Автор: Лукьянова Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 75 комбинированного вида
Населённый пункт: город Орехово-Зуево, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство детей со свойствами дерева и металла"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 75 комбинированного вида
_____________________________________________________
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности с детьми
средней группы
на тему
«Знакомство детей со свойствами дерева и
металла»
(Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»)
Подготовила и провела:
воспитатель МДОУ д/с № 75
комбинированного вида
Лукьянова Галина Васильевна
Дата и место проведения:
09.02.2017 г.
в МДОУ д/с № 75,
г. о. Орехово-Зуево
2017 учебный год
1
Программное содержание:
познакомить детей со свойствами дерева и металла путем сравнения;
развивать у детей наблюдательность, внимание, мышление;
развивать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам (предметам).
Активизация словаря: дерево; металл; деревянный; металлический.
Наглядный материал:
сундучок;
музыкальная шкатулка;
матрешка;
деревянная ложка;
деревянный солдатик;
деревянная сахарница;
деревянная доска;
деревянный стакан;
ложка металлическая;
ножницы;
половник;
сковорода;
металлический автобус (игрушка);
ключ.
Раздаточный материал:
пластмассовые банки с водой (по количеству детей);
металлическая пластинка (по количеству детей);
деревянная пластинка (по количеству детей);
деревянные и металлические ложки (по 2 шт. на двухместный стол).
Предварительная работа:
дидактические игры «Тяжелый-легкий», «Кому что», «Найди ошибку»;
чтение художественной литературы «Золотой ключик или приключения Буратино»
Л. Толстого.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: «Дети, у вас хорошее настроение? (Ответы детей). Улыбнитесь друг другу.
Да, у всех хорошее настроение».
Воспитатель: «Дети, вы готовы заниматься?» (Ответы детей).
Воспитатель: «Сегодня добрый волшебник приготовил вам в группе сюрприз.
Давайте его поищем. (Дети ищут).
Воспитатель: «Подойдите, подойдите.
Поглядите, поглядите.
Это что здесь в уголочке.
Под красивеньким платочком?».
Дети: «Какой красивый сундук».
Воспитатель: «Это волшебный сундук. Давайте отнесем его на стол и посмотрим, что в
нем. Вы хотите узнать, что в нем лежит?».
2
(Ответы детей).
Дети: «Да!»
Воспитатель:
«Садитесь
на
стульчик,
спинку
выпрямите,
ноги
поставьте
вместе
и
внимательно смотрите. Давайте откроем сундук». (Сундук не открывается).
Воспитатель: «Дети, что же нам делать?».
Я придумала: «Давайте его откроем с помощью пальчиковой гимнастики.
Подойдем поближе к сундуку».
Пальчиковая гимнастика «Замок»
«На двери весит замок (сложить пальцы в замок).
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали (постучать руку об руку).
Мы замочком покрутили (покрутить кистями рук, не разжимая пальцы).
Постучали и открыли (показать ладошки)».
(Под музыку сундучок открывается)
Воспитатель: «Сундучок волшебный открылся. Давайте посмотрим, что в нем лежит. Я
буду доставать из сундука предметы, а вы будете их называть».
(Воспитатель достает и дает по одному предмету ребенку: матрешку, деревянного
солдатик, доску, деревянную
ложку, кастрюлю, сковороду, половник, металлический
автобус (игрушка)).
Воспитатель: «Дети, рассмотрите ваши предметы. Скажите, из какого материала сделаны
эти предметы?».
(Ответы детей).
Воспитатель: «Правильно, из дерева, из металла. Давайте разделим все эти предметы на
две группы: деревянные и металлические».
(Дети ставят на один стол деревянные предметы, на другой стол – металлические
предметы).
Воспитатель: «Молодцы. Все правильно сделали. На одном столе предметы из дерева, на
другом – из металла. Предметы, которые сделаны из дерева, как называются?». (Ответы
детей). «Предметы, которые сделаны из металла, как можно назвать?». (Ответы детей).
Воспитатель: «Сейчас я предлагаю поиграть в интересную игру - «Назови предметы из
дерева и металла, которые находятся в группе». Мы разделимся на две команды: команду
девочек и команду мальчиков. У каждой команды будет свое задание. Команда девочек
должна назвать предметы из дерева. Команда мальчиков – из металла. Выигрывает та
команда, которая больше назовет предметов и правильно определит материал. За каждый
правильный ответ вы получаете звездочку. Побеждает та
команда, которая назовет
большее количество предметов из дерева или металла». (Проводится игра).
Воспитатель:
«Все
вы
правильно
назвали,
молодцы!
(Подсчитывает
количество
звездочек, определяет победителя).
Сейчас я хочу загадать вам загадки про деревянные и металлические предметы. Думаю,
что вы их тоже отгадаете».
Загадки
1. «Алый шелковый платочек,
Русский сарафан в платочек.
3
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может
Шесть.
Разрумянилась немножко.
Кто это?».
Дети: «Матрешка».
Воспитатель: «Правильно. Из какого материала сделана матрешка?».
Дети: «Из дерева».
2. «Черный Ивашка
Деревянная рубашка.
Где носом ведет,
Тот заметку кладет».
Дети: «Карандаш».
Воспитатель: «Из какого материала сделан карандаш?».
Дети: «Из дерева».
3. «Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик?».
Дети: «Ножницы».
Воспитатель: «Из какого материала?».
Дети: «Из металла».
Воспитатель: «Дети, вы знаете сказочного героя, который сделан из дерева?».
Дети: «Это Буратино».
Воспитатель: «Послушайте загадку про этого сказочного героя».
4. Загадка о сказочном герое
«У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой.
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный …
Кто же это?..».
Дети: «Буратино».
Воспитатель: «Из какого материала сделан Буратино?».
Дети: «Из дерева».
Воспитатель: «Молодцы, вы все загадки отгадали правильно.
Смотрите, сколько нужных вещей сделано из дерева, и металла, Нам нужны деревянные
карандаши, чтобы рисовать, деревянные матрешки, чтобы играть. И предметы из металла
тоже необходимы человеку: это и ножницы, которыми мы пользуемся на занятии ,
чайник из металла тоже нужен –мы наливаем чай из него.
Так что можно сделать вывод, что предметы из металла и дерева очень
необходимы
человеку».
Воспитатель: «Дети, вам понравилась загадка про деревянного мальчика Буратино?».
Дети: «Да».
Воспитатель: «Дети, Буратино очень любил играть. А вы любите играть?».
Дети: «Любим».
4
Воспитатель: «Давайте превратимся в Буратино и поиграем».
Физкультминутка «Буратино»
«Буратино потянулся
Раз - нагнулся (наклон).
Два - нагнулся.
Руки в стороны развел (развести руки в стороны).
Ключик, видно, не нашел (жест сожаления).
Чтобы ключик нам достать (повороты влево-вправо).
Нужно на мысочки встать (подъем на носочки, руки вверх).
Воспитатель: «Молодцы. А, сейчас немножко поиграем».
Воспитатель: «Дети,
вы
хотите
поближе
познакомиться
со
свойствами
дерева
и
металла?». (Ответы детей)
Воспитатель: «Тогда нам нужно отправимся в нашу лабораторию».
Задать детям вопрос: «Что мы делаем в лаборатории?». (Ответы детей).
Воспитатель: «Правильно, проводим разные опыты».
(Дети садятся за столы, где все подготовлено для экспериментирования).
Пальчиковая игра «В домике»
«Стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом,
Вот такой я видел дом».
Воспитатель: «Проведем первый опыт».
Опыт №1 «Теплый-холодный»
Воспитатель: «Дети, у вас на столе два предмета. Рассмотрите их и скажите, из какого
материала они сделаны».
Ответ детей: «Из металла и дерева».
Воспитатель: «Возьмите в левую руку деревянный предмет, а в правую руку - предмет из
металла.
Зажмите
в
кулачках
предметы
и
определите,
какой
предмет
холоднее?.
Металлический или деревянный?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Следовательно, какой вы можете сделать вывод?».
Ответы детей: «Металл холодный, а дерево теплее».
Воспитатель: «Дети, если вам предложат построить дом из металла или дерева, какой вы
материал выберете?».
Дети: «Дерево».
Воспитатель: «Почему?»
Дети: «Потому что это материал теплый и в доме из дерева зимой будет тепло».
Опыт №2 «Тяжелый-легкий»
Воспитатель: «Дети, возьмите в левую руку металлическую пластинку, а в правую –
деревянную пластинку. Определите на вес, что легче, а что тяжелее?»
5
Дети: «Металл тяжелее, а дерево легче».
Воспитатель: «Правильно. Какой вы можете сделать вывод?».
Дети: «Металл тяжелее дерева».
Воспитатель: « Приступаем к следующему опыту».
Опыт №3 «Тонет-не тонет»
Воспитатель: «Дети, в банку с водой положите деревянную пластинку и металлическую
пластинку. Что произошло?»
Ответы детей: «Металлическая пластинка утонула».
Воспитатель: «Как вы думаете, почему металлическая пластинка утонула?»
Ответы детей: «Потому что она тяжелая».
Воспитатель: «А что случилось с деревянной пластинкой ?»
Ответы детей: « Она плавает».
Воспитатель: «Как вы думаете, почему она плавает?»
Ответы детей: «Она легкая, поэтому держится на воде».
Воспитатель: «Правильно. Какой вы сделаете вывод?».
Ответы детей:
«Металл тяжелый, поэтому он тонет, дерево легкое, поэтому оно не
тонет».
Воспитатель: «Дети, если вы захотите сделать лодочку, какой вы возьмете материал?
Металл или дерево?»
Ответы детей: «Дерево».
Воспитатель: «А почему?».
Ответы детей: «Потому что металлическая лодочка утонет, а деревянная нет».
Опыт №4 «Глухой-звонкий»
Воспитатель: «Дети, перед вами лежат ложки. Посмотрите и скажите, из какого материала
они сделаны».
(Ответы детей).
Воспитатель: «Как вы думаете, для чего нужны ложки?».
Ответы детей.
Воспитатель: «А что еще можно делать ложками? (играть)
давайте все вместе (девочки и мальчики под музыку поиграем на ложках.)
(Дети играют).
«Вам понравилось играть на ложках?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Теперь девочки, возьмите деревянные ложки и поиграйте на них.
Какой вы слышите звук?».
Дети: «Глухой».
Воспитатель: «А сейчас мальчики поиграют на металлических ложках. Какой слышите
звук?».
Дети: «Звонкий».
Воспитатель: «Какие ложки звучали звонче? Деревянные или металлические?»
Дети: « Металлические».
Воспитатель: «Какой вывод можно сделать?»
6
Ответ детей: «Металлические ложки звучат звонче, чем деревянные».
Воспитатель: «Молодцы.
Все опыты мы с вами провели. Давайте вспомним, что же мы
узнали из опытов. Что вы можете сказать о металле? Это какой материал?».
Дети: «Холодный, тяжелый и звонкий».
Воспитатель: «А дерево?»
Дети: «Дерево теплее мягче и легче металла, а еще издает глухой звук. Мы теперь знаем,
что дерево и металл, нужные, важные в жизни человека».
Воспитатель:
«Человек
знает
разные
свойства
материалов
и
поэтому
делает
разные
предметы, которые ему нужны. Чтобы все эти предметы долго служили людям, надо очень
бережно к ним относиться: ведь чтобы сделать их, человек затратил очень много труда. Я
думаю, что вы будете бережно относиться ко всему, что нас окружает».
7