Автор: Сковороднева Лариса Николаевна
Должность: преподаватель высшей категории, заведующая хореографическим отделением ЕДШИ
Учебное заведение: МБУДО Егорлыкская ДШИ
Населённый пункт: станица Егорлыкская, Ростовская облать
Наименование материала: статья
Тема: "Методика преподавания классического танца в школах искусств"
Раздел: дополнительное образование
Сковороднева Л.Н.
Заведующая хореографическим отделением
ст. Егорлыкская, МБУДО Егорлыкская ДШИ
Методика преподавания классического танца в школах искусств
Перед хореографическими отделениями детских школ искусств, стоят
множество ответственных задач: развитие музыкальности, повышение качества
хореографической подготовки, а так же формирование всесторонне развитой
личности. Для того чтобы решить как можно больше поставленных задач
необходима
постоянная
работа
с
методическими
пособиями,
научными
работами,
непрерывное
совершенствование
процесса
обучения
и
методов
преподавания. Приведенные в работе рекомендации основаны на изучении ряда
профессиональной литературы, а так же на личном опыте работы в детской
школе
искусств.
Основной
целью
данной
работы
является
доступное
объяснение
материала,
который
смогут
использовать
преподаватели
–
хореографы для развития хореографических навыков на уроках классического
танца.
Учебный
процесс
хореографического
отделения
школы
искусств
и
учебный процесс хореографической школы обладает рядом сходств с учебным
процессом
хореографического
училища
или
иного
профессионального
учебного заведения:
- наличие учебного плана для определения целей, задач и форм обучения;
-
наличие
в
учебном
плане
комплекса
специальных
дисциплин,
основой
которого является классический танец;
- наличие в учебном плане строгой последовательности в овладении лексикой и
техническими приемами танца;
- систематичность и регулярность занятий, обеспечивающие постепенность в
развитии природных данных и способностей учащихся;
Отличительной особенностью работы хореографических отделений школ
искусств является эстетическое воспитание детей средствами танца, которые
способны
создать
благотворную
почву
для
раскрытия
потенциальных
возможностей ребенка, обучение здесь доступно гораздо большему кругу детей
и подростков, именно поэтому учебный процесс имеет свои, не присущие
хореографическому
училищу
или
иному
профессиональному
учебному
заведению, специфические черты:
-
объем
изучаемого
по
предметам
хореографического
цикла
материала
значительно меньше;
- меньшая недельная нагрузка на учащихся;
-
требования
к
физическим
данным
учащихся
значительно
ниже,
чем
в
хореографическом училище;
-
подход
к
различным
группам
учащихся
более
дифференцированный,
требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого материла;
- отбор изучаемого материала с учетом возможностей каждого конкретного
класса;
Следует отметить, что развитию художественного вкуса и музыкальной
культуры
способствует
музыкальное
сопровождение, которому
необходимо
уделить внимание с первых уроков. Отсюда следует, что подбор музыкального
сопровождения движений должен быть высококачественным и соответствовать
характеру каждого упражнения.
Основные принципы построения урока:
1.
Урок должен иметь тему и цель;
2.
Экзерсис у станка готовит ученика к исполнению упражнения на середине;
3.
Связь с предыдущим и последующим уроками.
4.
Постепенное увеличение нагрузки от простых упражнений к сложным.
5.
Темп урока идет по восходящей линии для концентрации внимания
учащихся.
6.
Исполнение упражнений на свободном дыхании.
7.
Учет психофизических и возрастных факторов:
- эмоционального состояния учащихся, реакции на замечания
- возрастных особенностей мышления,
Урок классического танца начинается с экзерсиса у станка, во время
которого
разучиваются
и
отрабатываются
упражнения.
Именно
во
время
экзерсиса
у
станка
приобретаются
базовые
знания
хореографа:
изучается
постановка рук, ног, головы и корпуса, вырабатывается сила мышц, развивается
выворотность
ног,
закладываются
основы
для
прыжка,
приобретается
выразительность в исполнении движений и апломб.[5]
Экзерсис у станка выстраивается в определенной последовательности с
постепенным включение в работу всех групп мышц[6]:
1.
Demi-plie (затем после изучения) grand-plie;
2.
Battement tendu;
3.
Battement tendu jete;
4.
Rond de jambe par terre;
5.
Battement fondu;
6.
Battement frappe;
7.
Battement releve lent et battement developpe;
8.
Rond de jambe en l`air;
9.
Petit battement sur le cou-de-pied;
10.
Grand battement jete;
Следует отметить, что на первом году обучения основные упражнения у
станка выстраиваются не в порядке исполнения экзерсиса, а в порядке их
изучения. Еще одной немаловажной особенностью является то, что каждое
упражнение экзерсиса у станка выполняется отдельно сначала с правой ноги,
затем с левой. Перед каждым движением выполняется подготовка к движению
–
preparation, при исполнении движения лицом к
станку (на
первом
году
обучения) во время preparation руки кладутся из подготовительного положения
на станок. Каждое упражнение, пройденное у станка, в дальнейшем изучается
на
середине зала.
Новый
танцевальный
материал,
как
у
станка,
так
и
на
середине
зала
добавляют
от
урока
к
уроку,
систематически
повторяя
пройденное, и разучивая новые упражнения. [2]
В процессе работы педагога с классом происходит реализация замысла
урока.
Существует
два
основных
способа
работы
педагога
–
хореографа:
словесное объяснение материала и показ движений. Именно с помощью этих
средств
прокладывается
путь
требований
педагога
к
классу.[5]
Показ
и
объяснение на уроке хореографии должны сосуществовать в равновесии для
того, чтобы показ не мешал объяснению, а само объяснение не уничтожало
результаты показа.
Обратимся
к
самой
общей
схеме,
отражающей
процесс
обучения
в
хореографии.
Он
содержит
все
этапы,
которые
характеризуют
процесс
познания в любой сфере деятельности человека: «От живого созерцания к
абстрактному мышлению, и от него к практике – таков диалектический путь
познания истины, познание объективной реальности»[3].
На начальном этапе обучения, наибольшее внимание уделяется показу,
ввиду того, что в младших классах осваивается танцевальная азбука. Показ
должен
быть
точным,
детальным,
лаконичным,
сопровождающимся
комментариями, которые наиболее четко подчеркивают важные моменты.
В средних классах показ носит иной, обобщенный характер. Здесь можно
пренебречь
скрупулезностью
исполнения
отдельных
движений,
важнее
показать технически наиболее важный момент.
В
старших
классах
показ
и
объяснение
в
равной
мере
сводится
к
минимуму, именно поэтому жесткие требования предъявляются к их качеству и
смысловой нагрузке, упор делается на сложные комбинации и их «втанцовку».
Ключевым является первый год обучения, во время которого педагогу –
хореографу
необходимо
выявить
и
развить
природные
данные
ребенка,
исправить недостатки телосложения (наиболее подробно этот вопрос освещен в
методической
разработке
для
хореографических
школ
«Балетная
осанка
–
основа
хореографического
воспитания
детей»)[1].
Так
же
важно
научить
ребенка
воспринимать
задания
и
критику,
оперировать
понятиями,
контролировать свое тело, взаимодействовать с классом и педагогом.
Необходимо направить усилия ребенка в нужно русло, ведь на начальном
этапе ребенку трудно достигнуть точности и законченности формы движения.
Важно построить внутренние связи между словами педагога и мышечными
ощущениями
каждого
ученика,
для
этого
нужна
упорная,
постепенная,
трудоемкая
работа,
которая
начавшись
на
первом
году
обучения
не
прекращается до окончания хореографического отделения.[4]
В
современном
мире
во
время
бурного
развития
хореографического
образования деятельность хореографических отделений детских школ искусств
значительно оживилась, обучение искусству танца стало более доступным и
профессиональным. Для
того
чтобы
поддерживать
достигнутый уровень и
совершенствовать свои навыки преподавателю следует тщательно готовиться к
каждому занятию, действовать по заранее намеченному плану, который должен
вместить в себя весь танцевальный материал, намеченный для разучивания. В
исключительных случаях, когда необходимо внести изменения в план занятий
следует помнить, что классический экзерсис сокращать нельзя, так как именно
классический танец является фундаментом в овладении техникой и качествами
танцора.
Таковы, в самых общих чертах цели, методы, средства и
сложности
обучения
классическому
танцу
в
хореографической
школе
и
на
хореографическом
отделении
детской
школы
искусств,
которые
должен
разрешить педагог – хореограф.
Список литературы:
1.
Васильева Т.И. Балетная осанка – основа хореографического воспитания
детей. – М.: ЦНМК, 1983.
2.
Васильева Е.Д. Танец // О.М.Мартынова. –М:«Искусство», 1968. – 247 с.
3.
В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т.9. – С. 152 – 153.
4.
Классический танец в школе искусств / Нестеров В.Н. Иванова Н.А. //
Нестеров В.Н. Иванова Н.А. – Саратов: Издательский центр «Наука»,
2007. – 49 с.
5.
Методическая разработка для преподавателей детских хореографических
школ и школ искусств / В.П.Сердюков // О.М.Гутина. – М. 1988. – 31 с.
6.
Основные
элементы
классического
танца:
учебное
пособие
/
М.В.Смирнова // Е.Соколова. – Ростов-на-Дону. 1995. 71 с.