Напоминание

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по химии»


Автор: Мирасова Альфия Миргарифановна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №27 С углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: РТ г. Нижнекамск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по химии»
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27

с углубленным изучением отдельных предметов»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Практикум по химии»

Уровень образования (класс): среднее общее образование (10-11 классы)

Разработано: ШМО учителей

естествознания

1.

Пояснительная записка

Программа курса «Практикум по химии» на уровне среднего общего образования

составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО; требованиями к результатам

освоения основной образовательной программы. В ней соблюдается преемственность с

ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи.

Цель изучения учебного курса «Практикум по химии)» на уровне среднего общего

образования;

воспитание личности, имеющей развитое естественнонаучное восприятие природы;

развитие творческого потенциала учащихся;

развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы

обучения;

закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;

обучение учащихся основным подходам решения экспериментальных задач.

Задачи:

. Повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии.

Закрепить теоретические навыки, полученные при изучении «органической

химии”. Уметь проводить практические опыты и наблюдения, делать выводы;

соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Уметь применять теоретические знания о качественных реакциях. Контролировать

и корректировать умения извлекать информацию при наблюдении за химическим

опытом

Продолжать формирование умений и навыков по составлению уравнений реакций.

Развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать сведения, полученные в

ходе практической работы, логически излагать свои мысли.

Продолжить формирование химической картины мира, способствовать осознанию

реальности существования атомов и молекул, и материального единства на основе

этих представлений (показывая многообразие органических соединений).

2 Общая характеристика учебного курса «Практикум по химии» Настоящая

программа направлена на:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в

системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Данная

рабочая

программа

может

быть

реализована при

использовании

традиционной

технологии

обучения,

а

также

элементов

других

современных

образовательных

технологий,

передовых

форм

и

методов

обучения,

таких

как

развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в

зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого

конкретного класса.

В содержании курса в 10 классе вначале обобщённо раскрыты сведения о

предмете органической химии, а затем подробно освещены свойства углеводородов. Наряду с

этим в курсе раскрываются также и свойства кислород- и азотсодержащих органических

соединениий

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических,

самостоятельных и контрольных работ.

3.Место учебного предмета курса «Практикум по химии)» в учебном плане СОО

На изучение курса «Практикум по химии» в 10 классах на отводится 35 часов, в

10 классе программа рассчитана на 35 учебных недель (1 час в неделю).

4

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Практикум по химии»

Личностные результаты:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и техники;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию

как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в

образовательной,

учебно-исследовательской,

проектной

и

других

видах

деятельности;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического

творчества;

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных

жизненных

планов;

отношение

к

профессиональной

деятельности

как

возможности участия в решении личных, общественных, государственных,

общенациональных проблем.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно

определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и

морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые

для достижения поставленной цели;

выбирать

путь

достижения

цели,

планировать

решение

поставленных

задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать

эффективный

поиск

ресурсов,

необходимых

для

достижения

поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять

развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и

познавательные) задачи;

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию

с

разных

позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать

различные

модельно-схематические

средства

для

представления

существенных

связей

и

отношений,

а

также

противоречий,

выявленных

в

информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений

другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении

собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со

стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как

внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для

деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не

личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды

в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать

и

выполнять

работу

в

условиях

реального,

виртуального

и

комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных

(устных и письменных) языковых средств

Предметные результаты:

обучающиеся научатся:

– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и

проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об

общем благе;

– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной

деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном

пространстве;

– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных

видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных

целей;

– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые

для достижения поставленной цели;

– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,

предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в

различных областях деятельности человека;

– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и

объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью

обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров

и

критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или

исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

адекватно

оценивать

риски

реализации

проекта

и

проведения

исследования

и

предусматривать пути минимизации этих рисков;

– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые

он повлечет в жизни других людей, сообществ);

– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,

видеть возможные варианты применения результатов.

обучающиеся получат представление:

– о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных

методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,

надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в

естественных науках;

– об истории науки;

– о новейших разработках в области науки и технологий;

– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и

исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и

др.)

о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах

исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации

проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);

обучающиеся получат возможность научиться:

– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-

познавательных задач;

– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих

учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

использовать

элементы

математического

моделирования

при

решении

исследовательских задач;

– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,

полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

2 Содержание курса « Практикум по химии» (10 класс)

Вводное занятие

Техника безопасности и основные правила работы в химической лаборатории. Знакомство

с оборудование и основными приемами работы.Требование к учету.

Практическая работа 1. Ознакомление с оборудованием и основными приемами в

химической лаьоратории.

Тема 1 Теория строения органических строений

Показать принципы конструирования моделей молекул органических соединений ,

взможности моделии разного типа позволяющих демонстрировать обьем, валентные

углы, пространственное

строение молекул.Научить изготавливать модели молекул

углеводов из разных материалов. Обратить внимание учащихся на различные физических

и химических свойств изомеров-соединений , имеющих одинаковый состав.

Тема 2 Химические реакции в органической химии

Виды химических связей в органических соединениях и способы их разрыва , обменный

механизм, донорно-акцепторные механизм, радикальный механихм. Классификация

реакций в органической химии, реакции присоединения, отщепления, замещения,

озомеризации.

Тема 3 Углеводороды

Природные

источники

углеводородов,

продукты

коксования

угля.Познакомить

с

физическими свойствами нефти – плотности,растворимостью.Ознакомить с возгоранием

углеводородов в присутствии окислителя.Сравнить отношение натрия к керосину и

воде .Получение этила.

Тема 4 Качественный анализ органических соединений.

Обнаружение функциональных групп органических соединений(

Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного

анализа

органических

соединений.

Аналитические

задачи

при

исследовании

органических веществ.Общая схема процесса идентификации органических веществ.

Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета, запаха, проба

на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы. Определение

растворимости в воде, разбавленных

растворах хлороводорода, гидроксида натрия,

гидрокарбоната натрия,в органических растворителях. Измерение значения

pH

в

полученных растворах. Качественный элементный анализ органических соединений.

Обнаружение углерода, водорода,серы,галогенов,азота.

Обнаружение функциональных групп органических соединений: спиртов,альдегидов.

Фенолов,кислот,аминов. Реакции восстанавливающих сахаров. Получение производных

предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций.

Тема 5 Синтез и исследование свойств некоторых органических соединений

Механизмы органических реакций. Взаимное превращение соединений различных

классов.

Фурфурол и его получение из подсолнечной лузги. Химические свойства фурфурула.

Химические характеристики молока. Лактоза. Слизевая кислота. Качественные реакции на

соединения, содержащие пиррольное кольцо .Кислотный и ферментативный гидролиз.

Бумажная хроматография .Синтетические, искусственные и натуральные волокна.

Способы переработки целлюлозы. Кофеин. Качественная реакция на кофеин. Полимеры.

Отношение полимеров к нагреванию. Деполимеризация. Жиры. Мыло. ПАВ. СМС.

Тематическое планирование

Тема раздела

Количество

часов

Основные виды деятельности обучающихся

10 класс

Вводное занятие

1

Праавила техники безопасности

Теория

строения

органических строений

5

Уметь

разъяснять

на

примерах

причины

многообразия

органических веществ, объяснять свойства веществ на основе их

химического

строения;

составлять

структурные

формулы

органических веществ изученных классов,

Химические реакции в

органической химии

7

Уметь

писать

уравнения

химических

реакций,

подтверждающих свойства изученных органических веществ,

их генетическую связь, способы получения; Характеризовать

особенности строения свойства и применения важнейших

представителей биополимеров, химических волокон, пластмасс;

объяснять влияние различия строении молекул мономеров

целлюлозы и крахмала на структуру и свойства полимеров

Угевдороды

5

Природные источники углеводородов, продукты коксования

угля.Познакомить

с

физическими

свойствами

нефти

плотности,растворимостью.Ознакомить

с

возгоранием

углеводородов в присутствии окислителя.Сравнить отношение

натрия к керосину и воде .Получение этила.

Качественный анализ

органических

соединений.

5

Аналитические

задачи

при

исследовании

органических

веществ.. Определение растворимости в воде, разбавленных

растворах хлороводорода, гидроксида натрия, гидрокарбоната

натрия,в органических растворителях. Измерение значения pH в

полученных

растворах.

Качественный

элементный

анализ

органических

соединений.

Обнаружение

углерода,

водорода,серы,галогенов,азота.

Обнаружение

функциональных

групп

органических

соединений:

спиртов,альдегидов.

Фенолов,кислот,аминов.

Реакции восстанавливающих сахаров. Получение производных

предполагаемого

органического

соединения

и

проведение

дополнительных реакций.

Синтез и исследование

свойств

некоторых

органических

соединений

12

Освоить основные принципы и приобрести практические

навыки различных способов очистки ; некоторые приемы

проведения органического синтеза, выделение полученного

продукта, изучение его свойств, практически познакомиться со

взаимными превращениями соединений различных классов;

технику

выполнения

важных

химических

операций,

необходимых

и

при

изучении

других

разделов

химии;

приобрести опыт исследовательской деятельности.

итог

35

Описание учебно-методического и технического обеспечения образовательного

процесса

Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1920

Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1919

Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-

11 классы. - М.:Дрофа, 2012

Назарова

Г.С.,

Лаврова

В.Н.

Использование

учебного

оборудования

на

практических занятиях по химии. – М., 2000

Габриелян, О.С. Химия. 10 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений/

О.С.Габриелян.- М.: Дрофа,2019

Тулина Н.Н. Практикум по общей химии—Учитель. 2006

.

Электронные ресурсы

Электронный ресурс: демонстрационное пособие для учителей и учащихся. /

Н.В.Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2018.- 1 электрон.опт.диск ( CD).

Электронный

ресурс:

Химия

элементов.демонстрационное

поурочное

планирование: электронное пособие для учителей и учащихся 9-11 кл./ / Н.В.Ширшина.-

Волгоград: Учитель, 2019.- 1 электрон.опт.диск ( CD).

.Электронный

ресурс.

Неорганическая

химия./

Н.В.Ширшина.-

Волгоград:

Учитель, 2011.- 1 электрон.опт.диск ( CD).



В раздел образования