Автор: Светлана Валерьевна Афанасьева
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Аннинская СОШ №3
Населённый пункт: Воронежская область, п.г.т. Анна
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является
одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности.
Одним из приоритетных направлений модернизации образования является внедрение
средств компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования
нового типа, направленного на развитие личности.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс
учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной
техники в учебном процессе.
Использование ИКТ в работе открывает возможности:
представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными
способами;
создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
активизировать познавательную деятельность воспитанников;
оптимально использовать время на занятии.
Чтобы использовать ИКТ в процессе обучения, образовательное пространство должно
быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).
При проведении занятий с использованием компьютерной техники, организация и
режим
занятий
должны
соответствовать
требованиям
к
персональным
электронно-
вычислительным машинам и организации работы.
В
дошкольных
образовательных
учреждениях
рекомендуемая
непрерывная
продолжительность работы на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна
превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.
Игровые занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не более
одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой
работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. Обязательно проводятся
физкультминутки и гимнастика для глаз.
Не допускается проводить данные занятия за счет времени, отведенного для сна,
дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.
Необходимость
использования
информационных
технологий
в
специальном
коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья
компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов
социализации.
В сети Интернет большое количество презентаций и
интерактивных игр
на
разнообразные темы. Но не все презентации доступны детям с ОВЗ. Необходимо тщательно
подбирать их и адаптировать для детей данной категории.
При подборе презентаций и игр необходимо уделять внимание тому, насколько они
методически грамотно составлены, на графику, четкость, правильность инструкций, на
количество слайдов.
1.
Презентации и игры не должны быть перегружены второстепенными элементами,
лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к
быстрому утомлению.
2.
Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и
психическое беспокойство детей.
3.
Задания должны быть понятны ребенку, инструкция должна даваться перед
выполнением.
4.
Время выполнения не должно ограничиваться, чтобы дать возможность детям без
спешки обдумать пути и способы решения.
5.
Графика должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих
цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий.
Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с
традиционными формами развития дошкольников с ОВЗ компьютерные презентации
обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес;
компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в
совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
повышается скорость запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная,
слуховая, моторная);
активизируются психические процессы и мелкая моторика рук;
формируется рефлексивное мышление воспитанников, повышается их интеллектуально-
творческое развитие.
В процессе использования интерактивных игр у воспитанников повышается мотивация
познания, наблюдается положительная динамика развития внимания, памяти, мышления,
воображения, речи, у детей расширяется кругозор. Интерактивные игры способствуют
развитию ориентировки в пространстве, координации движений руки и глаза.
На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются
средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными
потребностями и активно используются в работе. В качестве примера можно привести
следующие программы.
«Мир за твоим окном» — первая в России специализированная компьютерная
программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста
с различными нарушениями в развитии. Программа посвящена теме «Времена года».
Программно-аппаратный
комплекс
«Видимая
речь
III»
предназначен
для
коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения,
голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи.
Логопедический
тренажер
«Дэльфа-142» помогает
работать
над
некоторыми
произносительными навыками и элементами письменной речи.
Визуальный тренажер произношения – программа, которая разрабатывалась в центре
«Специальные образовательные технологии» как более доступный по стоимости аналог
версий
программы
«Видимая
речь».
Разработка
содержит
шесть
модулей,
которые
рассчитаны на использование логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми
проблемами.
Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с компьютером. С
осторожностью следует решать вопрос о презентациях и интерактивных играх, если у ребенка
имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку
компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.
Следует помнить, что есть нозологии и состояние ребёнка, которые запрещают
использование ИКТ в работе с некоторыми детьми. Работая по внедрению ИКТ в
образовательный процесс, следует тесно взаимодействовать с родителями воспитанников,
проводить консультации (например, «Использование ресурсов сети Интернет», «Развитие
ребенка посредствам ИКТ», а также познакомить с памяткой «Полезные ссылки».)
Таким образом, использование информационных технологий дает возможность
существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс в ДОУ и
повысить его эффективность.