Автор: Малаева Айнаш Шакратовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОУ "Таврическая школа"
Населённый пункт: р. п. Таврическое Таврического района Омской области
Наименование материала: научная статья
Тема: Проблемное обучение, как средство активизации самостоятельной деятельности обучающихся
Раздел: среднее образование
Аннотация
Данная
статья
посвящена
проблемному
обучению,
как
средству
активизации самостоятельной деятельности обучающихся.
Предметом
исследования
является
приемы
активизации
самостоятельной деятельности учащихся на уроках.
Объект исследования: самостоятельная деятельность обучающихся.
Целью является изучение методики обучения математики учащихся
основанную на активизации их самостоятельной деятельности.
Рассматриваются такие аспекты проблемного обучения, как способы и
методы использования на уроках математики.
В
результате
установлено,
что
проблемное
обучение
способствует
активизации самостоятельной деятельности учащихся.
Ключевые
слова:
проблемное
обучение,
активность
учащегося,
самостоятельная деятельность, активизация самостоятельной деятельности,
методы проблемного обучения.
Проблемное обучение, как средство активизации самостоятельной
деятельности обучающихся
В педагогической литературе под активностью учащегося в процессе
обучения
понимают
волевое
действие,
деятельное
состояние,
которому
свойственны
глубокий
интерес
к
учению,
усиление
инициативы
и
познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических
сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей, приема
активизации
самостоятельной
деятельности
обучающихся
является
проблемное обучение. Оно занимает исключительное место в современном
уроке,
потому
что
ученик
приобретает
знания
в
процессе
решения
проблемных ситуаций. Идеей проблемного обучения получили интенсивное
развитие
и
распространение
в
образовательной
практике.
Значительный
вклад
в
раскрытии
проблемного
обучения
внесли
большое
количество
педагогов, дидактов и методистов: Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф.
Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов,
А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская, И.В. Дорно, В.П. Есипов и другие[1, 2, 3,
4, 6, 7, 8, 9,12].
Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких
действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем,
оказание
ученикам
необходимой
помощи
ученикам
в
решении
проблем,
проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и
закрепления приобретенных знаний» [10].
Сущность
проблемного
обучения
И.Я.
Лернер
видит
в
том,
что
«учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых
для него познавательных и практических проблем в определенной системе,
соответствующей образовательно-воспитательным целям школы» [7].
М.М.
Левина
определяет
проблемное
обучение
как
«технологию
развивающего
обучения,
функция
которого
заключается
в
том,
чтобы
стимулировать
активный
познавательный
процесс,
воспитывать
исследовательский
стиль
мышления,
знакомить
студентов
с
логикой
исследования научных проблем и методами исследования» [11].
М.И.
Махмутов
рассматривает
проблемное
обучение
как
систему
правил применения приемов учения и преподавания, « построенная с учетом
логики
мыслительных
операций
(анализа,
обобщения
и
т.п.)
и
закономерностей поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации,
познавательного интереса, потребности и т.п.). Поэтому оно более всего
обеспечивает развитие мыслительных способностей школьника, его общее
развитие
и
формирование
убеждений».
Сущность
проблемного
обучения
составляют организация учителем проблемных ситуаций в учебной работе
школьников и управление их познавательной деятельностью по усвоению
новых знаний путем решения учебных проблем, задач и вопросов [9, с.24].
Из всех функций проблемного
обучения необходимо выделить две
важнейшие.
Первая
–
повышение
научного
уровня
обучения
и
вторая
–
повышение эффективности формирования научного мировоззрения.
При
проблемном
обучении
повышения
научного
уровня
обучения
обеспечивается
не
только
введением
в
программу
материала
о
новых
открытиях,
не
только
сближением
логических
структур
основ
науки
(учебного
предмета)
и
самой
науки,
но
также
изучением
ее
методов,
направленных
на
разрешение
противоречий
познания.
Содержание
и
сущность нового явления, взаимосвязь его элементов в науке раскрываются в
ходе
реализации
последовательных
этапов
процесса
исследования:
наблюдения, описания, объяснения, предсказания.
Повышение
научного
уровня
усвоения
знаний
учащимися
обеспечивается двумя способами:
Первый способ – усиление объяснения учителя. Речь идет о переходе
от
описательного
объяснения
учебного
материала
при
традиционном
обучении к доказательному объяснению при проблемном. Основная функция
учителя
–
объяснение
–
приобретает
новое
качество,
которое
будет
характеризоваться
тем,
что
учитель:
а)объясняет
суть
нового
понятия
(правила,
законы
и
т.д.)
на
фоне
им
проблемной
ситуации;
б)объясняя,
показывает пути, логику научного исследования, приведшего к решению той
или иной проблемы в истории данной науки.
Второй способ повышения научного уровня усвоения – установление
новых соотношений преподавания и учения, а именно: разумное ограничение
объясняющей функции учителя и расширение деятельности учащихся по
самостоятельному
раскрытию
и
объяснению
понятий
путем
решения
учебных проблем.
Этот
способ
является
наиболее
важным,
так
как
в
процессе
проблемного обучения сущность новых понятий раскрывают сами учащиеся
(с помощью и под руководством учителя) в ходе продуктивной, творческой
деятельности,
причем
деятельность
формирует
умения
и
навыки
исследовательских действий, а знания приобретаются «усилием своей мысли,
а не одной памятью» (Л. Толстой).
Таким
образом,
с
одной
стороны,
учитель
повышает
качество
объяснения
наиболее
сложных
и
недоступных
для
самостоятельного
изучения новых понятий, с другой – уменьшает количество собственного
объяснения,
организуя
процесс
самостоятельного
изучения
понятий,
содержащих учебные проблемы, посильные для учащихся данного уровня
обученности.
Этот
процесс
должен
идти
не
путем
облегчения
учебного
материала для сознательного и прочного его запоминания, а путем создания
системы
интеллектуальных
затруднений,
через
постепенное
усложнение
процесса
учения.
Это
является
главным
направлением
развивающего
обучения
и
решающим
условием
сознательного,
глубокого
и
прочного
усвоения знаний.
И.В. Дорно[5] выделяет основные методы проблемного обучения:
Исследовательский
метод,
позволяет
реализовать
требование
формирования
творческой
самостоятельности
учащихся,
навыков
к
исследовательской
деятельности.
Ученики,
решая,
задания
формулируют
учебную
проблему,
сами
выдвигают
гипотезу,
осуществляют
поиск
и
приходят
к
результату.
Они
совершают
логические
операции
самостоятельно,
раскрывая
сущность
нового
понятия
или
способа
деятельности. Учитель лишь осуществляет общее руководство поисковой
работой учащихся.
Частично-поисковый,
или
эвристический,
метод.
При
этом
методе обучения объяснения учителя сочетаются с поисковой деятельностью
школьников на всех или отдельных этапах познавательного процесса. После
постановки преподавателем учебных задач учащиеся сами ищут решение и
делают
выводы,
выполняют
самостоятельные
и
полусамостоятельные
работы.
Основными
приемами
учения
здесь,
являются
слушание
и
осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск и решение проблемы.
Проблемное изложение знаний – это активизирующее изложение,
когда
учитель
в
ходе
сообщения
новых
знаний
систематически
создает
проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных
проблем, постоянно побуждает учащихся к самостоятельной познавательной
деятельности. Он показывает образцы научного решения учебных проблем,
основные этапы этого процесса, а ученики контролируют убедительность его
доводов, следят за логикой изложения нового материала.
Изложение с проблемным началом. Учитель создает
в начале
урока
изложение
новых
знаний
проблемную
ситуацию,
далее
объясняет
учебный материал традиционным, информационным способом.
Одни из приемов, который позволяет активизировать самостоятельную
деятельность
учащихся
является
использование
информационных
технологий
на
уроке,
что
позволяет
сделать
предмет
математику
содержательнее, интереснее, эмоциональнее, а также привлекает внимание
учащихся. Это может быть работа за компьютером, использование на уроке
презентации, интерактивной доски и др.
Таким
образом,
существует
множество
путей
активизации
самостоятельной
деятельности
учащихся.
Но
наиболее
эффективным
приемом
активизации
самостоятельной
деятельности
обучающихся
при
реализации в учебном процессе является проблемное обучение. Сознательное
и прочное
усвоение знаний
учащихся проходит в процессе их активной
умственной
деятельности.
Поэтому
деятельность
учеников
следует
организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился
предметом активных действий ученика.
Литература
1.
Бабанский,
Ю.
К.
Методы
обучения
в
современной
общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
2.
Бабанский, Ю. К. Педагогика: Учеб.пособие для студентов
пед. Институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин. –
М.: Просвещение, 1988. – 479с.
3.
Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учеб.пособие для
студ. вузов, обучающихся по гуманит. Спец. / П.Я. Гальперин. – 6-е
изд. – М.: КД «Университет», 2006. – 330 с.
4.
Демидова,
С.
И.Самостоятельная
деятельность
учащихся
при обучении математике: Сборник статей / С. И. Демидова, Л. О.
Денищева. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.
5.
Дорно, И.В. Проблемное обучение в школе: Учеб. – метод.
пособие
для
студентов-заочников
2-3
курсов
пед.
ин-тов.
–
М.:
Просвещение, 1983. – 31 с.
6.
Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе
обучения. Взгляды выдающихся представителей пед. мысли по вопросу
самостоятельности учащихся в процессе обучения. – М.: Изд-во АПН
РСФСР, 1961. – 37 с..
7.
Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения –
М.: Просвещение, 1981. – 186с.
8.
Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы
теории. –М.: Педагогика, 1975. – 258 с.
9.
Махмутов,
М.И.
Организация
проблемного
обучения
в
школе. Книга для учителей. М., «Просвещение», 1977. – 240 с.
10.
Оконь,
В.
Основы
проблемного
обучения.-М.:
Просвещение, 1968. – 65 с.
11.
Педагогика
и
психология
высшей
школы.
Серия
«Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998-544с
12.
Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей
ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2007. – 656 с.: ил. – (Серия
«Учебник нового века»).