Напоминание

"Знакомство детей со свойствами дерева и металла"


Автор: Лукьянова Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 75 комбинированного вида
Населённый пункт: город Орехово-Зуево, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство детей со свойствами дерева и металла"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 75 комбинированного вида

_____________________________________________________

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности с детьми

средней группы

на тему

«Знакомство детей со свойствами дерева и

металла»

(Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»)

Подготовила и провела:

воспитатель МДОУ д/с № 75

комбинированного вида

Лукьянова Галина Васильевна

Дата и место проведения:

09.02.2017 г.

в МДОУ д/с № 75,

г. о. Орехово-Зуево

2017 учебный год

1

Программное содержание:

познакомить детей со свойствами дерева и металла путем сравнения;

развивать у детей наблюдательность, внимание, мышление;

развивать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам (предметам).

Активизация словаря: дерево; металл; деревянный; металлический.

Наглядный материал:

сундучок;

музыкальная шкатулка;

матрешка;

деревянная ложка;

деревянный солдатик;

деревянная сахарница;

деревянная доска;

деревянный стакан;

ложка металлическая;

ножницы;

половник;

сковорода;

металлический автобус (игрушка);

ключ.

Раздаточный материал:

пластмассовые банки с водой (по количеству детей);

металлическая пластинка (по количеству детей);

деревянная пластинка (по количеству детей);

деревянные и металлические ложки (по 2 шт. на двухместный стол).

Предварительная работа:

дидактические игры «Тяжелый-легкий», «Кому что», «Найди ошибку»;

чтение художественной литературы «Золотой ключик или приключения Буратино»

Л. Толстого.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: «Дети, у вас хорошее настроение? (Ответы детей). Улыбнитесь друг другу.

Да, у всех хорошее настроение».

Воспитатель: «Дети, вы готовы заниматься?» (Ответы детей).

Воспитатель: «Сегодня добрый волшебник приготовил вам в группе сюрприз.

Давайте его поищем. (Дети ищут).

Воспитатель: «Подойдите, подойдите.

Поглядите, поглядите.

Это что здесь в уголочке.

Под красивеньким платочком?».

Дети: «Какой красивый сундук».

Воспитатель: «Это волшебный сундук. Давайте отнесем его на стол и посмотрим, что в

нем. Вы хотите узнать, что в нем лежит?».

2

(Ответы детей).

Дети: «Да!»

Воспитатель:

«Садитесь

на

стульчик,

спинку

выпрямите,

ноги

поставьте

вместе

и

внимательно смотрите. Давайте откроем сундук». (Сундук не открывается).

Воспитатель: «Дети, что же нам делать?».

Я придумала: «Давайте его откроем с помощью пальчиковой гимнастики.

Подойдем поближе к сундуку».

Пальчиковая гимнастика «Замок»

«На двери весит замок (сложить пальцы в замок).

Кто его открыть бы смог?

Мы замочком постучали (постучать руку об руку).

Мы замочком покрутили (покрутить кистями рук, не разжимая пальцы).

Постучали и открыли (показать ладошки)».

(Под музыку сундучок открывается)

Воспитатель: «Сундучок волшебный открылся. Давайте посмотрим, что в нем лежит. Я

буду доставать из сундука предметы, а вы будете их называть».

(Воспитатель достает и дает по одному предмету ребенку: матрешку, деревянного

солдатик, доску, деревянную

ложку, кастрюлю, сковороду, половник, металлический

автобус (игрушка)).

Воспитатель: «Дети, рассмотрите ваши предметы. Скажите, из какого материала сделаны

эти предметы?».

(Ответы детей).

Воспитатель: «Правильно, из дерева, из металла. Давайте разделим все эти предметы на

две группы: деревянные и металлические».

(Дети ставят на один стол деревянные предметы, на другой стол – металлические

предметы).

Воспитатель: «Молодцы. Все правильно сделали. На одном столе предметы из дерева, на

другом – из металла. Предметы, которые сделаны из дерева, как называются?». (Ответы

детей). «Предметы, которые сделаны из металла, как можно назвать?». (Ответы детей).

Воспитатель: «Сейчас я предлагаю поиграть в интересную игру - «Назови предметы из

дерева и металла, которые находятся в группе». Мы разделимся на две команды: команду

девочек и команду мальчиков. У каждой команды будет свое задание. Команда девочек

должна назвать предметы из дерева. Команда мальчиков – из металла. Выигрывает та

команда, которая больше назовет предметов и правильно определит материал. За каждый

правильный ответ вы получаете звездочку. Побеждает та

команда, которая назовет

большее количество предметов из дерева или металла». (Проводится игра).

Воспитатель:

«Все

вы

правильно

назвали,

молодцы!

(Подсчитывает

количество

звездочек, определяет победителя).

Сейчас я хочу загадать вам загадки про деревянные и металлические предметы. Думаю,

что вы их тоже отгадаете».

Загадки

1. «Алый шелковый платочек,

Русский сарафан в платочек.

3

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может

Шесть.

Разрумянилась немножко.

Кто это?».

Дети: «Матрешка».

Воспитатель: «Правильно. Из какого материала сделана матрешка?».

Дети: «Из дерева».

2. «Черный Ивашка

Деревянная рубашка.

Где носом ведет,

Тот заметку кладет».

Дети: «Карандаш».

Воспитатель: «Из какого материала сделан карандаш?».

Дети: «Из дерева».

3. «Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик?».

Дети: «Ножницы».

Воспитатель: «Из какого материала?».

Дети: «Из металла».

Воспитатель: «Дети, вы знаете сказочного героя, который сделан из дерева?».

Дети: «Это Буратино».

Воспитатель: «Послушайте загадку про этого сказочного героя».

4. Загадка о сказочном герое

«У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой.

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный …

Кто же это?..».

Дети: «Буратино».

Воспитатель: «Из какого материала сделан Буратино?».

Дети: «Из дерева».

Воспитатель: «Молодцы, вы все загадки отгадали правильно.

Смотрите, сколько нужных вещей сделано из дерева, и металла, Нам нужны деревянные

карандаши, чтобы рисовать, деревянные матрешки, чтобы играть. И предметы из металла

тоже необходимы человеку: это и ножницы, которыми мы пользуемся на занятии ,

чайник из металла тоже нужен –мы наливаем чай из него.

Так что можно сделать вывод, что предметы из металла и дерева очень

необходимы

человеку».

Воспитатель: «Дети, вам понравилась загадка про деревянного мальчика Буратино?».

Дети: «Да».

Воспитатель: «Дети, Буратино очень любил играть. А вы любите играть?».

Дети: «Любим».

4

Воспитатель: «Давайте превратимся в Буратино и поиграем».

Физкультминутка «Буратино»

«Буратино потянулся

Раз - нагнулся (наклон).

Два - нагнулся.

Руки в стороны развел (развести руки в стороны).

Ключик, видно, не нашел (жест сожаления).

Чтобы ключик нам достать (повороты влево-вправо).

Нужно на мысочки встать (подъем на носочки, руки вверх).

Воспитатель: «Молодцы. А, сейчас немножко поиграем».

Воспитатель: «Дети,

вы

хотите

поближе

познакомиться

со

свойствами

дерева

и

металла?». (Ответы детей)

Воспитатель: «Тогда нам нужно отправимся в нашу лабораторию».

Задать детям вопрос: «Что мы делаем в лаборатории?». (Ответы детей).

Воспитатель: «Правильно, проводим разные опыты».

(Дети садятся за столы, где все подготовлено для экспериментирования).

Пальчиковая игра «В домике»

«Стол стоит на толстой ножке,

Рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом,

Вот такой я видел дом».

Воспитатель: «Проведем первый опыт».

Опыт №1 «Теплый-холодный»

Воспитатель: «Дети, у вас на столе два предмета. Рассмотрите их и скажите, из какого

материала они сделаны».

Ответ детей: «Из металла и дерева».

Воспитатель: «Возьмите в левую руку деревянный предмет, а в правую руку - предмет из

металла.

Зажмите

в

кулачках

предметы

и

определите,

какой

предмет

холоднее?.

Металлический или деревянный?».

Ответы детей.

Воспитатель: «Следовательно, какой вы можете сделать вывод?».

Ответы детей: «Металл холодный, а дерево теплее».

Воспитатель: «Дети, если вам предложат построить дом из металла или дерева, какой вы

материал выберете?».

Дети: «Дерево».

Воспитатель: «Почему?»

Дети: «Потому что это материал теплый и в доме из дерева зимой будет тепло».

Опыт №2 «Тяжелый-легкий»

Воспитатель: «Дети, возьмите в левую руку металлическую пластинку, а в правую –

деревянную пластинку. Определите на вес, что легче, а что тяжелее?»

5

Дети: «Металл тяжелее, а дерево легче».

Воспитатель: «Правильно. Какой вы можете сделать вывод?».

Дети: «Металл тяжелее дерева».

Воспитатель: « Приступаем к следующему опыту».

Опыт №3 «Тонет-не тонет»

Воспитатель: «Дети, в банку с водой положите деревянную пластинку и металлическую

пластинку. Что произошло?»

Ответы детей: «Металлическая пластинка утонула».

Воспитатель: «Как вы думаете, почему металлическая пластинка утонула?»

Ответы детей: «Потому что она тяжелая».

Воспитатель: «А что случилось с деревянной пластинкой ?»

Ответы детей: « Она плавает».

Воспитатель: «Как вы думаете, почему она плавает?»

Ответы детей: «Она легкая, поэтому держится на воде».

Воспитатель: «Правильно. Какой вы сделаете вывод?».

Ответы детей:

«Металл тяжелый, поэтому он тонет, дерево легкое, поэтому оно не

тонет».

Воспитатель: «Дети, если вы захотите сделать лодочку, какой вы возьмете материал?

Металл или дерево?»

Ответы детей: «Дерево».

Воспитатель: «А почему?».

Ответы детей: «Потому что металлическая лодочка утонет, а деревянная нет».

Опыт №4 «Глухой-звонкий»

Воспитатель: «Дети, перед вами лежат ложки. Посмотрите и скажите, из какого материала

они сделаны».

(Ответы детей).

Воспитатель: «Как вы думаете, для чего нужны ложки?».

Ответы детей.

Воспитатель: «А что еще можно делать ложками? (играть)

давайте все вместе (девочки и мальчики под музыку поиграем на ложках.)

(Дети играют).

«Вам понравилось играть на ложках?».

Ответы детей.

Воспитатель: «Теперь девочки, возьмите деревянные ложки и поиграйте на них.

Какой вы слышите звук?».

Дети: «Глухой».

Воспитатель: «А сейчас мальчики поиграют на металлических ложках. Какой слышите

звук?».

Дети: «Звонкий».

Воспитатель: «Какие ложки звучали звонче? Деревянные или металлические?»

Дети: « Металлические».

Воспитатель: «Какой вывод можно сделать?»

6

Ответ детей: «Металлические ложки звучат звонче, чем деревянные».

Воспитатель: «Молодцы.

Все опыты мы с вами провели. Давайте вспомним, что же мы

узнали из опытов. Что вы можете сказать о металле? Это какой материал?».

Дети: «Холодный, тяжелый и звонкий».

Воспитатель: «А дерево?»

Дети: «Дерево теплее мягче и легче металла, а еще издает глухой звук. Мы теперь знаем,

что дерево и металл, нужные, важные в жизни человека».

Воспитатель:

«Человек

знает

разные

свойства

материалов

и

поэтому

делает

разные

предметы, которые ему нужны. Чтобы все эти предметы долго служили людям, надо очень

бережно к ним относиться: ведь чтобы сделать их, человек затратил очень много труда. Я

думаю, что вы будете бережно относиться ко всему, что нас окружает».

7



В раздел образования