Автор: Галлямова Ильмира Насимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ "Буратино"
Населённый пункт: г. Тарко-Сале, Пуровский район, ЯНАО
Наименование материала: Социально-личностное развитие дошкольников в процессе взаимодействия с родителями
Тема: "Социально-личностное развитие дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе
взаимодействия с родителями
Социально-личностное
развитие
–
это
процесс,
позволяющий
ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого
общества,
и
осуществляется
широким
набором
универсальных
средств,
содержание которых специфично для определенного общества, социального
слоя и возраста.
К ним можно отнести:
Формируемые бытовые и гигиенические умения,
Элементы материальной и духовной культуры,
Стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным
видам
и
типам
отношений
в
основных
сферах
жизнедеятельности-
в
общении, в игре и в познании.
Именно
социально-личностное
развитие,
целенаправленно,
систематически помогает сформировать высокие нравственные личностные
качества.
В
детском
возрасте
огромное
влияние
на
процесс
социализации
оказывают
лица,
с
которыми
у
ребенка
происходит
непосредственное
взаимодействие. Ими являются:
- семья
- детский сад
- общество
При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду,
дошкольное
образовательное
учреждение
лишь
дополняет
воспитание,
получаемое ребенком в семье.
Приоритетным
фактором
в
воспитании
и
развитии
ребенка,
в
приобретении
им
социального
опыта
является
(как
один
из
институтов
социализации).
Ребенок
в
семье
учится
общению,
приобретает
первый
социальный
опыт,
учится
социальному
ориентированию.
Признание
приоритета
семейного
воспитания
требует
нового
отношения
к
семье
и
новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения.
Отсюда
главная
задача:
создать
условия
для
эффективного
взаимодействия с семьями воспитанников детского сада.
Вот
почему
одной
из
главных
задач
нашей
деятельности
является
создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-
родители».
Детский сад – это помощник семьи в деле воспитания личности, и от
признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется, но,
напротив, все становится на свое место.
С этой целью в ДОУ используются активные формы и методы
работы с родителями.
1.
Общие и групповые родительские собрания
Традиционным
в
ДОУ
стало
проведение
общего
родительского
собрания
родителей
воспитанников,
вновь
зачисленных
в
детский
сад.
Родителями даются рекомендации, как подготовить ребенка к адаптации к
детскому
саду,
доводится
до
сведения
родителей
родительский
договор,
предоставляется презентация о ДОУ.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей
остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на
непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед
родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из
этого
положения
в
изменении
диалоге.
Данный
подход
потребовал
от
педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал
ощутимее.
Родительские
собрания
проходят
в
форме:
деловой
игры
КВН
«Веселый светофор», игрового тренинга «Шустирики и мямлики» устного
журнала «Береги здоровье смолоду» и других. Часто педагоги используют
видеозаписи
деятельности
детей,
фрагменты
занятий,
конкурсных
выступлений.
Именно
поэтому
процент
посещения
собраний
достаточно
высок.
2.
Консультации
При
выборе
консультаций
для
родителей
педагоги
проводят
тщательное,
вдумчивое
изучение
запросов
родителей
и
выбирают
оптимальный
вариант.
Темы
консультаций
также
бывают
приурочены
к
различным мероприятиям детского сада.
3.
Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
В ДОУ проводятся выставки совместных работ родителей с детьми : «Я
знаю правила дорожного движения» (конкурс рисунков родителей с детьми)
«Чудо-прищепки» ( выставка поделок из прищепок); «Накорми птиц
зимой» (выставка кормушек); «Это мамочка моя», «На Пуровской земле»
(выставка рисунков).
4.
Дни открытых дверей
Проведению Дней открытых дверей в детском саду предшествует
предварительная
работа.
Педагоги
тщательно
продумывают
режимные
моменты,
занятия,
вывешивают
красочные
объявления,
готовят
пригласительные
билеты.
При
посещение
родителями
ДОУ
педагоги
стараются
вовлечь
родителей
в
жизнь
группы
детского
сада.
Родители
принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в
роли
педагогов,
рассказывая
детям
о
своей
профессии,
показывая
свои
умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.
Наглядно-информационное направление включает в себя:
5.
Родительские уголки
Особое
место
в
пропаганде
педагогических
знаний
занимает
организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы
работы
позволяет
широко
знакомить
родителей
с
вопросами
воспитания
детей.
Для
того,
чтобы
она
была
действенной,
помогала
активизировать
родителей педагоги используются рубрики: «Мы занимаемся», «Страничка
логопеда», «Дошколенок», «Хочу все знать», «Учите вместе с нами».
Наглядно-информационное направление дает возможность донести до
родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о
родительских обязанностях и ответственности.
6.
Фотовыставки
«Моя мама - лучше всех», «Папа, мама, я – дружная семья».
Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями
форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности
для сотрудничества, проявления творчества.
Родители
принимают
активное
участие
в
соревнованиях
и
развлечениях. Ежегодно воспитанники ДОУ принимают активное участие в
спортивных
праздниках:
«Мама,
папа,
я
–
спортивная
семья»,
«Веселые
старты», «Масленица», «Мамин праздник», «День защитники отчества».
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей
и родителей,
разработан определенный алгоритм подготовки к праздникам:
-
выделение
цели
и
задачи
мероприятий
для
детей,
родителей
и
педагогов;
- консультации для родителей;
-
составление
плана
проведения
мероприятия
и
участие
в
нём
родителей;
- распределения ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров;
- составление памятки- помощницы для родителей и для детей;
- изготовление атрибутов и пособий.
Проводимая работа позволяет повысить компетентность родителей в
вопросах детско-родительских отношений.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое
разделяют взрослые и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они
видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь
песни, играть.
Подобные
мероприятия
сплачивают
семьи,
дают
возможность
взглянуть
друг
на
друга
в
новой
обстановке,
укрепляют
сотрудничество
между семьей и детский садом.
С целью повешения уровня знаний педагогов и родителей в вопросах
развития,
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного
возраста,
оказания
практической помощи в решении возникающих проблем родителей детей, в
нашем детском саду функционирует клуб молодой семьи «Семицветик».
На заседаниях клуба рассматриваются следующие темы:
«Психологические
особенности
детей
младшего
дошкольного
возраста»
«Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в детском саду
и дома»
«Роль отца в воспитании детей»
«Воспитываем гражданина» и др.
Также
в
ДОУ
функционирует
клуб
«Грамотейка»
руководителем,
которого является учитель логопед Киселева Н. В.
Немаловажную роль в воспитании ребенка в семье оказывает старшее
поколение:
бабушки
и
дедушки.
Традиционными
в
детском
саду
стало
проведение Дня пожилого человека: «Моя родословная», «Праздник бабушек
и мама», «Вечерки».
Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально
обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает
преемственность между поколениями.
Ко
Дню
семьи
в
мае
во
всех
группах
ДОУ
проходят
семейные
посиделки. Для родителей дети показывают сказки, мамы и папы участвуют в
конкурсах, узнают, как правильно организовать досуг ребенка и т.д.
В
работе
с
родителями
хорошие
результаты
дает
организация
проектной деятельности в детском саду. В частности в ДОУ осуществлен
проект «Я гражданин России», «День защитника Отечества».
Традиционным в детском саду стало проведение такого мероприятия
как день ветерана. В этот день приглашают наших ветеранов и поздравляют с
праздником.
Родители
стали
проявлять
искренний
интерес
к
жизни
группы,
научились
выражать
восхищение
результатами
и
продуктами
детской
деятельности,
эмоционально
поддерживать
своего
ребенка.
Большинство
родителей
посещают
родительские
собрания,
активно
участвуют
в
праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая
готовых
технологий
и
рецептов.
Её
успех
определяется
интуицией
,
инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным
помощником в семье.
Семья
и
детский
сад
два
воспитательных
феномена,
каждый
из
которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но и только в сочетании
друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького
человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно
компенсировать и смягчить друг друга.
Это
стало
возможным
только
благодаря
объединению
сил
и
сотрудничеству.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это
длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого,
неуклонного следования выбранной цели.
Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков
человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что
наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких. Идти по жизни
с
открытым
сердцем
и
живым
умом,
с
добром
и
уважением,
станут
патриотами нашей великой страны.