Напоминание

"Методика преподавания классического танца в школах искусств"


Автор: Сковороднева Лариса Николаевна
Должность: преподаватель высшей категории, заведующая хореографическим отделением ЕДШИ
Учебное заведение: МБУДО Егорлыкская ДШИ
Населённый пункт: станица Егорлыкская, Ростовская облать
Наименование материала: статья
Тема: "Методика преподавания классического танца в школах искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сковороднева Л.Н.

Заведующая хореографическим отделением

ст. Егорлыкская, МБУДО Егорлыкская ДШИ

Методика преподавания классического танца в школах искусств

Перед хореографическими отделениями детских школ искусств, стоят

множество ответственных задач: развитие музыкальности, повышение качества

хореографической подготовки, а так же формирование всесторонне развитой

личности. Для того чтобы решить как можно больше поставленных задач

необходима

постоянная

работа

с

методическими

пособиями,

научными

работами,

непрерывное

совершенствование

процесса

обучения

и

методов

преподавания. Приведенные в работе рекомендации основаны на изучении ряда

профессиональной литературы, а так же на личном опыте работы в детской

школе

искусств.

Основной

целью

данной

работы

является

доступное

объяснение

материала,

который

смогут

использовать

преподаватели

хореографы для развития хореографических навыков на уроках классического

танца.

Учебный

процесс

хореографического

отделения

школы

искусств

и

учебный процесс хореографической школы обладает рядом сходств с учебным

процессом

хореографического

училища

или

иного

профессионального

учебного заведения:

- наличие учебного плана для определения целей, задач и форм обучения;

-

наличие

в

учебном

плане

комплекса

специальных

дисциплин,

основой

которого является классический танец;

- наличие в учебном плане строгой последовательности в овладении лексикой и

техническими приемами танца;

- систематичность и регулярность занятий, обеспечивающие постепенность в

развитии природных данных и способностей учащихся;

Отличительной особенностью работы хореографических отделений школ

искусств является эстетическое воспитание детей средствами танца, которые

способны

создать

благотворную

почву

для

раскрытия

потенциальных

возможностей ребенка, обучение здесь доступно гораздо большему кругу детей

и подростков, именно поэтому учебный процесс имеет свои, не присущие

хореографическому

училищу

или

иному

профессиональному

учебному

заведению, специфические черты:

-

объем

изучаемого

по

предметам

хореографического

цикла

материала

значительно меньше;

- меньшая недельная нагрузка на учащихся;

-

требования

к

физическим

данным

учащихся

значительно

ниже,

чем

в

хореографическом училище;

-

подход

к

различным

группам

учащихся

более

дифференцированный,

требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого материла;

- отбор изучаемого материала с учетом возможностей каждого конкретного

класса;

Следует отметить, что развитию художественного вкуса и музыкальной

культуры

способствует

музыкальное

сопровождение, которому

необходимо

уделить внимание с первых уроков. Отсюда следует, что подбор музыкального

сопровождения движений должен быть высококачественным и соответствовать

характеру каждого упражнения.

Основные принципы построения урока:

1.

Урок должен иметь тему и цель;

2.

Экзерсис у станка готовит ученика к исполнению упражнения на середине;

3.

Связь с предыдущим и последующим уроками.

4.

Постепенное увеличение нагрузки от простых упражнений к сложным.

5.

Темп урока идет по восходящей линии для концентрации внимания

учащихся.

6.

Исполнение упражнений на свободном дыхании.

7.

Учет психофизических и возрастных факторов:

- эмоционального состояния учащихся, реакции на замечания

- возрастных особенностей мышления,

Урок классического танца начинается с экзерсиса у станка, во время

которого

разучиваются

и

отрабатываются

упражнения.

Именно

во

время

экзерсиса

у

станка

приобретаются

базовые

знания

хореографа:

изучается

постановка рук, ног, головы и корпуса, вырабатывается сила мышц, развивается

выворотность

ног,

закладываются

основы

для

прыжка,

приобретается

выразительность в исполнении движений и апломб.[5]

Экзерсис у станка выстраивается в определенной последовательности с

постепенным включение в работу всех групп мышц[6]:

1.

Demi-plie (затем после изучения) grand-plie;

2.

Battement tendu;

3.

Battement tendu jete;

4.

Rond de jambe par terre;

5.

Battement fondu;

6.

Battement frappe;

7.

Battement releve lent et battement developpe;

8.

Rond de jambe en l`air;

9.

Petit battement sur le cou-de-pied;

10.

Grand battement jete;

Следует отметить, что на первом году обучения основные упражнения у

станка выстраиваются не в порядке исполнения экзерсиса, а в порядке их

изучения. Еще одной немаловажной особенностью является то, что каждое

упражнение экзерсиса у станка выполняется отдельно сначала с правой ноги,

затем с левой. Перед каждым движением выполняется подготовка к движению

preparation, при исполнении движения лицом к

станку (на

первом

году

обучения) во время preparation руки кладутся из подготовительного положения

на станок. Каждое упражнение, пройденное у станка, в дальнейшем изучается

на

середине зала.

Новый

танцевальный

материал,

как

у

станка,

так

и

на

середине

зала

добавляют

от

урока

к

уроку,

систематически

повторяя

пройденное, и разучивая новые упражнения. [2]

В процессе работы педагога с классом происходит реализация замысла

урока.

Существует

два

основных

способа

работы

педагога

хореографа:

словесное объяснение материала и показ движений. Именно с помощью этих

средств

прокладывается

путь

требований

педагога

к

классу.[5]

Показ

и

объяснение на уроке хореографии должны сосуществовать в равновесии для

того, чтобы показ не мешал объяснению, а само объяснение не уничтожало

результаты показа.

Обратимся

к

самой

общей

схеме,

отражающей

процесс

обучения

в

хореографии.

Он

содержит

все

этапы,

которые

характеризуют

процесс

познания в любой сфере деятельности человека: «От живого созерцания к

абстрактному мышлению, и от него к практике – таков диалектический путь

познания истины, познание объективной реальности»[3].

На начальном этапе обучения, наибольшее внимание уделяется показу,

ввиду того, что в младших классах осваивается танцевальная азбука. Показ

должен

быть

точным,

детальным,

лаконичным,

сопровождающимся

комментариями, которые наиболее четко подчеркивают важные моменты.

В средних классах показ носит иной, обобщенный характер. Здесь можно

пренебречь

скрупулезностью

исполнения

отдельных

движений,

важнее

показать технически наиболее важный момент.

В

старших

классах

показ

и

объяснение

в

равной

мере

сводится

к

минимуму, именно поэтому жесткие требования предъявляются к их качеству и

смысловой нагрузке, упор делается на сложные комбинации и их «втанцовку».

Ключевым является первый год обучения, во время которого педагогу –

хореографу

необходимо

выявить

и

развить

природные

данные

ребенка,

исправить недостатки телосложения (наиболее подробно этот вопрос освещен в

методической

разработке

для

хореографических

школ

«Балетная

осанка

основа

хореографического

воспитания

детей»)[1].

Так

же

важно

научить

ребенка

воспринимать

задания

и

критику,

оперировать

понятиями,

контролировать свое тело, взаимодействовать с классом и педагогом.

Необходимо направить усилия ребенка в нужно русло, ведь на начальном

этапе ребенку трудно достигнуть точности и законченности формы движения.

Важно построить внутренние связи между словами педагога и мышечными

ощущениями

каждого

ученика,

для

этого

нужна

упорная,

постепенная,

трудоемкая

работа,

которая

начавшись

на

первом

году

обучения

не

прекращается до окончания хореографического отделения.[4]

В

современном

мире

во

время

бурного

развития

хореографического

образования деятельность хореографических отделений детских школ искусств

значительно оживилась, обучение искусству танца стало более доступным и

профессиональным. Для

того

чтобы

поддерживать

достигнутый уровень и

совершенствовать свои навыки преподавателю следует тщательно готовиться к

каждому занятию, действовать по заранее намеченному плану, который должен

вместить в себя весь танцевальный материал, намеченный для разучивания. В

исключительных случаях, когда необходимо внести изменения в план занятий

следует помнить, что классический экзерсис сокращать нельзя, так как именно

классический танец является фундаментом в овладении техникой и качествами

танцора.

Таковы, в самых общих чертах цели, методы, средства и

сложности

обучения

классическому

танцу

в

хореографической

школе

и

на

хореографическом

отделении

детской

школы

искусств,

которые

должен

разрешить педагог – хореограф.

Список литературы:

1.

Васильева Т.И. Балетная осанка – основа хореографического воспитания

детей. – М.: ЦНМК, 1983.

2.

Васильева Е.Д. Танец // О.М.Мартынова. –М:«Искусство», 1968. – 247 с.

3.

В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т.9. – С. 152 – 153.

4.

Классический танец в школе искусств / Нестеров В.Н. Иванова Н.А. //

Нестеров В.Н. Иванова Н.А. – Саратов: Издательский центр «Наука»,

2007. – 49 с.

5.

Методическая разработка для преподавателей детских хореографических

школ и школ искусств / В.П.Сердюков // О.М.Гутина. – М. 1988. – 31 с.

6.

Основные

элементы

классического

танца:

учебное

пособие

/

М.В.Смирнова // Е.Соколова. – Ростов-на-Дону. 1995. 71 с.



В раздел образования