Автор: Мирасова Альфия Миргарифановна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №27 С углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: РТ г. Нижнекамск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по химии»
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Практикум по химии»
Уровень образования (класс): среднее общее образование (10-11 классы)
Разработано: ШМО учителей
естествознания
1.
Пояснительная записка
Программа курса «Практикум по химии» на уровне среднего общего образования
составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО; требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы. В ней соблюдается преемственность с
ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи.
Цель изучения учебного курса «Практикум по химии)» на уровне среднего общего
образования;
воспитание личности, имеющей развитое естественнонаучное восприятие природы;
развитие творческого потенциала учащихся;
развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы
обучения;
закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;
обучение учащихся основным подходам решения экспериментальных задач.
Задачи:
. Повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии.
Закрепить теоретические навыки, полученные при изучении «органической
химии”. Уметь проводить практические опыты и наблюдения, делать выводы;
соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Уметь применять теоретические знания о качественных реакциях. Контролировать
и корректировать умения извлекать информацию при наблюдении за химическим
опытом
Продолжать формирование умений и навыков по составлению уравнений реакций.
Развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать сведения, полученные в
ходе практической работы, логически излагать свои мысли.
Продолжить формирование химической картины мира, способствовать осознанию
реальности существования атомов и молекул, и материального единства на основе
этих представлений (показывая многообразие органических соединений).
2 Общая характеристика учебного курса «Практикум по химии» Настоящая
программа направлена на:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в
системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Данная
рабочая
программа
может
быть
реализована при
использовании
традиционной
технологии
обучения,
а
также
элементов
других
современных
образовательных
технологий,
передовых
форм
и
методов
обучения,
таких
как
развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в
зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого
конкретного класса.
В содержании курса в 10 классе вначале обобщённо раскрыты сведения о
предмете органической химии, а затем подробно освещены свойства углеводородов. Наряду с
этим в курсе раскрываются также и свойства кислород- и азотсодержащих органических
соединениий
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических,
самостоятельных и контрольных работ.
3.Место учебного предмета курса «Практикум по химии)» в учебном плане СОО
На изучение курса «Практикум по химии» в 10 классах на отводится 35 часов, в
10 классе программа рассчитана на 35 учебных недель (1 час в неделю).
4
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Практикум по химии»
Личностные результаты:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и техники;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной,
учебно-исследовательской,
проектной
и
других
видах
деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического
творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности
как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать
путь
достижения
цели,
планировать
решение
поставленных
задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать
эффективный
поиск
ресурсов,
необходимых
для
достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию
с
разных
позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления
существенных
связей
и
отношений,
а
также
противоречий,
выявленных
в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств
Предметные результаты:
обучающиеся научатся:
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об
общем благе;
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных
видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных
целей;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые
для достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров
и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно
оценивать
риски
реализации
проекта
и
проведения
исследования
и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые
он повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.
обучающиеся получат представление:
– о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
– об истории науки;
– о новейших разработках в области науки и технологий;
– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и
др.)
о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах
исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации
проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
обучающиеся получат возможность научиться:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-
познавательных задач;
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
–
использовать
элементы
математического
моделирования
при
решении
исследовательских задач;
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
2 Содержание курса « Практикум по химии» (10 класс)
Вводное занятие
Техника безопасности и основные правила работы в химической лаборатории. Знакомство
с оборудование и основными приемами работы.Требование к учету.
Практическая работа 1. Ознакомление с оборудованием и основными приемами в
химической лаьоратории.
Тема 1 Теория строения органических строений
Показать принципы конструирования моделей молекул органических соединений ,
взможности моделии разного типа позволяющих демонстрировать обьем, валентные
углы, пространственное
строение молекул.Научить изготавливать модели молекул
углеводов из разных материалов. Обратить внимание учащихся на различные физических
и химических свойств изомеров-соединений , имеющих одинаковый состав.
Тема 2 Химические реакции в органической химии
Виды химических связей в органических соединениях и способы их разрыва , обменный
механизм, донорно-акцепторные механизм, радикальный механихм. Классификация
реакций в органической химии, реакции присоединения, отщепления, замещения,
озомеризации.
Тема 3 Углеводороды
Природные
источники
углеводородов,
продукты
коксования
угля.Познакомить
с
физическими свойствами нефти – плотности,растворимостью.Ознакомить с возгоранием
углеводородов в присутствии окислителя.Сравнить отношение натрия к керосину и
воде .Получение этила.
Тема 4 Качественный анализ органических соединений.
Обнаружение функциональных групп органических соединений(
Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного
анализа
органических
соединений.
Аналитические
задачи
при
исследовании
органических веществ.Общая схема процесса идентификации органических веществ.
Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета, запаха, проба
на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы. Определение
растворимости в воде, разбавленных
растворах хлороводорода, гидроксида натрия,
гидрокарбоната натрия,в органических растворителях. Измерение значения
pH
в
полученных растворах. Качественный элементный анализ органических соединений.
Обнаружение углерода, водорода,серы,галогенов,азота.
Обнаружение функциональных групп органических соединений: спиртов,альдегидов.
Фенолов,кислот,аминов. Реакции восстанавливающих сахаров. Получение производных
предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций.
Тема 5 Синтез и исследование свойств некоторых органических соединений
Механизмы органических реакций. Взаимное превращение соединений различных
классов.
Фурфурол и его получение из подсолнечной лузги. Химические свойства фурфурула.
Химические характеристики молока. Лактоза. Слизевая кислота. Качественные реакции на
соединения, содержащие пиррольное кольцо .Кислотный и ферментативный гидролиз.
Бумажная хроматография .Синтетические, искусственные и натуральные волокна.
Способы переработки целлюлозы. Кофеин. Качественная реакция на кофеин. Полимеры.
Отношение полимеров к нагреванию. Деполимеризация. Жиры. Мыло. ПАВ. СМС.
Тематическое планирование
Тема раздела
Количество
часов
Основные виды деятельности обучающихся
10 класс
Вводное занятие
1
Праавила техники безопасности
Теория
строения
органических строений
5
Уметь
разъяснять
на
примерах
причины
многообразия
органических веществ, объяснять свойства веществ на основе их
химического
строения;
составлять
структурные
формулы
органических веществ изученных классов,
Химические реакции в
органической химии
7
Уметь
писать
уравнения
химических
реакций,
подтверждающих свойства изученных органических веществ,
их генетическую связь, способы получения; Характеризовать
особенности строения свойства и применения важнейших
представителей биополимеров, химических волокон, пластмасс;
объяснять влияние различия строении молекул мономеров
целлюлозы и крахмала на структуру и свойства полимеров
Угевдороды
5
Природные источники углеводородов, продукты коксования
угля.Познакомить
с
физическими
свойствами
нефти
–
плотности,растворимостью.Ознакомить
с
возгоранием
углеводородов в присутствии окислителя.Сравнить отношение
натрия к керосину и воде .Получение этила.
Качественный анализ
органических
соединений.
5
Аналитические
задачи
при
исследовании
органических
веществ.. Определение растворимости в воде, разбавленных
растворах хлороводорода, гидроксида натрия, гидрокарбоната
натрия,в органических растворителях. Измерение значения pH в
полученных
растворах.
Качественный
элементный
анализ
органических
соединений.
Обнаружение
углерода,
водорода,серы,галогенов,азота.
Обнаружение
функциональных
групп
органических
соединений:
спиртов,альдегидов.
Фенолов,кислот,аминов.
Реакции восстанавливающих сахаров. Получение производных
предполагаемого
органического
соединения
и
проведение
дополнительных реакций.
Синтез и исследование
свойств
некоторых
органических
соединений
12
Освоить основные принципы и приобрести практические
навыки различных способов очистки ; некоторые приемы
проведения органического синтеза, выделение полученного
продукта, изучение его свойств, практически познакомиться со
взаимными превращениями соединений различных классов;
технику
выполнения
важных
химических
операций,
необходимых
и
при
изучении
других
разделов
химии;
приобрести опыт исследовательской деятельности.
итог
35
Описание учебно-методического и технического обеспечения образовательного
процесса
Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1920
Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1919
Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-
11 классы. - М.:Дрофа, 2012
Назарова
Г.С.,
Лаврова
В.Н.
Использование
учебного
оборудования
на
практических занятиях по химии. – М., 2000
Габриелян, О.С. Химия. 10 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений/
О.С.Габриелян.- М.: Дрофа,2019
Тулина Н.Н. Практикум по общей химии—Учитель. 2006
.
Электронные ресурсы
Электронный ресурс: демонстрационное пособие для учителей и учащихся. /
Н.В.Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2018.- 1 электрон.опт.диск ( CD).
Электронный
ресурс:
Химия
элементов.демонстрационное
поурочное
планирование: электронное пособие для учителей и учащихся 9-11 кл./ / Н.В.Ширшина.-
Волгоград: Учитель, 2019.- 1 электрон.опт.диск ( CD).
.Электронный
ресурс.
Неорганическая
химия./
Н.В.Ширшина.-
Волгоград:
Учитель, 2011.- 1 электрон.опт.диск ( CD).