Напоминание

"Особенности воспитательного процесса в дополнительном образовании"


Автор: Андронова Елена Ильинична
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБУДО "ЦВР "Пашинский"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности воспитательного процесса в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности воспитательного процесса в дополнительном

образовании

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в

современных социокультурных условиях как социально-образовательной

сферы, включающей взаимодействие разных сфер социальной политики

государства, участников образовательного процесса и социума, обусловлена

требованиями социальной и образовательной политики России.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования

на период до 2010 года, активными субъектами образовательной политики

должны стать все граждане России, семьи и родительская общественность,

государство, его федеральные и региональные институты, органы местного

самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные,

культурные, спортивные, коммерческие, общественные институты - все, кто

заинтересован в совершенствовании системы педагогически целесообразной

занятости детей в их свободное время, то есть системы дополнительного

образования детей.

В настоящий момент уже разработано немало различных концепций

дополнительного

образования

детей

(Закон

РФ

«Об

образовании»,

Федеральный закон «О дополнительном образовании», Федеральная целевая

программа

развития

образования

на

2006

-

2010

годы,

проект

Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской

Федерации

до

2010

года»

и

др.).

Авторами

определены

новые

образовательные ориентиры, выявлена новая система образовательных

ценностей,

обозначены

технологии

проектирования

индивидуально-

личностных, персонифицированных образовательных систем, рассмотрено

содержание дополнительного образования детей.

Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования:

Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция,

детский парк и др. Дополнительное образование подразделяется на общее

дополнительное

образование

и

дополнительное

профессиональное

образование. В учреждениях общего дополнительного образования в

частности обучаются дети и подростки в возрасте до 18 лет, с целью общего

культурного эстетического развития. В учреждениях дополнительного

профессионального

образования

повышаю

квалификацию

и

проходят

профессиональную переподготовку взрослы, с целью приобретения и

расширения новых профессиональных знаний.

Исходя из этого, существуют такие типы учреждений дополнительного

образования, как учреждения общего дополнительного и учреждения

дополнительного профессионального образования.

К учреждениям дополнительного общего образования относятся:

центры, клубы, дворцы, станции, музыкальная и художественная школы,

клубы и т.д.

К учреждениям профессионального дополнительного образования

можно отнести следующие учреждения: академии; институты повышения

квалификации:

учебные

центры

профессиональной

переподготовки,

межотраслевые региональные центры повышения квалификации; курсы

(школы, центры).

Учреждения,

имеющие

лицензию,

могут

вести

образовательную

деятельность в сфере дополнительного образования и взрослых и детей,

независимо от возраста, в учреждениях различных типов и организаций. При

наличии такого типа учреждения дополнительного образования, возрастные

рамки в них не устанавливаются. К таким учреждениям можно отнести: дома

знаний, учебные центры, народные университеты, институты непрерывного

образования и т.д.

Учреждения

дополнительного

образования

позволяют

лучше

организовать внеклассную и внешкольную работу учащихся. Учреждения

дополнительного образования являются основным базисом, на котором

выстраивается

все

дополнительное

образование.

В

настоящее

время

существуют различные виды учреждений дополнительного образования. На

протяжении

времени

виды

учреждений

дополнительного

образования

постепенно

меняются.

Различают

следующие

виды

учреждений

дополнительного образования: художественные, музыкальные и спортивные

школы, школы искусств, школы танцев, студии, кружки, клубы. Рассмотрим

наиболее интересные виды учреждений дополнительного образования.

Образовательные учреждения дополнительного образования реализуют

следующие

виды

дополнительного

образования:

научно-технические,

спортивно-технические,

физкультурно-спортивные,

художественно-

эстетические,

туристко-краеведческие,

эколого-биологические,

военно-

патриотические,

социально-педагогические,

культурологические,

естественнонаучные. Порядок приема учащихся во все виды учреждений

дополнительного

образования

определяется

уставом

образовательного

учреждения. Во всех видах учреждений дополнительного образования вся

образовательная

деятельность

должна

быть

направлена

на

развитие

творчества

и

самопознания.

Все

виды

учреждения

дополнительного

образования ставят своей целью адаптацию учащихся к жизни общества. Все

виды учреждений дополнительного образования учитывают запросы и

потребности детей и семьи, национальные и культурные традиции. Во всех

видах учреждений дополнительного образования организуются и проводятся

массовые мероприятия, создаются условия для организации содержательного

досуга.

Таким образом, специфические условия дополнительного образования

детей

заключаются,

прежде

всего,

высокой

степени

вариативности,

благодаря которой каждый может образовательное направление, отвечающее

его

интересам

и

склонностям,

выбирать

объем

и

темп

освоения

образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный

процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое

ценное достояние – свободное время, надеясь, что результатом такой

инвестиции станет эффективное развивающейся личности.

В

Законе

РФ

«Об

образовании»

дополнительное

образование

определяется

как

целенаправленный

процесс

воспитания

и

обучения

посредством

реализации

образовательных

программ,

оказания

дополнительных

образовательных

услуг

и

иной

информационно-

образовательной деятельности за пределами основных образовательных

программ в интересах человека, общества и государства.

Анализ опыта современных учреждений дополнительного образования

детей

позволил

нам

увидеть

следующие

особенности

содержания

деятельности:

дополнительное образование не регламентируется стандартами, его

содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других

социальных институтов;

дополнительное

образование

предоставляет

ребенку

широкое

разнообразие

деятельности

в

различных

областях:

художественной,

технической, спортивной, экологической и многих других. Кроме того,

можно говорить о многообразии содержательных аспектов деятельности:

теоретическом,

прикладном,

изобретательском,

исследовательском,

опытническом и других;

содержание образовательного процесса практически значимо для

ребенка в следующих аспектах: приобретение практических навыков,

допрофессиональная

подготовка,

достижение

успехов

в

общеобразовательной школе и др.;

содержание

образовательного

процесса

имеет

комплексный

потенциал (обучающий, воспитательный, развивающий). Можно говорить о

развитии межпредметных связей внутри структурных подразделений и за

пределами учреждения;

в основе образовательного процесса учреждения дополнительного

образования детей лежат дополнительные образовательные программы

различного уровня и направленности. Фактически каждая дополнительная

образовательная программа устанавливает свой стандарт ее освоения.

Достоинством дополнительных образовательных программ можно считать

то, что они создают возможность для дифференцированного и вариативного

образования,

разработки индивидуальных образовательных маршрутов,

позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида

деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.

Современные нормативные документы по вопросам дополнительного

образования

детей

предлагают

следующий

перечень

направленностей

дополнительного образования: научно-техническая, спортивно-техническая,

художественно-эстетическая,

культурологическая,

эколого-биологическая,

физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, военно-патриотическая,

социально-педагогическая и другие. В каждой из этих направленностей

могут быть представлены разные варианты учебных предметов, которые

определяет само учреждение.

Таким образом, учреждения дополнительного образования детей как

разновидность воспитательных организаций:

представляют собой составную часть государственной системы

социального воспитания;

ведомственно подчинены нескольким федеральным министерствам;

по

содержанию

деятельности

и

организационной

структуре

отличаются большим разнообразием;

во

взаимоотношениях

с

общеобразовательной

школой

играют

зависимую роль дополнения;

по принципу вхождения ребенка в воспитательную организацию

являются добровольными;

призваны

содействовать

воспитанникам

в

профессиональной

ориентации, организуя длительный процесс профессиональных проб;

в

урегулировании

социализации

преобладает

опосредованность

воздействий детским объединением, сферами его жизнедеятельности;

педагог дополнительного образования выступает в специфических

социальных

ролях

специалиста,

лидера,

мастера,

художественного

руководителя.



В раздел образования