Авторы: Шелухина Екатерина Владимировна, Лебедева Анна Валерьевна
Должность: учителя - логопеды
Учебное заведение: МОУ детский сад № 326
Населённый пункт: города Волгограда
Наименование материала: публикация статьи
Тема: "Нейропсихологические игры и упражнения при формировании зрительно-моторной координации у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование
"Нейропсихологические игры и упражнения при формировании
зрительно-моторной координации у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи".
Нейропсихология является относительно молодой наукой, которая
возникла в начале двадцатого века. Основным объектом, на которой она
направлена – головной мозг. Мозг имеет сложное строение, в котором
выделяются зоны, ответственные за психические процессы (восприятие,
внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное
реагирование, моторику и др.). Они являются основными, определяющими
успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы,
то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие
психосоматических заболеваний.
Мозг разделяется на левое и правое
полушарие. Первое больше занято аналитической работой, тогда как правое
принимает главенствующее участие в эмоциональной сфере.
Психическое развитие детей – процесс многомерный со своими
закономерностями и этапами. Важно это учитывать, чтобы уделять внимание
той или иной сфере своевременно. Психическое развитие детей происходит в
процессе их разнообразной двигательной деятельности.
Например: при регулярном выполнении перекрёстных движений
образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария
головного мозга, которые в свою очередь, отвечают за формирование многих
сложнейших
психических
функций
и
учебных
навыков.
По
словам
Сухомлинского В.А. «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках
пальцев От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли».
В
коррекционной
работе
методы
двигательной
нейрокоррекции
(растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, развитие мелкой
моторики рук и т.п.) используются для стимуляции развития нервной
системы, они способствуют образованию новых нейронных связей между
корой и подкорковыми структурами головного мозга.
Зрительно-моторная
координация
–
это
процесс
согласования
движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и
одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов,
глаза и руки.
Она является важнейшей функцией, на которую опирается процесс
развития познавательных и изобразительных навыков. Навык зрительного
слежения должен подкрепляться движениями руки, в результате чего у детей
сформируется зрительно-моторная координация, занимающая важное место в
формировании готовности дошкольника к письму.
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного
возраста с ОНР III
уровня главным образом направлена на развитие всех
компонентов
речевой
системы.
Формированию
зрительно-моторной
координации уделяется меньшее внимание, поэтому в данной работе будут
эффективны
нейропсихологические
игры
и
упражнения,
развивающие
координацию зрения и движения.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют
механизмы мозговой деятельности ребенка:
улучшение памяти, мышления, внимания,
развития речи;
решения школьных трудностей, улучшения качества освоения учебного
материала;
повышения уровня саморегуляции и самоконтроля;
общего оздоровления и улучшения самочувствия.
При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет
как
немедленный,
так
и
накапливающийся
эффект,
способствующий
повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных
процессов, активизации его энергетического потенциала.
Нейропсихологические игры направлены на развитие головного мозга –
зарядка для головного мозга.
Зарядка для головного мозга активизирует
энергетический потенциал организма (повышение общей работоспособности)
и улучшает все жизненно важные процессы.
Упражнения для ладошек на содружество двух рук, развивает
концентрацию внимания.
1.
Упражнение «Ладошки»
Ладошки положить перед собой на стол. Логопед даёт ребёнку задание
«Одну ладошку открой, а другую закрой, а теперь насчёт 1,2,3-
поменяй местами и так несколько раз». Усложнить хлопком. Хлопок
поменяли местами.
2.
Упражнение «Заборчик - дорожка»
Построим заборчик (ладонь поставить ребром), дорожка (ладонь
положить на стол). Поменяли местами. Усложнить хлопком. Хлопок
поменяли местами.
3.
Упражнение «Уточка - камень»
Уточка – вытянуть пальчики вперёд, камень – кулачок. Выполняем
поочерёдно. Уточка упирается носом в камень и наоборот.
4.
Упражнение «Здорово - капитан»
Левую руку прикладываем к виску, как будто мы отдаём честь (как это
делают солдаты) – это капитан,
а правую вытягиваем вперёд,
показывая жест «здорово» - пальцы в кулаке, а большой палец вверх.
Выполнять в медленном темпе поочерёдно. Темп можно увеличить.
Всё в нашем судне ладно
Нам не страшен ураган!
Мы отличная команда,
Боцман, юнга, капитан!
5.
Упражнение «Ухо- нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.
Одновременно отпустить ухо, хлопнуть в ладоши, поменять положение
рук «с точностью до наоборот».
6.
Упражнение «Я хороший»
Одной рукой гладим по голове, а другой по животу, меняя при этом руки.
7.
Упражнение «Рыбка»
Ладони положить друг на друга, большие пальцы в сторону – это
плавники. Они постепенно крутятся вперёд-назад. Потом ладони
поменять местами.
Упражнения
для
повышения
пластичности
мозга
и
развития
межполушарных взаимодействий.
1.
Упражнение «Лиса и заяц»
Сначала
отрабатываются
упражнения
одной
рукой,
чтобы
выполнялись легко и просто, а потом другой. Как только
получается, логопед рассказывает, что лиса и заяц не должны
встречаться. «Ушки у лисы длинные, пасть хищная, поэтому они не
должны встретиться». И вот они поменялись.
2.
Упражнение «Пальчики»
Хлопок и показываем на одной руке мизинчик, а на другой руке
указательный палец.
3.
Упражнение «Яблоко»
Кулачок – это яблоко, а большой палец червячок.
Червячок
спрятался, показался в яблочке, спрятался, показался. Потом
попеременно. А когда становится легко, усложняем через хлопок.
4.
Упражнение «Колечко»
Колечко круглое, вот такое. Поочередно соединяем каждый пальчик
с большим пальцем, потом на другой руке. А теперь вместе, но на
одной руке начинаем с указательного, а на другой с мизинчика.
Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»
В игровой набор входят 2 вида карточек. Карточки, на которых
изображены только руки и карточки, на которых изображены человечки.
Знакомство с игрой лучше начинать с карточек рук.
Карточки рук бывают тоже разными:
- карточки с изображением одной руки (кинестетический праксис),
- карточки с изображением двух рук с параллельным расположением
(пространственный праксис),
- карточки с изображением двух рук с перекрёстным расположением,
- карточки невозможных поз.
Очень важно иметь на руке браслетик, который маркирует правую
руку. Вместо браслетика можно использовать резинки для волос.
Базовый вариант игры.
Стопка карт лежит рубашками вверх. Ведущий переворачивает
верхнюю карту, а игроки как можно быстрее воспроизводят позу. Тот, кто
справился с заданием позже, оставляет карту у себя. Выигрывает тот, у кого
окажется наименьшее количество карточек. Или наоборот. Тот, кто
справился, берёт себе карту, и выигрывает тот, у кого больше всего карт.
Если на карте изображены две перекрещенные руки, нужно положить
руки себе на плечи параллельно, как погончики.
Если изображены неперекрещенные руки, то их нужно перекрестить:
левую кисть положить на правое плечо, а правую на левое.
Давайте поиграем.
Я в роли ведущего буду показывать вам карточки. На невозможную
позу хлопаем, на правую руку одеваем браслетик. На начальном этапе
полезно проговаривать название руки, которую они видят.