Напоминание

"Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ"


Автор: Светлана Валерьевна Афанасьева
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Аннинская СОШ №3
Населённый пункт: Воронежская область, п.г.т. Анна
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является

одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их

полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах

профессиональной и социальной деятельности.

Одним из приоритетных направлений модернизации образования является внедрение

средств компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования

нового типа, направленного на развитие личности.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс

учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной

техники в учебном процессе.

Использование ИКТ в работе открывает возможности:

представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными

способами;

создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;

активизировать познавательную деятельность воспитанников;

оптимально использовать время на занятии.

Чтобы использовать ИКТ в процессе обучения, образовательное пространство должно

быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).

При проведении занятий с использованием компьютерной техники, организация и

режим

занятий

должны

соответствовать

требованиям

к

персональным

электронно-

вычислительным машинам и организации работы.

В

дошкольных

образовательных

учреждениях

рекомендуемая

непрерывная

продолжительность работы на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна

превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.

Игровые занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не более

одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой

работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. Обязательно проводятся

физкультминутки и гимнастика для глаз.

Не допускается проводить данные занятия за счет времени, отведенного для сна,

дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

Необходимость

использования

информационных

технологий

в

специальном

коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья

компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов

социализации.

В сети Интернет большое количество презентаций и

интерактивных игр

на

разнообразные темы. Но не все презентации доступны детям с ОВЗ. Необходимо тщательно

подбирать их и адаптировать для детей данной категории.

При подборе презентаций и игр необходимо уделять внимание тому, насколько они

методически грамотно составлены, на графику, четкость, правильность инструкций, на

количество слайдов.

1.

Презентации и игры не должны быть перегружены второстепенными элементами,

лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к

быстрому утомлению.

2.

Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и

психическое беспокойство детей.

3.

Задания должны быть понятны ребенку, инструкция должна даваться перед

выполнением.

4.

Время выполнения не должно ограничиваться, чтобы дать возможность детям без

спешки обдумать пути и способы решения.

5.

Графика должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих

цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий.

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с

традиционными формами развития дошкольников с ОВЗ компьютерные презентации

обладают рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей

огромный интерес;

компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в

совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

повышается скорость запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная,

слуховая, моторная);

активизируются психические процессы и мелкая моторика рук;

формируется рефлексивное мышление воспитанников, повышается их интеллектуально-

творческое развитие.

В процессе использования интерактивных игр у воспитанников повышается мотивация

познания, наблюдается положительная динамика развития внимания, памяти, мышления,

воображения, речи, у детей расширяется кругозор. Интерактивные игры способствуют

развитию ориентировки в пространстве, координации движений руки и глаза.

На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются

средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными

потребностями и активно используются в работе. В качестве примера можно привести

следующие программы.

«Мир за твоим окном» — первая в России специализированная компьютерная

программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста

с различными нарушениями в развитии. Программа посвящена теме «Времена года».

Программно-аппаратный

комплекс

«Видимая

речь

III»

предназначен

для

коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения,

голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи.

Логопедический

тренажер

«Дэльфа-142» помогает

работать

над

некоторыми

произносительными навыками и элементами письменной речи.

Визуальный тренажер произношения – программа, которая разрабатывалась в центре

«Специальные образовательные технологии» как более доступный по стоимости аналог

версий

программы

«Видимая

речь».

Разработка

содержит

шесть

модулей,

которые

рассчитаны на использование логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми

проблемами.

Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с компьютером. С

осторожностью следует решать вопрос о презентациях и интерактивных играх, если у ребенка

имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку

компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Следует помнить, что есть нозологии и состояние ребёнка, которые запрещают

использование ИКТ в работе с некоторыми детьми. Работая по внедрению ИКТ в

образовательный процесс, следует тесно взаимодействовать с родителями воспитанников,

проводить консультации (например, «Использование ресурсов сети Интернет», «Развитие

ребенка посредствам ИКТ», а также познакомить с памяткой «Полезные ссылки».)

Таким образом, использование информационных технологий дает возможность

существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс в ДОУ и

повысить его эффективность.



В раздел образования