Напоминание

Структура профессионального самосознания


Автор: Сухарева Жанна Викторовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ им. А.Н. Арапова"
Населённый пункт: го Верх-Нейвинский
Наименование материала: Статья
Тема: Структура профессионального самосознания
Раздел: полное образование





Назад




Структура профессионального самосознания

Профессиональное самосознание учителя - осознание учителем себя как субъекта

педагогической деятельности, пригодности своих качеств, способностей, своей

социальной значимости.

Факторы, осложняющие процесс профессионального становления педагога

( по Р.А. Ахметову):

1.

Кризис

нереализованности.

Человек

начинает

думать:

«Моя

жизненная

программа не выполнена…», «Жизнь не удалась…», «Не повезло…», он не видит

или недооценивает свои достижения и успехи и в своем прошлом не усматривает

существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и

предстоящего.

2.

Кризис

опустошенности.

Возникает,

когда

в

настоящей

жизни

слабо

представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее.

Человек чувствует, что выдохся и не способен на осуществление задуманного.

3.

Кризис бесперспективности. Возникает, когда по тем или иным причинам в

сознании слабо представлены потенциальные связи событий, планы, мечты о

будущем. Человек, обладая активностью, имея определенные достижения и ценные

личные качества, все же затрудняется в построении новых жизненных программ,

не видит для себя путей самоопределения, самосовершенствования.

В самых тяжелых случаях эти кризисы могут возникать в разных сочетаниях,

каждых человек переживает их по-разному, но если педагог подготовлен к ним, знает

об их существовании ему легче с ними справится.

Этапы профессионального продвижении (по Е.А. Климову):

Оптант (или фаза оптанта, оптации) - этап выбора профессии.

Адапт (или фаза адапта)

- человек, осваивающий профессию (обучение

специализированном заведении).

Адаптант (фаза адаптации) - привыкание молодого специалиста к работе (3-5

лет).

Интернал (фаза интернала)

- уже опытный работник, который уже может

самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями.

Мастер (фаза мастерства) -

работник выделяется какими-то специальными

качествами, умениями, широкой ориентировкой в профессиональной области. Он

обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты

стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником.

Авторитет (фаза авторитета) - мастер своего дела, известный в своем кругу или

за его пределами. Профессионально-производственные задачи он успешно решает за

счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу.

Наставник (фаза наставничества) - авторитетный мастер своего дела, имеющий

единомышленников, последователей, учеников. Он передает опыт молодым, следит за

их ростом, его жизнь наполнена осмысленной перспективой.

Если педагог находится в творческом поиске, системно занимается своим

профессиональным саморазвитием, то в ходе образовательного процесса можно

ожидать следующих результатов:

У учителей:

Существенное повышение интереса к своей профессии;

Персональная ответственность за свою деятельность;

Квалификационный рост и повышение профессионального мастерства;

Владение педагогическими технологиями;

Рост креативности и инициативы;

Улучшение самочувствия и здоровья;

Конструктивное решение конфликтов и противоречий в школьной среде;

Концептуальность в профессиональной работе;

Высокий уровень гуманитарной культуры;

У учащихся:

Повышение качества знаний;

Развитие способностей к исследовательской и проектной образовательной

деятельности;

Повышение гуманитарной культуры;

Адаптивность (отсутствие чувства беспомощности);

Доверие к учителю и школе;

Способность разрешать конфликты;

Улучшение самочувствия и здоровья.

Подготовила Сухарева Ж.В.



В раздел образования