Напоминание

"Роль игры в жизни дошкольника"


Автор: Куркина Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ Детский сад №42 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Раменское
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль игры в жизни дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра

является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития

детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры

создаются благоприятные условия для формирования, развития и

совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности.

Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными

переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают

хорошее настроение.

При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключить

даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью детей. Однако нельзя

и выбрасывать из неё трудные правила (если это подвижные игры), выполнить

которые нелегко.

Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов.

Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре,

должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.

Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство играющих. Ребята

должны понимать смысл и содержание игры, её правила и операции, знать точный

перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли.

Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор

зависит также и от возраста играющих, их физического развития и кругозора.

Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или ничья

(«Победила дружба»). Он должен быть ярким, эмоциональным, содержательным.

Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов

или оценкой.

Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства

воздействия на ребят с отклонениями развития, например, труд и другие предметы.

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную

информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое

общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них

просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение

ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов

физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети

становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать

собственные переживания и чувство других людей.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических

процессов. В процессе игры у детей произвольно развиваются внимание и память,

игровая ситуация оказывает постоянное влияние на умственное развитие. В игре

ребёнок учится общаться. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития

воображения. Кроме того, через неё дошкольник знакомится с поведением и

взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся для него образцом,

приобретает основные навыки общения и качества, необходимые для установления

контактов со сверстниками.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они

занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные

взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети,

испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к

сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по

личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием

представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания

нравственных качеств.

Главным видом любой деятельности у дошкольника является игра. Таким образом,

игра занимает ведущую роль в воспитании, обучении и развитии коммуникативной

деятельности детей дошкольного возраста. Основные принципы развивающих игр:

совмещение элементов игры и непосредственной образовательной деятельности,

переход от игр забав через игры задачи к познавательной деятельности;

постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение

умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального

общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных

воздействий.

В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре

формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети

развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества

лидера или тянутся за лидером в группе. Группа во главе с лидером – лучшая,

наиболее естественная модель социализации ребёнка, принятия им норм общения и

взаимодействия с людьми. Общение со сверстниками занимает ведущее место в

развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков.



В раздел образования