Автор: Землянская Инна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ МКК
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Основные направления воспитательной работы в образовательных учреждениях интернатного типа на пути формирования социально-адаптированной личности»
Раздел: полное образование
«Основные направления воспитательной работы
в образовательных учреждениях интернатного типа на пути
формирования социально-адаптированной личности»
Стратегическими целями образования, согласно Национальной
доктрине образования, принятой Правительством РФ, являются: "Создание
основы для устойчивого социально-экономического развития России,
укрепление демократического правового государства". Поэтому в наше
время одной из основных задач любого образовательного учреждения
является организация воспитания патриотов России, граждан правового,
демократического государства, способных к социализации в условиях
гражданского общества, уважающих права и свободы личности,
обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и
религиозную терпимость.
Социальная адаптация – это активное приспособление к условиям
социальной среды через усвоение и принятие основных ценностей, норм,
правил поведения, принятых в обществе. Успешная социальная адаптация
является универсальной основой для будущего личного и социального
благополучия любого человека. Школьник, который не способен
самостоятельно анализировать проявления внешнего мира, социума,
выделять, осознавать, усваивать те звенья социальных структур, которые
позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной
среде, не сможет успешно реализовывать в ней свои потребности и цели, не
может развиваться. Отсутствие принятых и осознанных жизненных норм
в итоге приводит к непонимаю своего жизненного пути, к отсутствию
стремлений и идеалов. По сути, такой подросток может оказаться
лишенным основы самостоятельного, благополучного и осознанного
существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная
адаптация является важнейшей воспитательной задачей. А учитывая
особенности проживания в школе интернатного типа, где дети проводят
большую часть своего времени, вопросы социализации встают на первое
место, особенного в старших классах.
Социум следует рассматривать как образовательный ресурс для
формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его
обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.
В условиях постоянно меняющегося современного мира,
стремительно развивающей экономики, жесткой конкуренции на рынке
труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том
числе и компьютеризации, социальная адаптация воспитанниц становится
все более сложной, и вместе с тем более значимой.
Учебно-воспитательная работа по формированию социально-
адаптированной личности подчинена целям развития всех компонентов
интеллектуального, психофизического роста воспитанников для
подготовки будущих полноценных членов общества, способных к
самостоятельной жизни, труду, к оцениваю происходящих в мире событий,
неравнодушных и способных выразить свою гражданскую позицию.
При организации воспитательной работы, направленной на
формирование социально-адаптированной личности мы ориентируемся на
определенные цели - это:
формирование духовно-нравственных качеств социально адаптированной,
нравственной личности на основе сохранения и развития социально-
исторической преемственности и культуры;
воспитание подростков гражданами правового демократического
государства, патриотами России, уважающими права и свободы личности,
проявляющими национальную и конфессиональную терпимость,
развивающими культуру межнациональных отношений;
формирование современного мировоззрения, мотивации к труду,
постоянному творческому росту как личности, и как профессионала;
развитие культуры здорового образа жизни и физического воспитания,
сознательного отношения к себе и своей семье, её традициям и
принципам, стойкого неприятия к любым проявлениям асоциального
поведения в молодёжной среде;
формирование современного понимания профессиональной карьеры,
навыков правильного поведения в условиях внутри профессиональной
конкуренции на рынке труда, ответственности за результат своей
профессиональной деятельности.
Мы хотим видеть наших будущих выпускников социально-
адаптированными, зрелыми личностями с развитой духовной культурой и
интеллектом, это гражданин, обладающий обширными социальными,
историческими знаниями, эстетическим вкусом, высокими моральными
качествами.
Направления работы:
Профориентационное направление
В старших классах мы продолжаем знакомить воспитанников с миром
профессий. Но для будущей успешной социализации они должны понимать,
что их будущая профессиональная компетентность и культура связаны со
становлением таких качеств, как:
- направленность на собственное развитие ;
- неравнодущие, желание изменить мир к лучшему, модернезировать
устаревшее;
- креативность ;
- способность к самоанализу и саморазвитию;
- умение строить отношение в коллективе, способность к взаимодействию с
участниками трудового процесса.
- развития у обучающихся чувства ответственности за уровень своих
профессиональных знаний и качество труда, осмысленного отношения к
последствиям своей профессиональной деятельности и выбора
принципиальных в ходе ее осуществления решений - социальных,
экономических и нравственных;
- понимание профессиональной этики, понимание общественной миссии
своей профессии;
- чувства ответственности за уровень своих профессиональных знаний и
качество труда, осмысленного отношения к последствиям своей
профессиональной деятельности
- потребности в профессиональном становлении - быть значимой единицей
на трудовом фронте.
Мы стремимся воспитать социально –активных детей с четко
выраженной профессиональной, трудовой позицией.
Становление качеств будущего гражданина предполагает
формирование у обучающихся гражданской позиции и патриотического
сознания, правовой и политической культуры, гордости за свое Отечество,
знание истории приобщение к культурным ценностям, воспитание
духовности, самобытности, восприятие красоты и гармонии как духовного
проявления человека;
- создание условий для становления социальных качеств личности:
гражданственности, уважения к закону, социальной активности,
ответственности, совести, чести, добродетелей;
своей страны.
Экологическое направление.
Предшествующий опыт отношения человека и общества к природе и её
защиты имеет весьма негативную направленность, особенно в России, где
веками формировалась установка о неисчерпаемости природных ресурсов. В
связи с этим, необходимо не только экологическое образование, но и
воспитание как целенаправленное формирование природоохранного
отношения к природе на всех уровнях социализации обучающегося.
Показать экологию как синтез знаний основных понятий об окружающей
среде из разных наук: биологии, промышленной технологии, механики,
психологии, этики, педагогики и многих других дисциплин.
Акцент в них должен быть перенесен с просветительской направленности на
формирование активной социальной позиции в природосбережении,
предпочтению экологически безвредной продукции. Особое внимание при
этом должно быть уделено формированию и закреплению такого качества у
обучающегося как экологическая ответственность.
Здоровьесберегающее направление.
Воспитание здорового образа жизни должно способствовать
воспитанию ответственного отношения обучающихся к состоянию своего
здоровья и формированию противодействия вредным привычкам и
асоциальным явлениям. Качество жизни — понятие, важное не только для
здравоохранения, но и для всех сфер жизни современного общества, гак как
основная цель всех институтов общества — благополучие человека.
Составляющими качества жизни являются: психическое благополучие;
социальное благополучие; физическое благополучие; духовное
благополучие.
Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный па принципах
нравственности, рационально организованный, активный, трудовой,
закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных
воздействий окружающей среды. Основное его содержание составляют
следующие элементы: оптимальный уровень двигательной активности;
закаливание, увеличение сопротивляемости организма неблагоприятным
воздействиям внешней среды и заболеваниям; рациональное питание;
соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; экологически
грамотное поведение; психическая и эмоциональная устойчивость;
сексуальное воспитание; отказ от вредных привычек; безопасность труда и
поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.
Нравственно-этическое направление .
Нравственно-эстетическое направление является важной задачей
становления социально-адаптированной личности обучающегося и выступает
одним из главных условий её жизнеспособности в обществе. Формирование
нравственного сознания и моральных качеств личности составляет основу
процесса социализации обучающихся и служит ведущей целью учебно-
воспитательной работы, обеспечивающей социализацию личности.
Нравственность - это не природное, а приобретенное, воспитанное
качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь
черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе
на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям
социальной жизни.
В качестве критериев нравственного воспитания в учебно-
воспитательной работе училища должны выступать: уровень знаний и
убежденности в необходимости соблюдения норм морали,
сформированность качеств обучающегося, умения и навыки
соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом,
это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая
должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
В этом направлении важная подтема - «семейно-бытовое воспитание». В
сфере семейно-бытового воспитания обучающихся при их общей высокой
ориентации на сексуальные отношения, совместную жизнь, необходимо
особое внимание уделять проблеме взаимодействия и преемственности
поколений.
Эстетическое воспитание.
Ориентация общества на духовные ценности является одним из
показателей уровня развития этого общества.
Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование
устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений
искусства и культуры, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые
решаются средствами художественного творчества. В процессе
эстетического воспитания происходит формирование эстетического
сознания, что проявляется в создании у молодого человека идеальных
базовых образцов культуры и искусства, установок на положительное
восприятие ценностей отечественной и национальной культуры и искусства.
Гражданско - патриотическое воспитание .
В условиях современной России объективно является и признано
государством ключевым в обеспечении устойчивого политического,
социально-экономического развития и национальной безопасности
Российской Федерации.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из
наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней
формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации,
идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных
качеств, обеспечивающих жизнедеятельность в условиях современного
российского общества.
Воспитание гражданственности предполагает формирование активной
гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания
внутренней свободы и ответственности за собственный политический и
моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-
психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость,
честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою
точку зрения.
В качестве показателей и критериев уровня патриотического воспитания
обучающихся следует рассматривать их желание участвовать в
патриотических мероприятиях, знание и следование социо-культурным
традициям, уважение к историческому прошлому своей страны и к
деятельности предшествующих поколений. Это также проявляется как
желание защищать свою страну от внешних и внутренних деструктивных
воздействий, желание работать не только для удовлетворения своих
потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его
авторитета среди других стран мирового сообщества.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным,
поскольку Россия была и остается многонациональным государством.
Поэтому патриотизм должен иметь интернациональный характер,
основанный не только на единстве всех народов России в прошлом, но и на
необходимости совместного проживания людей различных национальностей
в едином российском государстве, и его совместном возрождении.
Правовое воспитание.
Модернизация государственной системы России и формирование
гражданского общества объективно требуют воспитания сознательного
гражданина, активно участвующего в демократическом процессе, не
принимающего методов разрушения единства и целостности государства.
При решении этих приоритетных задач и воспитания соответствующих
ориентиров необходимо способствовать развитию самоорганизации личности
обучающегося, стремления и умения отстаивать в общественной жизни
терпимость к чужому мнению, умения вести диалог, находить
содержательные компромиссы. Все это требует знания современной
правовой культуры, ее норм и законов, использования конкретных
возможностей правовой системы российского государства. В связи с этим,
правовое воспитание должно занимать одно из ведущих мест в системе
воспитания. Целенаправленная деятельность по правовому воспитанию
обучающихся должна быть ориентирована на нормативную регуляцию
поведения человека в обществе, где право выступает внешним регулятором
всех видов социально-значимой деятельности, внутренним регулятором
которой выступает нравственно-правовая ответственность личности и
личностный нравственно-правовой самоконтроль.
Основной целью воспитательной работы в школе-интернате является
формирование самостоятельной, зрелой, нравственной, психически и
физически здоровой личности воспитанника, способной творчески
реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы, стать
достойным гражданином своей страны.
Формирование социально-адаптированной личности - это сложный,
многогранный процесс включения человека в социальную практику,
приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и
реализации собственной сущности посредством выполнения определённой
роли в практической деятельности. Социальная активность - главное
качество социализации. Содержанием социализации является выработка
соответствующих социальных позиций личности обучающегося. Она
является как главным компонентом в структуре целей воспитания, так и
главным результатом функционирования учебно-воспитательной системы.
Используемая литература:
1. А как им живется? (Социологическое исследование) Текст. / под ред. Н.И
Коленовой. М. : Просвещение, 1991. - 12 с.
2. А я вырос в детдоме!. Текст. : / под ред. К.С. Пимановой. М. :
Просвещение, 1984. - 34 с.
3. Абасов, З.Ф. Сила доверия Текст. / З.Ф. Абасов // Народное образование.
1981. - № 7. - С. 34.
4. Авдеева, H.H., Мещерякова, С.Ю. Вы и младенец Текст. / H.H. Авдеева,
С.Ю. Мещерякова. М. : Изд-во Феникс, 1991. - 145 с.
5. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А.
Адлер, Пер. с нем. М. : Фонд «За экономическую грамотность», 1995. - 296 с.
6. Ажнина, О. Психологическая поддержка профессионального
самоопределения детей-сирот Текст. / О. Ажнина // Воспитание школьников.
-2005.-№7. -С. 41-47.
7. Азбука нравственного воспитания Текст.: Пособие для учителя / под ред.
И.А. Комрова и О.С. Богдановой. 3-е изд. - М. : Изд-во Просвещение, 1979.-
318 с.
8. Ананьев, Б.Г. Избр. труды. Текст. В 2 т. Т.2 / Б.Г. Ананьев. М. : Изд-во
Педагогика, 1980. - 287 с.
9. Андреева, А.Д. Работа психолога по социализации детей раннего возраста
Текст. / А.Д. Андреева // Детская практическая психология. 1996. -№1 /2. - С.
64-67.
10. Архангельский, С.И. О моделировании и методике обработки
педагогического эксперимента Текст. / С.И. Архангельский, В.И. Михеев,
С.А. Машников. М. : Изд-во Знание, 1974. - 48 с.
11. Асмолов, А.Г. Психология личности Текст. / А.Г. Асмолов. М. : Изд-во
МГУ, 1990. - 346 с.