: нельзя стать профессиональным концертмейстером,

если не

обладаешь этим качеством.

Умение играть по слуху, т.е. «оторвать глаза от нот»,дает возможность

освободить внимание для того, чтобы держать в поле зрения танцующих. А это очень

важно. Во время исполнения движений необходимо учитывать разные физические

данные учащихся.

Особенно это важно в тот момент,

когда одно и то же движение

ученики

делают по-одному.

Тут

выступает проблема темпового попадания

хореографического исполнения и его музыкальной составляющей. У каждого ребенка

есть личный темп,

который обуславливаетсявескими причинами.

У одного

воспитанника, например, небольшой прыжок,

мала устойчивость. У другого,

напротив,великолепный апломб (равновесие) и природная способность к высокому

прыжку. Исполняя одно движение,они не способны выполнять его одинаково.

А

значит, должна отличатьсяне только темповая, но и звуковая составляющая

аккомпанемента.

Определение темпа — это серьезная задача для концертмейстера, работающего в

области хореографического искусства. «В балетной сфере проблема «верного темпа»

воспринимается очень

болезненно» -

пишет

Г.А.

Безуглая,

кандидат

искусствоведения,

доцент,заведующая кафедрой концертмейстерского мастерства и

музыкального образования Академии Русского балета им.

А.Я.

Вагановой.

«Наиболее важным для концертмейстера показателем музыкального темпа

будут

являться«движения ног, т.к. движения рук и головы чаще всего бывают плавными,

замедленными,

опережающими и запаздывающими».

Умение импровизировать музыкальные вступления,

заключения,перестроения

танцевальных групп,смены позиций и т.д.

в характере и жанре исполняемого

сопровождения — это тоже тот навык, который необходим для успешного проведения

занятий хореографией.

Обязательным требованием к концертмейстеру, работающему в хореографическом

классе,является быстрота ориентации в выборе нужного музыкального материала

для поддержки конкретных учебных танцевальных движений. Но это приходит уже с

опытом и практикой.

На занятии надо быть очень внимательным.Педагог имеет возможность

остановить упражнение в любом месте,

либо начать отрабатывать какой-то фрагмент

движения в отдельности.Для этого концертмейстер должен знать,

с какой точки

нотного материала проигрывать отрывок к отработке определенного движения.

Это

касается и отработке движений в постановках.

Чтобы облегчить себе труд,

нужно

делать карандашом пометки в нотном тексте.

Тогда вы точно будете знать,

с какого

места нужно вступить в данный момент.

Освоение концертмейстерствав классе хореографии идетпо двум

направлениям:

1) репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий;

2)

освоение специфики хореографическогоискусства (знание хореографических

терминов,

построения

урока

хореографии, знаний

природы танца,

его

особенностей).Это нужно для того,чтобы полноценно провести урок в отсутствии

преподавателя.

Для успешной работы в классе концертмейстер должен позаботиться о наличии

музыкально-иллюстрированного материала.

Первоначально

опираясь

на

специализированные издания,

он, со временем,обязан накопить свой музыкальный

багаж.

Причём, даже при наличии очень

удачного рабочегоматериала,важно

периодически его обновлять.Любое обновлениеобязательно должно учитывать

давно и

прочно установившиеся критерии отбора музыкального материала.

Музыкальные фрагменты для занятий должны обладать следующими свойствами:

1. квадратность (4-8-16-32 и т.д. тактов);

2. определённый ритмический рисунок, темп и размер для конкретного движения;

3. наличие или отсутствие (особенно на первоначальном этапе) затакта.

Иными словами,сопровождать урок хореографии может не всякаямузыка,а

лишь весьма специфическая,та,

которую принято

называть дансантной (от

франц.dansant

— танцевальный,danse — танец).Дансантность — танцевальность,

совокупностьформальных качествмузыки,

делающих её удобной для танца и

выражающих танец.

Дансантность способствует слиянию музыки и танца в единое

целое.

Каждое занятие в хореографии должно начинаться с поклона — приветствия

учащимися педагога и концертмейстера.

Перед приветствием (поклоном) возможно

исполнение preparation (от франц. -

приготовление,подготовка)на усмотрение

преподавателя.

Он делается на 2 ярких,чётких аккорда (Д - Т). Само приветствие

играется на 1 предложение.

На 1-ом — 2-ом году обучения дети занимаются общедоступной хореографией

(ритмикой,

гимнастикой, танцем). В этот

момент вырабатываютсяправильная

координация движений,

постановка корпуса,головы,рук,

развивается мускулатура

ног. В процессе этих занятий дети получают знания о ритмической организации,

музыкальных размерах,

музыкальных образах,

которые они

воплощают в

музыкально-ритмических играх, заданиях. Подбор музыки к таким занятиям зависит

от возраста детей. Т. к. у детей младшего школьного возраста превалирует наглядное

мышление, эмпирические представления о мире, то для них нужно подбирать музыку

с чёткими, простыми ритмами,несложной мелодией,

ясной фактурой.В процессе

работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша,

польки,

вальса на несложных музыкальных примерах,

которые очень яркие по характеру и

музыкальной окраске.

Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический и

народно-сценический танец.

Изучение классического танца начинается с 3-го года

обучения,где происходит освоение начальных элементов экзерсиса (упражнений) у

станка.

На этом этапе

детям даются основные начальные представленияо

классическом танце.Это делается на уже знакомом музыкальном материале,

где

учащиеся на уроках вновь сталкиваются с

танцами:

вальс, полька,

мазурка.

Постепенно материал усложняется.

В дальнейшем,

при обучении классическому танцу, урок классики состоит из

экзерсиса у станка, экзерсиса на середине и allegro (прыжки).

Подбор музыкального материала

ведётся концертмейстером в соответствии с

программными

требованиями хореографа (учитывается

также

возраст

обучающихся).Обязательно проговаривайте с преподавателем,

какие музыкальные

произведения (фрагменты) вам нужно подготовить к тому или иному занятию.

Это

поможет вам избежать заминок в музыкальном сопровождении хореографических

движений.

Классический экзерсис имеет определённый набор движений, которые изучаются

из года в год, но, по мере усвоения,постоянно усложняются,

комбинируются.Все

движения экзерсиса (у станка) делятся на медленные (плавно-скользящие) и быстрые

(с чётким ритмом). Они чередуются.И музыкальные фрагменты подбираются по

этому же принципу:в медленном темпе (размер 3/4,

4/4), в быстром темпе (размер

2/4, 4/4).

Основные движения классического экзерсиса:

1.Plie (de mi u grand) — маленькие и большие приседания;

2.Battement tandu - отведение и приведение ноги;

3.Battementtandu с

demi

plie – отведение и приведение ноги с

маленькими

приседаниями;

4.Battement tandu jete – бросок ноги на воздух на 45*;

5.Rond de jambe par terre – круг ногой по полу;

6.Battement fondu – тающий батман;

7.Battement frappes – ударный батман;

8.Adajio;

9. Grand battement jete – бросок ноги на 90* и выше.

Музыкант, работающий в хореографическом классе,

должен свободно

разбираться в специфической терминологии,

понимать характер базовых движений

классического экзерсиса.

От

этого

и

будет

зависеть быстрота реакции

концертмейстера на выбор того или иного музыкального сопровождения.

В своем

оформлении танцевальных движений концертмейстер должен предложить и

исполнить разнообразныемузыкальные построения — заранее заготовленный

музыкальный материал (фортепианные миниатюры,

отрывки из балетной,оперной

музыки и

т.д.),

полностью соответствующиедвижениям, учебным задачам и

характеру экзерсиса.

Подобрать готовое произведение под заданную преподавателем

комбинацию, ничего в нём не меняя,

на практике довольно сложно. Поэтому, в моей

практике утвердились 2 метода для оформления хореографических занятий:

1. приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов;

2. импровизационный.

Импровизационный метод может быть двух видов:

1.

переработанные варианты различных музыкальных произведений (

где может

поменяться размер, ритм, фактура, колличество тактов);

2.

полная импровизация, исходя из требований педагога.

Музыкальная импровизация прикладного назначения должна включать в себя 3

основных момента:

1.Вступление — preparasion,

исполняющееся в характере упражнения (желательно

заканчивать половинным кадансом,

который требует музыкального продолжения) —

2-4 такта;

2.Сам музыкальный фрагмент для оформленияэкзерсиса строго указанного

количества тактов (8-16-32) в заданном ритме, характере, темпе);

3.Заключение, заканчивающееся полным кадансом.

Удачная импровизация,

как показывает поурочная работа,

повышает

эффективность занятий,

не снижает его темпа. Наличие пауз во время занятий

сведено до минимума.

Сочинениесобственных композиций и применениемузыкальных

импровизаций в

этом виде

концертмейстерской деятельности связано с

историческими традициями.В XV -

XVIII

вв.

учитель танцев (танцмейстер),

преподавая танцевальное искусство,

аккомпанировал свои

уроки

карманной

скрипкой,

давая фору иному

скрипачу-виртуозу. Этого требует и

учебно-

хореографическая практика,

где музыкальное сопровождение,

подчиняясь процессу

обучения хореографической грамоте,

помогает ученикам осваиватьтехнические

трудности.

Все тонкости хореографичекого аккомпанемента постигаются через

качественную и системную практику,серьёзную и заинтересованную помощь со

стороны педагога.

А концертмейстер — это его «правая рука».

В хореографическом

классе он помогает педагогу контролировать и исполнять общий ход изучения танца

и танцевальных упражнений на уроках.

Используемая литература:

1.Безуглая Г.А. «Концертмейстер балета. Учебное пособие». Спб: Академия русского

балета им. А.Я. Вагановой, 2005.

2.Ваганова А.»Я. «Основы классического танца». - М. 1983.

3.Егорова

С.В.,

доцент

факультета искусств

ФГБОУ

ВПО

«Тульский

государственныйпедагогический университет им.

Л.

Н.

Толстого», г.

Тула

«Специфика работы концертмейстера в хореографическом классе».

4.Кубанцева Е.И.

«Концертмейстерство—музыкально-

творческая деятельность».

М.:Музыка,2001.

5.Ревская Н.Е. «Классический танец: музыка на уроке. Экзерсис»

Методика музыкального оформления урока классического танца. - Спб.: Композитор,

2005.



В раздел образования