Автор: Хаджуова Диана Казбековна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ КК "Пашковский сельскохозяйственный колледж"
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: "Орфоэпические нормы в системе обучения современному русскому языку"
Раздел: среднее профессиональное
В современном мире обмен информацией преимущественно осуществляется
посредством различных потенций интернета, социальных сетей, телевидения и других
СМИ, где преобладает устная речь. Именно поэтому особенно актуальными в процессе
обучения русскому языку в учреждениях системы СПО становятся темы, связанные с
орфоэпией русского литературного языка.
Соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение, так как
орфоэпические
ошибки
препятствуют
восприятию
содержания
речи:
внимание
слушающего фиксируется на различных погрешностях произношения, что существенно
затрудняет и замедляет процесс общения. Кроме того, соблюдение орфоэпических норм –
один из важнейших и наиболее примечательных показателей владения культурой русской
речи и уровня образованности говорящего.
Орфоэпия как совокупность специфических норм устной речи складывалась
исторически вместе с развитием национального языка. Современное русское литературное
произношение сформировалось на основе московского говора, впитавшего некоторые
черты петербургского. Произношение Москвы могло приобрести обобщенный характер и
стать
«типичным
выражением
общенародного
языка»
именно
потому,
что
это
произношение характеризовалось совмещением двух основных наречий русского языка —
северного и южного — и было лишено специфических местных черт. Преобладание
московского говора наблюдалось и в новой столице: в Петербурге в политическом и
культурном отношении в первое время преобладали москвичи: и царская семья, и
6ольшая часть ее окружения, боярство, многие из купечества, подрядчиков-строителей и
так далее, и для остального смешанного разнодиалектного населения в течение
длительного времени московское наречие сохраняло свой образцовый характер. При этом
само московское произношение значительно эволюционировало: впитав в себя некоторые
черты петербургского происхождения, утратив некоторые свои архаические черты, в наше
время переросло в общенациональное произношение.
Орфоэпические правила призваны предупреждать ошибку в произношении.
Варианты, признаваемые неправильными, нелитературными, могут появляться под
влиянием фонетики других языковых систем – территориальных диалектов, городского
просторечия или близкородственных языков. На сегодняшний день специалисты-
филологи не спешат утверждать новые произносительные варианты, придерживаясь
рационального консерватизма: литературная речь не должна меняться слишком быстро,
она обязана быть устойчивой, ведь язык связывает поколения, объединяет людей не
только в пространстве, но и во времени. Поэтому на занятиях по русскому языку в
1
колледже мы акцентируем внимание на традиционной, но живой норме, хоть она может
не являться наиболее распространенной в коммуникативном окружении студентов.
Обучение правилам орфоэпии должно начинаться с разграничения и осознания
учащимися двух основных стилей произношения:
полного, рекомендуемого для
публичных выступлений, и неполного (разговорно-просторечного), который характерен
для обиходно-бытового общения. Полный стиль предполагает соблюдение основных
требований орфоэпической нормы: ясность и отчетливость произношения, верная
расстановка
словесного
и
логического
ударения,
умеренный
темп,
правильное
паузирование, нейтральный интонационный рисунок фразы и речи в целом. При неполном
стиле наблюдается чрезмерное сокращение гласных, выпадение согласных, нечеткость
произнесения отдельных звуков и сочетаний, излишнее акцентирование слов, сбивчивый
темп речи, нежелательные паузы. Если в бытовой речи эти особенности произношения
допустимы, то при публичном выступлении их необходимо исключить.
Для успешного овладения орфоэпическими номами необходимо с точки зрения
методических рекомендаций:
усвоить основные правила русского литературного произношения;
научиться объективно наблюдать за своей речью и речью окружающих;
слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым владеют мастера
художественного слова;
осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым, анализировать ошибки и
недочеты с целью последующей корректировки;
исправлять произносительные ошибки путем постоянной речевой тренировки при
подготовке к публичным выступлениям на занятиях по русскому языку и другим
дисциплинам.
активно
принимать
участие
в
устных
формах
коммуникации
во
время
образовательного процесса на занятиях в колледже (презентации, индивидуальные
выступления, семинары, дискуссии и так далее) с целью выработки произносительной
компетентности.
Перечень
актуальных
упражнений
и
заданий
по
орфоэпии
обусловлен
распространенными
произносительными
ошибками,
которые
допускают
учащиеся
колледжа. Приведем в качестве примеров наиболее частые нарушения орфоэпической и
дикционной нормы:
акцентологические ошибки (в расстановке словесных и логических ударений);
2
произнесение «г» фрикативного (что определено зачастую регионом речевого
воспитания и проживания обучающихся, то есть принадлежностью к южному
диалекту русского языка);
ненормированный пропуск согласных / артикуляция непроизносимых согласных в
сочетаниях;
ненормированное произношение безударных гласных на месте фонем «а», «о», «е»,
«я»;
смешение твердого и мягкого «д» / «т» перед фонемой «е» (чаще наблюдается в
заимствованной лексике, в частности в словах, использующихся в русском языке
непродолжительное время и не успевших прижиться и русифицироваться);
нарушение интонационных моделей речи и др.
В связи с указанными и многими другими недостатками устной речи учащихся
практические задания по орфоэпии направлены на отработку следующих групп
произносительных норм:
1.
Произношение гласных звуков: разграничение особенностей произношения
ударных / безударных гласных; специфика качественной и количественной редукции
безударных слогов в речи, дифференциация позиций первого предударного слога,
абсолютного начала слова и гласных в других безударных слогах; особенности
произношения гласных е/ё в современном языке; основные тенденции русского ударения,
понятия разноместности и подвижности словесного ударения.
2.
Произношение согласных звуков: в определенных сочетаниях при гласных, при
скоплении нескольких согласных («ЧН / ЧТ», «ЖЧ», «СТН», «ЗДН» и некоторых других
сочетаний), ассимиляция согласных по твердости / мягкости, звонкости / глухости.
3.
Произношение отдельных грамматических форм: в глаголах с постфиксом «ся»; в
окончаниях родительного падежа форм мужского и среднего рода прилагательных,
числительных, местоимений; в
графических сокращениях.
4.
Произношение русских и иностранных имен собственных.
5.
Произношение заимствованных слов.
При работе с произносительными нормами важнейшим методом становится, в
первую очередь, обращение к специализированным орфоэпическим словарям. Огромное
количество современных справочников подкрепляется одним из наиболее значимых
словарей, впервые увидевшим свет в 1955 г., а затем отредактированным и дополненным
активной лексикой словарем-справочником «Русское литературное произношение и
ударение» под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. Кроме того, практическая работа
подкрепляется индивидуальными карточками с заданиями на расстановку ударений в
3
словах,
транскрипцию
лексем,
составление
интонационных
схем
высказываний.
Непременным
этапом
изучения
произносительных
норм
является
включение
преподавателем в тренировочные упражнения терминологии и профессиональной
лексики, специфичной для каждого направления подготовки будущих специалистов.
Очередное обязательное условие всех занятий по орфоэпии – активные выступления
студентов в устном формате, что направлено на развитие внимательности к собственной
речи, соблюдение произносительных норм современного русского литературного языка у
оратора и критического восприятия у слушателей.
Как справедливо отмечал поэт Н.Н. Асеев, «для передачи своей мысли другому лицу
требуется не только владеть наилучшим запасом слов, но и наилучшим воспроизведением
звуков, слова составляющих. В ином случае неточность произношения становится
ошибкой, искажающей смысл сказанного. Конечно, звуковая сторона строя речи
является лишь подсобной смыслу, но и её оставлять в небрежении было бы
бесхозяйственно».
Итак,
знание
произносительных
норм
позволяет
избегать
двусмысленностей, дает возможность изъясняться точно, доступно выражать свои идеи.
Умение говорить по-русски грамотно необходимо будущему профессионалу в любой
сфере деятельности, и каждому учащемуся следует стремиться к одному из важнейших
качеств хорошей речи – ее соответствию современным произносительным нормам.
4