Напоминание

Работа над вокальным дыханием и правильным звукоизвлечением на начальном этапе обучения.


Автор: Ведерникова Алина Фаритовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "Порошинская ДШИ"
Населённый пункт: Свердловская область, Камышловский район, п/о Порошино
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Работа над вокальным дыханием и правильным звукоизвлечением на начальном этапе обучения.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Порошинская детская школа искусств»

Открытый урок по вокальному ансамблю

«

Работа над вокальным дыханием и правильным звукоизвлечением

на начальном этапе обучения

».

Преподаватель: Ведерникова А. Ф.

Дата проведения: 20.10.2020

Цель: добиться осмысленного правильного дыхания, которое в последствие

будет поставлено на автоматизм, а так-же чтобы обучающиеся на начальном

этапе обучения поняли, куда направлять звук при пении.

Задачи:

- работа над правильным взятием воздуха, отработка этого механизма

через специальные дыхательные упражнения

- работа над звонким и чистым пением, на любых скачках в вокальных

распевках, маленьких вокализах и в произведениях

- правильный разбор и качественное исполнение выбранного

произведения, в характере, с осмыслением художественного текста и образа

- Продолжение работы над новым произведением

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (рассказ, объяснение, беседа);

- эмпирический метод (поиск понятных для ребенка слов, определений для

описания вокальных приемов).

Оформление класса:

Музыкальный инструмент – электронное фортепиано.

Наглядные пособия: ноты.

Технические средства: акустическая система, ноутбук.

План урока:

1. Вступление.

2. Упражнения на дыхание.

3. Вокальная распевка.

4. Работа над произведениями.

5. Обобщение урока.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

I.

Вступление

Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание

психологического настроя на творческую плодотворную деятельность.

Беседа по теме занятия.

II.

Упражнения на дыхание

Упражнение

«Насос».

Исходное положение - встать прямо, ноги

несколько шире плеч, руки опущены.

Слегка

наклониться

вперед.

Плечи

опущены,

мышцы

спины

расслаблены, спина принимает округлую форму. Голова опущена, мышцы

шеи расслаблены, смотреть вниз. В конце этого движения вниз — поклона —

сделать короткий шумный вдох через нос, как бы желая вдохнуть аромат

цветущего у ног куста роз. Приподняться, возвращаясь в исходное

положение. Сделать свободный, пассивный выдох через рот или через нос.

Не останавливаясь, повторите это упражнение еще раз, и так до 8

вдохов-выдохов. Сделайте паузу, отдыхая 3-5 секунд, и снова повторите

упражнение.

Упражнение «Шарик». Представим, что у нас в животе находится

воздушный шарик. Прокалываем его тонкой иголочкой и очень медленно со

звуком «С» выдыхаем воздух. Затем повторяем это же самое упражнение на

гласный звук «А». Запоминаем ощущения, которые сопровождают момент

выдоха и задержки дыхания.

Упражнение «Боксер». Исходное положение – ноги на ширине плеч,

ладони зажаты в кулак, держим их перед грудью, делаем глубокий вдох через

нос, затем делаем несколько коротких выдохов со звуком «ф», поочередно

выталкивая руки от себя, как боксеры. Упражнение направлено на

укрепление мышц диафрагмы.

Следующие

упражнение

«собачка».

Это

упражнение

полезно

выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку, расслабьте

плечи и шею. Выполняя упражнение, следите чтобы плечи не поднимались.

III.

Вокальная распевка

Упражнение «От шепота до крика». На счет от одного до десяти нужно

распределить силу звука.

Вдох

при

исполнении

вокального

произведения

должен

быть

беззвучным, активным, глубоким, с ощущением «полузевка». Ведь в момент

«зевка»

поднимается

мягкое

нёбо,

что

способствует

формированию

объемного звукоизвлечения.

Второе упражнение разогревает голосовые связки (обучающиеся

выполняют упражнение на формирование объемного звука – сомкнутыми

губами воспроизводится звук «М» с использованием штриха staccato).

Внимание

в

этом

упражнении

необходимо

сосредоточить

на

диафрагме, чем сильнее акцент на каждый звук, тем ощутимее тяжесть на

диафрагме. Тренируем опору дыхания.

Выдох при пении должен быть продолжительным, экономным и

плавным (без скачков и срывов).

Распевка на активном, но мягком стаккато. Слоги «ми» или «лё» по

дважды повторяющемуся мажорному трезвучию.

Распевка в пределах терции на «контилену» -«ми-мэ-ма».

Основные задачи в вокальном ансамбле.

Рассказать ребятам что такое ансамбль, и основные задачи участников

ансамбля.

IV.

Работа над произведением:

Для начала нужно спеть детям произведение с аккомпанементом,

чтобы они поняли, как приблизительно должна звучать песня в конце работы

над ней.

Прежде чем сольфеджировать песню, мы прохлопаем ритм в ладоши.

Следующий этап - разбор сольфеджио, а лучше на каком-то одном

слоге, обращая внимание на правильное дыхание.

Когда

мелодия

запомнится,

можно

подключать

текст,

обращая

внимание на правильное звукоизвлечение.

В

конце

занятия

можно

пропеть

песню

целиком

подключая

артистические моменты – жесты, минимальные танцевальные движения,

которые будут не мешать ученикам при пении.

Основа любого пения — гласные звуки. От правильного звукообразования

гласных

зависит

красота

тембра.

У

обучающихся

1ого

и

2ого

года

обучения школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным

образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение

высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот,

свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие

каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то,

чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или

небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

V.

Обобщение урока

VI.

Рефлексия

VII.

Домашнее задание

- повторять песню дома;

- следить за правильным вдохом, ровным спокойным выдохом.

- Следить за произношением гласных звуков во время пения.



В раздел образования