Автор: Максимова Надежда Николаевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: методическая работа
Тема: первоначальные навыки работы концертмейстера в хореографическом классе
Раздел: дополнительное образование
Максимова Надежда Николаевна
концертмейстер МАУ ДО "ДШИ "Гармония" (г.Калининград)
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КЛАССЕ
Эта работа адресована концертмейстерам,
впервые попавшим в хореографический
класс.
Она поможет почувствоватьпрофессиональную уверенностьв
себе и
расширить свой музыкальный кругозор.
Цель: обобщить свой практический опыт в области творческой и педагогической
деятельности концертмейстера,
при котором музыкальное оформление урока будет
соответствовать решению педагогических задач.
Задачи: выявить специфику деятельностиконцертмейстерахореографического
класса; описать особенности работы концертмейстера данного направления;
отразить требования,предъявляемыек
подбору музыкального материалаи
к
музыкальной импровизации концертмейстера прикладного назначения;
познакомить с личным опытом работы.
Работа концертмейстера в хореографическом классе — это сфера музыкального
творчества,
требующая
определённого обучения,
специальных
знаний
и
определённого опыта.
Фортепианное сопровождение хореографии — специфический
вид
аккомпанемента,который
основан на способности концертмейстера«адекватно
восприниматьхореографический материал как «партию» солирующего голосав
музыкальном ансамбле и
мгновенно исполнять для
него
аккомпанемент».
Музыкальное сопровождение дает танцевальной пластике ритмическую основу и
определяет ее эмоционально — образную суть.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность
бегло «читать с листа»: нельзя стать профессиональным концертмейстером,
если не
обладаешь этим качеством.
Умение играть по слуху, т.е. «оторвать глаза от нот»,дает возможность
освободить внимание для того, чтобы держать в поле зрения танцующих. А это очень
важно. Во время исполнения движений необходимо учитывать разные физические
данные учащихся.
Особенно это важно в тот момент,
когда одно и то же движение
ученики
делают по-одному.
Тут
выступает проблема темпового попадания
хореографического исполнения и его музыкальной составляющей. У каждого ребенка
есть личный темп,
который обуславливаетсявескими причинами.
У одного
воспитанника, например, небольшой прыжок,
мала устойчивость. У другого,
напротив,великолепный апломб (равновесие) и природная способность к высокому
прыжку. Исполняя одно движение,они не способны выполнять его одинаково.
А
значит, должна отличатьсяне только темповая, но и звуковая составляющая
аккомпанемента.
Определение темпа — это серьезная задача для концертмейстера, работающего в
области хореографического искусства. «В балетной сфере проблема «верного темпа»
воспринимается очень
болезненно» -
пишет
Г.А.
Безуглая,
кандидат
искусствоведения,
доцент,заведующая кафедрой концертмейстерского мастерства и
музыкального образования Академии Русского балета им.
А.Я.
Вагановой.
«Наиболее важным для концертмейстера показателем музыкального темпа
будут
являться«движения ног, т.к. движения рук и головы чаще всего бывают плавными,
замедленными,
опережающими и запаздывающими».
Умение импровизировать музыкальные вступления,
заключения,перестроения
танцевальных групп,смены позиций и т.д.
в характере и жанре исполняемого
сопровождения — это тоже тот навык, который необходим для успешного проведения
занятий хореографией.
Обязательным требованием к концертмейстеру, работающему в хореографическом
классе,является быстрота ориентации в выборе нужного музыкального материала
для поддержки конкретных учебных танцевальных движений. Но это приходит уже с
опытом и практикой.
На занятии надо быть очень внимательным.Педагог имеет возможность
остановить упражнение в любом месте,
либо начать отрабатывать какой-то фрагмент
движения в отдельности.Для этого концертмейстер должен знать,
с какой точки
нотного материала проигрывать отрывок к отработке определенного движения.
Это
касается и отработке движений в постановках.
Чтобы облегчить себе труд,
нужно
делать карандашом пометки в нотном тексте.
Тогда вы точно будете знать,
с какого
места нужно вступить в данный момент.
Освоение концертмейстерствав классе хореографии идетпо двум
направлениям:
1) репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий;
2)
освоение специфики хореографическогоискусства (знание хореографических
терминов,
построения
урока
хореографии, знаний
природы танца,
его
особенностей).Это нужно для того,чтобы полноценно провести урок в отсутствии
преподавателя.
Для успешной работы в классе концертмейстер должен позаботиться о наличии
музыкально-иллюстрированного материала.
Первоначально
опираясь
на
специализированные издания,
он, со временем,обязан накопить свой музыкальный
багаж.
Причём, даже при наличии очень
удачного рабочегоматериала,важно
периодически его обновлять.Любое обновлениеобязательно должно учитывать
давно и
прочно установившиеся критерии отбора музыкального материала.
Музыкальные фрагменты для занятий должны обладать следующими свойствами:
1. квадратность (4-8-16-32 и т.д. тактов);
2. определённый ритмический рисунок, темп и размер для конкретного движения;
3. наличие или отсутствие (особенно на первоначальном этапе) затакта.
Иными словами,сопровождать урок хореографии может не всякаямузыка,а
лишь весьма специфическая,та,
которую принято
называть дансантной (от
франц.dansant
— танцевальный,danse — танец).Дансантность — танцевальность,
совокупностьформальных качествмузыки,
делающих её удобной для танца и
выражающих танец.
Дансантность способствует слиянию музыки и танца в единое
целое.
Каждое занятие в хореографии должно начинаться с поклона — приветствия
учащимися педагога и концертмейстера.
Перед приветствием (поклоном) возможно
исполнение preparation (от франц. -
приготовление,подготовка)на усмотрение
преподавателя.
Он делается на 2 ярких,чётких аккорда (Д - Т). Само приветствие
играется на 1 предложение.
На 1-ом — 2-ом году обучения дети занимаются общедоступной хореографией
(ритмикой,
гимнастикой, танцем). В этот
момент вырабатываютсяправильная
координация движений,
постановка корпуса,головы,рук,
развивается мускулатура
ног. В процессе этих занятий дети получают знания о ритмической организации,
музыкальных размерах,
музыкальных образах,
которые они
воплощают в
музыкально-ритмических играх, заданиях. Подбор музыки к таким занятиям зависит
от возраста детей. Т. к. у детей младшего школьного возраста превалирует наглядное
мышление, эмпирические представления о мире, то для них нужно подбирать музыку
с чёткими, простыми ритмами,несложной мелодией,
ясной фактурой.В процессе
работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша,
польки,
вальса на несложных музыкальных примерах,
которые очень яркие по характеру и
музыкальной окраске.
Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический и
народно-сценический танец.
Изучение классического танца начинается с 3-го года
обучения,где происходит освоение начальных элементов экзерсиса (упражнений) у
станка.
На этом этапе
детям даются основные начальные представленияо
классическом танце.Это делается на уже знакомом музыкальном материале,
где
учащиеся на уроках вновь сталкиваются с
танцами:
вальс, полька,
мазурка.
Постепенно материал усложняется.
В дальнейшем,
при обучении классическому танцу, урок классики состоит из
экзерсиса у станка, экзерсиса на середине и allegro (прыжки).
Подбор музыкального материала
ведётся концертмейстером в соответствии с
программными
требованиями хореографа (учитывается
также
возраст
обучающихся).Обязательно проговаривайте с преподавателем,
какие музыкальные
произведения (фрагменты) вам нужно подготовить к тому или иному занятию.
Это
поможет вам избежать заминок в музыкальном сопровождении хореографических
движений.
Классический экзерсис имеет определённый набор движений, которые изучаются
из года в год, но, по мере усвоения,постоянно усложняются,
комбинируются.Все
движения экзерсиса (у станка) делятся на медленные (плавно-скользящие) и быстрые
(с чётким ритмом). Они чередуются.И музыкальные фрагменты подбираются по
этому же принципу:в медленном темпе (размер 3/4,
4/4), в быстром темпе (размер
2/4, 4/4).
Основные движения классического экзерсиса:
1.Plie (de mi u grand) — маленькие и большие приседания;
2.Battement tandu - отведение и приведение ноги;
3.Battementtandu с
demi
plie – отведение и приведение ноги с
маленькими
приседаниями;
4.Battement tandu jete – бросок ноги на воздух на 45*;
5.Rond de jambe par terre – круг ногой по полу;
6.Battement fondu – тающий батман;
7.Battement frappes – ударный батман;
8.Adajio;
9. Grand battement jete – бросок ноги на 90* и выше.
Музыкант, работающий в хореографическом классе,
должен свободно
разбираться в специфической терминологии,
понимать характер базовых движений
классического экзерсиса.
От
этого
и
будет
зависеть быстрота реакции
концертмейстера на выбор того или иного музыкального сопровождения.
В своем
оформлении танцевальных движений концертмейстер должен предложить и
исполнить разнообразныемузыкальные построения — заранее заготовленный
музыкальный материал (фортепианные миниатюры,
отрывки из балетной,оперной
музыки и
т.д.),
полностью соответствующиедвижениям, учебным задачам и
характеру экзерсиса.
Подобрать готовое произведение под заданную преподавателем
комбинацию, ничего в нём не меняя,
на практике довольно сложно. Поэтому, в моей
практике утвердились 2 метода для оформления хореографических занятий:
1. приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов;
2. импровизационный.
Импровизационный метод может быть двух видов:
1.
переработанные варианты различных музыкальных произведений (
где может
поменяться размер, ритм, фактура, колличество тактов);
2.
полная импровизация, исходя из требований педагога.
Музыкальная импровизация прикладного назначения должна включать в себя 3
основных момента:
1.Вступление — preparasion,
исполняющееся в характере упражнения (желательно
заканчивать половинным кадансом,
который требует музыкального продолжения) —
2-4 такта;
2.Сам музыкальный фрагмент для оформленияэкзерсиса строго указанного
количества тактов (8-16-32) в заданном ритме, характере, темпе);
3.Заключение, заканчивающееся полным кадансом.
Удачная импровизация,
как показывает поурочная работа,
повышает
эффективность занятий,
не снижает его темпа. Наличие пауз во время занятий
сведено до минимума.
Сочинениесобственных композиций и применениемузыкальных
импровизаций в
этом виде
концертмейстерской деятельности связано с
историческими традициями.В XV -
XVIII
вв.
учитель танцев (танцмейстер),
преподавая танцевальное искусство,
аккомпанировал свои
уроки
карманной
скрипкой,
давая фору иному
скрипачу-виртуозу. Этого требует и
учебно-
хореографическая практика,
где музыкальное сопровождение,
подчиняясь процессу
обучения хореографической грамоте,
помогает ученикам осваиватьтехнические
трудности.
Все тонкости хореографичекого аккомпанемента постигаются через
качественную и системную практику,серьёзную и заинтересованную помощь со
стороны педагога.
А концертмейстер — это его «правая рука».
В хореографическом
классе он помогает педагогу контролировать и исполнять общий ход изучения танца
и танцевальных упражнений на уроках.
Используемая литература:
1.Безуглая Г.А. «Концертмейстер балета. Учебное пособие». Спб: Академия русского
балета им. А.Я. Вагановой, 2005.
2.Ваганова А.»Я. «Основы классического танца». - М. 1983.
3.Егорова
С.В.,
доцент
факультета искусств
ФГБОУ
ВПО
«Тульский
государственныйпедагогический университет им.
Л.
Н.
Толстого», г.
Тула
«Специфика работы концертмейстера в хореографическом классе».
4.Кубанцева Е.И.
«Концертмейстерство—музыкально-
творческая деятельность».
М.:Музыка,2001.
5.Ревская Н.Е. «Классический танец: музыка на уроке. Экзерсис»
Методика музыкального оформления урока классического танца. - Спб.: Композитор,
2005.