Напоминание

«Основные направления воспитательной работы в образовательных учреждениях интернатного типа на пути формирования социально-адаптированной личности»


Автор: Землянская Инна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ МКК
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Основные направления воспитательной работы в образовательных учреждениях интернатного типа на пути формирования социально-адаптированной личности»
Раздел: полное образование





Назад




«Основные направления воспитательной работы

в образовательных учреждениях интернатного типа на пути

формирования социально-адаптированной личности»

Стратегическими целями образования, согласно Национальной

доктрине образования, принятой Правительством РФ, являются: "Создание

основы для устойчивого социально-экономического развития России,

укрепление демократического правового государства". Поэтому в наше

время одной из основных задач любого образовательного учреждения

является организация воспитания патриотов России, граждан правового,

демократического государства, способных к социализации в условиях

гражданского общества, уважающих права и свободы личности,

обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и

религиозную терпимость.

Социальная адаптация – это активное приспособление к условиям

социальной среды через усвоение и принятие основных ценностей, норм,

правил поведения, принятых в обществе. Успешная социальная адаптация

является универсальной основой для будущего личного и социального

благополучия любого человека. Школьник, который не способен

самостоятельно анализировать проявления внешнего мира, социума,

выделять, осознавать, усваивать те звенья социальных структур, которые

позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной

среде, не сможет успешно реализовывать в ней свои потребности и цели, не

может развиваться. Отсутствие принятых и осознанных жизненных норм

в итоге приводит к непонимаю своего жизненного пути, к отсутствию

стремлений и идеалов. По сути, такой подросток может оказаться

лишенным основы самостоятельного, благополучного и осознанного

существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная

адаптация является важнейшей воспитательной задачей. А учитывая

особенности проживания в школе интернатного типа, где дети проводят

большую часть своего времени, вопросы социализации встают на первое

место, особенного в старших классах.

Социум следует рассматривать как образовательный ресурс для

формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его

обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.

В условиях постоянно меняющегося современного мира,

стремительно развивающей экономики, жесткой конкуренции на рынке

труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том

числе и компьютеризации, социальная адаптация воспитанниц становится

все более сложной, и вместе с тем более значимой.

Учебно-воспитательная работа по формированию социально-

адаптированной личности подчинена целям развития всех компонентов

интеллектуального, психофизического роста воспитанников для

подготовки будущих полноценных членов общества, способных к

самостоятельной жизни, труду, к оцениваю происходящих в мире событий,

неравнодушных и способных выразить свою гражданскую позицию.

При организации воспитательной работы, направленной на

формирование социально-адаптированной личности мы ориентируемся на

определенные цели - это:

формирование духовно-нравственных качеств социально адаптированной,

нравственной личности на основе сохранения и развития социально-

исторической преемственности и культуры;

воспитание подростков гражданами правового демократического

государства, патриотами России, уважающими права и свободы личности,

проявляющими национальную и конфессиональную терпимость,

развивающими культуру межнациональных отношений;

формирование современного мировоззрения, мотивации к труду,

постоянному творческому росту как личности, и как профессионала;

развитие культуры здорового образа жизни и физического воспитания,

сознательного отношения к себе и своей семье, её традициям и

принципам, стойкого неприятия к любым проявлениям асоциального

поведения в молодёжной среде;

формирование современного понимания профессиональной карьеры,

навыков правильного поведения в условиях внутри профессиональной

конкуренции на рынке труда, ответственности за результат своей

профессиональной деятельности.

Мы хотим видеть наших будущих выпускников социально-

адаптированными, зрелыми личностями с развитой духовной культурой и

интеллектом, это гражданин, обладающий обширными социальными,

историческими знаниями, эстетическим вкусом, высокими моральными

качествами.

Направления работы:

Профориентационное направление

В старших классах мы продолжаем знакомить воспитанников с миром

профессий. Но для будущей успешной социализации они должны понимать,

что их будущая профессиональная компетентность и культура связаны со

становлением таких качеств, как:

- направленность на собственное развитие ;

- неравнодущие, желание изменить мир к лучшему, модернезировать

устаревшее;

- креативность ;

- способность к самоанализу и саморазвитию;

- умение строить отношение в коллективе, способность к взаимодействию с

участниками трудового процесса.

- развития у обучающихся чувства ответственности за уровень своих

профессиональных знаний и качество труда, осмысленного отношения к

последствиям своей профессиональной деятельности и выбора

принципиальных в ходе ее осуществления решений - социальных,

экономических и нравственных;

- понимание профессиональной этики, понимание общественной миссии

своей профессии;

- чувства ответственности за уровень своих профессиональных знаний и

качество труда, осмысленного отношения к последствиям своей

профессиональной деятельности

- потребности в профессиональном становлении - быть значимой единицей

на трудовом фронте.

Мы стремимся воспитать социально –активных детей с четко

выраженной профессиональной, трудовой позицией.

Становление качеств будущего гражданина предполагает

формирование у обучающихся гражданской позиции и патриотического

сознания, правовой и политической культуры, гордости за свое Отечество,

знание истории приобщение к культурным ценностям, воспитание

духовности, самобытности, восприятие красоты и гармонии как духовного

проявления человека;

- создание условий для становления социальных качеств личности:

гражданственности, уважения к закону, социальной активности,

ответственности, совести, чести, добродетелей;

своей страны.

Экологическое направление.

Предшествующий опыт отношения человека и общества к природе и её

защиты имеет весьма негативную направленность, особенно в России, где

веками формировалась установка о неисчерпаемости природных ресурсов. В

связи с этим, необходимо не только экологическое образование, но и

воспитание как целенаправленное формирование природоохранного

отношения к природе на всех уровнях социализации обучающегося.

Показать экологию как синтез знаний основных понятий об окружающей

среде из разных наук: биологии, промышленной технологии, механики,

психологии, этики, педагогики и многих других дисциплин.

Акцент в них должен быть перенесен с просветительской направленности на

формирование активной социальной позиции в природосбережении,

предпочтению экологически безвредной продукции. Особое внимание при

этом должно быть уделено формированию и закреплению такого качества у

обучающегося как экологическая ответственность.

Здоровьесберегающее направление.

Воспитание здорового образа жизни должно способствовать

воспитанию ответственного отношения обучающихся к состоянию своего

здоровья и формированию противодействия вредным привычкам и

асоциальным явлениям. Качество жизни — понятие, важное не только для

здравоохранения, но и для всех сфер жизни современного общества, гак как

основная цель всех институтов общества — благополучие человека.

Составляющими качества жизни являются: психическое благополучие;

социальное благополучие; физическое благополучие; духовное

благополучие.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный па принципах

нравственности, рационально организованный, активный, трудовой,

закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных

воздействий окружающей среды. Основное его содержание составляют

следующие элементы: оптимальный уровень двигательной активности;

закаливание, увеличение сопротивляемости организма неблагоприятным

воздействиям внешней среды и заболеваниям; рациональное питание;

соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; экологически

грамотное поведение; психическая и эмоциональная устойчивость;

сексуальное воспитание; отказ от вредных привычек; безопасность труда и

поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.

Нравственно-этическое направление .

Нравственно-эстетическое направление является важной задачей

становления социально-адаптированной личности обучающегося и выступает

одним из главных условий её жизнеспособности в обществе. Формирование

нравственного сознания и моральных качеств личности составляет основу

процесса социализации обучающихся и служит ведущей целью учебно-

воспитательной работы, обеспечивающей социализацию личности.

Нравственность - это не природное, а приобретенное, воспитанное

качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь

черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе

на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям

социальной жизни.

В качестве критериев нравственного воспитания в учебно-

воспитательной работе училища должны выступать: уровень знаний и

убежденности в необходимости соблюдения норм морали,

сформированность качеств обучающегося, умения и навыки

соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом,

это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая

должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

В этом направлении важная подтема - «семейно-бытовое воспитание». В

сфере семейно-бытового воспитания обучающихся при их общей высокой

ориентации на сексуальные отношения, совместную жизнь, необходимо

особое внимание уделять проблеме взаимодействия и преемственности

поколений.

Эстетическое воспитание.

Ориентация общества на духовные ценности является одним из

показателей уровня развития этого общества.

Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование

устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений

искусства и культуры, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые

решаются средствами художественного творчества. В процессе

эстетического воспитания происходит формирование эстетического

сознания, что проявляется в создании у молодого человека идеальных

базовых образцов культуры и искусства, установок на положительное

восприятие ценностей отечественной и национальной культуры и искусства.

Гражданско - патриотическое воспитание .

В условиях современной России объективно является и признано

государством ключевым в обеспечении устойчивого политического,

социально-экономического развития и национальной безопасности

Российской Федерации.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из

наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней

формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации,

идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных

качеств, обеспечивающих жизнедеятельность в условиях современного

российского общества.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной

гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания

внутренней свободы и ответственности за собственный политический и

моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-

психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость,

честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою

точку зрения.

В качестве показателей и критериев уровня патриотического воспитания

обучающихся следует рассматривать их желание участвовать в

патриотических мероприятиях, знание и следование социо-культурным

традициям, уважение к историческому прошлому своей страны и к

деятельности предшествующих поколений. Это также проявляется как

желание защищать свою страну от внешних и внутренних деструктивных

воздействий, желание работать не только для удовлетворения своих

потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его

авторитета среди других стран мирового сообщества.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным,

поскольку Россия была и остается многонациональным государством.

Поэтому патриотизм должен иметь интернациональный характер,

основанный не только на единстве всех народов России в прошлом, но и на

необходимости совместного проживания людей различных национальностей

в едином российском государстве, и его совместном возрождении.

Правовое воспитание.

Модернизация государственной системы России и формирование

гражданского общества объективно требуют воспитания сознательного

гражданина, активно участвующего в демократическом процессе, не

принимающего методов разрушения единства и целостности государства.

При решении этих приоритетных задач и воспитания соответствующих

ориентиров необходимо способствовать развитию самоорганизации личности

обучающегося, стремления и умения отстаивать в общественной жизни

терпимость к чужому мнению, умения вести диалог, находить

содержательные компромиссы. Все это требует знания современной

правовой культуры, ее норм и законов, использования конкретных

возможностей правовой системы российского государства. В связи с этим,

правовое воспитание должно занимать одно из ведущих мест в системе

воспитания. Целенаправленная деятельность по правовому воспитанию

обучающихся должна быть ориентирована на нормативную регуляцию

поведения человека в обществе, где право выступает внешним регулятором

всех видов социально-значимой деятельности, внутренним регулятором

которой выступает нравственно-правовая ответственность личности и

личностный нравственно-правовой самоконтроль.

Основной целью воспитательной работы в школе-интернате является

формирование самостоятельной, зрелой, нравственной, психически и

физически здоровой личности воспитанника, способной творчески

реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы, стать

достойным гражданином своей страны.

Формирование социально-адаптированной личности - это сложный,

многогранный процесс включения человека в социальную практику,

приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и

реализации собственной сущности посредством выполнения определённой

роли в практической деятельности. Социальная активность - главное

качество социализации. Содержанием социализации является выработка

соответствующих социальных позиций личности обучающегося. Она

является как главным компонентом в структуре целей воспитания, так и

главным результатом функционирования учебно-воспитательной системы.

Используемая литература:

1. А как им живется? (Социологическое исследование) Текст. / под ред. Н.И

Коленовой. М. : Просвещение, 1991. - 12 с.

2. А я вырос в детдоме!. Текст. : / под ред. К.С. Пимановой. М. :

Просвещение, 1984. - 34 с.

3. Абасов, З.Ф. Сила доверия Текст. / З.Ф. Абасов // Народное образование.

1981. - № 7. - С. 34.

4. Авдеева, H.H., Мещерякова, С.Ю. Вы и младенец Текст. / H.H. Авдеева,

С.Ю. Мещерякова. М. : Изд-во Феникс, 1991. - 145 с.

5. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А.

Адлер, Пер. с нем. М. : Фонд «За экономическую грамотность», 1995. - 296 с.

6. Ажнина, О. Психологическая поддержка профессионального

самоопределения детей-сирот Текст. / О. Ажнина // Воспитание школьников.

-2005.-№7. -С. 41-47.

7. Азбука нравственного воспитания Текст.: Пособие для учителя / под ред.

И.А. Комрова и О.С. Богдановой. 3-е изд. - М. : Изд-во Просвещение, 1979.-

318 с.

8. Ананьев, Б.Г. Избр. труды. Текст. В 2 т. Т.2 / Б.Г. Ананьев. М. : Изд-во

Педагогика, 1980. - 287 с.

9. Андреева, А.Д. Работа психолога по социализации детей раннего возраста

Текст. / А.Д. Андреева // Детская практическая психология. 1996. -№1 /2. - С.

64-67.

10. Архангельский, С.И. О моделировании и методике обработки

педагогического эксперимента Текст. / С.И. Архангельский, В.И. Михеев,

С.А. Машников. М. : Изд-во Знание, 1974. - 48 с.

11. Асмолов, А.Г. Психология личности Текст. / А.Г. Асмолов. М. : Изд-во

МГУ, 1990. - 346 с.



В раздел образования