Автор: Филимонова Наталья Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Совместная образовательная деятельность педагога-психолога и музыкального руководителя
Тема: "Лучики радости"
Раздел: дошкольное образование
Совместная образовательная деятельность педагога-психолога и
музыкального руководителя
С детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Лучики радости»
Цель:
создание
социальной
ситуации
развития
в
процессе
образовательной
деятельности «Лучики радости».
Задачи:
создать условия для развития способности чувствовать и передавать другим
эмоциональную теплоту и радость;
создать условия для комплексной интеграции знаний детей, приобретения
чувственно-интеллектуального и эстетического опыта;
пробовать
устанавливать
ассоциативные
связи
между
миром
фантазии
и
миром реальности;
развивать
музыкальность
через
объединение
различных
ощущений:
зрительных,
слуховых,
тактильных,
двигательных
–
в
процессе
музыцырования;
учить
передавать
эмоциональную
окраску
песни
путем
выразительных
средств исполнения: весёлую, задорную – легким звуком в оживленном темпе;
познакомить детей с музыкальной терминологией;
воспитывать эмпатию, толерантность.
Оборудование:
кассеты и диски с фонограммой;
музыкальный центр;
музыкальные инструменты;
цветы;
ширма;
Солнце и Туча;
стаканчики с улыбками;
обруч;
украшенный ватман.
(Дети спокойно входят в зал, выстраиваются в круг).
Музыкальный руководитель поёт музыкальное приветствие:
- Здравствуйте! (По ступеням мажорного трезвучия. Дети отвечают также).
Музыкальный руководитель:
- Мне очень приятно видеть вас, и, чтобы создать вам радостное, приподнятое
настроение
я
хочу
предложить
вам
поиграть.
Наша
игра
будет
называться
«Здравствуйте!».
Игра «Здравствуйте!»
Встаньте парами – лицом друг к другу, ударяем по коленям (та-та) и друг другу
хлопаем по ладошкам (здрав-ствуй-те). Всё проговариваем. Затем покружились в
одну сторону и другую. И дети, которые стоят лицом в круг переходят к следующему
ребенку по часовой стрелке.
Психолог (берёт Солнышко, показывает детям):
- Посмотрите, какое красивое Солнышко нас приветствует. Солнце, Солнце,
ты, где побывало?
1
(голосовая фонограмма)
Солнце:
Днём я весь мир повидало!
Тепло раздавала детям,
Всем цветам и птицам на свете
Я льды на горах растопило
И поля водой напоило,
Я пригрела маленького котенка
И большого смешного слоненка!..
Психолог:
- Какое настроение у Солнышка? Как вы думаете? Покажите. Настроение
может быть не только у нас, у Солнышка, но и у музыки.
(Дети мимикой выражают настроение)
(Звучит минорная музыка – фрагмент из ноктюрна «Утешения» Ф. Листа, настроение
у Солнышка меняется).
Музыкальный руководитель:
Какой характер у прослушанного произведения?
Музыкальный
руководитель
даёт
определение:
ноктюрн
–
небольшая
музыкальная пьеса, спокойно-напевного характера, в переводе означает «ночная»).
Психолог:
- Ребята, прослушав ноктюрн, у вас изменилось настроение? Какое оно сейчас
стало? Покажите (дети мимикой изображают своё настроение). Даже у Солнышка
изменилось настроение? Посмотрите.
Туча (голос):
Солнце мне совсем не нужно,
Ну-ка! Спрячу его дружно!
Спрячу где-то по пути,
Пусть попробуют найти!
Психолог:
- Как жаль, что Туча спрятала Солнышко. Как же без него жить? Ребята, что мы
можем придумать и сделать такое, чтобы стало теплее и веселее?
(Психолог обобщает ответы детей).
-
Да, у нас должно быть только хорошее и радостное настроение. Это и
спасет наше Солнышко. Сейчас мы будем создавать хорошее настроение. А как?
(варианты детей).
Игровое упражнение «Парад солнечных улыбок»
Музыкальный руководитель:
- Я предлагаю
подарить друг другу улыбки. Берите коробочки с улыбками,
под
музыку
будем
вращать
коробочками
(жёлтые
коробочки
из
под
йогуртов,
украшенные улыбками), друг другу улыбаться, а на припев песни поменяемся друг с
другом коробочками. У нас с вами получится «Парад солнечных улыбок.
(Звучит песня: «Улыбка» В. Шаинского).
Психолог:
- Какие у нас улыбки? (дети предлагают различные варианты). А мне кажется
они золотые. Пусть наши улыбки поднимут настроение Туче, может она вернёт нам
Солнышко? (дети кладут возле Тучи коробочки).
Музыкальный руководитель:
- Я знаю золотую загадку:
Золотое солнце в золотой рубашке,
Всюду разбросало жёлтые кругляшки. (Одуванчики)
Психолог (после ответа детей, делает вывод):
Уронило Солнце лучик золотой,
2
Вырос одуванчик – первый, молодой.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, что это за цветы у меня? Они похожи на одуванчики? Что вы про них
знаете?
С
ними
можно
танцевать?
Возьмите
в
руки
одуванчики,
и
вот
уже
произошло
превращение – теперь вы Одуванчики.
Танцевальная импровизация «Одуванчики» - Donna Lukrezia (Rondo Veneziano)
(В конце танца кладем цветы на пол в обруч).
- Посмотрите, какая солнечная клумба у нас получилась. Мы снова стали
ребятами и можем полюбоваться нашим творением. Как вы думаете,
Туче наша
клумба понравится?
-
Я
смотрю,
у
вас
глазки
повеселели,
но
Туча
никак
не
хочет
отпускать
Солнышко. Видимо у кого-то ещё грустинки в глазах (дети мимикой показывают
настроение).
Психолог:
- Посмотрите, одуванчики у нас все дружные, а мы с вами дружные? Сейчас
проверим.
Игра «Я тоже»
Дети с педагогами стоят по кругу, каждый по очереди проговаривает фразу,
почему он считает себя хорошим другом, остальные хором повторяют фразу: «Я
тоже!» (например, «Я хороший друг, потому что всегда приду на помощь!» - «Я
тоже!»).
- Грустинок в глазах ни у кого не вижу! Как здорово, что мы все умеем дружить!
Появляется Солнечный зайчик (игрушка-оригами), поёт:
Я зайчик, зайчик, зайчик!
Скачу, скачу, скачу,
Я Солнечный – и, значит,
Скачу, куда хочу!
Психолог:
- Кто это? Откуда берутся Солнечные зайчики?
Музыкальный руководитель:
- Ребята, Солнышко прислало нам своего гонца – маленького солнечного
зайчика. Мы сейчас разучим новую
песенку про зайчика, и уже точно, тучка
освободит Солнышко.
Разучивание песни «Солнечный зайчик», муз. В. Мурадели, сл. М. Садовского.
(Психолог прячет Тучу, появляется Солнышко).
Психолог:
- Ребята, давайте подарим Солнышку хорошее, радостное настроение.
(Дети оставляют ладошки – лучики (нетрадиционное рисование) на Солнышке.
Музыкальный руководитель и психолог подводят рефлексию занятия:
- Что сегодня вечером вы расскажите родителям про нашу встречу? Что нового
вы узнали? Какие трудности? Что вам особенно запомнилось?
-
Радостью
и
дружбой
можно
спасти
мир.
О
нашей
встрече
вам
будет
напоминать рисунок Солнышка, который будет всегда согревать и радовать вас.
(Дети с Солнышком под музыку возвращаются в группу).
3