Автор: Поспелова Светлана Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Промышленновский д/с №1 "Рябинка"
Населённый пункт: пгт. Промышленная, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Голосовые игры в логопедической работе"
Раздел: дошкольное образование
«Голосовые игры в логопедической работе»
Уважаемые коллеги и родители, хотелось бы поговорить об играх, которые
помогают развивать голос у детей. Развитие голосовой функции – это
необходимое направление в логопедической практике.
Основной целью работы учителя-логопеда по преодолению нарушения
речевого голоса в детском саду, является формирование голоса,
приближенного к норме: голоса нормальной силы, высоты, без грубых
нарушений тембра.
Задачи работы учителя-логопеда:
- определение коррекционно-логопедической помощи детям с нарушением
речевого голоса;
-организация консультативной помощи родителям;
-систематизация рекомендаций обучающего значения для педагогов по работе
с детьми, имеющими нарушение голоса.
Работа над голосом у детей дошкольного возраста будет более эффективной
при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Формирование правильного физиологического и речевого дыхания,
развитие речевого слуха, устранение недостатков произношения;
2. Устранение причин, вызывающих страх детей перед речевым
высказыванием, привлечение стеснительных детей к ответам на занятиях, к
выступлениям на детских утренниках;
3. Развитие всех компонентов голоса, совершенствование интонационной
стороны речи.
- для организации полноценной работы необходимо учитывать знания общих
сведений о голосе, его акустических параметрах, о физиологии
голосообразования;
- учитывая знания о развитии голоса ребёнка в норме, необходимо как можно
раньше начинать работу над голосом;
- учитывая физиологические основы голосообразования, работу над голосом
необходимо строить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией,
только такой подход поможет скоординировать работу речевого аппарата;
- в процессе работы над голосом необходимо развивать голосовые
возможности ребёнка, формировать правильные навыки пользования голосом
и исправлять его нарушения.
Эффективность логопедической работы определяется умением
подобрать необходимый речевой материал, на котором строятся занятия,
проследить технологию использования игр и логопедических упражнений
согласно поставленным целям. Поэтому логопеды-практики испытывают
потребность в материале, опираясь на который можно организовать
определенные логопедические занятия с детьми. Отвечая этой потребности,
был подобран необходимый речевой материал, логопедические игры
основанные на личном опыте коррекционно-логопедической работы с
дошкольниками по развитию речевого голоса. Этот материал более всего
отвечает ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой.
Приведу несколько примеров игр на формирование голосообразования.
Игра «Протяни звук»
Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом
друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть
определенный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше
протянул звук, не делая дополнительного вдоха.
Игра «Повтори за мной»
Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары.
Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного,
сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной
интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и
выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение
передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же
интонацией.
Игра «Уложи куклу
Цель игры: развить плавность голоса ребенка, спать»
Оборудование: коляска и кукла.
Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрос-
лый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее
немного. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов
взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». а уже затем эти действия
выполняет ребенок.
Игра «Эхо»
Цель игры: развить силу голоса ребенка.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, глав-
ное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на
пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит
сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их
повторяет.
Игра «Пароход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать
звуки, произносить их тихо и громко.
Оборудование: рисунок парохода.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—
4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает
картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он
гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и
просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося
парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода,
который находиться совсем близко. Дети снова повторяют. Необходимо
следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода,
находящегося вблизи, вдали и совсем близко.
Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям
двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь
от нее или друг от друга.
Игра «Вездеход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно
произносить звуки.
Оборудование: рисунок вездехода.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—
4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает
картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем
предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:
Вы сегодня что, проспали?
И на поезд опоздали!
Вы садитесь в вездеход.
Самый лучший вездеход.
Всюду он вас довезет.
Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходи-
мо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.
Игра «Поход в лес»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно
произносить гласные звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют
стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)
И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)
В этот солнечный денек (руки опустить вниз)
Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)
Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.
Игра «Коровка»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно
произносить сонорные звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги:
«Моо, муу».
Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки,
например:
«Му» — коровка по утру
Замычала на лугу.
Травку там она жует,
А дома молочко дает.
Только хорошо организованная, систематическая работа поможет достичь
основной цели: формирования у ребёнка навыка пользоваться в речи голосом
нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.