Напоминание

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей ЗПР 4-5 лет


Автор: Казакова Наталья Витальевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: учитель-дефектолог
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей ЗПР 4-5 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №146»

г.Рязань

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №146»

«___»_______2020 года

__________Е.В. Закусило

ПРИНЯТО

Советом педагогов

МБДОУ «Детский сад №146»

Протокол №____ от «___» ____ 202_года

Рабочая программа

для детей с ЗПР

в среденей группе 4-5лет

на 2020– 2021 учебный год

Программа разработана с учетом ФГОС на основе

С.Г.

Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»,

Е.А.Стребелевой, Е.А. Екжановой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание

детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

Составил: учитель-дефектолог

Казакова Н. В.

1

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

2.Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей с ЗПР………….6

3.Характеристика детей с ЗПР…………………………………,………………..9

4.Формы организации коррекционной работы………………………..……….15

5.График организации образовательного процесса…………………………...16

6. Содержание коррекционной работы………………………………………..17

7. Планируемые результаты освоения программы………………………..….36

8.Система мониторинга и достижения детьми планируемых результатов….38

9.Список литературы ……………………………………………………………40

2

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для работы в разновозрастной

группе для детей с ЗПР детских дошкольных учреждений. Программа составлена в

соответствии

с

Законом

Российской

Федерации

«Об

образовании»,

соответствующими

направлениями

«Концепции

дошкольного

воспитания»,

«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией

о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и

специальной педагогики и психологии.

Рабочая

программа

разработана

с

учетом

целей

и

задач

адаптированной

образовательной

программы

МБДОУ,

потребностей

и

возможностей

воспитанников ДОУ.

Современное

образование

предусматривает

комплексное,

всестороннее

обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями

к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной

деятельности, технологий и содержания.

Настоящая

программа

носит

коррекционно-развивающий

характер.

Она

предназначена для обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР,

принятых в дошкольное учреждение.

Основной базой рабочей программы являются:

- Образовательная программа детского сада.

- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т.

Шевченко.

- Е.А.Стребелевой, Е.А. Екжановой «Коррекционно-развивающее обучение и

воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

Образовательные области программы:

1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- раздел

«Ознакомление с окружающим миром».

2. Образовательная область «Познавательное развитие»- разделы «Развитие

элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим

миром».

3

3. Образовательная область «Речевое развитие»- разделы «Развитие речевого

восприятия», «Подготовка к обучению грамоте».

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые

для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному,

систематичность, доступность и повторяемость материала.

2. Цели, задачи и принципы программы.

- построение системы коррекционно-развивающей работы в группе

компенсирующей направленности для детей с ЗПР в возрасте от 4 до 5 лет,

предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного

образовательного учреждения и родителей дошкольников;

- внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих

широкий выбор оптимальных методов и условий коррекции и реабилитации детей с

ЗПР;

- развитие единой комплексной системы психологической и медико-

педагогической помощи и коррекции психического, интеллектуального и речевого

развития у детей дошкольного возраста с особыми образовательными

потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными

особенностями;

- подготовка к жизни в современном обществе, к адекватному включению в

окружающую социальную среду.

Задачи:

1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и

координации психических нарушений.

2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы

дефектолога в соответствии с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей,

потребностей и интересов дошкольников.

4

Программа

разработана

в

соответствии

с

федеральным

государственным

образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и

подходы:

Принципы:

1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о

сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в

тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы

реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных

навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает

поступательное психическое развитие.

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы

тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений

должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на

взаимосвязь

всех

специалистов

ДОУ.

Программа

предусматривает

полное

взаимодействие

и

преемственность

действий

всех

специалистов

детского

учреждения и родителей дошкольников.

4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на

уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность

обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с

санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает

такой подбор материала, когда между составными частями его существует

логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое

построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество

образования. Концентрированное изучения материала служит также средством

установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате

использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда,

музыкального

руководителя

дети

прочно

усваивают

материал

и

активно

пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы

5

способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти,

восприятия, мышления.

Основные задачи коррекционного обучения:

 овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения

детей с ЗПР в общественную жизнь;

 формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности,

усвоение обогащение знаний о природе и обществе;

 развитие познавательных интересов;

 обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения,

познания,

самовыражения

ребенка,

становления

разных

видов

детской

деятельности.

Сроки реализации программы – сентябрь 2020года – май 2021 года

Планируемые результаты освоения программы.

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В

соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования

определяются независимо от характера программы, форм ее реализации,

особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной

оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут

сравниваться с реальными достижениями детей. целевые ориентиры,

представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного

пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы

базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются

для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного

образования). К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе

завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой

относятся следующие социально- нормативные характеристики возможных

достижений ребенка. Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои

мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы,

6

делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи,

составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у

него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что

обеспечивает формирование предпосылок грамотности. Ребенок любознателен,

склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе,

о природном и социальном мире. Ребенок способен к принятию собственных

решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок

инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать

себе занятия и партнеров по совместной деятельности. Ребенок активен, успешно

взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось

положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам

деятельности. Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет

радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться,

старается разрешать конфликты. Ребенок обладает чувством собственного

достоинства, верой в себя. Ребенок обладает развитым воображением, которое

реализует в разных видах деятельности. Ребенок умеет подчиняться правилам и

социальным нормам, способен к волевым усилиям. У ребенка развиты крупная и

мелкая моторика, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности

дошкольного и начального общего образования.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального

вхождения детей с ЗПР в общественную жизнь. В результате освоения этой

образовательной области нами планируется максимально возможное:

-

формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков

для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и

позитивного отношения к себе;

-

формирование навыков самообслуживания;

-

формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно

воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

7

-

формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях

адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов

детской деятельности и в свободном общении;

-

развитие способности к социальным формам подражания, идентификации,

сравнению, предпочтению.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Основная цель – формирование познавательных процессов и способов умственной

деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие

познавательных процессов. Познавательные процессы окружающей

действительности дошкольников с ЗПР обеспечиваются процессами ощущения,

восприятия, мышления, внимания, памяти. В результате освоения этой

образовательной области нами планируется максимально возможное:

-

формирование и совершенствование перцептивных действий;

-

ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

-

развитие внимания, памяти;

-

развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Основная цель – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как

средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов

детской деятельности, на основе овладения языком своего народа. В результате

освоения этой образовательной области нами планируется максимально возможное:

-

формирование структурных компонентов системы языка – фонетического,

лексического, грамматического;

-

формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции –

развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;

-

формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

3. Характеристика детей с задержкой психического развития.

8

ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии

детского возраста.

Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер

самого отставания, которое преодолевается с возрастом.

Дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в

практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не

закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно

выполнить инструкцию, содержащую

словесное обозначение признака «дай красный карандаш», но самостоятельно

назвать цвет показанного карандаша затрудняется.

Особые трудности дети

испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не

обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина).

Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные

структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие

детали. У детей наблюдается замедленный темп формирования целостного образа

предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изобразительной

деятельностью.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать

некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным

образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки

ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-

двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и

позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура,

фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен

процесс узнавания предметов на ощупь. У детей с задержкой психического

развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые

лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-

моторной, слухо - зрительно - моторной координации (в дальнейшем эти

недостатки препятствуют овладению чтением, письмом). Недостаточность

9

межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма,

трудностях в формировании пространственных ориентировок.

Память детей с задержкой психического развития отличается качественным

своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки

психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и

снижена прочность запоминания.

Характерна неточность воспроизведения и

быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых

мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

У детей с задержкой психического развития отмечается значительное своеобразие в

развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне

наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-

представлений. Дети испытывают сложность создания целого из частей и

выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании

образами.

Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой

психического развития, снижение способности к творческому созданию новых

образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему

дошкольному возрасту у детей с задержкой психического развития не формируется

соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического

развития: дети не выделяют существенных признаков при общении, обобщают

либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на

вопрос «Как назвать одним словом: диван, шкаф, кровать, стул?», ребенок может

ответить: «Это у нас дома есть», «Это все в комнате стоит», «Это все нужное

человеку». Особое внимание заслуживает рассмотрение особенностей речевого

развития детей с задержкой психического развития. Нарушения речи при задержке

психического развития у детей 4-5 лет преимущественно носят системный характер

и входят в структуру дефекта. Многим детям присущи недостатки

звукопроизношения и фонематического развития. Среди воспитанников

специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как

10

дизартрия. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании

сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций

типа «Коля старше Миши», «Береза растет на краю поля», дети плохо понимают

содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования

рассказов, сказок, текстов для пересказа.

Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи

редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов.

Затруднены словообразовательные процессы.

Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд

грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если

сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в

употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго

типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему

и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или

прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно. Незрелость

внутри речевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом

оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной

речи. Дети не могут пересказывать небольшой текст, составлять рассказ по серии

сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое

рассказывание.

Все названные особенности наиболее ярко проявляются на уровне игровой

деятельности детей с задержкой психического развития. У них снижен интерес к

игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к

стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.

Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается

играть в «больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с

«инструментами» и идет…в магазин, т.к. его привлекли красочные атрибуты в

игровом уголке и действия других детей. Не сформирована игра и как совместная

деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения

неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.

11

Дети 4-5 лет с ЗПР переходят на этап сюжетно-ролевой игры, но уровень ее

развития достаточно низкий и требует коррекции.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие

формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера

коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на

более низкой ступени развития, чем сверстники. Старшие дошкольники с ЗПР не

готовы к внеситуативно-личностному общению с взрослыми, в отличие от своих

нормальных сверстников, они достигают лишь уровня ситуативно-делового

общения. Эти факты необходимо учитывать при построении системы

педагогической коррекции.

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает

сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям

со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими

взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы

детей с задержкой психического развития. У них не наблюдается тяжелых

двигательных расстройств, однако, при более пристальном рассмотрении

обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в

основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как

точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно

несовершенство моторики рук, зрительно-моторной координации.

4 .Формы организации коррекционной работы

Индивидуальная работа с детьми составляет существенную часть работы

учителя-дефектолога в течение каждого рабочего дня недели в целом. Она

направлена

на

осуществлении

коррекции

индивидуальных

познавательных,

речевых

и

иных

недостатков

психофизического

развития

воспитанников,

создающие

определенные

трудности

в

овладении

программой.

Учет

индивидуальных занятий фиксируется в журнале посещаемости детьми. План

12

коррекционной работы составляется дефектологом на основе анализа протокола

обследования ребёнка с ЗПР (сентябрь) и корректируется после промежуточного

мониторинга

(январь).

В

индивидуальном

плане

отражены

направления

коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе

комплексного

психолого-педагогического

обследования

нарушения

познавательной деятельности, речевой функции речи, ВПФ и пробелы в знаниях,

умениях, навыках ребёнка с ЗПР. Это позволяет повысить эффективность занятий и

осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При

проведении индивидуальной коррекционной работы по исправлению недостатков

развития, учителю-дефектологу необходимы четкая организация работы, знание

возрастных особенностей и личности ребенка, учет специфических проявлений

дефекта.

Фронтальные занятия (подгрупповые) по ведущему нарушению развития

проводятся по мере создания подгрупп с одинаковым ведущим нарушением.

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю в зависимости от

тяжести структуры дефекта. Продолжительность занятия составляет 15-20 минут в

зависимости от возрастных и личностных особенностей ребенка.

Подгрупповые занятия проводятся 1–2 раза в неделю продолжительность

составляет 20 минут в зависимости от возрастных и личностных особенностей

детей, занимающихся в одной подгруппе.

1.График организации образовательного процесса

Сроки

Содержание работы

1-15 сентября

Психолого-педагогическое обследование детей с ЗПР.

Психолого-педагогический

мониторинг:

выявление

особенностей динамики развития каждого воспитанника и

13

15 мая – 31 мая

16 сентября – 12 мая

группы в целом. Оценка нервно-психического развития.

Психолого-педагогическое обследование детей с ЗПР.

Непосредственно

образовательная

деятельность.

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий

2. Содержание коррекционной работы

Реализация Программы происходит через следующие направления:

Социально – коммуникативное развитие.

Основной целью данного направления являются уточнение, расширение и

систематизация представлений детей об окружающей действительности; усвоение

норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия

ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального

интеллекта; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основными задачами являются:

Уточнение,

расширение,

обогащение

представлений

дошкольников о себе, окружающем предметном и социальном мире

Формирование

умения

наблюдать,

выделять

существенные

признаки изучаемых предметов и явлений, делать обобщения и простые

выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Уточнение

и

обогащение

словарного

запаса

в

процессе

ознакомления с окружающей действительностью.

Познавательное развитие.

14

Целью данного

направления

являются

формирование элементарных

математических

представлений

и

всестороннее

развитие

познавательных

процессов;

развитие

интересов

детей,

любознательности

и

познавательной

мотивации.

Основными задачами являются:

Формирование

познавательных

действий,

развитие

математического мышления.

Формирование количественных, пространственных и временных

представлений.

Приобщение

к

математическому

материалу,

развитие

воображения, интеллекта, эмоциональной сферы.

Формирование представлений об объектах окружающего мира, о

свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Развитие способностей к установлению конкретных связей и

зависимостей.

Речевое развитие.

Основная цель этого направления – формирование звуковой аналитико –

синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основными задачами являются:

Уточнение и обогащение словарного запаса детей.

Развитие связной речи: формирование и совершенствование

целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия

употребляемых

слов,

грамматической

правильности

построения

предложений, внятности и выразительности речи.

Формирование у детей направленности на звуковую сторону

речи: развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять

из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки близкие по

звучанию и произношению.

Совершенствование сенсорного опыта в области русского языка,

развитие способности выделять гласные и согласные звуки.

15

Формирование приемов умственной деятельности, необходимых

для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные

признаки и обобщать явления языка.

Формирование лексико – грамматических средств языка, развитие

навыков связной речи.

Коррекционная работа.

Основная цель этого направления – социализация дошкольников с ЗПР,

всестороннее их развитие.

Основными задачами являются:

1.

Обследование

детей,

определение

структуры

и

степени

выраженности имеющихся дефектов у детей; выявление «уровня

обучаемости», т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками

в соответствии с возрастными возможностями.

2. Комплектование подгрупп для занятий по ведущему нарушению с

учетом психофизического состояния детей.

3. Осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию

отклонений в развитии детей; использование разнообразных форм,

приемов, методов и средств обучения в рамках государственных

стандартов.

4.

Проведение

подгрупповых

и

индивидуальных

занятий

по

исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных

функций.

5. Планирование работы согласно результатам диагностики, учитывая

индивидуальные особенности детей.

Коррекция осуществляется в соответствии с индивидуальными перспективными

планами коррекционно - развивающей работы.

Результаты психолого-

педагогической

диагностики

Направления коррекционно-развивающей работы

Не сформированность

Формирование свойств и явлений: формы, цвета,

16

восприятия

величины, пространства, времени.

Накопление обобщенных представлений о свойствах

предметов.

Освоение

предметно-практической

деятельности,

способствующей выявлению разнообразных свойств в

предметах, а также пониманию отношений между

предметами (временных и пространственных).

Не сформированность

внимания

Развитие

способности

к

концентрации

и

распределению внимания.

Развитие устойчивости, повышение объема.

Не сформированность

памяти

Расширение объема и устойчивости, формирование

приемов запоминания, развитие смысловой памяти.

Не сформированность

мыслительной

деятельности

Стимуляция мыслительной активности.

Формирование мыслительных операций ( анализа,

сравнения,

обобщения,

выделения

существенных

признаков и закономерностей).

Развитие элементарного умозаключающего мышления

и гибкости мыслительных процессов.

Не сформированность

речи

Целенаправленное формирование функций речи.

Развитие

и

совершенствование

артикуляционной

моторики.

Развитие слухового восприятия, внимания.

Развитие ритма.

Формирование произносительных умений и навыков.

Совершенствование лексических и грамматических

средств языка.

Формирование

навыков

построения

связных

монологических высказываний.

Развитие

навыков

контроля

и

самоконтроля

за

17

построением связных высказываний.

Формирование предпосылок для овладения навыками

письма и чтения.

Несформированность

моторики

Формирование

восприятия,

зрительно-моторной

координации.

Развитие

внимания

и

памяти

при

выполнении

графических и письменных заданий.

Формирование навыков письма, печатанья букв и

цифр.

Несформированность

математических

представлений

Развитие математического мышления.

Формирование количественных, пространственных и

временных представлений.

Формирование

навыков

счета

с

использованием

различных анализаторов.

Формирование знаний о независимости числа от

размера и пространственного расположения объекта.

Развитие умений в сравнении множеств, определении

состава числа из единиц и двух меньших чисел.

Формирование навыков порядкового счета.

Индивидуальная работа.

Основными задачами являются:

Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой

положительной мотивации в различных видах деятельности.

Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и

индивидуально – типологических возможностей.

Формирование психологического базиса для развития ВПФ.

18

Коррекция недостатков в моторно - двигательной сфере, развитие

общей и мелкой и артикуляционной моторики, формирование чувства ритма.

Целенаправленное формирование ВПФ

(развитие сенсорно-

перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений,

формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи,

развитие творческих способностей).

Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных,

ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов (всестороннее

развитие

предметно-практической

деятельности,

целенаправленное

формирование

игровой

деятельности,

формирование

предпосылок

для

овладения

учебной

деятельностью:

умений

программировать,

контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении

заданий учебного типа, ориентация на формирование основных компонентов

психологической готовности к школьному обучению.

Коррекция

недостатков

в

эмоционально-волевой

сфере

(формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции

поведения, преодоление негативных качеств формирующегося характера,

предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений,

отклонений в поведении).

Годовое тематическое планирование подгруппой работы учителя-

дефектолога с детьми 4-5 лет

месяц

Ознакомление с

окружающим

Развитие

элементарных

математических представлений

Развитие

высших

психических функций.

Сентябрь

1-2

неделя

Диагностика

1.

неделя

«Наш

детский сад»

Один и много. Сравнение множеств,

установление

соответствия

между

ними.. большой-маленький. Круг.

Домино-вкладыши. Цвет,

формы.

Соотнесение.

Мелкая моторика.

19

2.

Неделя

«Игрушки»

Сравнение чисел 3-4. счёт по образцу.

Вкладыши, цвет, форма.

Мелкая моторика.

Октябрь

1неделя

«Фрукты»

Установление

соответствия

между

числом

и

количеством

предметов.

Большой-маленький-поменьше.

Квадрат.

«Заплаточки». Цветовое

лото. Мелкая моторика.

2

неделя

«Овощи»

Ознакомление

с

цифрой

1.

слева,

посередине, справа. Круг, квадрат.

Соотнесение

цвета

и

формы.

Мелкая

моторика.

3 неделя «Лес

.Деревья»

Цифра

1.

Большой,

маленький,

поменьше, одинаковые. Треугольник.

Домино-вкладыши.

Мелкая моторика.

4

неделя

«Осень»

Цифра

2.

вчера,

сегодня,

завтра,

далеко, близко.

«Заплаточки». Цветовое

лото. Мелкая моторика.

5

неделя

«Осень»

(повторение)

Цифра 2. короткий-длинный. Овал.

Соотнесение

цвета

и

формы.

Мелкая

моторика.

Ноябрь

1неделя

«Человек. Наше

тело»

Цифра

3.

соотнесение

цифры

с

количеством предметов. Времена года.

«Заплаточки». Цветовое

лото. Мелкая моторика.

2

неделя

«Семья»

Цифры 1, 2, 3. высокий-низкий.

Домино-вкладыши.

Мелкая моторика.

20

3 неделя «Дом.

Мебель»

Соотнесение количества предметов с

цифрой.

Сравнение

чисел

3,

4.

широкий-узкий. Прямоугольник.

Домино-вкладыши.

Мелкая моторика.

4

неделя

«Город»

Независимость

числа

от

пространственного

расположения

предметов.

Счёт

по

образцу.

Сравнение

смежных

чисел.

Установление равенства. Положение

предметов по отношению к себе. Круг,

овал.

Соотнесение

цвета

и

формы.

Мелкая

моторика.

Декабрь

1неделя

«Транспорт»

Цифра

4.

большой,

поменьше,

самый маленький.

Мелкая моторика.

2 неделя «Зима»

Закрепление знаний о цифрах 1, 2,

3, 4. влево-вправо.

Домино-вкладыши. Мелкая

моторика.

3

неделя

«Зимующие

птицы»

Закрепление знаний о цифрах 1, 2,

3, 4.

Счёт по образцу. Сравнение чисел3

и 4. далеко, близко.

«Заплаточки».

Цветовое

лото. Мелкая моторика.

4

неделя

«Новогодний

праздник»

Соотнесение цифры с количеством

предметов. Вверху, внизу, слева,

справа,

под.

Квадрат,

прямоугольник. Времена года.

Соотнесение цвета и формы.

Мелкая моторика.

Январь

1-2

недели

каникулы

21

3

неделя

диагностика

Цифра 5. слева, посередине, справа.

Сравнение,

установление

закономерностей.

«Заплаточки».

Цветовое

лото. Мелкая моторика.

3

неделя

«

Домашние

животные

и

птицы»

Цифра 5. сравнение чисел 4 и 5.

соотнесение

формы

предмета

с

геометрическими

фигурами.

Быстро-медленно.

Домино-вкладыши. Мелкая

моторика.

4

неделя

«

Дикие животные

»

«Животные

жарких стран »

Порядковые

числительные.

Ориентировка

на

листе

бумаги.

Овал, круг, квадрат, треугольник,

Сравнение знакомых предметов с

геометрическими

фигурами.

прямоугольник.

Установление

последовательности

событий. Мелкая моторика.

Февраль

1

неделя

«Животные

Севера»

Независимость числа от величины

предметов. Широкий, поуже, ещё

уже, самый узкий.

Установление

последовательности

событий(

части

суток).

Мелкая моторика.

2 неделя «Мир

морей

и

океанов».

Счёт по образцу. Цифры 1, 2, 3, 4, 5.

соотнесение

цифры

с

числом.

Вчера, сегодня, завтра. Объёмные

тела: шар, куб, цилиндр.

Соотнесение цвета и формы.

Мелкая моторика.

3 неделя «День

защитника

Отечества»

Порядковые

числительные.

Установление соответствия между

количеством предметов и цифрой.

Геометрические фигуры.

Домино-вкладыши. Мелкая

моторика.

4

неделя

«Профессии»

Установление соответствия между

цифрой и количеством предметов.

Развитие

внимания.

Соотнесение цвета и формы.

22

Слева, посередине, справа.

Мелкая моторика.

Март

1

неделя

«8

Марта»

Порядковые числительные. Счёт по

образцу.

Установление

соответствия

между

количеством

предметов и цифрой. Влево, вправо.

«Заплаточки».

Цветовое

лото. Мелкая моторика.

2

неделя

«Посуда»

Независимость

числа

от

пространственного

расположения

предметов. Развитие глазомера.

Домино-вкладыши. Мелкая

моторика.

3

неделя

-

«Продукты»

4 неделя – Весна

Порядковый

счёт.

Определение

пространственного

расположения

предметов по отношению к себе.

Счёт по образцу. Числа и цифры 1,

2, 3, 4, 5. соотнесение количества

предметов с цифрой.

«Заплаточки».

Цветовое

лото. Соотнесение цвета и

формы. Мелкая моторика.

Апрель

1

неделя

«Сезонная

одежда. Обувь»

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5.

Порядковый счёт. Ориентировка на

листе бумаги.

Домино-вкладыши.

2

неделя

«Космос»

Соотнесение количества предметов

с

цифрой.

Счёт

по

образцу.

Сравнение реальных предметов с

геометрическими телами.

Развитие

воображения,

восприятия.

Мелкая

моторика

3

неделя

«Перелётные

птицы»

Соотнесение количества предметов

с цифрой. Математическая загадка.

Слева, справа.

Мозайка. Мелкая моторика

4 неделя «Дикие

животные

весной»

Математическая

загадка.

Закрепление

знаний

о

цифрах.

«Заплаточки».

Цветовое

лото. Мелкая моторика.

23

Широкий-узкий. Времена года.

Май

1.

неделя

«Насекомые»

Независимость

числа

от

пространственного

расположения

предметов. Развитие глазомера.

Домино-вкладыши.

Соотнесение цвета и формы.

Мелкая моторика.

2 неделя «День

Победы»

Повторение.

«Заплаточки».

Цветовое

лото. Мелкая моторика.

3-4 неделя

Диагностика

2. Планируемые результаты освоения программы

В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны

уметь:

1. Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»;сравнивать

количество предметов в группах;сравнивать два предмета по величине на

основе их приложения или наложения;различать и называть геометрические

фигуры;определять положение предметов в пространстве, двигаться в

нужном направлении; определять времена года;

2.Называть

разные

предметы,

которые

окружают

ребенка,

знать

их

назначение;называть

диких,

домашних

животных

и

птиц;различать

и

называть

некоторые

растения,

дикие,

домашние

животные

и

птицы

ближайшего окружения;

4. Система мониторинга и достижения детьми планируемых результатов

Мониторинг представляет собой систему мероприятий по наблюдению,

анализу,

оценке

и

прогнозу

дальнейшего

развития

ребенка.

Проводится

индивидуально

два

раза

в

год

в

январе

и

мае.

Определяется

уровень

познавательного

развития -

январь, май; уровень овладения необходимыми

навыками и умениями по образовательным областям: Познавательное развитие,

Ознакомление с окружающим миром, Развитие речи и др. – январь, май.

24

Результаты оцениваются по 4 критериям: высокий уровень развития, средний,

ниже среднего и низкий уровень и отражают эффективность воспитательно-

образовательного

и

коррекционно-педагогического

процессов.

На

основе

полученных

данных

подбираются

технологии,

методы

педагогического

воздействия, соответствующие уровню развития каждого ребенка на данном этапе

его развития. Если ребенок по результатам первичной комплексной диагностики

или при отсутствии положительной динамики промежуточной диагностики по

разным причинам не готов к усвоению данной программы,

то для него

разрабатывается

индивидуальный

образовательный

маршрут.

Структура

мониторинга: ребенку предлагается выполнить задания в игровой форме, что

делает процедуру интересной и увлекательной. Педагог обрабатывает полученные

результаты. Данные заносятся в сводную таблицу

- матрицу результатов

педагогического обследования, в индивидуальную карту развития ребенка, в

сводную таблицу по группе, с вычерчиванием графика, что дает возможность

проследить динамику развития всей группы и каждого ребенка. По результатам

мониторинга специалистом составляется аналитическая справка с выводами и

рекомендациями.

Критерии оценки результатов диагностического обследования

4 балла - высокий уровень (в) – ребенок выполняет задание правильно и

самостоятельно.

3 балла – средний уровень (с) – принимает и выполняет задание при

организующей или направляющей помощи взрослого. В конечном результате

заинтересован.

2 балла – ниже среднего (н/с) – задание принимает частично. Нуждается в

практически – действенной помощи педагога. Заинтересованность в конечном

результате недостаточная.

1 балл – низкий уровень (н) – ребенок не приступает к выполнению задания

или действует случайным образом; не воспринимает помощи со стороны, не

понимает смысла задания. В конечном результате не заинтересован.

25

5.Список литературы

1. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и

воспитание».

/-Москва:

Просвещение,

2010

г.

/Программа

дошкольных

образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением

интеллекта/.

2.

Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до

школы” под ред. М.А. Васильевой,Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы -М.: Мозаика-

Синтез, 2011.

3. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического

развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. ШевченкоМ.: Школьная Пресса, 2003.

4.

Т.Б.Филичева,

Г.В.Чиркина,

Т.В.Туманова,

С.А.Миронова,А.В.Лагутина«Коррекция

нарушений

речи».

/-Москва

:

Просвещение,2014 г. /Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с

нарушениями речи/.

5 . И.А. Морозова, М.А.Пушкарева «Развитие элементарныхматематических

представлений». /-Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009 г./Конспекты занятий для

работы с детьми 4-5 лет с ЗПР/.

6. Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду». /-Москва: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2008 г. /Конспекты занятий с детьми 4-5 лет с ОНР/.

7. Л.Н.Смирнова «Логопедическая диагностика, коррекция ипрофилактика

нарушений у дошкольников с ДЦП» /-С.-Пб.: Детство-Пресс, 2004 г.

8. Е.В.Кириллова «Логопедическая работа с безречевыми детьми» /-Москва:

Сфера, 2011 г.

9. Л.П.Воронина, Н.А.Червякова «Картотеки артикуляционной идыхательной

гимнастики, массажа и самомассажа» /-С.-Пб.:Детство-Пресс, 2013 г.

10. З.Е.Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам

иродителям» /-С.-Пб.: Детство-Пресс, 2003 г.

26

11. О.В.Бачина, Л.Н.Самородова «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка

с недостатками речи» /-Москва: Сфера, 2011 г.

12. С.О.Ермакова «Пальчиковые игры для детей» /-Москва: РИПОЛ-

Классик,2008г.

13.Борякова Н.Ю., Касицына М.А. «Коррекционно-педагогическая работа в

детском саду для детей с задержкой психического развития», М.,2004.

14.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в

развитии: Кн. для педагога-дефектолога М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.

15.

Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с

органическим

поражением

центральной

нервной

системы

в

группах

кратковременного пребывания. М.: Экзамен, 2000г.

27



В раздел образования